• Преподавателю
  • Другое
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого занятия с учебной группой «экологи – туристы» Тема: «Река, как природная экосистема. Влияние города на экологию реки»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого занятия с учебной группой «экологи – туристы» Тема: «Река, как природная экосистема. Влияние города на экологию реки»

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого занятия с учебной группой «экологи – туристы» Тема: «Река, как природная экосистема. Влияние города на экологию реки».МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого занятия с учебной группой «экологи – туристы» Тема: «Река, как природная экосистема. Влияние города на экологию реки».МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ГОРОДСКЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТУРИСТОВ»

Г.НОГИНСКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого занятия с учебной группой «экологи - туристы»

Тема: «Река, как природная экосистема.

Влияние города на экологию реки».







Педагог дополнительного

образования: Черёмухина Т.В.



Ногинск 2015 г



ОГЛАВЛЕНИЕ


стр

  1. Введение

3 - 4

  1. Этапы занятия

5 - 10

  1. Список литературы

11












ВВЕДЕНИЕ.

Занятие «Река, как природная экосистема. Влияние города на экологию реки» проводится в разделе № 3 Экология города.

Вид проведения: комбинированное занятие

Тип занятия: изучение нового материала

Форма занятия: работа малыми группами; проблемное обучение.

Такая форма занятия позволяет задействовать всех студентов в обсуждении задания, учит быстро и четко формулировать свои мысли, работать в команде. Позволяет за небольшой промежуток времен разобрать большой материал. Способствует активизации познавательного процесса; развитию способности самостоятельно мыслить, умению слушать, умению стать на точку зрения другого, умению работать сообща для достижения общей цели. Выбранные форы позволяют воспитывать самоуважение к личности, развивать познавательную активность, творческую самостоятельность. На занятии осуществляется стимулирование внутренней психической деятельности. Формирование мировоззрения, познавательного интереса.

На данном занятии используются следующие педагогические технологии:

  • Информационно-коммуникационная технология;

  • Игровая технология;

  • Групповое обучение;

  • Технология педагогического сотрудничества;

  • Проблемное обучение;

  • Компьютерные технологии

Цели:

  • Образовательные:

    • дать сравнительную характеристику биогеоценоза и экосистемы реки;

    • способствовать формированию понятий: «биогеоценоз», «экосистема», «пищевая цепь», «экологическая пирамида»;

    • закрепить знания о взаимоотношениях живых организмов и круговороте веществ;

    • вывести правило экологической пирамиды.

    • углубить знания учащихся об экологических проблемах;

    • познакомить с влиянием экологических факторов на здоровье человека.

Развивающие:

  • способствовать развитию умения сравнивать и обобщать, анализировать сложившуюся ситуацию;

  • развивать аналитические способности мышления;

  • умение работать с научно-популярной литературой при подготовке к сообщению.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование.


  • Интерактивная доска

  • Проектор

  • Компьютер

  • Веревка

  • Раздаточный материал

  • флипчарт

Время занятия: 90 минут.

Место проведения: лекционная аудитория.


Хронокарта занятия:

1. Введение в учебную деятельность.

2. Создание учебной ситуации:

Задание 1. Река в жизни общества

Задание 2. Работа с картой

Задание 3. Экологические факторы

Задание 4. Речная экосистема

Задание 5. Является ли река Клязьма биогеоценозом?

Задание 6. Трофические отношения.

Задание 7. Влияние города на экосистему реки.

Задание 8 Химический анализ воды реки Клязьма

3. Обеспечение учебной рефлексии

4. Подведение итогов занятия.

7 мин

117 мин

10 мин

10 мин

20 мин

10 мин

15 мин

15 мин

12 мин

25 мин

8 мин

3 мин



















Этапы занятия:

  1. Введение в учебную деятельность

Преподаватель сообщает тему, цель и задачи. Просит приготовить учебник, тетрадь, письменные принадлежности, лист чистой бумаги.

Мотивация.

