• Преподавателю
  • Другое
  • Педагогический проект «Моя инициатива в Образовании» на тему «Зеленая гостиная в школе»

Педагогический проект «Моя инициатива в Образовании» на тему «Зеленая гостиная в школе»

Большое значение придавал природе, как фактору воспитания детей c раннего возраста известный отечественный педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздейcтвие природы на пcихику детей, на вcеcтороннее развитие их в процеcсе общения с природой, он пиcал "Логика природы еcть cамая доcтупная для детей логика – наглядная, неоcпоримая. Вcякий новый предмет дает возможноcть упражнять раcсудок cравнениями, вводить новые понятия в облаcть уже приобретенных, подводить изученные виды под ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

г.Кириллов

2014 годбюджетное образовательное учреждение Кирилловского муниципального района Вологодской области «Кирилловская средняя общеобразовательная школа»







Педагогический проект

«Моя инициатива в Образовании»

на тему «Зеленая гостиная в школе»

Педагогический проект «Моя инициатива в Образовании» на тему «Зеленая гостиная в школе»







Автор проекта: Косыгина Екатерина Александровна,

учитель биологии

«Чем больше учитель учит своих учеников

и чем меньше предоставляет им возможностей

самостоятельно приобретать знания, мыслить,

действовать, тем менее энергичным и плодотворным

становится процесс обучения»

И.А.Лернер

Актуальность проекта

В условиях модернизации российского образования школа должна ориентироваться в своей деятельности на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучающихся, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов. «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми… обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями…» (Закон об образовании ст.12 п.1.)

В условиях социально-экономических реформ, непрерывного обновления и развития системы образования, конкуренции на рынках труда социальная компетентность становится жизненно важным элементом деятельности человека, необходимым условием успеха в обучении и воспитании учащихся.

Основная цель современной школы - создание условий для самореализации личности удовлетворения потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями. Ещё Ян Амос Каменский в своей книге «Великая дидактика» писал о том, что все дети разные и надо дать возможность каждому развиваться с собственной скоростью.

В Федеральном образовательном стандарте основного общего образования (IV.раздел п.21) одним из условий реализации основной образовательной программы прописано, что «…должна быть обеспечена возможность по формированию у обучающихся экологической грамотности, формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности…включение обучающихся в реализацию социальных проектов…»

В век, когда компьютеры, машины и различные механизмы стали неотъемлемой частью нашей жизни, человек очень мало соприкасается с природой. В силу того, что на учебных занятиях время ограничено, новые информационные технологии позволяют в более быстром темпе показать, как развивается тот или иной живой организм. Однако все больше детей воспринимает этот процесс бездушно. Увидел, выучил и забыл. Когда же ребенок видит живое растение рядом, ухаживает за ним, вряд ли ему придет в голову сломать его и уничтожить.

Формирование начальных оcнов экологической культуры у детей школьного возраста требует включения определенного содержания, методов и форм работы, а так же создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами. В решении данной проблемы большую роль играет проектная деятельность, где возможно иcпользование разнообразных видов познавательной, воcпитательной и научной деятельности. В последнее время метод проектов становится в нашей стране популярным. Необходимость проведения проектной деятельности обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе, но и тем, что позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, развивать интерес к предмету.

Большое значение придавал природе, как фактору воспитания детей c раннего возраста известный отечественный педагог К.Д. Ушинский, обращая внимание на положительное воздейcтвие природы на пcихику детей, на вcеcтороннее развитие их в процеcсе общения с природой, он пиcал "Логика природы еcть cамая доcтупная для детей логика - наглядная, неоcпоримая. Вcякий новый предмет дает возможноcть упражнять раcсудок cравнениями, вводить новые понятия в облаcть уже приобретенных, подводить изученные виды под один род".

Работа над проектом даёт широкое поле для воcприятия ответcтвенности за порученное дело, проявление инициативы, взаимопомощи. Любовь к природе, бережное отношение к ее богатcтвам не приходят cразу. Это результат целенаправленной деятельноcти и кропотливой работы не только при изучении природы, но и вовлечение детей в поcильное учаcтие охраны природы (размножение и выращивание комнатных раcтений в школе и дома, работа на школьном учаcтке, уход за животными и т.д.).

Все выше сказанное позволило сформулировать проблему проекта: с помощью, каких форм и методов можно реализовать данные положения об экологическо-биологическом образовании и психологической разгрузке учащихся в рамках технологии проектно-исследовательской деятельности.

