Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Астраханской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Камызякский сельскохозяйственный колледж»







«Утверждаю»:

Директор ГБОУ АО СПО

«Камызякский сельскохозяйственный колледж»

______________В.И. Санакин

Приказ №____от_________________________


Программа учебной дисциплины

«Основы философии»


























2013



Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее-СПО) по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».

Организация-разработчик: ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж»

Разработчики: Евдокимова Наталья Владимировна, преподаватель ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж»

Рекомендовано: методическим советом ГБОУ АО СПО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».

Заключение методического совета

пр. № _____ от « ____» ______________ 201 3 г.

Председатель Методического совета___________М.В. Ивакина












Содержание стр.

1.Паспорт программы учебной дисциплины…………………………………………………………………4

2.Структура и содержание учебной дисциплины…………………….…………………………………………...5

3.Условия реализации учебной дисциплины……………………….………………………………………..12

4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………………………………………………………13









1.Паспорт программы учебной дисциплины

«Основы философии».

1.1.Область применения программы.

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы .

Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3.Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

знать:

  • основные категории и понятия философии;

  • роль философии в жизни человека и общества;

  • основы философского учения о бытии;

  • сущность процесса познания;

  • основы научной, философской и религиозной картин мира;

  • условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

  • социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

В процессе изучения дисциплины формируются элементы общих компетенций, включающие в себя способность:

-ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

-ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

-ОК 3. Принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

-ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

-ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

-ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

-ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

-ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

-ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

-ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

-ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

-ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

-ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 52 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 4 часа, практическая работа 8 часов.






2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины.

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы.

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

(всего)

52

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

практические занятия

контрольная работа

курсовая работа не предусмотрена


8 ч.

-

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

В том числе:

реферирование

написание сочинения

4 ч.

2

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельные работы обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

Содержание учебного материала.

2

1.

Философия как мировоззренческая форма сознания.

Основные категории и понятия философии. Соотношение философии, науки, религии и искусства.

2

1

Лабораторные работы не предусмотрены

Контрольные работы не предусмотрены

Практические занятия не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

Раздел I. Основные идеи истории мировой философии от античности до новейшего времени.


16



Тема 1.1. Философия античности и средневековья.

Содержание учебного материала.

8

1.

Философия древней Греции. Сократ и Платон. Система Аристотеля.

2

1

2.

Философия эллинистического периода. Философия Рима.

2

2

3.

Средневековая христианская философия.

2

1


Лабораторные работы не предусмотрены

Контрольные работы не предусмотрены

Практические занятия не предусмотрены

Самостоятельная работа обучающихся.

Реферирование.

Натурфилософия и новое естествознание. Гуманизм эпохи Возрождения. Философия Н.Кузанского. Значение трудов Данте А. для науки и философии.

2

Тема 1.2.

Европейская философия XVII-ХХ вв.

Содержание учебного материала.

8

1.

Философия Нового времени. Европейская философия 17-18 вв. Немецкая классическая философия. Философские идеи К. Маркса.

2

1

2.

Постклассическая философия.

Проблема свободы в работах А.Шопенгаура.Философия

С.Кьеркегора, А.Бергсона, Ф.Ницше. Проблемы и тенденции

постклассической философии концаXIX- начала XXв.в.

2


1

3.

    Современная западная философия. О. Конт.Позитивизм, постпозитивизм и неопозитивизм. Философия экзистенциализма. Сущность и существование.

    1

    1

    Лабораторные работы не предусмотрены

    Контрольная работа

    1

    Практическое занятие. Русская религиозная философия 19-20 вв.

    Анализ извлечений из философских трудов В.Соловьева.

    2

    Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

    Раздел II

    Философские проблемы сознания и познания


    10

    Тема 2.1. Категория бытие в философской мысли

    Содержание учебного материала.

    6

    1.

    2.

    3.

    Бытие. Субстанция. Материя.

    Философские идеи развития. Диалектика.

    Эволюция научной картины материального мира.

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    Лабораторные работы не предусмотрены

    Контрольные работы не предусмотрены

    Практические занятия не предусмотрены

    Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

    Тема 2.2.

    Идеальное.

    Содержание учебного материала.

    4

    1.

    Сознание: его происхождение и сущность. Понятие психики. Психофизическая проблема.

    2

    3

    Лабораторные работы не предусмотрены

    Контрольные работы не предусмотрены

    Практическое занятие . Философские проблемы познания.

    Работа с философским словарём. Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин.

    2

    Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

    Раздел III.

    Человек как главная философская проблема


    10


    Тема 3.1.

    Бытие человека в философской мысли.

    Содержание учебного материала.

    10

    1.

    2.

    3.

    Проблема человека в философии.

    Цель и смысл жизни. Анализ смысла жизни человека в различных философских системах.

    Философская антропология.

    2

    2

    2

    1

    1

    1

    4.

    Философия о ценностях.

    2

    1

    Лабораторные работы не предусмотрены

    Контрольная работы не предусмотрены

    Практическое занятие . Природа нравственности и её основания.

