• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему: Формирование творческих способностей младших школьников на уроках технологии (на примере композиционной деятельности)

Статья на тему: Формирование творческих способностей младших школьников на уроках технологии (на примере композиционной деятельности)

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Формирование творческих способностей младших школьников на уроках технологии (на примере композиционной деятельности).

Асекритова Оксана Ивановна, учитель начальных классов МКОУ ЧСОШ

Содержание:

  1. Композиционная деятельность как средство формирования творческих способностей.

  2. Методы формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии на примере композиционной деятельности.

Вывод.


  1. Композиционная деятельность как средство формирования творческих способностей

Высказывание Л.С.Выготского о том, что «в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования человека» со временем не только не потеряло своей актуальности, а наоборот стало еще более значимым. Современный человек живет в мире далеком от статики, в мире, где с огромной скоростью происходят изменения, затрагивающие все сферы жизни: растет и ширится объем информации, уходят в прошлое и рождаются новые технологии, претерпевает изменения социальная ситуация. Простого обладания некоторой суммой знаний в этих условиях явно недостаточно, повысились требования к таким качествам личности, как открытость новому опыту, умение находить решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности. [4, с. 23].

Формирование творческих способностей - общих для самых различных видов деятельности становится приоритетной задачей. Предмет «Технология» - это та область, в которой мы раньше, чем где-либо можем получить первый полноценный творческий опыт, занятия композицией - это способ развития общих творческих способностей человека, которые мы сейчас называем креативностью личности.

В области художественной педагогики и методики проблему формирования творческих способностей на занятиях композицией рассматривали такие исследователи как Н.Н.Волков, В.С.Кузин, Н.К.Ростовцев, Е.В.Шорохов, Г.В.Беда и другие.

Композиционная деятельность является наиболее мощным и эффективным фактором формирования творческих способностей учащихся. Композиция являет собой структуру построения художественного образа, это важный организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность. Композиция в искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно[5, с.103].

В настоящее время существует множество определений композиции. В узком смысле композиция (от лат. compositio - составление, сочинение) понимается как умелое, выразительное расположение фигуры человека, животного в любом кратковременном наброске, этюде, в правильной компоновке предметов быта, в любом учебном рисунке или живописной работе.

То есть композиционные начала присутствуют буквально во всех произведениях как в учебных, так и в творческих работах. Одновременно композиция является и одним из основных средств выразительности.

В широком понимании композиция означает расположение, составление, построение всех основных элементов и частей произведения искусства в определенной системе и последовательности для наибольшей выразительности и раскрытия творческого воображения.

Композиция является важнейшим компонентом художественного произведения, придающий ему целостность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. В построении композиции задействованы основные мыслительные операции: анализ, синтез, абстрагирование, классификация, обобщение. Именно эти мыслительные операции формируются на занятиях.

Композиционная деятельность и мыслительные процессы, которые ее сопровождают, должны выступать в учебном процессе как организующий вид деятельности. Это ориентирует учащихся на конечный результат, придает всей его работе содержание и смысл[1,с. 203].

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Творить - значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Свобода творчества и подлинное мастерство приходят на основе точного знания. Веками педагоги искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.). Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение. Если нам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий из центра. Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далекий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции.

Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира, и на смену замкнутого мира пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали новые типы композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла произведения.

Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Художник, воплощая замысел, опирается, прежде всего, на свое образно-зрительное представление о будущей картине. Но в период обучения основам композиции очень полезно использовать такие схемы, так как они помогают найти соотношения различных частей картины или рисунка, уяснить общую структуру композиции. Эти схемы имеют вспомогательное значение. Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только мысленно.

В истории искусства большую роль играли как процессы выполнения общепринятых канонов композиции (античность, Возрождение, барокко, классицизм и др.)» так и стремление избавиться от жестких, канонических схем использовать свободные композиционные приемы (XIX-XX вв.). Композиция, отвечающая индивидуальным творческим поискам художников, способна вызвать разнообразные ассоциации, чувства и эмоции. Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяженность во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим. Этими приемами хорошо владели древнерусские иконописцы. Например, мастера новгородской школы XV века, чтобы рассказать о битве суздальцев с новгородцами, использовали трехъярусную фризовую композицию, то есть как бы три отдельные картины, показывающие каждая определенный эпизод, они расположены одна над другой, но вместе с тем составляют единое целое. Еще один распространенный прием построения композиции для передачи событий, происходящих в разное время и в разных местах,- объединение в одно целое нескольких сюжетов. Как правило, это крупное по размеру изображение в центре холста и небольшие рисунки вокруг него. Примеры такого построения композиции можно встретить в иконописи, народном искусстве, книжной графике и других видах искусства. Композиционные приемы в полной мере зависят от видов искусства. Наряду с общими закономерностями композиции каждый вид искусства имеет свою специфику использоваться по - разному. В живописном произведении композиция должна казаться естественной и органичной, не навязывать зрителю идею картины, а как бы незаметно подводить его к ней с тем, чтобы он проникся ее содержанием и замыслом художника. Если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приемами, наоборот, стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта. В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими ее от композиции картины. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещают над ближними, как в древнерусской иконе. В иконописи и народном искусстве привлекают ясность образа, необыкновенная цельность, плавность и текучесть линий.

