- Преподавателю
- Другое
- Опорный конспект по дисциплине Основы экономики на тему Рынок и его функции
Опорный конспект по дисциплине Основы экономики на тему Рынок и его функции
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гареева М.А. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Б Ю Д Ж Е Т Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«Ю Г О Р С К И Й П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й К О Л Л Е Д Ж»
Конспект учебного занятия
Учебная дисциплина
Основы экономики
по теме «Понятие рынка и его функции»
вид занятия (комбинированный урок)
специальность/профессия Электрогазосварщик
Разработчик:
Гареева Марина Александровна
г. Югорск, 2015
Технологическая карта занятия
Цели для студента :
Образовательная (познавательная):
-
ввести понятия рынок, рыночная экономическая система, конкуренция;
-
выявить функции рынка, определить виды рыночной экономики;
-
расширить знания учащихся в разделе "Рыночная экономика", углубить понимание ими процессов функционирования рыночной экономической системы;
-
развитие коммуникативной культуры учащихся.
Развивающая (практическая):
-
развитие логического мышления, внимания, памяти;
-
развивать умение анализировать изучаемое;
Воспитательная:
-
развивать культуру монологического высказывания.
Цели для преподавателя:
Образовательные:
-
формирование у студентов целостного представления о рынке;
Развивающие:
-
способствовать развитию знаний о рынке,
-
пробудить у учащихся интерес к научно-популярной литературе, к изучению предпосылок открытия конкретных явлений;
-
заинтересовать процессом мышления первооткрывателей;
-
продолжить развитие мышления, умение анализировать,
-
сравнивать, делать логические выводы;
Воспитательные:
-
развитие навыков коллективной работы;
-
развитие навыков культуры общения;
-
воспитание основ нравственного самосознания;
-
толерантного отношения друг к другу;
-
умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.
Методика обучения: развивающее обучение.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.
Тип урока: комбинированный урок (урок изучения нового материала с элементами проверки знаний, с использованием цифровых образовательных ресурсов).
Используемые методы, приемы: словесные, наглядные, самостоятельная работа студентов.
Формы контроля: опрос, тестирование, решение задач, подготовка сообщений.
Формируемы знания и умения:
З1 Основы экономики
У2 Находить и использовать необходимую экономическую информацию
Формируемые компетенции:
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Список используемой литературы:
-
Булатов А. С. Общая экономика. Издательство Ю Р ИСТЪ Москва 1999./nuru.ru.
-
Куликов Л.М. Основы экономической теории: учеб. Пособие. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 400с.
-
Слагода В.Г. Основы экономики: Учебник. - М.: Форум:ИНФРА-М, 2011. - 224с.
Оборудование:
-
Компьютер
-
Мультимедийный проектор
-
Экран
Структура урока
№ п/п
Название этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Время
(мин.)
1.
Организационный момент
Приветствие учащихся. Объявление темы. Постановка целей и задач
Построение, приветствие. Подготовка к уроку
3
2.
Повторение ранее изученного материала
Задаются вопросы, контроль ответов
Отвечают на предложенные вопросы по предыдущему уроку, работа с блок-схемой
10
3.
Изучение нового материала
Рассказ преподавателя с использованием технических средств, прерываемый вопросно-ответным диалогом
Слушают, смотрят презентацию, отвечают на вопросы, работа в группах: приводят примеры каждой из функций рынка в действии, выявляют положительные черты конкуренции
60
4.
Закрепление и контроль знаний при помощи устных вопросов; проверка заполнения таблицы, выполнение проверочной работы
Проверяет запись таблицы, даёт наводящие вопросы для того, чтобы и слабые студенты смогли написать проверочную работу
Работа групп над тестовыми заданиями
10
5.
Итоги урока
Подводит итог занятия, объявляет оценки
Студенты самостоятельно оценивают деятельность своей группы на уроке с помощью таблицы оценки знаний
2
6.
Задание на дом
Объявляет домашнее задание, срок сдачи: По группам: характеристика национальных моделей рыночной экономики: США, Швеция, Германия, Япония.