    Работа с текстами Сенеки «Нравственные письма к Луцилию».

    2

    Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

    Раздел IV

    Духовная жизнь человека

    10

    Тема 4.1.

    Философия и религия

    Содержание учебного материала.

    2

    1.

    Философия и религия . Исторические типы взаимоотношений человеческого и божественного.

    2

    2

    Лабораторные работы не предусмотрены

    Контрольные работы не предусмотрены

    Практические занятия не предусмотрены

    Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена

    Тема 4.2.

    Социальная философия.

    Содержание учебного материала.

    8

    1.

    Философский анализ культуры. Характеристика культуры.

    Элементы и структура культуры.Типология культуры.

    2

    2

    2.

    Исторический процесс в философской мысли.

    2

    2

    Лабораторные работы не предусмотрены

    Контрольные работы не предусмотрены

    Практические занятия. Культура и цивилизация.

    Выделение признаков цивилизации на основе анализа концепций цивилизации.

    2

    Самостоятельная работа обучающихся.

    Подготовка сочинения на тему:

    «Кризис современного искусства»

    2

    Тема 4.3.

    Философия и глобальные проблемы современности

    Содержание учебного материала.

    4

    1.

    Философия о глобальных проблемах современности. Попытка глобального регулирования социальных и экономических проблем общества.

    2

    1

    2.

    Философские проблемы информационного общества.

    Техника и техноэтика. Особенности развития информационного общества. Бытие человека в информационном мире.

    2

    1

    Лабораторные работы не предусмотрены

    Контрольные работы не предусмотрены

    Практические занятия не предусмотрены

    Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрена


    3. Условия реализации программы дисциплины.

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

    Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин.

    Оборудование учебного кабинета:

    -рабочее место преподавателя;

    -посадочные места для студентов;

    - таблицы, схемы.

    Технические средства обучения:

    -мультимедиапроектор ;

    -компьютер с лицензионным программным обеспечением.

    3.2. Информационное обеспечение обучения

    Основные источники:

    1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: Учебник.-М: ИД «ИНФРА-М»

    2. Горелов А.А. Основы философии: учебник для студентов сред.проф. учеб. завед. - М: Изд. центр «Академия»; 2010г.

    Дополнительные источники:

    1.История русской философии: учебное пособие для ВУЗов/ И.И. Евлимпиев - М: Высшая школа, 2007г.

    2. Философия: задания и упражнения: учеб.-метод. пособие для студентов ВУЗов/М.И.Мартынов, Л.Г. Кравченко- Мн: «ТертаСистема», 2008г.

    Интернет-источники:

    1) Портал Философия в России:"Philosophy.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа: Philosophy.ru

    2) Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим доступа: gumer.info/


    4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

    Результат обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    - умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

    - знание основных категорий и понятий философии;

    - знание роли философии в жизни человека и общества;

    - знание основ научной, философской и религиозной картин мира;

    - знание сущности процесса познания;

    - знание условий формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры,окружающей среды;

    Отчёт по практической работе.


    Устный опрос.

    Опрос индивидуальный.

    Устный опрос.

    Реферирование.

    Отчёт по практической работе.





    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

    Результаты (освоенные общие компетенции)

    Основные показатели оценки результата.

    Формы и методы контроля и оценки.

    -ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.



    Способность анализировать ситуацию на рынке труда в сфере экономики и бухгалтерского учёта.

    Активность, инициативность в процессе освоения профессиональных навыков.

    Оценка выполнения практических работ, конкурсных работ, участие во вне учебной деятельности.



    -ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    Формулирование цели работы, составление плана работы. Обобщение результата.

    Оценка выполнения практических работ, конкурсных работ, участие во вне учебной деятельности.

    ---ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

    Самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности.

    Опрос индивидуальный.

    -ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

    Обработка и структурирование информации. Нахождение и использование информации в области бухгалтерского учёта.

    Презентация рефератов.


    -ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

    Нахождение, обработка, хранение информации с помощью мультимедийных средств информационно-коммуникационных технологий.

    Использование различных прикладных программ.

    Создание мультимедийных презентаций .


    -ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    Терпимость к мнениям и взглядам других людей. Использование продуктивных приёмов поведения в конфликтных ситуациях. Оказание помощи участникам команды.

    Фронтальный опрос.



    ---ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

    Самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности.

    Самостоятельная работа.



    -ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

    Способность ориентироваться в нормативно-правовых актах.

    Устный опрос.

    -ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

    Занятия в спортивных секциях. Участие в военных сборах.

    Оценка участия во вне учебной деятельности, в период прохождения военных сборов.

    -ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

    Занятия в спортивных секциях.

    Оценка участия во вне учебной деятельности.

    -ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

    Использование продуктивных приёмов поведения в конфликтных ситуациях.

    Способность к диалогу и компромиссу.

    Оценка участия в учебной и вне учебной деятельности

    -ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

    Способность ориентироваться в нормативно-правовых актах.

    Оценка выполнения практических работ, конкурсных работ, участие во вне учебной деятельности.




    © 2010-2022