Преподаватель. Здравствуйте! Сегодня на занятии мы продолжим изучение материала по основам экологии. Наша задача: пользуясь вашими знаниями об экологических факторах, вспомнить, что такое биоценоз и биогеоценоз, в чём заключается отличие в этих понятиях, каковы их основные характеристики. Доказать, что река является биогеоценозом. Научиться оценивать качество биогеоценоза, прогнозировать его развитие. Выяснить, какие факторы могут повлиять на состояние биогеоценоза, и как это отразиться на существовании всей биосферы.

Как прекрасен мир вокруг нас! Как он чудесен, интересен и непостижим! И частью такого удивительного мира является Родной край, а сердцем - город. Да, тот самый город, в котором ты родился или живешь, с его величественными зданиями или разваливающимися домиками, улицами, дорогами, памятниками, людьми и … природой.


У Клязьмы грустные глаза

Валентина Одинец


У Клязьмы грустные глаза
И кружевная поволока,
И серебристая коса
Журчащих струек водотока.

К тебе бежала от забот,
Не находя себе покоя,
И плеск твоих родимых вод.
Бальзамом был мне в дни застоя.

Один твой бережок крутой,
Другой пологий и песчаный.
Люблю неброский облик твой
И мост старинный, деревянный.

Тебе Екатерина - мать,
Потёмкина узнав хвалебен,
Просила, чтоб ему под стать,
Собор поставил для молебен.

И город здесь возник и рос.
Ремёсла тут же процветали
И Богородском "белых роз"
Его так нежно называли.

2.Создание учебной ситуации:

Задание 1 Река в жизни общества

Преподаватель. Река это не просто природный водоток, это вечный неизменный нестареющий символ места, в котором заключены все духовно-материальные компоненты его культурного ландшафта.

Дома вы готовили сообщение на тему: «Роль реки в жизни общества». Давайте послушаем его и в виде тезисов запишем информацию в тетрадь. (Приложение 1)

Задание 2. Работа с картой.

Административным центром Ногинского района является г Ногинск. Население г. Ногинска - 116,3 тыс.чел. Город расположен на реке Клязьма (приток Оки) в 46 км к востоку от Москвы на северо-западной границе Мещерской низменности.

Ответьте на вопросы:


  • Перечислите реки Ногинского района.

  • Какая река протекает в г Ногинске?

  • Каково направление реки?

  • Какие реки протекают в городе Ногинске? (Притоки Клязьмы: Загребка (18 км), Черноголовка (22 км), Лавровка (13 км), Васса - это в черте города.

  • Какие реки впадают в Клязьму? (Черноголовка, Загребка, Васса, Лавровка, Солонога, Шаловка, Березовый мостик).

Перед вами на столах лежат схемы района. Внимательно рассмотрите их и подпишите реки. На выполнение задания вам дается 5 мин.

Давайте проверим, что у вас получилось. Подпишите реки на карте. Дома вы готовили небольшие сообщения о малых реках. Давайте послушаем их.

( На столах у студентов лежат карточки в картой Ногинского района. Студенты должны подписать их. На интерактивной доске вывешена карта района. Студенты 1 группы записывают названия рек, расположенных на западе района, второй группы - на востоке).

Задание 3. Экологические факторы.

Преподаватель. Вы изучали, что такое биогеоценоз, его признаки. Давайте изучим реку Клязьму и ответим на вопрос: «Является ли река биогеоценозом?». Приведём доказательства этому.

Для того чтобы доказать что река является биогеоценозом необходимо вспомнить факторы подтверждающие это.

  1. Что называется экологическими факторами? (Условия, оказывающие влияние на существование и географическое распространение (расселение) живых существ).

  2. Посмотрите на таблицу и назовите две основных группы экологических факторов (абиотические и биотические факторы). Что обозначают эти названия? (факторы неживой и живой природы).

Экологические факторы (Таблица №1.)

