- Преподавателю
- Другое
- Экологический серпантин
Экологический серпантин
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Старовойтова Г.Ю. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детско-юношеского творчества»
Методическая разработка по экологии
Для детей среднего школьного возраста
Экологический серпантин
Составитель: ПДО
I квалификационной категории
Старовойтова Г.Ю.
Альметьевск
Игра - соревнование « Экологический серпантин»
Цель: Закрепить и расширить полученные знания и их обобщение.
Задачи: Воспитать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром.
Воспитать готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям.
Развить навыки общения и творческие способности детей
Предварительная работа:
-
Беседа на тему: «Пернатые друзья».
-
Самостоятельное чтение познавательной литературы по предложенным темам.
-
Беседа о правилах поведения людей в природе.
Материалы и оборудование:
-
Фотографии птиц,
-
карточки задания,
-
лист сансивъерии предназначенный для размножения,
-
линейка,
-
лоток с землей,
-
опрыскиватель с водой,
-
жетоны.
Ведущий: Полюбуйся, весна наступает.
Журавли караваном летят.
В ярком золоте день утопает.
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся.
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
В игре участвуют четыре команды «Белочки», «Тигрята», «Медвежата», «Васильки».
Итак, мы начинаем! Слово командам! Визитная карточка команд. Команды представляют себя: название, эмблема, девиз.
Ведущий: Ребята, вы все прекрасно знаете, что 1 апреля отмечается Международный день птиц. Он отмечается с 1924 года в нашей стране. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье. Птицы дороги нам, как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие голоса, яркое оперение оживляет природу, вселяет в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Миллионы вредных насекомых уничтожают они, оберегают наш урожай от мышей. Как вы уже догадались первый конкурс у нас о птицах.
1.Конкурс «Знатоки птиц».
Вопросы 1команде:
1.Эта птица чуть больше голубя. Обитает почти во всех лесах нашей Родины. Насекомоядная и к тому же очень прожорливая, а главное - поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Прилетает к нам в середине весны, улетает в теплые страны в конце лета. Не любит высиживать птенцов, подкидывает яйца в чужие гнезда. (Кукушка)
2. Это самая маленькая птица в нашей стране, в 5 раз легче воробья. Обитает в больших и старых хвойных лесах. Питается мелкими насекомыми. С утра до вечера копошится в ветвях ели, старательно очищает каждую веточку от насекомых и их личинок. Поет скромно и негромко, но почти круглый год, даже в сильные морозы. (Королек).
3.Это очень пугливая и осторожная птица. Всю свою жизнь проводит высоко на деревьях. Очень красивая и заметная. Возможно, поэтому с юга прилетает позже других птиц, когда на деревьях уже шумит листва, и улетает раньше всех, пока еще листья не опали. Самец поет удивительно красиво, а самка издает звуки, напоминающие визг кошки, поэтому ее называют и флейтой, и лесной кошкой. (Иволга)
Вопросы 2 команде:
1. Типично лесная птица, величиной с галку. Питается желудями, орехами и насекомыми. Делая на зиму запасы, становится сеятелем леса. (Сойка)
2.Этих птиц называют «северные попугайчики». Такое прозвище они получили за свои кривые клювы: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Гнезда строят на высоких хвойных деревьях. Птенцов они выводят зимой. Птица-отец очень заботлив. В первое время он кормит и малышей, и мать. (Клест)
3.Красивая птица. Искусно строит гнездо в виде чашечки изо мха, травинок, мягких стебельков, которые снаружи маскирует листочками и корой того дерева, на котором оно свито. Питается насекомыми, их личинками и семенами растений, и этим истребляет сорняков не только в лесу, но и на полях вблизи леса. (Зяблик).
Вопросы 3 команде:
-
На всем свете нет певчей птицы, которая пела бы лучше нее. Она начинает петь вечером, а в мае поет всю ночь напролет. Гнездо вьет около земли, в кустарниках, поселяется по опушкам леса, берегам рек, где есть кустарники. Может поселиться в садовых кустах и цветниках. (Соловей)
-
Летом она живет в лесу. Питается жуками, червяками, а зимой, в бескормицу, держится ближе к жилью человека. Ест все: разные зернышки, крошки хлеба, вареные овощи. Особенно любит несоленое сало. (Синица).
-
Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие. Вверху, на крыльях,- белая полоска. Под шейкой большое черное пятно. (Воробей)
Вопросы 4 команде:
1.«Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?» (поползень)
2. . Эта птица необыкновенно нарядная. В ее окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего можно увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где они кормятся. (Щегол.)
3.Из соломинок, глины лепят эти птички гнезда на домах, сараях, под балконами и карнизами. Некоторые гнездятся в норах на высоком берегу реки. Норы они выкапывают сами. Глядя на птиц, резвящихся в небе, мы думаем, что они играют. На самом деле они неустанно ловят мелких мошек, комаров и мух, которые летают в воздухе. Эти птицы редко и неохотно опускаются на землю, а для отдыха садятся на тонкие ветки или провода. Даже воду пьют и купаются на лету, проносясь над водой и зачерпывая ее клювом. (Ласточка)
2.конкурс «Составь слово»
Участникам дают буквы, за 15 секунд они должны составить одно слово, используя все буквы.
1 команда- слово «Природа»
2 команда - слово «Экология»
3 команда - слово «Растения»
4 команда - слово «Животные»
3.конкурс «Логическая цепочка»
«Может ДА, а может, НЕТ, так подумай - дай ответ!»
Вопросы 1команде:
-
Корень, стебель, цветок, букет, лист - это части растений.
-
Солнце, камень, дуб, небо, снег - это неживая природа.
-
Вяз, ольха, пихта, ясень, клен - это лиственные деревья.
Вопросы 2 команде:
-
Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа, - это кустарники.
