Система работы при коррекции моторной дисграфии

     Дисграфия - это специфическое нарушение письма.  Дисграфия у детей с интеллектуальной недостаточностью сопровождается и неречевой симптоматикой – неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания. Очень часто у наших обучающихся присутствуют гипер- и гопокинезы, что существенно влияет на формирование навыка письма. Всем известно, что на всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении реакций. Руки принимают участие в и...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы по коррекции моторной дисграфии у детей с ОВЗ.

Дисграфия - это специфическое нарушение письма. Дисграфия у детей с интеллектуальной недостаточностью сопровождается и неречевой симптоматикой - неврологическими нарушениями, нарушением познавательной деятельности, восприятия, памяти, внимания. Очень часто у наших обучающихся присутствуют гипер- и гопокинезы, что существенно влияет на формирование навыка письма. Всем известно, что на всех этапах жизни ребенка движения рук играют важную роль в становлении реакций. Руки принимают участие в изменении и поддержании позы. Тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функций рук. Следовательно, тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук улучшает не только общую моторику ребенка, но и развитие психики и речи. Формирование движения кисти руки тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного восприятия, различных видов чувствительности, гнозиса, праксиса, пространственной ориентации, координации движений. Статья освещает опыт работы по коррекции моторной дисграфии в специальном образовательном учреждении VIII вида.

Мой опыт работы в специальном (коррекционном) учреждении показал, что очень важным моментом является взаимосвязь в работе всех специалистов учреждения: медицинского персонала, психолога, психоневролога, социального педагога, воспитателя, учителя и логопеда. Несколько лет мы работаем с группой детей, страдающих моторной дисграфией. В коррекционно- медико- педагогической работе школы используется комплексный метод, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:

  • Лекарственные средства, влияющие на деятельность головного мозга, направленные на уменьшение степени выраженности симптомов органического поражения центральной нервной системы.

  • Массаж, физиотерапия, лечебная физкультура, нормализующие тонус мышц и увеличивающие объем движений конечностей.

  • Поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма (витаминизация, фитотерапия).

  • Лечение сопутствующих заболеваний.

  • Логопедическая работа по коррекции и развитию речи.

При работе по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук мы добиваемся нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захват предплечья ребенка в средней трети, производятся легкие качающее-потряхивающие движения). На каждом занятии проводится массаж и пассивные упражнения для кистей и пальцев рук:

  • поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по каждому пальцу от кончика к основанию;

  • похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;

  • поглаживание, похлопывание тыльной стороной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя);

  • похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности;

  • вращение пальцев (отдельно каждого);

  • круговые повороты кисти;

  • отведение, приведение кисти вправо-влево;

  • движение супинации (поворот руки ладонью вверх) - пронации (ладонью вниз). Супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра «Покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя);

  • поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху);

  • щеточный массаж (тыльной поверхности кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев). Используются щетки различной жесткости;

  • противопоставление большого пальца остальным («колечки» из пальцев);

  • противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук;

  • приемы Су-Джок терапии.

Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно, активно на логопедических занятиях, во время динамических пауз на уроках, в режимные моменты вне уроков - при одевании, приеме пищи, в игре. Для стимуляции изолированы движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин, рисование на песке фигур, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальцев на бумагу. Для тренировки противопоставления и отведения - приведения большого пальца используются упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцем, раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие, игры с пальчиковыми куклами. Для тренировки захвата предметов двумя пальцами: собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких), рисование карандашом. Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком. Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразную предметную деятельность, навыки самообслуживания и письма учителя-дефектологи и воспитатели. Эти упражнения использовались нами для группы детей с моторной дисграфией на протяжении подготовительного этапа работы по коррекции нарушения.

Основной этап включал в себя серию занятий, в которых обязательным было:

  1. Повторение звука, изученного на уроке чтения (письма).

  2. Соотнесение звука с печатной и письменной, заглавной и строчной формами буквы (перед глазами детей постоянно алфавит печатных, письменных строчных и прописных букв). Упражнения на включение тактильных ощущений: по обведению контура строчных и прописных букв из разного материала - гречневой крупы, фасоли, гороха, меха, наждачной бумаги и т.п.

  3. Формирование дифференцированного зрительного образа изучаемой буквы (включение слухового анализатора и двигательного - поиск буквы а клавиатуре пианино и игра музыкального звука, соединение на панно печатного образца, письменного строчного и прописного изображения, а также упражнения «Найди правильно написанную букву», «Подбери к прописной (строчной) букве - прописную (строчную)», «Собери букву (из 2-3-4-ех частей)», «Изобрази букву с помощью шнурка, проволоки, крупы, спичек и т.п.»

  4. Показ и объяснение последовательности начертания двигательных элементов и букв (показ логопеда).

  5. Усвоение алгоритма начертания буквы по двигательным элементам.

  6. Упражнение в начертании двигательных элементов буквы (письмо по образцу на кальке, письмо по трафаретам, сначала крупным, затем мелким; письмо буквы в воздухе, письмо буквы на песке, по крупе, мелом на доске, смоченной в воде кистью на доске и т.д.). Вся работа проводится сопряжено с логопедом, отраженно, самостоятельно.

  7. Работа над правилами соединения букв (используются трафареты, прописи, письмо на калькированной бумаге по образцу).

  8. Упражнение в написании соединений изученной буквы с другими буквами в слогах, словах, предложениях по прописям.

  9. Развитие речи и формирование языковых понятий.

Данная система работы была апробирована и используется на протяжении пяти лет на логопедических занятиях с детьми, страдающими моторной дисграфией, а также применена для работы с детьми с ДЦП. В конце каждого учебного года по результатам логопедического обследования прослеживается положительная динамика, что подтверждает целесообразность использования этой методики.



© 2010-2022