Экологические факторы

Абиотические факторы

Биотические факторы

1. Освещенность.
2. Температура.
3. Влажность.
4. Почва.
5. Горные породы и др.

1. Животные, их влияние на окружающую природу.
2. Растения, их влияние на окружающую природу.

Преподаватель: сейчас мы выполним небольшое тренировочное упражнение по определению экологических факторов. Я буду читать отрывок из книги Юрия Орлова "От истока Великой"", в котором речь пойдёт о реке Великой, а вам надо будет так же, в два столбика выписать все знакомые экологические факторы. (учащимся раздаётся текст на парты)

Юрий Орлов "От истока Великой""

Ветер успокоился, и река стала раскрывать свои тайны. Сквозь чистую прозрачную воду было видно дно. На светлом мелком песке -большие серые ракушки. Вокруг нас плавали бесчисленные мальки рыб - будущее богатство Великой и радость рыбаков. Деревья, росшие по берегам реки, тесно переплетались густыми кронами, образуя зеленый туннель. Некоторые ветви свисали так низко, что иногда приходилось нагибаться, оберегая глаза. Ивы, росшие в изобилии у берега, задерживали наше продвижение. Не смотря ни на что, наши лодки шли медленно по тенистой водяной дорожке, при этом в отдельных местах приходилось веслами отталкиваться от берегов, чтобы продвигаться вперед". " Ребята, перекидываясь восторженными репликами, смотрели на Великую с изумлением".

"Река оказалась капризной: все время убегает в сторону от людей. Но она и красива в любое время, в любом месте. Мы проплывали по таким загадочным местам, что дух захватывало от восторга. Все же хороша наша Псковская земля!

А теперь напишите на доске факторы, которые вы отнесли в группу абиотческих и прокоментируйте, битических. Как вы считаете, на что будут влиять эти факторы?

Пример заполнения таблицы учащимися, после прослушивания текста:

Экологические факторы Таблица №2

Абиотические факторы

Биотические факторы

- «тень», т.е. недостаток света;
- прозрачность воды (течение)

- мелководья

- наличие ракушек;

- мальки рыб;

- густая растительность (ивы) по берегам реки



Здание 4. Речная экосистема

Речная экосистема - экосистема, работающая в природной среде и включающая в себя биотические взаимодействия среди растений, животных и микроорганизмов, а также абиотические физические и химические взаимодействия

Речные экосистемы являются яркими примерами проточных(lotic) экосистем ( от латинского lotus, что означает «промывание»). Под проточной водой можно понимать водные объекты в диапазоне от ручья в несколько сантиметров в ширину до главных рек в несколько километров в ширину. Проточные экосистемы отличаются от стоячих, которые включают в себя стоячую, наземную воду, например озёр и прудов. Вместе эти две области образуют более крупную область изучения пресноводных или водных экосистем в целом.

Следующие характеристики делают экологию пресноводных экосистем уникальной отличающейся от других водных мест обитания.

Преподаватель. Перечислите характеристики проточных экосистем.

Студенты записывают на интерактивной доске свои характеристики проточных экосистем. Затем открывают текст и сравнивают его с исходным. Совместно исправляют ошибки.

  • Течение однонаправленное

  • Экосистема находится в состоянии постоянного физического изменения

  • Существует высокая степень пространственной и временной неоднородности во всех масштабах (микроместообитаний).

  • Различия между проточными экосистемами достаточно высоки.

  • Организмы специально приспособлены к жизни в проточных условиях.

Задание 5. Является ли река Клязьма биогеоценозом?

Преподаватель. Давайте вспомним:

  • что такое биоценоз?

  • Что такое биотоп?

  • Что такое биогеоценоз?

Как вы думаете, какое определение можно применить к реке Клязьма? (биогеоценоз). Давайте докажем это. Первая группа будет искать и докладывать нам признаки биотопа, а вторая - признаки биоценоза.

( На столах у студентов лежит раздаточный материал, который они могут использовать при подготовке ответа. Выдана цветная бумага, ножницы, клей, чтобы студенты могли сделать схемы более наглядными). Приложение 2.

