• Преподавателю
  • Другое
  • Система проблемно - конфликтных вопросов и задач для воспитательного мероприятия

Система проблемно - конфликтных вопросов и задач для воспитательного мероприятия

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зачёт по теме 4

I План дискуссии

Дискуссия - это спор, направленный на решение задач воспитания. В организации воспитательной работы важное место занимает участие воспитанников в обсуждении проблем, связанных с взаимоотношениями людей, с организацией собственной индивидуальной жизни и жизни коллектива. Дискуссия отличается от обычной беседы учителя с учащимися тем, что ученики вступают в непосредственное общение друг с другом, и если в беседе ученику достаточно высказать верное положение, а учитель дает ему оценку, а часто и объясняет это положение за ученика, то в дискуссии при прямом обращении возражающего ребенка к говорящему, ему приходится самому обосновывать свое высказывание. Такие занятия решают ряд важнейших задач воспитания:

  • сопоставление разных точек зрения, поиск истины;

  • подготовка к самостоятельной исследовательской работе (в малых группах, индивидуально);

  • развитие коммуникативных умений: вести диалог, слушать, соглашаться с мнением партнера, возражать, доказывать свою точку зрения;

  • воспитание уважительного отношения к другому мнению, стремление к согласию.

Применение данной формы организации учебно-воспитательного процесса способствует развитию критического мышления, развивает коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в группе.

При этом, залогом качественного проведения дискуссии, является грамотное планирование. Для наиболее эффективного достижения результатов, предлагаю наиболее сбалансированный план, состоящий из шести основных пунктов:

  1. Вводная беседа. Плавное подведение участников к теме дискуссии, формирование нужного настроя и поля для общения;

  2. Объяснение предмета дискуссии. Например, если речь в дискуссии пойдет о патриотизме, необходимо раскрыть само понятие "патриот" и "патриотизм";

  3. Постановка конкретных вопросов для обсуждения темы. Данный прием не позволяет участникам отходить от темы дискуссии;

  4. Аргументы и доказательства своей точки зрения. Здесь важно учитывать мнение каждого участника дискуссии, что позволяет всем участникам быть услышанными;

  5. Итог дискуссии. Резюмирование и подведение итогов, сопоставление доводов дискутирующих сторон;

  6. Рефлексия. Определение наиболее удачных доводов, участников дискуссии. Выявление участников, чье мнение по проблемному вопросу изменилось, а чье осталось прежним. Почему?

II Возможные трудности при проведении дискуссий

и способы их преодоления

Наиболее актуальными проблемами при использовании данной формы организации учебно-воспитательного процесса являются:

1. Перевод темы.

Дискуссия переводится на другую не менее актуальную для присутствующих тему или, что особенно актуально в начальных классах, на постороннюю тему.

Основными способами преодоления данной проблемы может быть фиксация темы письменно на доске, плакате; повторение предмета, темы и условий дискуссии; повторение участниками основных моментов предыдущих выступлений перед высказыванием своей точки зрения; промежуточные обобщения.

Если же вопрос, поднятый участниками, является для них действительно актуальным, необходимо вынести проблему на отдельную дискуссию, но обязательно после завершения текущей.

2. Злоупотребление временем для выступления отдельными участниками.

Борьба с чрезмерно словоохотливыми участниками дискуссии, не позволяющими выступить более скромным участникам является важной, так как есть риск перехода дискуссии между всеми участниками, к дискуссии между наиболее общительными или же наглыми.

Чтобы преодолеть данную проблему необходимо, прежде всего, проследить, чтобы у каждого участника была возможность высказать своё мнение; дать словоохотливому участнику выговориться а потом сказать: "Позвольте теперь сказать мне" либо "Позвольте теперь сказать другому участнику" и обязательно дождаться ответа; попросить словоохотливого участника подождать и сказать: "Позвольте мне/участнику договорить до конца"; попросить его изложить свои мысли письменно; попросить обобщить все свои мысли и выступить при подведении итогов; попросить записывать аргументы на плакате или доске.

3. Пассивность участников.

Данная проблема чаще всего возникает, если участники плохо знают друг друга или не настроены на общение по данной теме.

Способы преодоления прблемы: начать дискуссию со знакомства или интеллектуальной минутки, которая позволит раскрепостить участников; расположить группу по кругу, устранив преграды мешающие общению; постараться выявить интересы участников и устранить их сомнения; стараться использовать личные обращения. Просить участников приводить жизненные факты; поддерживать и подбадривать участников.

4. Сильная зависимость некоторых участников от группы, которая может не позволить раскрыться индивидуальному мнению участников, если они боятся выступить с отличным от мнения группы суждением.

Способы преодоления: убедить участников в важности каждого мнения; некоторые вопросы вынести на письменную дискуссию; создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

5.Слишком острый характер дискуссии.

В начальной школе, когда понятие этикета и толерантности еще только формируется, взаимные обвинения участников дискуссии могут завести диалог в тупик или даже спровоцировать конфликт.

Способы преодоления: подытожить мнение всех сторон, найти в них сходства и различия позиций; ввести правила обращения для всех участников (например, "мой коллега", "собеседник", "оппонент"); вовремя пресекать любые попытки спровоцировать конфликт.

6. Нарушение режима времени, может не позволить подвести итоги дискуссии, что в конечном итоге сильно скажется на результатах.

Способы преодоления: при подготовке дискуссии чётко определить время и сверять его в ходе работы с планом; назначить "хранителей времени" из участников дискуссии.









III Система проблемно - конфликтных вопросов

и задач для воспитательного мероприятия.

