Разработка занятия по обществознанию на тему Конфликты и протестное движение

Человек  живёт в обществе. Естественно, его взгляды на мир не всегда совпадают  со взглядами и интересам других людей. В результате столкновения интересов возникают конфликты. Социальные конфликт – столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.   Особенно актуален данный вопрос в России, где идёт создание гражданского общества на основе идей демократии. В условиях современной РФ, каждый человек может открыто выразить свое мнение. В...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дисциплина, специальность: обществознание.

Тема: Конфликты и протестное движение.

Мотивация изучения темы:

Человек живёт в обществе. Естественно, его взгляды на мир не всегда совпадают со взглядами и интересам других людей. В результате столкновения интересов возникают конфликты.

Особенно актуален данный вопрос в России, где идёт создание гражданского общества на основе идей демократии.

В условиях современной РФ, каждый человек может открыто выразить свое мнение.

В том числе и в отношении политики.

Однако, РФ - совсем молодое государство. И в мире есть множество стран, которые могут поделиться опытом формирования протестных движений.

Рассмотрим же подробней тему занятия.

Цели занятия:

  1. познакомиться с понятиями «конфликт», «виды конфликтов» и т.д.;

  2. дать представление о различных процессах , идущих в обществе;

  3. продолжить формирование целостной картины восприятия мира;

  4. развитие мышления, памяти, внимания, устной и письменной речи;

  5. воспитание культуры общения.

Интеграционные связи: тема связана с историей, философией, правоведением.

Оснащение (средства обучения):

  • компьютер с проектором для демонстрации презентации;

  • раздаточный материал ;

  • учебник;

  • тетради.

Основные этапы занятия :

1) организационный момент;

2) изучение нового материла;

3) закрепление изученного материала ;

4) инструктаж д/з;

5) итог урока.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.

Изучение новой темы.

Социальные конфликт - столкновение противоположных общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.

СУБЪЕКТЫ конфликтов - его участники.

ПРЕДМЕТ конфликта - вопрос или благо, из-за которого разгорается конфликт.

ЦЕЛЬ конфликта: достижение собственного интереса за счет интересов других.

Разработка занятия по обществознанию на тему Конфликты и протестное движение

Конфликтогенез - это процесс возникновения и развития современных конфликтных форм общества.

Разработка занятия по обществознанию на тему Конфликты и протестное движение

Социальная напряженность - высокий уровень недовольства населения существующим положением дел, выражающегося в скрытой агрессивности и готовности выразить свое настроение в открытой форме.

Разработка занятия по обществознанию на тему Конфликты и протестное движение

*К чему ведут конфликты …

  • …между государствами?

  • …между общественными группами?

  • …в семье?

Разработка занятия по обществознанию на тему Конфликты и протестное движение

Разработка занятия по обществознанию на тему Конфликты и протестное движение Межнациональный конфликт - это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий.

Видео

«Кому выгодны межнациональные конфликты»

  • Как Вы считаете, каковы главные причины появления межнациональных конфликтов?

Причины межнациональных конфликтов:

1) политические ( централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов),

2) экономические (экономический кризис, безработица, обнищание),

3) социально-психологические (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм),

4) территориальные и многие другие.


Конфликтная ситуация в большинстве случаев складывается как результирующая составляющая комплекса причин и условий.

Конфликтные люди (группы) в таких случаях всегда находятся.

Стремящиеся к власти и собственности национал политические силы ловко используют стихийное недовольство.

Подогревая его, они выставляют себя защитниками нации. И хотя давно известно, что национализм и этнократизм бесперспективны и разрушительны, взбунтовавшемуся народу они, как правило, таковыми не кажутся.

Единство языка, обычаев, традиций, веры сплачивает людей с полуслова.

Ведь, что может быть легче, чем иметь общий объект отрицания и усвоить общую «идеологию кривды», во имя которой следует этот объект отвергнуть?

Сказать, например, что во всех несчастьях мира- и прежде всего каждой души- виноваты евреи, немцы, арабы, негры, цыгане, вьетнамцы или чехи.

И всегда найдётся достаточное число вьетнамцев, венгров, чехов, цыган, или евреев, поступками которых можно проиллюстрировать мысль, что именно они во всём виноваты.

Разборки в стихийных межнациональных столкновениях могут ограничиться массовыми беспорядками, совершением тяжких преступлений против личности, собственности, общественного порядка, а в политически и идеологически организованных - вылиться в полномасштабные вооруженные сраженья.

Пути решений межнациональных конфликтов.

1. разъединение сил, участвующих в конфликте, которая, как правило, достигается с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.

2. прерыв конфликта - способ, который позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию, и в результате которого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.

3. переговорный процесс - способ, для которого существует особые правила. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера.

4. участие в переговорах посредников или медиаторов. В особо сложных ситуациях подтверждение законности договоренностям придает участие представителей международных организаций.

Протестное движение.

Под проте́стом обычно понимают относительно открытую реакцию на общественную ситуацию: иногда в поддержку, но обычно против неё.

В зависимости от отношения к нему со стороны власти и политического режима протесты бывают санкционированные и несанкционированные.

Крайняя форма социального протеста может перерасти в революцию.

Политический протест.

  • Протест, обращенный к представителям власти, цель которого - изменения политической ситуации, зачастую, вплоть до полной смены политического курса и режима.

  • Пример: протест против фальсификации выборов приведший к оранжевой революции на Украине в 2004 году.

Студенческое движение - деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы.

Антиглобали́зм - общественное и политическое движение, направленное против определённых аспектов процесса глобализации в её современной форме.

«Зелёные», или партия Зелёных, или партия экологов - формально созданная политическая партия, основанная на принципах зелёной политики.

Социальный протест

  • Протест, направленный против социального неравенства, проблем, существующих в обществе, как правило экономического толка. Зачастую перерастает в политическую форму.

  • Примеры: протест против реформы ЖКХ в России, Марш несогласных.

Культурный протест

  • Протест, вызванный каким-либо событием в культурной жизни и повлёкший эстетическое возмущение населения.

  • Примеры: карикатурный скандал в Европе, гей-парады и протесты против них, протесты против показа фильма «Код да Винчи», протест панков против системы, андеграунда против мейнстрима.

Закрепление изученного.

Подведение итогов. Формулирование выводов.

Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):

  • Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое

  • Да, но я уже всё знал раньше

  • Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось

Домашнее задание: параграф, тетрадь.

Использованная литература:

  1. учебник А.И. Кравченко «Обществознание. 8-9 кл.», М.: «Русское слово» - 2000 г.

  2. Е.А. Певцова «Обществознание. Книга для учителя. 8-9 кл.», М.: «Русское слово». - 2000 г.

  3. Гражданский кодекс РФ

  4. А.Ф. Никитин, «Право и политика». - М.: Издательский дом «Дрофа», 1997 г.


© 2010-2022