• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на педсовете «Социальное становление личности ребенка в деятельности детских общественных структур лицея»

Выступление на педсовете «Социальное становление личности ребенка в деятельности детских общественных структур лицея»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Социальное становление личности ребенка

в деятельности детских общественных структур лицея» Степанова Т.В. педагог-организатор МБОУ «Лицей» Арзамас

2015



Детские общественные структуры в воспитательной системе лицея представлены органами ученического самоуправления (совет лицеистов) и детским и молодёжным общественными объединениями.

Это именно те структуры, которые имеют реальные возможности развития социальной активности и выявления лидеров, возможности для расширения сферы своих интересов при поддержке и позитивном отношении к детской инициативе и творчеству со стороны нас взрослых. Также являются выражением общественно направленной организованной самодеятельности детей и обладают огромным социальным и воспитательным потенциалом.

Практика использования такого инструмента как общественное объединение, дает тот опыт социального взаимодействия, который позволит учащимся успешно адаптироваться и самореализовываться в условиях постоянно меняющегося социального пространства.

А значит - работать в коллективе, гармонично сочетая свои собственные и коллективные интересы, иметь опыт самоуправления и демократических форм поведения, опыт милосердия, гуманизма, потребность в апробации различных социальных ролей и позиций, а главное, ролей лидера, руководителя, цивилизованного гражданина, обладающего навыками защиты своих прав и интересов.

Какие задачи ставятся перед нами:

  • использование многообразия современных форм и методов организации досуга детей;

  • сочетание различных форм деятельности игровой, развивающей, духовно-нравственной, социально-полезной;

  • максимальное включение лицеистов в самоуправление жизнедеятельностью лицея;

  • способствование формированию толерантных взаимоотношений к происходящим событиям и окружающим людям, умений работать в команде;

  • сохранение лицейских традиций.

Общественные объединения поддерживают и развивают детскую активность, личностное самовыражение в социально значимой деятельности; детскую солидарность; здесь же прослеживается помощь и поддержка детьми друг друга, доверие и сотрудничество взрослых и детей в совместной деятельности, романтика.

Именно в детском общественном объединении получает человек свои первые социально значимые роли, берёт ответственность не только за самого себя, но и за уcпex всего дела.

Основные функции детских структур:

  • широкое разностороннее включение личности в систему общественных отношений, в социальную жизнь;

  • организация жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию и возрастным особенностям;

  • защита прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды;

  • корректировка различных влияний на личность, ее сознание и поведение (формирование социально-нравственных идеалов, ценностей, потребностей).

Деятельность детских общественных объединений, органов самоуправления представляет собой совместные действия детей и взрослых, объединившихся с целью накопления социального опыта, формирования ценностных ориентаций и самореализации.

Ключевые слова: социальная активность, детское объединение, успешность, социальные способности.

В качестве основного критерия успешности воспитания в общественном объединении можно рассматривать уровень социальной активности подростков; готовности к созидательному социальному взаимодействию; способности к социальным инициативам; самостоятельности и устойчивости собственных суждений; степени проявления культуры межличностных отношений и общения.

Наши традиционные совместные дела:

  • осуществление проектной деятельности. Например, социальные проекты «Адреса милосердия», «Диалог культур»

Создание условий для апробации модели детского добровольческого движения, обеспечивающих включение учащихся в социально значимую деятельность, и организация социальной адресной помощи жителям микрорайона, находящимся в трудной жизненной ситуации

Создать уголок социальной безопасности для ребят начальной школы с целью профилактики проявления элементов национализма в детской среде

«Память сердца» - выпуск брашюры к 70-летию Победы о людях, чьё детство пришлось на военные годы

  • День самоуправления

  • Участие в организации работы летнего лагеря

  • Лидер-смена

Наверное, нет более счастливого времени для школьников, чем каникулы.

В любое время года - это всегда зарядка новой энергии, настроения, приобретения новых сил, продолжения освоения мира. И всегда ценно, если есть возможность самим организовать активный отдых для себя и окружающих и выступить в роли лидера.