Рассматривая проблемно-конфликтные вопросы и задачи для воспитательного мероприятия, как систему вопросов, актуальных для обсуждения, необходимо понимать ряд основных принципов.

Во-первых, вопросов не должно быть слишком много.

Во-вторых, формулировка вопроса должна быть простой, понятной всем. Она должна содержать достаточную информацию, позволяющую участникам обсуждения понять задачу, стоящую перед ними, а также понять, на какого рода информации следует сосредоточиться. Для этого основной вопрос может быть дополнен рядом наводящих вопросов, позволяющих сориентироваться, по каким направлениям и в каком порядке участникам следует строить свой ответ.

Исходя из всего вышеизложенного материала, можно представить системные этапы дискуссии для младших школьников.

I этап. Подготовка к дискуссии. Определяется круг проблем, выносимых на обсуждение (на основе рейтинга тем среди школьников), готовится пакет информационно - проблематизирующих текстов. Определяется оборудование, необходимое для организации дискуссии, приглашаются участники.

II этап. Проблемно-ценностная дискуссия.

2.1. Пролог к дискуссии. Общий сбор участников дискуссии, ознакомление их с планом ее проведения, самоопределение школьников по проблемным группам, определение оптимального количества групп.

2.2. Внутригрупповая проблемно-ценностная дискуссия. Каждая группа получает одинаковый пакет информационно - проблематизирующих текстов. В соответствии с темой, над которой предстоит работать группе, ее участники отбирают необходимую для себя информацию.

После этого разворачивается внутригрупповая дискуссия вокруг основных вопросов:

  1. Какие основные проблемы существуют по данному вопросу? Выстройте их иерархию.

  2. Каковы, по мнению группы, наиболее эффективные решения этих проблем?

  3. Каково твое персональное участие в данной проблеме?

Ценностный характер самоопределения школьников отчасти задается уже самой постановкой вопросов, но ведущая роль здесь принадлежит деятельности и позиции педагога. Крайне важно, чтобы в ходе внутригрупповой дискуссии педагог проблематизировал суждения, высказываемые участниками группы, с целью обеспечения именно ценностного (а не просто интеллектуального, умозрительного) самоопределения участников обсуждения.

2.3. Межгрупповая проблемно-ценностная дискуссия. Группы собираются вместе в одном помещении. Первая группа в течение отведенного времени делает публичный доклад. После - ответы на вопросы других групп. Далее - суждения представителей других групп по поводу предложений группы и резюме лидера самой группы.

Тот же алгоритм повторяется в отношении каждой группы.

2.4. Рефлексия школьниками итогов дискуссии. Проводится рейтинг идей (все участники подходят к доскам групп и отмечают наиболее понравившиеся им идеи). Далее можно провести блиц-обсуждение итогов дискуссии в форме разговора на "кругу".

Приемы, повышающие эффективность группового обсуждения:

  • Уточняющие вопросы побуждают четче оформлять и аргументировать мысли ("Что вы имеете в виду, когда говорите, что…?", "Как вы докажете, что это верно?");

  • Парафраз - повторение ведущим высказывания, чтобы стимулировать переосмысление и уточнение сказанного ("Вы говорите, что…?", "Я так вас понял?");

  • Демонстрация непонимания - побуждение учащихся повторить, уточнить суждение ("Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста");

  • "Сомнение" - позволяет отсеивать слабые и непродуманные высказывания ("Так ли это?", "Вы уверены в том, что говорите?");

  • "Альтернатива" - ведущий предлагает другую точку зрения, акцентирует внимание на противоположном подходе;

  • "Доведение до абсурда" - ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;

  • "Задевающее утверждение" - ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет резкую реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное суждение и изложить свою точку зрения;

  • "Нет - стратегия" - ведущий отрицает высказывания участников, не обосновывая свое отрицание ("Этого не может быть").

Как руководить дискуссией в классе?

  • Приглашайте к участию стеснительных детей. Например, "Как ты думаешь, Саша?", "Нам нужно послушать других отвечающих. Что ты думаешь по этому поводу, Лена?"

  • Не спрашивайте стеснительных в "мертвой тишине", даже самоуверенные дети теряются в такой ситуации.

  • Будьте внутренне уверены, что любой, даже самый стеснительный ребенок легко ответит на вопрос.

  • Отправляйте комментарии и вопросы одного ученика к другому. Например, "Это интересная мысль, Коля. Игорь, что ты по этому поводу думаешь?", "Это важный вопрос, Оля. Костя, как бы ты на него ответил?"

  • Подбодрите учеников, ориентируйте на общение друг с другом, а не на ожидание вашего мнения.

  • Если Вы не уверены, что поняли то, что сказал ученик, значит и другие ученики тоже не смогли это понять

  • Попросите другого ученика прокомментировать ответ первого, а потом первый пояснит, если его высказывание прокомментировали неверно.

  • Перескажите сами высказывание ученика и спросите: "Я правильно тебя поняла или ошиблась?"

  • Вытягивайте больше информации. Например, "Сегодня мы обсуждаем… и Сергей сделал предложение…", "Прежде, чем продолжить, подведем некоторые итоги.."

  • Давайте время подумать над ответом. Некоторые ученики легче высказываются, если предварительно записывают свои мысли. Например, "Какой была бы наша жизнь, если бы не изобрели телевизор? Запишите ваши соображения, а через минуту мы их обсудим".

  • Когда ученик заканчивает ответ, оглядите класс, оцените реакцию других детей. Например, если дети выглядят озадаченными, спросите их, почему, если согласно кивают, попросите их привести примеры и доказательства сказанному.


© 2010-2022