- Преподавателю
- Другое
- Педагогический проект «Моя инициатива в Образовании» на тему «Зеленая гостиная в школе»
Педагогический проект «Моя инициатива в Образовании» на тему «Зеленая гостиная в школе»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Косыгина Е.А. |
Дата | 07.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
г.Кириллов
2014 годбюджетное образовательное учреждение Кирилловского муниципального района Вологодской области «Кирилловская средняя общеобразовательная школа»
Педагогический проект
«Моя инициатива в Образовании»
на тему «Зеленая гостиная в школе»
Автор проекта: Косыгина Екатерина Александровна,
учитель биологии
«Чем больше учитель учит своих учеников
и чем меньше предоставляет им возможностей
самостоятельно приобретать знания, мыслить,
действовать, тем менее энергичным и плодотворным
становится процесс обучения»
И.А.Лернер
Актуальность проекта
В условиях модернизации российского образования школа должна ориентироваться в своей деятельности на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучающихся, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми… обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями…» (Закон об образовании ст.12 п.1.)
В условиях социально-экономических реформ, непрерывного обновления и развития системы образования, конкуренции на рынках труда социальная компетентность становится жизненно важным элементом деятельности человека, необходимым условием успеха в обучении и воспитании учащихся.
Основная цель современной школы - создание условий для самореализации личности удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос Каменский в своей книге «Великая дидактика» писал о том, что все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью.
В Федеральном образовательном стандарте основного общего образования (IV.раздел п.21) одним из условий реализации основной образовательной программы прописано, что «…должна быть обеспечена возможность по формированию у обучающихся экологической грамотности, формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности…включение обучающихся в реализацию социальных проектов…»
В век, когда компьютеры, машины и различные механизмы стали неотъемлемой частью нашей жизни, человек очень мало соприкасается с природой. В силу того, что на учебных занятиях время ограничено, новые информационные технологии позволяют в более быстром темпе показать, как развивается тот или иной живой организм. Однако все больше детей воспринимает этот процесс бездушно. Увидел, выучил и забыл. Когда же ребенок видит живое растение рядом, ухаживает за ним, вряд ли ему придет в голову сломать его и уничтожить.
Формирование начальных оcнов экологической культуры у детей школьного возраста требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами. В решении данной проблемы большую роль играет проектная деятельность, где возможно иcпользование разнообразных видов познавательной, воcпитательной и научной деятельности. В последнее время метод проектов становится в нашей стране популярным. Необходимость проведения проектной деятельности обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе, но и тем, что позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, развивать интерес к предмету.
Большое значение придавал природе, как фактору воспитания детей c раннего возраста известный отечественный педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздейcтвие природы на пcихику детей, на вcеcтороннее развитие их в процеcсе общения с природой, он пиcал "Логика природы еcть cамая доcтупная для детей логика - наглядная, неоcпоримая. Вcякий новый предмет дает возможноcть упражнять раcсудок cравнениями, вводить новые понятия в облаcть уже приобретенных, подводить изученные виды под один род".
Работа над проектом даёт широкое поле для воcприятия ответcтвенности за порученное дело, проявление инициативы, взаимопомощи. Любовь к природе, бережное отношение к ее богатcтвам не приходят cразу. Это результат целенаправленной деятельноcти и кропотливой работы не только при изучении природы, но и вовлечение детей в поcильное учаcтие охраны природы (размножение и выращивание комнатных раcтений в школе и дома, работа на школьном учаcтке, уход за животными и т.д.).
Все выше сказанное позволило сформулировать проблему проекта: с помощью, каких форм и методов можно реализовать данные положения об экологическо-биологическом образовании и психологической разгрузке учащихся в рамках технологии проектно-исследовательской деятельности.
Инновационность заключается в том, что обоснована возможность воплощения идей экологического воспитания, опыта социальной деятельности, проектно-исследовательской деятельности совместно с педагогом посредством создания «Зеленой гостиной в школе». При реализации проекта осуществляется подготовка обучающихся к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, формируются способности к саморазвитию и экологическому просвещению.
Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. Для учащихся и педагогов актуальна проблема сближения с природой, общения с растительным и животным миром, познание его законов; влияние его на человеческие чувства, эмоции; использования ее для снятия стрессов; взаимодействие растений друг с другом и влияние на микроклимат в группах.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте особое внимание уделяется методу проектов как решающему фактору в формировании у ребёнка умения учиться. Необходимость использования метода проектов обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе. Ее цели шире, она позволяет углублять и применять на практике знания предусмотренные программой, развивать интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания. При вовлечении школьников в проектную деятельность появляется больше возможностей для поддержания развития и закрепления познавательных интересов детей, удовлетворения любопытности.
Цель: создание условий эколого-биологической культуры и психологической разгрузки, обучающихся образовательной организации через создание «Зеленой гостиной».
Задачи проекта:
-
Изучить нормативную базу по ФГОС.
-
Провести мониторинг необходимости «Зеленой гостиной».
-
Проанализировать результаты, выявить проблемы и пути их решения.
-
Создать творческо - развивающую среду «Зеленая гостиная».
-
Организовать психологическую разгрузку, снятие эмоционального напряжения и стрессов путем проведения релаксирующих процедур в «Зеленой гостиной»;
Описание проекта.
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.
Работая над темой создание условий эколого-биологической культуры и психологической разгрузки, обучающихся образовательной организации через создание «Зеленой гостиной» среди обучающихся по ФГОС основного общего образования пятых классов было проведено анкетирование (Приложение 1). Цель анкетирования - выяснить, о необходимости «Зеленой гостиной» для организации эколого-биологического образования. В результате 100% респондентов сказали, что данная комната в нашей школе необходима для отдыха н переменах и наблюдения за животными. 90% хотели бы видеть в интерьере комнаты «живой уголок» (аквариум, хомяки), много цветов и журчащую воду. 10% респондентов еще хотят отдыхать в комнате со светодиодными водопадами.
Говоря об экологическом воспитании невозможно представить себе проведение таких занятий без «живых уголков». Но современные требования таковы, что согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, размещение аквариумов, животных и птиц необходимо в отдельном помещении. А ведь уголок природы - это место постоянного общения ребенка с микромиром живой природы, что способствует разнообразию жизни ребенка, обогащению знаниями. Для решения данной проблемы было принято решение о выделении помещения для «живого уголка», в то же время, лишних кабинетов в школе нет, и часто бывает так, что негде отдохнуть в спокойной обстановке, было решено, на основании результатов анкеты, создать в свободном помещении комнату отдыха «Зеленую гостиную».
Реализация проекта будет проходить в три этапа.
Работа по формированию интерьера каждого конкретного помещения начинается с перечня процессов, протекающих в нем. Комната отдыха - это место пребывания людей разного возраста, в ней должны быть созданы условия для тихого, активного отдыха и зона для общественной работы. При проектировании интерьера комнаты отдыха нужно учитывать, какие процессы протекают в ней, и какими архитектурными средствами обеспечивается выполнение этих процессов.
Разработка эскиза оформления комнаты релаксации, экологического образования началась с конкурса среди обучающихся.
На втором этапе планируется уже непосредственная подготовка помещения для «Зеленой гостиной», приобретение живых организмов и оборудования.
На заключительном этапе будут подведены итоги работы по созданию проекта, комнаты и проведены занятия в «Зеленой гостиной».
Форма апробации:
• Организация исследований учащимися.
• Проведение психологических мероприятий.
• Проведение экскурсий и наблюдений.
Ресурсы, которые необходимы и используются для данного проекта:
1. Информационные: школьная газета (информация о создании комнаты), сайт педагога, ресурсы интернет (для поиска информации).
2. Кадровые: педагоги и обучающиеся, с привлечением родителей.
3. Материально-техническое обеспечение: помещение, кресла, диван, «живой уголок», комнатные растения, маркерная доска, фонтан, бассейн с шариками, светодиодные водопады.
Риски и способы их преодоления.
Сильные стороны
Слабые стороны
1. Оптимальный уровень методической литературы.
2. Компьютерный класс с доступом к ресурсам сети Интернет.
3. Наличие свободного помещения.
4.Рост числа обучающихся, активно интересующихся биологией.
5.Наличие кадровых ресурсов.
1. Низкая коммуникативная и информационная компетенция.