-
Конспект
-
Учебник
5
Ход занятия
Дата
Группа
Тема урока: Рынок и его функции
Распределение времени на основные этапы урока
Организ. момент
Анализ письмен, лаборат.
и практ. работ
Повт.
предыдущ.
материала
Изучение
нового материала
Упраж.
для
закрепления
пройденного
материала
Задание на дом
Итоги урока
3
10
60
10
2
5
Цель урока
Образовательная (познавательная):
-
ввести понятия рынок, рыночная экономическая система, конкуренция;
-
выявить функции рынка, определить виды рыночной экономики;
-
расширить знания учащихся в разделе "Рыночная экономика", углубить понимание ими процессов функционирования рыночной экономической системы;
-
развитие коммуникативной культуры учащихся.
Развивающая (практическая):
-
развитие логического мышления, внимания, памяти;
-
развивать умение анализировать изучаемое;
Воспитательная:
-
развивать культуру монологического высказывания
Наглядные пособия к уроку
-
Учебники В.Г. Слагода «Основы экономики», Л.М. Куликов «Основы экономической теории»
-
Презентация «Рынок и его функции»
Группа делится на четыре группы самостоятельно. Урок сопровождается презентацией PowerPoint (приложение 2)
-
Организационный момент.
Проверка готовности студентов к занятию.
-
Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания реализуется в два этапа:
Фронтальный опрос по основным вопросам предыдущей темы (слайд № 2).
Работа с блок-схемой. Необходимо дополнить пропуски в блок-схеме, которая в распечатанном виде имеется у каждой группы (слайды № 3-4).
Основные вопросы для повторения
№№ п/п
Содержание вопросов
Методы опроса
Фамилия учащихся,
намеченных к опросу
1
Какие черты характеризуют административно-плановую систему?
Фронтальный опрос
2
Почему административно-плановая система оказалась неэффективной, маловосприимчивой к научно-техническому процессу?
Фронтальный опрос
3
Заполняют схему
Работа в группах
3. Усвоение новых знаний.
Изучение темы (узловые вопросы)
№№
п/п
Содержание вопросов
Методы
1
Подготовка к лекции
Записи в тетради
2
Значения слова «рынок»
Обсуждение
3
Определение рынка как экономической системы
Обсуждение
4
Основные причины возникновения рыночной экономики
Чтение, беседа
5
Функции рынка
Просмотр презентации, лекция с элементами беседы
6
Конкуренция
Лекция, обсуждение
7
Виды рыночной экономики
Работа с учебником, беседа
8
Виды рынков
Лекция с элементами беседы, презентация
Краткое содержание узловых вопросов
Сегодня мы начинаем работу над новой темой дисциплины и рассмотрим значения слова «рынок». Подготовка к лекции. Запись темы урока: «Рынок и его функции»
Слайд 5: Фронтальная работа с группой - ответ на вопрос: "Что такое рынок?". В ходе обсуждения выясняются два значения этого слова, определяется рынок как экономическая система:
Рынок - это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты. На основе этих контактов совершаются сделки купли-продажи предметов торговли.
Слайды № 6-10: Функции рынка.
Слайд № 11. Работа в группах. Учащимся необходимо подобрать примеры, иллюстрирующие каждую из функций рынка в действии.
Слайды № 14-15. Конкуренция. Фронтальная работа с классом. Необходимо заполнить пропуски в высказываниях. Преподавателем вводится понятие конкуренции. Определение записывается в тетради
Слайды № 16-21. Виды рыночной экономики.
Слайд № 21Виды рынков
Лекция
Рынок и его функции
Рынок - это форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты. На основе этих контактов совершаются сделки купли-продажи предметов торговли.
Рынок - обязательный компонент товарного производства. Становление понятия рынок шло постепенно. Сначала рынок рассматривался как несколько объектов. С развитием ремесел, городов и торговли, понятие и характеристики рынка совершенствуются. Углубление общественного разделения труда (ОРТ) привело к более сложному значению. В настоящее время рынок - это совокупность экономических связей между покупателями и продавцами по поводу обращения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов хозяйства.
Современная рыночная организация обеспечивает возможности производства и потребления посредством механизма конкуренции, спроса, предложения и цен.