Задание 6. Трофические отношения

Преподаватель. Внутри экологической системы органические вещества создаются автотрофными организмами (например, растениями). Растения поедают животные, которых, в свою очередь, поедают другие животные. Такая последовательность называется пищевой цепью; каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем (греч. trophos «питание»). Организмы первого трофического уровня называются первичными продуцентами. На суше большую часть продуцентов составляют растения лесов и лугов; в воде это, в основном, зелёные водоросли. Кроме того, производить органические вещества могут сине-зелёные водоросли и некоторые бактерии.

Организмы второго трофического уровня называются первичными консументами, третьего трофического уровня - вторичными консументами и т. д. Первичные консументы - это травоядные животные (многие насекомые, птицы и звери на суше, моллюски и ракообразные в воде) и паразиты растений (например, паразитирующие грибы). Вторичные консументы - это плотоядные организмы: хищники либо паразиты. В типичных пищевых цепях хищники оказываются крупнее на каждом уровне, а паразиты - мельче.

Существует ещё одна группа организмов, называемых редуцентами. Это сапрофиты (обычно, бактерии и грибы), питающиеся органическими остатками мёртвых растений и животных (детритом). Детритом могут также питаться животные - детритофаги, ускоряя процесс разложения остатков. Детритофагов, в свою очередь, могут поедать хищники. В отличие от пастбищных пищевых цепей, начинающихся с первичных продуцентов (то есть с живого органического вещества), детритные пищевые цепи начинаются с детрита (то есть с мёртвой органики).


Пищевые сети

Зачастую живые организмы в природе взаимодействуют между собой более сложно и визуально такое взаимодействие больше похоже на сеть . Такая сеть называется пищевой сетью. Давайте рассмотрим пищевую сеть, которая формируется в реке Клязьма. (игра)

Решение экологических задач: Приложение 3.

Карточка № 1:

Решите задачу:

Какое количество планктона в кг необходимо, чтобы в водоёме выросла щука массой 8 кг?

Решение:

  1. Запись трофической цепи:

Продуцент Консумент 1 порядка Консумент 2 порядка

( ) ( ) ( )

  1. Расстановка известных по условию данных


  1. Расчет и ответ

Информационная карточка

С одного трофического уровня на другой переходит не более 10% энергии и массы вещества, а 90 % рассеивается в виде тепла.

Карточка № 2

Решите задачу:

Рассмотрите две пирамиды биомассы, на которых отображена биомасса планктона в реке весной и зимой. Объясните, почему в течение года переворачивается.

Чем можно объяснить:

  • весеннее увеличение бимассы фитопланктона;

  • быстрое падение её в летние месяцы;

  • увеличение осенью;

уменьшение зимой

Давайте подведем итог первой части занятия и ответим на вопрос: « Является ли река Клязьма экосистемой (биогеоценозом)?»

Задание 7 Влияние города на экосистему реки.

Преподаватель:

Река Клязьма протекает через центр города, делит его на две части. Ответьте на следующие вопросы:

  • Оказывает ли влияние местоположение реки на её состояние?

  • Как вы считаете, оказывает ли человек влияние на экосистему реки?

  • В нашем городе, по вашему мнению, какой самый сильный загрязнитель окружающей среды?

(примерный ответ студента)