Как свидетельствует анализ творческого процесса известных художников, их теоретические труды, а также исследования специалистов, основными законами композиции следует назвать такие: закон цельности, закон типизации, закон контрастов, закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу.

Благодаря соблюдению закона цельности произведение искусства воспринимается как единое целое. Сущность закона цельности составляет неделимость композиции, то есть невозможность воспринимать ее как сумму нескольких самостоятельных частей, и необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции.

Закон типизации означает обязательную передачу в произведении изобразительного искусства типичности характеров и типичности обстоятельств, в которых развивается действие в композиции.

Закон контрастов предполагает передачу контрастов цвета, формы, движения объектов, контрастов настроения, психологического состояния изображаемых людей и т. п. Контрасты во многом определяют эмоциональное воздействие художественного произведения и являются одним из выразительных средств.

Закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции идейному замыслу обуславливает создание художником цельного по восприятию, выразительного, идейно-содержательного и высокохудожественного произведения. Этот закон требует, чтобы весь изобразительный строй произведения во всех своих деталях и частях подчинялся не абстрактным, заформализованным схемам построения композиции, а идейному содержанию.

Кроме указанных законов, в композиции используется система выразительных средств и приемов.

К выразительным средствам композиции относятся: ритм; сюжетно - композиционный центр; симметрия или асимметрия; расположение главного на втором пространственном плане;

- изобразительные средства графики, живописи и скульптуры (линия, тон, цвет, колорит, мазки).

Ритм в композиции- это периодическая повторяемость какого либо элемента (или элементов), аналогичных положений, дублируемых через определенные интервалы. Ритм, как правило, выражает движение, то замедленное, то быстрое, бурное, динамическое.

Сюжетно - композиционный центр представляет собой ту часть композиции, которая прежде всего привлекает к себе внимание и выражает главное в идейном содержании сюжета.

Симметрия предполагает уравновешенность частей композиции по массам, форме, цвету и тону и выражает собой стройность, согласованность всех элементов композиции.

Расположение главного на втором плане является тем выразительным средством, которое обусловлено необходимостью создания психологического настроя на восприятие главного в композиции. В этом случае первый план служит как бы подходом ко второму.

К приемам композиции относятся:

- передача впечатления монументальности;

-выделение и передача пространственных планов; использование горизонтали и вертикали; использование диагональных направлений.

Прием монументальности означает, как правило, изображение объекта во весь размер и с низкой точки зрения.

С помощью пространственных планов показываются просторы, величие природы, грандиозность городских построек и т. д.

Композиционный прием использования горизонтальных направлений позволяет показать состояние относительного покоя и тишины. Вертикальные параллельные линии подчеркивают состояние парадности, величия, приподнятости.

Творчески используя рассмотренные законы, выразительные средства и приемы композиции, художники добиваются правдивой и выразительной передачи действительности, всего разнообразия предметов и явлений окружающего мира.

Но при этом следует постоянно помнить, что только при пытливом, внимательном наблюдении: действительности, постоянном накоплении зрительных впечатлений, выполнении многочисленных набросков и зарисовок возможна реалистическая передача окружающего, жизненность художественных образов.

Важное значение имеет и техника рисунка, живописи, скульптуры. Техника должна соответствовать замыслу, идее художественного произведения (каждого рисунка, этюда, набросков), составлять единое целое с композиционными закономерностями, приемами, средствами рисунка, живописи, скульптуры и быть доступной для понимания. В технике, как правило, отражаются знания, и умения и навыки художника, его мастерство.

Изучая разнообразные виды, типы, схемы композиций великих мастеров прошлого и художников - современников, пытаясь повторять и интерпретировать их в своих работах, учащиеся находятся в стадии активного формирования художественно-образного мышления. Выполняя множество упражнений на занятиях художественно-эстетического направления, используя законы, приемы, выразительные средства композиции, формируется способность художественно - образного видения предметной среды. А вследствие этого потребность в создании собственной композиции становится актуальной и значимой для творческой личности учащихся.


