- Преподавателю
- Другое
- Воспитательное мероприятие Миян Коми му вылын
Воспитательное мероприятие Миян Коми му вылын
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чижикова Н.А. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий воспитательного мероприятия
«Миян Коми му вылын»
(на нашей Коми земле)
Разработала педагог дополнительного образования Чижикова Наталья Александровна
Форма проведения: познавательная игра с эстафетами.
Участники: группы объединения «Красота и здоровье тела».
Дата проведения: май 2015 года.
Цели и задачи:
-
расширить знания учащихся о Коми народе и Коми земле;
-
воспитать уважение, интерес к прошлому и настоящему своего народа;
-
развивать коллективное творчество, умение работать в команде.
Подготовительная работа:
-
изготовление: макет белки - 2 шт., дротики - 20 шт., детские удочки - 2 шт., «рыбки» - 20 шт., двухцветные ленточки - 32 шт., карточки с животными Коми края - 12 шт., карточки со следами животных и птиц Коми края - 12 шт., карточки с коми орнаментами - 6 шт., плакаты с изображением коми одежды - 4 шт., Пошив театральных кукол в национальных костюмах - 2 шт.
-
необходимый инвентарь: детские лыжи - 2 пары, валенки - 2 пары, тулуп - 2 шт., шапка-ушанка - 2 шт., верёвка, ключ - 12 шт., стойка - 2 шт., кольцо - 18 шт., скамейки, тазик с водой - 2 шт., фломастеры, альбомные листы, рюкзак -2 шт., миска - 2 шт., кружка - 2 шт., ложка - 2 шт., рыболовные принадлежности - 2 комплекта, туесок - 2 шт., шишки, ступа - 2 шт., завязки для глаз, музыкальный центр, флеш-накопитель с музыкой.
Ход мероприятия.
Роль ведущих выполняют педагоги, на руках которых одеты театральные куклы в национальных костюмах.
Ведущие:
-
В стране российской люди все равны,
Будь коми то, якут или нанаец.
Мы нашим братством, дружбою сильны
И это нашим детям прививаем!
-
Играть мы будем, песни петь,
И будем коми танцы танцевать.
Внимательно всех просим вас смотреть
И, хлопая в ладоши, помогать.
1. Сегодня наше мероприятие называется «Миян Коми му вылын». Может кто-нибудь знает на каком это языке? (на коми языке). А как переводится данное высказывание? (на нашей Коми земле).
Дети читают стихи:
Что такое Родина?
Коми край - земля.
Что такое Родина?
Республика моя.
Приезжай на север,
Приезжай на юг -
Всюду дали светлые,
Зовут тебя вокруг.
Посмотри - и видишь ты,
Как ручьи бегут,
В небе говорливые
Птички нам поют.
Всё весною оживает,
Землю солнце согревает.
Значит, к нам пришла весна,
Много всходов даст она.
За весною лето
В Коми край пришло.
Хоть коротко лето,
Но щедро оно.
Яркими лучами
Солнце озаряет,
Сладкими плодами
Деток угощает.
Осень в нашем крае
Наступит в сентябре.
Дети будут рады
Золотой поре.
Новый год встречать бежит
На площадь детвора.
Дедушка Мороз спешит
Поздравить вас, друзья.
Что такое Родина?
Коми край - земля.
Что такое Родина?
Республика моя.
Ведущий: Народы Коми расселены на значительной территории Северного Предуралья:
Коми-зыряне - в бассейне рек Вычегды, Печоры, Мезени;
Коми-пермяки - занимают северо-западную часть Пермской области.
Коми-пермяцкий и коми-зырянский языки очень близки друг к другу, относятся к пермской группе финно-угорской языковой семье.
Мы с вами проживаем в Республике Коми. Коренной народ - коми.
Сейчас мы с вами поговорим о Коми орнаменте.
Орнамент - это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы: прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и др. Назначение орнаментов - украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Украшение из узоров и орнаментов можно встретить повсюду: на зданиях театров, вокзалов, клубов, в интерьерах помещений, на предметах быта (мебели, шкатулках, книгах, изделиях из фарфора, на одежде).
В далёкие времена орнамент имел обрядовую, магическую роль. Определённые линии имели своё значение. Например, древний земледелец обозначал волнистыми линиями воду, вертикальными - дождь, точками и галочками - семена и всходы растений.
Каждая эпоха, каждая нация вырабатывала свою систему орнамента. По ней можно безошибочно определить и время, и страну, где была создана та или иная вещь. В орнаменте получают отражение национальные мотивы, особенности растительного и животного мира.
У народа коми традиционные орнаментальные мотивы (основные): человек, ошейник, рога, столб (карточки 1 а, 1б).
