- Преподавателю
- Другое
- Выступление на педсовете «Социальное становление личности ребенка в деятельности детских общественных структур лицея»
Выступление на педсовете «Социальное становление личности ребенка в деятельности детских общественных структур лицея»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Степанова Т.В. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Социальное становление личности ребенка
в деятельности детских общественных структур лицея» Степанова Т.В. педагог-организатор МБОУ «Лицей» Арзамас
2015
Детские общественные структуры в воспитательной системе лицея представлены органами ученического самоуправления (совет лицеистов) и детским и молодёжным общественными объединениями.
Это именно те структуры, которые имеют реальные возможности развития социальной активности и выявления лидеров, возможности для расширения сферы своих интересов при поддержке и позитивном отношении к детской инициативе и творчеству со стороны нас взрослых. Также являются выражением общественно направленной организованной самодеятельности детей и обладают огромным социальным и воспитательным потенциалом.
Практика использования такого инструмента как общественное объединение, дает тот опыт социального взаимодействия, который позволит учащимся успешно адаптироваться и самореализовываться в условиях постоянно меняющегося социального пространства.
А значит - работать в коллективе, гармонично сочетая свои собственные и коллективные интересы, иметь опыт самоуправления и демократических форм поведения, опыт милосердия, гуманизма, потребность в апробации различных социальных ролей и позиций, а главное, ролей лидера, руководителя, цивилизованного гражданина, обладающего навыками защиты своих прав и интересов.
Какие задачи ставятся перед нами:
-
использование многообразия современных форм и методов организации досуга детей;
-
сочетание различных форм деятельности игровой, развивающей, духовно-нравственной, социально-полезной;
-
максимальное включение лицеистов в самоуправление жизнедеятельностью лицея;
-
способствование формированию толерантных взаимоотношений к происходящим событиям и окружающим людям, умений работать в команде;
-
сохранение лицейских традиций.
Общественные объединения поддерживают и развивают детскую активность, личностное самовыражение в социально значимой деятельности; детскую солидарность; здесь же прослеживается помощь и поддержка детьми друг друга, доверие и сотрудничество взрослых и детей в совместной деятельности, романтика.
Именно в детском общественном объединении получает человек свои первые социально значимые роли, берёт ответственность не только за самого себя, но и за уcпex всего дела.
Основные функции детских структур:
-
широкое разностороннее включение личности в систему общественных отношений, в социальную жизнь;
-
организация жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию и возрастным особенностям;
-
защита прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды;
-
корректировка различных влияний на личность, ее сознание и поведение (формирование социально-нравственных идеалов, ценностей, потребностей).
Деятельность детских общественных объединений, органов самоуправления представляет собой совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации.
Ключевые слова: социальная активность, детское объединение, успешность, социальные способности.
В качестве основного критерия успешности воспитания в общественном объединении можно рассматривать уровень социальной активности подростков; готовности к созидательному социальному взаимодействию; способности к социальным инициативам; самостоятельности и устойчивости собственных суждений; степени проявления культуры межличностных отношений и общения.
Наши традиционные совместные дела:
-
осуществление проектной деятельности. Например, социальные проекты «Адреса милосердия», «Диалог культур»
Создание условий для апробации модели детского добровольческого движения, обеспечивающих включение учащихся в социально значимую деятельность, и организация социальной адресной помощи жителям микрорайона, находящимся в трудной жизненной ситуации
Создать уголок социальной безопасности для ребят начальной школы с целью профилактики проявления элементов национализма в детской среде
«Память сердца» - выпуск брашюры к 70-летию Победы о людях, чьё детство пришлось на военные годы
-
День самоуправления
-
Участие в организации работы летнего лагеря
-
Лидер-смена
Наверное, нет более счастливого времени для школьников, чем каникулы.
В любое время года - это всегда зарядка новой энергии, настроения, приобретения новых сил, продолжения освоения мира. И всегда ценно, если есть возможность самим организовать активный отдых для себя и окружающих и выступить в роли лидера.