  1. Методы формирования творческих способностей учащихся на уроках технологии на примере композиционной деятельности

Для педагогической науки проблема формирования творческих способностей учащихся не нова, и будет справедливо признать, что в этом важном вопросе сделано немало. И все же формирование и развитие творческих способностей младших школьников по - прежнему вызывает достаточно серьезные затруднения у учителей.

В вопросе формирования творческой личности этапу начальной школы отводится важное место. «Большой интерес представляет изучение зародышевых форм научного открытия, в том числе и тех форм, в которых протекает у ребенка и школьника его творческая деятельность. Изучение творческих способностей и наклонностей у детей, прежде всего у школьников различного возраста, может пролить свет на установление некоторых моделей научного открытия » [4, с.36 ].

При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Причем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место. Наша задача, как педагогов, заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью.

Работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Бесценную помощь в решении данного вопроса оказывают уроки технологии, которые обеспечивают поступательное совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только формированию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию.

Теплов Б.М. писал, что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии мы создаем проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов. Работа по формированию творческих способностей зависит от уровня детей. Это могут быть специальные тренировочные упражнения, коллективное создание работы, индуктивное изучение материала, т. е. от простого к сложному, от частного к общему и т. д.

Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно - выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.

Давно установлено, что активные физические действия пальцами благотворно влияют на весь организм. Приблизительно треть мозговых центров, отвечающих за движения человека, непосредственно связана с руками. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Ученые, изучавшие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функций руки. Ни один предмет не дает возможности для такого разнообразия движений пальцами, кистью руки, как ручной труд. На занятиях предметно-практической деятельностью развиваются тонко координированные движения - точность, ловкость, скорость. Наиболее интенсивно это происходит в период от 6 до 10 лет.

Предмет открывает широкие возможности для развития зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, в том числе дивергентного, интеллектуальной активности, речи, воли, чувств.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление играют существенную роль в развитии понятийного мышления в школьном возрасте. Исследования психологов показали, что эти формы таят в себе не менее мощные резервы, чем понятийное мышление. Они имеют особое значение для формирования ряда способностей человека.

Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций является причиной возникновения трудностей в обучении детей (особенно в 1 классе) на всех учебных предметах. В то же время на занятиях предметно-практической деятельностью развивается наблюдательность.

Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

Таким образом, психофизиологические функции, которые задействованы в процессе осуществления ручного труда, позволяют сформулировать цель предмета - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.

Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий.

В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология» предполагается решение следующих задач:

- духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;

- формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;

- развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;

- развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач;

- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;

- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребёнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;

- развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремёслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

  • формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

  • внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку:

  • умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

  • коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);

  • первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места:

  • первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;

  • творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий.

Важно для развития ребенка и многообразие операций в пределах одной и той же техники. Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию и освоению.

Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: точное повторение образца, представленного в виде рисунка, фотографии, схемы, чертежа; выполнение работы по заданному учителем условию; выполнение работы по собственному замыслу из любых материалов в любой технике. Каждый из этих видов работы предполагает различную психическую деятельность на этапе ориентировки в задании. При повторении образца ребенок «фотографирует» его с помощью зрения, перерабатывает в сознании и затем воспроизводит (программа предусматривает выполнение изделия в технике оригами, задания на конструирование из геометрических фигур, техническое моделирование, композиционные работы и т.д.). При выполнении работ на творческое воображение ребенок встает перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Особое значение на уроках ручного труда придается художественной деятельности как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, а также доступных проектов ученики получат опыт использования коммуникативных универсальных учебных действий: распределение ролей руководителя и подчиненных, распределение общего объема работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного общения со сверстниками и взрослыми.

Дети овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе причинно-следственных), поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д.

В ходе преобразовательной творческой деятельности будут развиваться такие социально ценные личностные и нравственные качества, как трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.

Композиция - один из распространенных и привычных видов работ в детском саду и начальной школе. Для ее выполнения используют различные материалы: ткань, кожу, бумагу, природные материалы и т.д. Существует множество методических рекомендаций к проведению композиционных работ. Поэтому, с одной стороны, этот вид работы хорошо знаком учителям, а с другой - педагоги не всегда учитывают потенциал композиции. Между тем техника выполнения композиционных работ располагает большими учебными возможностями. Композиционные работы способствуют развитию художественного видения природы, закреплению представлений о симметрии и асимметрии, совершенствованию представлений о выразительной композиции , развитию чувства формы, ритма, соотношения частей и целого. При работе над композицией у учащихся развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение и др. на начальном этапе обучения хорошо использовать композиционную деятельность для развития моторики рук, координации движения, формирования предложений о приемах рациональной работы, совершенствования приемов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами. Работа над композицией помогает воспитывать аккуратность и терпеливость. Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления, состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

Для того чтобы у учеников развивались творческие способности, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения.

Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как показывает практика, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

Для формирования творческих способностей учащихся на занятиях технолигии, как правило, используются различные практические методы обучения, которые классифицируются по типу познавательной деятельности.

  • репродуктивный (обяснительно-иллюстративный);

  • воспроизводящий;

  • проблемное изложение;

  • частично поисковый (эвристический);

  • исследовательский.

Деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими. Он основан на получении информации, которую ученик анализирует, самостоятельно прибегая к частично-поисковому методу. В ходе этого анализа возникают проблемные ситуации, решение которых может привести к исследованию.

В практике работы лучше всего методы обучения использовать комплексно, что повысит надежность усвоения информации, сделает учебный процесс более эффективным, а, следовательно, и творческим. В настоящее время определен ряд эффективных методов, использование которых в определенной системе позволяет развивать творческие способности учащихся и пробуждать их интерес к труду.

Большое значение имеют практические методы. Их особенность заключается в том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических заданий. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной и творческой деятельности.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

1. Объяснение педагога. Этап теоретического осмысления работы.

  1. Показ. Этап инструктажа.

  1. Проба.

  2. Выполнение работы - это этап, на котором каждый самостоятельно выполняет задание. Педагог на этом этапе особое внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

  3. Контроль. На этом этапе работы учащихся проверяются и оцениваются. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания, а также проявление творческого мышления.

Практические методы лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность, умение подходить к процессу творчески и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов). Рассмотрим подробнее содержание некоторых практических методов:

Конструирование - основной метод, используемый в процессе трудового обучения учащихся всех возрастных групп. Он связан не только с решением творческой задачи на конструирование или моделирование изделий труда, но и с необходимостью технологической разработки и изготовления данного объекта. На передний план здесь выдвигается творческое применение знаний на практике.

Решение творческих задач - самостоятельное определение способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения задач, содержащие поисковые творческие элементы, - побуждает искать и изучать необходимый теоретический материал.

Творческие задания частного характера (например, по увеличению или уменьшению размеров объекта, изменению (улучшению) изделия путем замены деталей, улучшению внешнего оформления готового объекта и т.д.) способствуют включению учащихся в творческий процесс, связанный с обоснованием идеи и конструктивной разработкой изготавливаемого изделия. Такие задания могут быть предложены учащимися и на этапе изготовления изделия.

Мыслительный эксперимент - один из наиболее эффективных методов формирования способности к исследованию у учащихся. Мыслительный эксперимент важен для развития творческого воображения и эвристического мышления. Школьник оперирует пространственными образами, мысленно ставит то или иное изделие в различные положения и подбирает такие ситуации, в которых, как и в обычном опыте должны проявиться наиболее важные особенности данного предмета.

При выборе методов работы преподаватель должен хорошо представлять себе уровень мышления каждого ученика, развитие его творческих способностей и учитывать имеющийся у него опыт предшествующей творческой работы.


Вывод

Творчество - явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками.

Учить творчеству - это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд - самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности.

По словам замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества».

Перед учителем начальных классов встает задача развития ребенка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

«Творчество - это возрождение, вечный источник молодости, творчество придает свежесть, оригинальность и значимость всему, чем мы занимаемся, о чем думаем и что чувствуем». Творчество определило открытия в науке и искусстве. Все изображения человеческой цивилизации, сами формы жизни людей тоже результат творческой деятельности.

Задача формирования творчески мыслящей и действующей личности является в настоящее время одной из главных социальных задач. Таким образом, бесценную помощь в решении данного вопроса могут оказывать уроки по технологии, которые обеспечивают поступательное совершенствование личности ребенка, дают целостное представление о мире и месте в нем человека, способствуют не только формированию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей.

Цель предмета - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности. Предмет «Технология» обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами композиционной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Проанализировав взгляды на данную проблему, считаем, что уместным будет сказать, что творческий человек, это человек, у которого есть мотив достижения и самосовершенствования, которые выражаются в деятельности согласно его склонности, направленности, интересам.

Список использованной литературы:



  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. / Ю.П.Азарова. - М.: 1985. - 448с.

  2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981 - 96с.

  3. Волков И.П. Учим творчеству. //Педагогический поиск - М., 1987. - с. 109-115.

  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1991.- 93.

  5. Глоцер В. И. Художники детской книги о себе и о своем искусстве. М.: Книга, 1987.-305

  6. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990.

  7. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.: академия, 1996. - 224с.

  8. Занков Л.В. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1990 - 424с.


© 2010-2022