Но также часто в орнаментах коми народа встречаются чум, кочки с ягодами, деревья, пила, грабли и т.д.
Задание №1. 2 команды по 10 человек.
На карточке №2 необходимо найти и соединить соответствующие между собой изображения орнамента и его обозначения.
Ведущий: Ровные узоры -
В них рога оленей,
Солнышко над тундрой
И оленевод.
Яркие узоры -
Родины просторы.
Бабушкину мудрость
Бережёт народ.
Так как орнамент - это не один символ, а их чередование, то коми орнаменты выглядят так:
-
чередование одного символа;
-
чередование двух или нескольких мотивов (карточки №3,4).
Задание №2. 2 команды по 10 человек.
Заранее приготовленные полоски украсить коми орнаментом.
Ведущий: Сейчас мы с вами научились рисовать орнаменты. А что народ коми украшал ими? (Одежду, посуду, дома и т.д.) Давайте поговорим о традиционной мужской и женской одежде коми. Но сначала послушайте пословицы и поговорки об одежде:
-
Надел на себя всё, что можно напялить, и ни топор, ни нож не возьму.
-
Не носить плохой одёжки - не видеть новой.
-
Пень разоденешь, и тот красивый станет.
-
По одёжке не узнать нутро человека.
-
12 балахонов шубу не заменят.
-
На кривобоком и одежда криво сидит.
Для изготовления одежды и обуви коми использовали домотканые и фабричные материалы, шерсть, мех, кожу, иногда лыко.
Мужской костюм включает рубаху, штаны, пояс, длинные носки - чулки.
Женский костюм включает длинную нательную рубаху, сарафан, передник, чулки.
Загадки:
-
Дуйся, не дуйся,
Через голову суйся.
Попляши день-деньской
И пойдёшь на покой.
-
Две сестрёнки, две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять.
-
Я на плечиках держусь.
Повернёшься - я кружусь.
-
Входишь в одну дверь,
А выходишь из трёх.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле - вошёл.
-
Два котика - четыре хвостика.
-
Ни ботинки, ни сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них бегаем зимой:
Утром - в школу, днём - домой.
-
Треплют, катают, а зимой таскают.
Мужская рубаха была туникообразного покроя с высоким стоячим воротником и с разрезом на правой стороне груди. Рубаха носилась поверх штанов и подпоясывалась. Штаны у Коми по покрою напоминали одежду русских. Обычно штаны носились с сапогами, но если с низкой кожаной обувью, то тогда штаны заправляли в длинные шерстяные чулки.
Женская рубаха была длинная, украшалась по горловине, подолу, плечам и манжетам. Сверху надевался сарафан, затем передник.
В зимнее время наиболее распространённым типом одежды являлась малица - глухая одежда из оленьего меха прямого покроя, сшитая ворсом внутрь, с капюшоном, длинными рукавами и, с пришитыми к ним, меховыми рукавицами.
А если верхняя одежда сшита также как малица, но мехом наружу, то называлась она «совик».
Специфическая особенность представляет костюм охотника. Основная деталь в нём - накидка (лузан). Лузан подпоясывался кожаным ремнём, на котором крепились различные охотничьи принадлежности.
Обрядовая одежда коми была белой. При жертвоприношениях скота участники обряда одевались в чистую белую одежду. Хоронили в белой одежде. На поминки старики ходили только в белых одеждах. А вот остальную одежду в быту, а праздничную особенно, украшали орнаментом.
Задание №3. 2 команды по 12 человек.
Украсить орнаментом одежду (плакат №5).
Ведущий: Почти 2⁄3 территории республики покрыто лесом, главным образом, хвойным (можно у детей спросить о деревьях). В коми крае растут ель, сосна, пихта, берёза, ольха, осина, липа, кедр, лиственница, дуб, рябина.
Загадки:
-
Ягоды - не сладость,
Зато глазу - радость,
И лесам - украшение,
И дроздам - угощение.
-
Стоит красавица - косы зелёные,
Платье белое,
Кора горячая, ветви плакучие,
Семя летучее.
-
Стоит столб до небес,
А на нём - шатёр-навес.
Красной меди столб точёный,
А навес сквозной, зелёный.
-
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная.
Коми народ называет свою родину «Парма», что значит «Тайга». В далёком прошлом лес давал народу коми почти всё то, в чём он тогда нуждался.
Во-первых, деревья. Коми мастера хорошо знали свойства древесных пород. Из ели и сосны строили дома и хозяйственные постройки; из берёзы - полозья на сани, лыжи; из осины - лодки, сосуды, игрушки; из еловых стволов - сани, скамейки, прялки, курительные трубки.