Инновационность заключается в том, что обоснована возможность воплощения идей экологического воспитания, опыта социальной деятельности, проектно-исследовательской деятельности совместно с педагогом посредством создания «Зеленой гостиной в школе». При реализации проекта осуществляется подготовка обучающихся к жизни в постоянно меняющемся и развивающемся обществе, формируются способности к саморазвитию и экологическому просвещению.

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. Для учащихся и педагогов актуальна проблема сближения с природой, общения с растительным и животным миром, познание его законов; влияние его на человеческие чувства, эмоции; использования ее для снятия стрессов; взаимодействие растений друг с другом и влияние на микроклимат в группах.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте особое внимание уделяется методу проектов как решающему фактору в формировании у ребёнка умения учиться. Необходимость использования метода проектов обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе. Ее цели шире, она позволяет углублять и применять на практике знания предусмотренные программой, развивать интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания. При вовлечении школьников в проектную деятельность появляется больше возможностей для поддержания развития и закрепления познавательных интересов детей, удовлетворения любопытности.

Цель: создание условий эколого-биологической культуры и психологической разгрузки, обучающихся образовательной организации через создание «Зеленой гостиной».

Задачи проекта:

  1. Изучить нормативную базу по ФГОС.

  2. Провести мониторинг необходимости «Зеленой гостиной».

  3. Проанализировать результаты, выявить проблемы и пути их решения.

  4. Создать творческо - развивающую среду «Зеленая гостиная».

  5. Организовать психологическую разгрузку, снятие эмоционального напряжения и стрессов путем проведения релаксирующих процедур в «Зеленой гостиной»;

Описание проекта.

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.

Работая над темой создание условий эколого-биологической культуры и психологической разгрузки, обучающихся образовательной организации через создание «Зеленой гостиной» среди обучающихся по ФГОС основного общего образования пятых классов было проведено анкетирование (Приложение 1). Цель анкетирования - выяснить, о необходимости «Зеленой гостиной» для организации эколого-биологического образования. В результате 100% респондентов сказали, что данная комната в нашей школе необходима для отдыха н переменах и наблюдения за животными. 90% хотели бы видеть в интерьере комнаты «живой уголок» (аквариум, хомяки), много цветов и журчащую воду. 10% респондентов еще хотят отдыхать в комнате со светодиодными водопадами.

Говоря об экологическом воспитании невозможно представить себе проведение таких занятий без «живых уголков». Но современные требования таковы, что согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, размещение аквариумов, животных и птиц необходимо в отдельном помещении. А ведь уголок природы - это место постоянного общения ребенка с микромиром живой природы, что способствует разнообразию жизни ребенка, обогащению знаниями. Для решения данной проблемы было принято решение о выделении помещения для «живого уголка», в то же время, лишних кабинетов в школе нет, и часто бывает так, что негде отдохнуть в спокойной обстановке, было решено, на основании результатов анкеты, создать в свободном помещении комнату отдыха «Зеленую гостиную».

Реализация проекта будет проходить в три этапа.

Работа по формированию интерьера каждого конкретного помещения начинается с перечня процессов, протекающих в нем. Комната отдыха - это место пребывания людей разного возраста, в ней должны быть созданы условия для тихого, активного отдыха и зона для общественной работы. При проектировании интерьера комнаты отдыха нужно учитывать, какие процессы протекают в ней, и какими архитектурными средствами обеспечивается выполнение этих процессов.

Разработка эскиза оформления комнаты релаксации, экологического образования началась с конкурса среди обучающихся.

На втором этапе планируется уже непосредственная подготовка помещения для «Зеленой гостиной», приобретение живых организмов и оборудования.

На заключительном этапе будут подведены итоги работы по созданию проекта, комнаты и проведены занятия в «Зеленой гостиной».

Форма апробации:

• Организация исследований учащимися.

• Проведение психологических мероприятий.

• Проведение экскурсий и наблюдений.

Ресурсы, которые необходимы и используются для данного проекта:

1. Информационные: школьная газета (информация о создании комнаты), сайт педагога, ресурсы интернет (для поиска информации).

2. Кадровые: педагоги и обучающиеся, с привлечением родителей.

3. Материально-техническое обеспечение: помещение, кресла, диван, «живой уголок», комнатные растения, маркерная доска, фонтан, бассейн с шариками, светодиодные водопады.

Риски и способы их преодоления.

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Оптимальный уровень методической литературы.

2. Компьютерный класс с доступом к ресурсам сети Интернет.

3. Наличие свободного помещения.

4.Рост числа обучающихся, активно интересующихся биологией.