Среди традиционных мероприятий в лицее в весенние каникулы одним из самых любимых и всегда ожидаемых является организация загородной двухдневной смены лидеров и активистов, победителей и призёров олимпиад, а также ребят «группы риска».

Надо сказать, что в организацию лидер-смены, а также летнего лагеря внедрён вариант адаптированной программы по профилактике агрессивного поведения и школьной дезадаптации учащихся «Школы примирения».

Тематика лидер-смены достаточно разнообразна: «Я + Ты = Мы», «Даёшь, молодёшь» (посвящена году Молодёжи), «Субкультуры», «Советская мечта» (посвящена 90-летию Пионерии), «Новое поколение выбирает», «Мы из будущего» и др.

Среди основных задач организации и проведения лидер-смены можно выделить следующие:

  • создание условий для реализации творческих способностей у ребят старшего подросткого и юношеского возрастов;

  • профилактика негативных явлений в подростковой и молодёжной среде, разного рода асоциального поведения (вредных привычек, агрессивности, конфликтности, нетерпимости к окружающим);

  • развитие умений и навыков работать в команде, умений руководить и подчиняться, умений слушать и слышать;

  • поощрение инициативы и самостоятельности;

  • обучение новым игровым технологиям;

  • развитие лидерских качеств и умений строить отношения в коллективе.

Самыми распространенными формами организации воспитательного пространства и деятельности являются интеллектуально-познавательные игры, спортивные состязания, игры на взаимодействие и эффективное общение с элементами тренинга, упражнения Джеффа, дискуссии с целью обсуждения наиболее острых проблем в обществе.

Организаторами смены в этом году как и всегда выступили лидеры и активисты Совета старшеклассников «Лицейское братство», МОО «Герои нашего времени». Программа поездки была посвящена 70-летию победы в ВОВ и называлась «Мы из будущего».

По приезде на место ребятам представилась возможность окунуться в атмосферу настоящей войны и почувствовать себя солдатами в ходе игры «Зарница». Затем, чтобы немного отдохнуть после боев, участникам смены было дано задание выявить шпионов, которые искали тайную информацию на территории лагеря. Для этого бойцы участвовали в увлекательной игре «Мафия».

Вечер первого дня получился лирическим и поэтичным. На концерте были представлены сценки, в которых главные герои лицом к лицу встретились с предательством, любовью, дружбой, войной. На лирическом вечере организаторам удалось установить ту трепетную атмосферу, которая тогда тронула сердца каждого из нас. Собравшись в один сплоченный круг при свете свечей, ребята пели песни под гитару и читали стихи о тяжелых фронтовых годах. Они заставили задуматься участников об ужасах войны, о воевавших героях и их трудной судьбе. Окончанием дня послужила зажигательная дискотека.

Во второй день ребята поучаствовали в игре по станциям, в ходе которой они собирали кусочки ключевой фразы. После выполнения заданий нескольких участников взяли в заложники, и чтобы их вернуть, командам предстояло найти и поймать диверсантов.

По традиции на закрытии лидер-смены на орлятском круге состоялись передача кубка Совета старшекласников «Лицейское братство», принесение клятвы и вручение свидетельств членам Совета старшеклассников (как передача традиции организации и проведения выездной лидер-смены), подведение итогов игр, награждение самых активных участников - славных бойцов и смелых солдат, песни под гитару. Все участники смены получили огромный заряд позитива и хорошее настроение.

Вне всякого сомнения, мы получили от «круиза» заряд здоровья, незабываемые впечатления и море положительных эмоций. Мы были активными, слажено работали в командах, общались. Отдых получился интересным и полноценным.

Впереди летние каникулы, пусть они станут счастливой порой активного, творческого отдыха, аккумуляции позитива, площадкой для успешного старта нового учебного года.

С наилучшими пожеланиями здоровья,

весеннего настроения, творческих успехов

Степанова Татьяна Викторовна

3



© 2010-2022