Во-вторых, главным образом, женщины и дети занимались собирательством в лесу. Собирали грибы и ягоды.
Загадки:
-
Нет грибов дружней, чем эти.
Знают взрослые и дети -
На пеньке растут в лесу,
Как веснушки на носу.
-
В чаще, в овраге и на опушке
И на пригорке - цветные подружки.
Жёлтые, красные, фиолетовые.
Лес весь усеян, словно монетами.
-
На кусточки, на листочки
Кто-то бусы бросил.
Вся поляна в чёрных точках
У зелёных сосен.
-
Вкус у ягоды хорош,
На малину плод похож,
Куст колючий, словно ёж!
Вот и мы сейчас будем заниматься собирательством. Только собирать мы будем не грибы с ягодами, а шишки. И собирать мы их будем в необычную посуду. Какая посуда была у коми народа?
Традиционная посуда народа коми была деревянная (резная), глиняная (лепная) и берестяная (плетёная). Деревянную посуду изготавливали мужчины способом долбления. Это были кадки, вёдра, ковши, блюда, ложки, солонки. Изготовлением глиняной посуды занимались в прошлом исключительно женщины. Применяли два способа: гончарный - горшки, миски, кувшины; лепной (техника жгутового налепа) - светильники, миски для жарения мяса, рыбы и т.д.
В прошлом была широко развита обработка бересты. Из неё коми умельцы делали герметически закрывающиеся сосуды для жидкостей и сыпучих продуктов - туеса, берестяной чуман (одноразовая посуда), шкатулки.
Задание №4. 2 команды по 10 человек.
Дети в парах берут друг друга за руки, у одного завязаны глаза, у второго в руках туесок. Первый играющий свободной рукой собирает шишки в туесок. Собрав 5 штук, относят их в ступу.
Ведущий: В летнее время, в основном использовался водный транспорт, что было обусловлено полным бездорожьем в крае. Водный транспорт связывал отдельные поселения, доставлялись припасы, осуществлялся водный промысел. Первоначально изготовлялись долбленые лодки - «колоды» из осины, позднее появились берестяные, затем сшитые из досок, они более устойчивы и грузоподъёмны - использовались при рыбалке. Региональными особенностями питания коми является присутствие молока, мяса и, конечно же, рыбы.
Задание №5. 2 команды по 10 человек.
Рыбалка: необходимо собрать рюкзак, одеть его на спину, взять ведёрко, добежать до тазика с водой и с помощью удочек-крючков поймать за петельку игрушку. Положить игрушку-рыбку в ведёрко, вернуться назад, разобрать рюкзак и передать эстафету.
Ведущий: Помимо рыбалки, жители Коми охотились. Охота - это довольно-таки сложная наука. Необходимо знать повадки животных, разбираться в их следах, оставленных на снегу или на земле.
Загадки:
-
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
-
На овчарку он похож.
Что не зуб, острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На зверей готов напасть.
-
Сама мелковата, а хвост богатый.
С ветки на ветку скок-поскок,
Орешек за орешком щёлк - пощёлк.
-
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
-
Зимой беленький, летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
-
Посмотрите-ка, какая -
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
Задание №6. 2 команды по 6 человек.
Распутать следы. К изображению животных (лиса, волк, заяц, лось, медведь, глухарь) прикреплены нити, которые перепутаны между собой, через стулья и скамейки. Необходимо проследить нить, найти её второй конец. И к соответствующему животному прикрепить его следы, изображённые на отдельных листах.
Ведущий: Наиболее распространённым зимним видом средств передвижения у коми была ходьба на лыжах, имевших два типа. Одни служили для передвижения в сырую погоду и для ходьбы по насту. Другие обшивались камусом, ими пользовались для того, чтобы бесшумно передвигаться по лесу. Каждый мужчина в роду имел лыжи, обшитые камусом, умел бесшумно передвигаться и обладать меткостью. Поэтому мальчиков обучали охотничьему ремеслу с малолетства.
Задание №7. 2 команды по 10 человек.
Пройти на лыжах и попасть дротиком «белке» в глаз.
Ведущий: В притундровой зоне использовались ездовые нарты со специально обученными собаками или запрягали оленей. А чтобы оленей запрячь, их надо было отловить и обучить.
Задание №8. 2 команды по 9 человек.
Надеть валенки, тулуп, шапку-ушанку и «заарканить» оленя.
Ведущий: Ну и конечно же, как у каждого народа, у коми есть свои игры и танцы. Все жители собирались на лугах и устраивали гуляния с песнями, играми.
«Кэчь бож» - это название игры, в которую мы сейчас с вами поиграем.
«Удорская плясовая» - танец.