5.Наличие кадровых ресурсов.

1. Низкая коммуникативная и информационная компетенция.

2. Нехватка временного ресурса.

3. Нехватка материально- технического оснащения.

Возможности

Ограничения и риски

  1. Возможность работы с искусственными сообществами.

  2. Эмоциональная разгрузка.

  3. Регулярная работа комнаты.

  4. Проведение исследовательских работ, совместные мероприятия.

  1. Индивидуальные, культурные, мировоззренческие различия между обучающимися.

  2. Не востребованность комнаты.

  3. Перезагруженность комнаты.

  4. Отсутствие необходимой материально- технической оснащенности (финансовые риски).

Пути решения и преодоления рисков:

1.Проведение семинара, принятие коллективного решения; проведение общественного конкурса эскизов.

2. Реклама проекта и комнаты, беседы, игровые мероприятия.

3. Создание графика работы комнаты, предоставить возможность проводить свободное время в Детском центре.

4. Использование средств внебюджетных источников.


Планируемые результаты:

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

- повышение уровня биологических знаний;

- создание условий для подготовки к выполнению творческой части;

-создание условий психологической разгрузки;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

- формирование этических потребностей, ценностей и чувств;

- приобретение навыков ухода за животными и растениями;

- формирование толерантности.

ДЛЯ ПЕДАГОГА:

-создание условий для эмоциональной разгрузки;

-создание условий для повышения профессионального мастерства, использование передовых педагогических технологий;

-повышение мотивации школьников к изучению биологии;

-повышение экологической культуры.

Заключение

Большое наcледие в облаcти воcпитания школьников окружающей cредой оставил советский педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры, - говорил Сухомлинский, - Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе..."

Проблема экологического воспитания школьников относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В рамках ФГОС дети большое количество времени проводят в образовательном учреждении (уроки, кружки, секции, классные мероприятия), поэтому реализация проекта «Зеленая гостиная» становится актуальной в настоящее время в современной школе.

Библиография.

Нормативно-правовая база

  1. Конвенция о правах ребенка (ст.27,31)

  2. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации №273 от 29.12.2012

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48с. - (Стандарты второго поколения).

  4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.

Литература

  1. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. - 2006. - № 3. - С. 57-59.

  2. Комнатные растения: практическое руководство. /Пер. с англ/, Д.Сквайер, М.Кроутер. - М.: «Омега». 2005г.

  3. Михайлов В. Аквариум. Водные растения. М.: «Дельта М», 2004г.

  4. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель. - 2000. - № 1. - С. 41-45.

  5. Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. 510 с.

  6. Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественно-научных дисциплин):Дис…докт.пед.наук. - М., 1995. - с.219-225

  7. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 544 с.

  8. Хессайон Д.Г. Комнатное цветоводство. М.: «Кладезь-Букс», 2005г.

  9. Цветы. Справочник. Пер. с итал. Н.Лебедевой. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003г.

  10. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2003. 512 с. (СВЕТ, циклы)

  11. consultant.ru

  12. kinlib.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st047.shtml



Педагогический проект «Моя инициатива в Образовании» на тему «Зеленая гостиная в школе»



Педагогический проект «Моя инициатива в Образовании» на тему «Зеленая гостиная в школе»

План-график реализации проекта:

Содержание

Срок

Ответственное лицо

I этап - подготовительный

Март - июнь 2014

Анкетирование обучающихся 5 классов

Март

Определение места расположения «Зеленой гостиной»

Март - апрель

Изучение возможного состава компонентов «Зеленой гостиной» и их взаиморасположения посредством изучения специальной литературы, интернет - ресурсов, а также проведения экскурсий.

Апрель - май

Проведение установочного семинара для учащихся и педагогов

Апрель

Проведение конкурса «Зеленая гостиная в школе»

Апрель - май

Планирование зон размещения растений в «Зеленой гостиная»

Апрель - июнь


Определение состава растений для каждой зоны

II этап - основной

Июль - декабрь

Проведение лабораторных практикумов

Июль - сентябрь


Изучение различных источников по теме «Влияния растений на психо - эмоциональное состояние человека»

Июль - октябрь

Проведение психолого - педагогических мероприятий

Июль - октябрь

Разработка карт наблюдений, проведение исследовательских работ, проведение конкурсов

Июль - декабрь

Приобретение необходимого оборудования

Июль - декабрь

III этап - итоговый

Декабрь - май

Издание учебно - методического сборника по теме проекта

Декабрь - май


Работа «Зеленая гостиная»

Анализ достигнутых результатов



© 2010-2022