-
Поползень, сойка, дятел, дрозд, королек - зимующие птицы.
-
Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
Вопросы 3 команде:
-
Ель, сосна, пихта, береза, лиственница, туя, можжевельник - это хвойные деревья.
-
Соловей, ласточка, стриж, ворона, кукушка, жаворонки - это перелетные птицы.
-
Медведь, барсук, белка, бурундук, бобр - эти звери все любят ягоды.
Вопросы 4 команде:
1.Воробей, соловей, жаворонок, дрозд - это птицы певчие.
2.Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.
3. Лось, косуля, заяц, волк, бобр - этих животных зимой от голода спасает кора осины и ивы.
4.конкурс «Экологические ситуации».
На «дереве» висят конверты, в которых описаны различные ситуации. Дети обсуждают их, находят правильные решения.
Конверт № 1.
«В лесу дети нашли цветущие подснежники. Витя предложил: «Возьмем, в огороде посадим». А Гена сказал: «Давай лучше сорвем побольше и поставим учительницы на стол в вазу с водой. Пусть Мария Ивановна любуется». Кто прав? Как вы поступите?» (Рвать подснежники нельзя они занесены в Красную книгу Татарстана).
Конверт №2
«Прошлым летом мы с младшим братом отдыхали у бабушки в деревне. Местные ребята пригласили нас в лес за грибами. Но побродив по лесу часа два, в нашей корзине было только два подберезовика, да три сыроежки. А вот мухоморы и поганки встречались часто. И Петя пинал их ногой, сбивая палкой. Мальчики сделали ему замечание, а он обиделся. Почему нельзя срывать мухоморы, ведь они же ядовитые?» (Мухоморами питаются дикие животные, например, лоси).
Конверт №3
Гуляя с родителями в лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник. - Давай посмотрим, что внутри муравейника,- сказал Алеша. - Давай с интересом ответила Света. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним и сказала: - Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что… Что сказали бы муравьи?
Конверт №4
Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветков. - Что ты делаешь? - спросила старушка. - Пчел гоняю, они цветы жалят. Старушка улыбнулась и, подозвав к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами. - А я не знал об этом. Что рассказала ему старушка?
5.конкурс «Природоохранные знаки»
Командам предлагается нарисовать различные природоохранные знаки, которые можно установить в лесной зоне, на пляже, на экологической тропе.
Презентация проектных работ на тему : «Природоохранные знаки», которые приняты Обществом Охраны Природы, а также те , которые придумали сами.( Рассказать об этом знаке, придумать свое название, обосновать его.)
Практическая часть.
6.конкурс «Лучший знаток природы»
Задание для 1 команды:
Кормление и уход за морскими свинками.
-
Сколько раз в день нужно кормить морских свинок? ( 2-3 раза)
-
Чем должны питаться морские свинки? (В рацион их питания входит: овощи - морковь, свекла, капуста, огурцы, помидоры. Фрукты - яблоки. Зерновые - овес, рожь, пшеница, крупяные.)
-
Можно морским свинкам давать зеленую траву, сено? (Да можно)
-
Можно морским свинкам давать сухой хлеб, молоко, воду, витамины. (Сухой хлеб помогает морским свинкам стачивать резцы, которые растут в течение всей жизни)
5.Уборка клетки - 1 раз в день, смена подстилки, используются опилки.
Задание для 2. команды:
Кормление и уход за хомяками.
-
Сколько раз в день нужно кормить хомячков? (2 раза утром и вечером).
-
Чем питаются хомячки? (хомячки всеядны, могут кушать и с вашего стола)
-
Что запрещается давать хомячкам? (жирные, сладкие, соленые)
-
Основная пища хомячков? (крупы - овес, ячмень, перловка, гречка и т.д. овощи, зеленую траву)
-
Уборка клетки - 1 раз в день, смена подстилки.
Задание для 3. команды:
Опрыскивание комнатных растений.
-
Чем нужно опрыскивать растения? (Пользоваться нужно опрыскивателем, чтобы листья покрывались слоем мелких капелек воды.)
-
Какую воду нужно использовать? (Использовать нужно теплую воду)
-
При какой погоде нужно опрыскивать растения и как? ( Опрыскивать растения нужно со всех сторон, но избегать этого, когда на растение падают прямые солнечные лучи.)
-
Какую пользу приносит опрыскивание растению? (Опрыскивание не только временно увеличивает влажность воздуха, в жаркую солнечную погоду спасает растение от перегрева.)
-
От чего еще спасает опрыскивание? (Опрыскивание защищает растение от заражения красным паутинным клещом.)
-
Помогает ли опрыскивание очищать листья от пыли? (Да)
Задание для 4. команды:
Размножение частью листа сансивьерии.
-
Какие еще растения можно размножать таким способом? (бегонию)
-
Какой лист берется для размножения? (Срезать с материнского растения здоровый лист)
-
Как делится, или на какие части нужно поделить лист? (Разрезать лист высотой 5-7 см)
-
Что нужно сделать с местами срезов? ( Места срезов подсушить).
-
Что нужно делать с этими срезами дальше? (Части листьев укоренить в земле в направлении роста).
-
Где укореняется часть листа? (Черенок помещают в почву вертикально на 1\2 высоты в специальную тепличку)
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Ведущий: Закончить сегодняшнее мероприятие хотелось бы строками стихотворения Н. Рыленкова.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Берегите свою планету -
Ведь другой такой на свете нету!
Использованная литература:
-
Наша зеленая планета. Г.Б.Барышникова. Ярославль. Академия развития.
-
Знакомые незнакомцы. Г.Н. Мочалова, Л.И.Шапеева. Йошкар -Ола, 2004.
-
Земные карусели.Ред.Л.И.Жук.Минск. «Красико - Принт»2007