Среди традиционных мероприятий в лицее в весенние каникулы одним из самых любимых и всегда ожидаемых является организация загородной двухдневной смены лидеров и активистов, победителей и призёров олимпиад, а также ребят «группы риска».
Надо сказать, что в организацию лидер-смены, а также летнего лагеря внедрён вариант адаптированной программы по профилактике агрессивного поведения и школьной дезадаптации учащихся «Школы примирения».
Тематика лидер-смены достаточно разнообразна: «Я + Ты = Мы», «Даёшь, молодёшь» (посвящена году Молодёжи), «Субкультуры», «Советская мечта» (посвящена 90-летию Пионерии), «Новое поколение выбирает», «Мы из будущего» и др.
Среди основных задач организации и проведения лидер-смены можно выделить следующие:
-
создание условий для реализации творческих способностей у ребят старшего подросткого и юношеского возрастов;
-
профилактика негативных явлений в подростковой и молодёжной среде, разного рода асоциального поведения (вредных привычек, агрессивности, конфликтности, нетерпимости к окружающим);
-
развитие умений и навыков работать в команде, умений руководить и подчиняться, умений слушать и слышать;
-
поощрение инициативы и самостоятельности;
-
обучение новым игровым технологиям;
-
развитие лидерских качеств и умений строить отношения в коллективе.
Самыми распространенными формами организации воспитательного пространства и деятельности являются интеллектуально-познавательные игры, спортивные состязания, игры на взаимодействие и эффективное общение с элементами тренинга, упражнения Джеффа, дискуссии с целью обсуждения наиболее острых проблем в обществе.
Организаторами смены в этом году как и всегда выступили лидеры и активисты Совета старшеклассников «Лицейское братство», МОО «Герои нашего времени». Программа поездки была посвящена 70-летию победы в ВОВ и называлась «Мы из будущего».
По приезде на место ребятам представилась возможность окунуться в атмосферу настоящей войны и почувствовать себя солдатами в ходе игры «Зарница». Затем, чтобы немного отдохнуть после боев, участникам смены было дано задание выявить шпионов, которые искали тайную информацию на территории лагеря. Для этого бойцы участвовали в увлекательной игре «Мафия».
Вечер первого дня получился лирическим и поэтичным. На концерте были представлены сценки, в которых главные герои лицом к лицу встретились с предательством, любовью, дружбой, войной. На лирическом вечере организаторам удалось установить ту трепетную атмосферу, которая тогда тронула сердца каждого из нас. Собравшись в один сплоченный круг при свете свечей, ребята пели песни под гитару и читали стихи о тяжелых фронтовых годах. Они заставили задуматься участников об ужасах войны, о воевавших героях и их трудной судьбе. Окончанием дня послужила зажигательная дискотека.
Во второй день ребята поучаствовали в игре по станциям, в ходе которой они собирали кусочки ключевой фразы. После выполнения заданий нескольких участников взяли в заложники, и чтобы их вернуть, командам предстояло найти и поймать диверсантов.
По традиции на закрытии лидер-смены на орлятском круге состоялись передача кубка Совета старшекласников «Лицейское братство», принесение клятвы и вручение свидетельств членам Совета старшеклассников (как передача традиции организации и проведения выездной лидер-смены), подведение итогов игр, награждение самых активных участников - славных бойцов и смелых солдат, песни под гитару. Все участники смены получили огромный заряд позитива и хорошее настроение.
Вне всякого сомнения, мы получили от «круиза» заряд здоровья, незабываемые впечатления и море положительных эмоций. Мы были активными, слажено работали в командах, общались. Отдых получился интересным и полноценным.
Впереди летние каникулы, пусть они станут счастливой порой активного, творческого отдыха, аккумуляции позитива, площадкой для успешного старта нового учебного года.
С наилучшими пожеланиями здоровья,
весеннего настроения, творческих успехов
Степанова Татьяна Викторовна
3