2. Нехватка временного ресурса.
3. Нехватка материально- технического оснащения.
Возможности
Ограничения и риски
-
Возможность работы с искусственными сообществами.
-
Эмоциональная разгрузка.
-
Регулярная работа комнаты.
-
Проведение исследовательских работ, совместные мероприятия.
-
Индивидуальные, культурные, мировоззренческие различия между обучающимися.
-
Не востребованность комнаты.
-
Перезагруженность комнаты.
-
Отсутствие необходимой материально- технической оснащенности (финансовые риски).
Пути решения и преодоления рисков:
1.Проведение семинара, принятие коллективного решения; проведение общественного конкурса эскизов.
2. Реклама проекта и комнаты, беседы, игровые мероприятия.
3. Создание графика работы комнаты, предоставить возможность проводить свободное время в Детском центре.
4. Использование средств внебюджетных источников.
Планируемые результаты:
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- повышение уровня биологических знаний;
- создание условий для подготовки к выполнению творческой части;
-создание условий психологической разгрузки;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
- формирование этических потребностей, ценностей и чувств;
- приобретение навыков ухода за животными и растениями;
- формирование толерантности.
ДЛЯ ПЕДАГОГА:
-создание условий для эмоциональной разгрузки;
-создание условий для повышения профессионального мастерства, использование передовых педагогических технологий;
-повышение мотивации школьников к изучению биологии;
-повышение экологической культуры.
Заключение
Большое наcледие в облаcти воcпитания школьников окружающей cредой оставил советский педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, - говорил Сухомлинский, - Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе..."
Проблема экологического воспитания школьников относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В рамках ФГОС дети большое количество времени проводят в образовательном учреждении (уроки, кружки, секции, классные мероприятия), поэтому реализация проекта «Зеленая гостиная» становится актуальной в настоящее время в современной школе.
Библиография.
Нормативно-правовая база
-
Конвенция о правах ребенка (ст.27,31)
-
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273 от 29.12.2012
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48с. - (Стандарты второго поколения).
-
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
Литература
-
Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. - 2006. - № 3. - С. 57-59.
-
Комнатные растения: практическое руководство. /Пер. с англ/, Д.Сквайер, М.Кроутер. - М.: «Омега». 2005г.
-
Михайлов В. Аквариум. Водные растения. М.: «Дельта М», 2004г.
-
Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель. - 2000. - № 1. - С. 41-45.
-
Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. 510 с.
-
Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественно-научных дисциплин):Дис…докт.пед.наук. - М., 1995. - с.219-225
-
Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 544 с.
-
Хессайон Д.Г. Комнатное цветоводство. М.: «Кладезь-Букс», 2005г.
-
Цветы. Справочник. Пер. с итал. Н.Лебедевой. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003г.
-
Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003. 512 с. (СВЕТ, циклы)
-
consultant.ru
-
kinlib.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st047.shtml
План-график реализации проекта:
Содержание
Срок
Ответственное лицо
I этап - подготовительный
Март - июнь 2014
Анкетирование обучающихся 5 классов
Март
Определение места расположения «Зеленой гостиной»
Март - апрель
Изучение возможного состава компонентов «Зеленой гостиной» и их взаиморасположения посредством изучения специальной литературы, интернет - ресурсов, а также проведения экскурсий.
Апрель - май
Проведение установочного семинара для учащихся и педагогов
Апрель
Проведение конкурса «Зеленая гостиная в школе»
Апрель - май
Планирование зон размещения растений в «Зеленой гостиная»
Апрель - июнь
Определение состава растений для каждой зоны
II этап - основной
Июль - декабрь
Проведение лабораторных практикумов
Июль - сентябрь
Изучение различных источников по теме «Влияния растений на психо - эмоциональное состояние человека»
Июль - октябрь
Проведение психолого - педагогических мероприятий
Июль - октябрь
Разработка карт наблюдений, проведение исследовательских работ, проведение конкурсов
Июль - декабрь
Приобретение необходимого оборудования
Июль - декабрь
III этап - итоговый
Декабрь - май
Издание учебно - методического сборника по теме проекта
Декабрь - май
Работа «Зеленая гостиная»
Анализ достигнутых результатов