Рыночное хозяйство зарождается там, где выполняются следующие условия:
• Существует ОРТ
• Существует частная собственность выраженная в экономической обособленности рынка.
Общественное разделение труда означает специализацию каждого отдельно взятого производителя на производстве определенного товара. Эти товары предназначены для личного потребления и для продажи на рынке. Полученный доход производитель использует на расширение производства и личные нужды. Наличие частной собственности, как основы частного интереса, является движущей силой в организации производства для получения богатства.
Частная собственность разъединяет производителей и способствует формированию конкурентной среды, которая приспосабливает производство к потребностям. Размер частной собственности определяет величину экономической свободы.
Таким образом, рынок - это система основанная на самоорганизации и взаимодействии спроса-предложения, цены и конкуренции.
Для нормального функционирования нужны дополнительные условия:
• Наличие постоянного резерва факторов производства и их мобильность;
• Развитая рыночная инфраструктура;
• Свободный доступ к информации.
Наличие резерва в виде капитала, труда и трудовых и природных факторов производства обеспечивает развитие производства и экономический рост, а их подвижность способствует эффективному размещению. В результате реализуется возможность конкурентного развития в экономике для удовлетворения общественных потребностей.
Развитая рыночная инфраструктура является необходимостью так как способствует продвижению товарно-денежных потоков. Инфраструктура способствует не только сбыту товара, но и привлечения дополнительных капиталов для развития производства. Она также обеспечивает непрерывность круговорота ресурсов, благ.
Современный рынок не может не может обойтись без информации. Информация - преобладающий фактор по отношению к природным ресурсам и капиталу.
Функции рынка:
1. Ценообразующие - связанная с образованием цен в зависимости от спроса и предложения.
2. Стимулирующая - побуждает производителя к созданию продукции с наименьшими затратами и получению максимальной прибыли.
3. Распределительная - обеспечивает пропорциональное развитие между производством и обменом, обменом и потреблением, регионами, сферами и отраслями.
4. Регулирующая - предполагающая соответствие объемов производства и потребления, поддержание спроса и предложения.
5. Дифференцирующая - которая способствует разделению производителей, обогащению одних и обеднению других.
6. Сканирующая - возможность рынка самостоятельно восстанавливаться.
Роль рынка:
1. Рынок определяет объем, структуру и массу продукции которую надо произвести
2. Рынок удовлетворяет спрос и изменяет предложение, обеспечивая тем самым сбалансированность экономического развития.
3. Рынок нацеливает товаропроизводителей на покрытие рыночного спроса.
4.Рынок выполняет санитарную роль, которая сводится к ликвидации неэффективных предприятий и устаревшего производства.
-
Первичная проверка понимания и закрепление материала
Контроль знаний при помощи таблицы
Для того, чтобы выяснить, насколько вы поняли материал, предлагаю выполнить задание в раздаточных материалах.
У студентов, в раздаточных материалах, в задании предлагается соотнести функцию и ее характеристикой
1. Функция саморегулирования товарного производства
А) при понижении цен производители сокращают производство, внедряют новую технику, технологии
2. Стимулирующая функция
Б) с помощь рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене
3. Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда
В) с помощь рынка устанавливаются основные микро- и макропропорции в экономике, в производстве и обмене
4. Регулирующая функция
Г) при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство сокращается
5. Демократизация хозяйственной жизни, реализация принципов самоуправления
Д) действует в условиях бездефицитного производства
Ответы: 1-г; 2-а, 3-д, 4-в, 5-б
-
Подведение итогов урока.
Вывод: т.о. мы видим, что рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека, в том числе и вас. Мы можем этого не замечать, но, так или иначе, принимаем участие в этих отношениях на уровне потребителя, в роли покупателя разнообразных товаров. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение.
Выставление оценок (слайд 22)
-
Рефлексия
Проходит в виде работы групп над тестовыми заданиями (см. Приложение 1).
Проверка осуществляется учащимися самостоятельно - правильные ответы на слайде №23
-
Задание на дом.
Домашнее задание: По группам: характеристика национальных моделей рыночной экономики: США, Швеция, Германия, Япония. Всем: Конспект, Учебник: глава 2, пункт 3.