Влияние человека беседа

Загрязнение

Источники загрязнения проточных экосистем трудно контролировать, так как они имеются по всей длинне русла, выбрасывая небольшое количество отходов во многих местах. Сельскохозяйственные угодья часто дают большое количество отложений, удобрений и химических веществ в близлежащие ручьи и реки. Городские и жилые районы также могут добавить к этому загрязнения, в случае если загрязняющие вещества накапливаются на непроницаемых поверхностях, таких как дороги и парковки, просачивающиеся затем в экосистему. Повышенные концентрации питательных веществ, особенно азота и фосфора, которые являются ключевыми компонентами удобрений, могут увеличить рост перифитона, который может быть особенно опасен в местах с медленным течением. Еще один загрязнитель - кислотные дожди, формирующиеся из двуокиси серы и окиси азота, вылетающие из заводов и электростанций. Эти вещества легко растворяются в атмосферной влаге и попадают в проточные экосистемы в виде осадков. Это может привести к снижению рН этих водоемов, затрагивая все трофические уровни от водорослей до позвоночных. Видовое богатство и общее число видов в системе уменьшается с уменьшением рН. В то время как прямое загрязнение проточных экосистем, значительно сократилось в Соединенных Штатах после принятия правительством Закона о чисто воде, загрязнения из диффузных точечных источников по прежнему являются большой проблемой.

  • Строительство плотин

  • Плотины изменяют течение, температуру и режим осадков в проточных экосистемах. Кроме того, многие реки перекрыты плотиной в нескольких местах, усиливая эффект. Плотины могут вызвать усиление ясности и снижение изменчивости в потоке ручья, который, в свою очередь привести к увеличению концентрации перефитона. Видовое богатство беспозвоночных ниже плотины может снизиться в связи с общим сокращением неоднородности среды обитания. Кроме того, тепловые изменения могут повлиять на развитие насекомых, аномально теплые зимние температуры нарушают сигналы, нужные для того чтобы разбить яйцо диапаузы и чрезмерно холодные летние температуры оставляют слишком мало приемлемые дней, чтобы завершить рост. Наконец плотины разделяют речные экосистемы изолируя существующие попубляции и мешают миграции рыб.

  • Заселение видов

  • Заселенные виды вводятся в проточные экосистемы в ходе целенаправленных мероприятий(например для игр и развода пищевых видов), а также непреднамеренных событий(завозятся в лодках или болотными куликами). Эти организмы могут повлиять на коренных обитателей очень плохо изза конкуренции за добычу, места обитания, хищничества, изменения среды обитания, гибридизации или привнесении вредных болезней и паразитов. Однажды завезенные эти виды становятся трудноконтроллируемыми и трудноискорениямыми из за соединенности проточных экосистем. Наиболее опасны завезенные виды в районах где биота вымирает, например в Юго Восточной части Соединенных Штатов где вымирают мидии, или в тех районах, где локализованы эндемичные виды, например в проточных системах севернее Скалистых гор, где многие виды развивались в изоляции.


Данные исследования.

Основным загрязнителем воздушного бассейна города Ногинска является автотранспорт, выбросы которого составляют 80-90% от общего количества загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу. Количество автотранспортных средств в городе неуклонно растет. По данным нашего исследования, проведенного на ул Рабочая в 2015 году было зарегистрировано более автомобилей.

В городе отмечается многократное превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) следующих веществ: диоксид азота, оксиды углерода, формальдегид и пыль (взвешенные вещества).


Задание 8. Химический анализ воды реки Клязьма.

Преподаватель. Мы с вами выяснили, что с талыми и дождевыми водами, вещества выбрасываемые в вождух автотранспортом, попадают в реку и влияют на состояние всех живых организмов, обитающих в ней.

Давайте возьмем воду реки Клязьма и проведем химический анализ при помощи тест-комплектов полевой лаборатории Крисмас+.

(На столах у студентов лежат комплекты для проведения химического анализа, склянка с водой)

На выполнение задания вам отводится 20 мин.


  1. обеспечение учебной рефлексии.

  1. Студенты отвечают на вопросы:

  2. Что ты делал?

  3. Что у тебя не получилось?

  4. Почему не получилось?

  5. Как их этого выйти?

4. Подведение итогов занятия.



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. Кудинова И.А. Справочные материалы по краеведению. Ногинский район. Природа родного края/И.А. Кудинова . - Изд 2-ое, доп. и перераб. - Ногинск, 2012. - 192 с.

  2. fb.ru/article/150096/klyazma-reka-reka-kl













© 2010-2022