Академическое планирование по религиоведению 9 класс

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Примерное

Академическое планирование

( календарно-тематический план)

факультативного курса

«Основы религиоведения»

(34 часа . 1 час в неделю)






Тема урока

Микроцели для ученика

Основные понятия и термины , изучаемые в разделе

Кол-во часов

Дата

1.

Введение в предмет

Знать: роль факультативного курса » Основы религиоведения»

Понимать: задачи религиоведения и особенности его изучения.

Уметь: находить взаимосвязи с другими общественными науками.

Религиоведение. светское государство, религия

1 час

2.

Истоки религиозных верований

Знать: теологическую и научную теории происхождения человека; религиозные представления древнего человека.

Понимать : процесс зарождения древних верований.

Уметь: находить общее в формах древних верований.

Солярный культ, анимализм, тотемизм, фетишизм

2 часа

3.

Боги древнего Двуречья

Знать: систему многобожия древней Ассирии

Понимать: взаимосвязи религии и древней культуры.

Уметь: обосновывать влияние религии на жизнь и культуру древних людей.

Политеизм, мифология, клинопись

1 час

4.

Боги древнего Египта

Знать: религиозные представления древних египтян; ритуалы погребения фараонов как примеры почитания культа мертвых.

Понимать : религиозные воззрения египтян и их влияние на реальную жизнь людей.

Уметь: объяснять влияние религии на архитектуру, строительство, технику

погребение, долина пирамид, боги-покровители

1 час

5.

Боги древней Индии

Знать: религиозные учения народов древней Индии.

Понимать: взаимоотношения людей в древнеиндийском обществе.

Уметь: находить связи между современным и древним обществом.

Джайнизм, индуизм. Буддизм, кастовая система.

2 часа

6.

Религии Древнего Китая

Знать: принцип дуального деления мира; учения: конфуцианство, даосизм, ламаизм.

Понимать: специфику древнекитайских религий.

Уметь: объяснять взаимосвязи между семьей и государством по учению Конфуция.

Дуализм, инь, янь. далай-лама, обряд «обо»

2 часа

7.

Боги Древней Эллады

Знать: религию, богов и мифологию древних греков.

Понимать: причины появления антропоморфных греческих богов.

Уметь: самостоятельно составлять схемы по теме боги Древней Греции

Антропоморфность; крито- микенская культура

1 час

8.

Религия Эллады и научная мысль

Знать: взгляды ученых теологов и материалистов на происхождение мира; роль религии в возникновении древнегреческого театра, архитектуры, скульптуры.

Понимать: роль религии в искусстве Греции.

Уметь: характеризовать культуру и искусство Греции в религиозном контексте

Материализм; философия; античность; погребальная идеология; атеизм

1 час

9.

Религия Рима

Знать: особенности религии древнего мира; пантеон римских богов;

Понимать; роль религии в римском обществе.

Уметь: сравнивать религию древнего мира с религией Египта и Греции

Пантеон; толерантность римлян к другим религиям

1 час

10.

Зороастризм

Знать: основные принципы учения Зороастра;

Понимать; различия между политеизмом и монотеизмом;

Уметь: составлять письменный план устного ответа по заданной теме.

Монотеизм; « Авеста» Бехистунская надпись; символ власти монарха от бога

1час

11.

Иудаизм.

Знать: истоки зарождения иудаизма

Понимать; «десять заповедей» и их актуальность в современности

Уметь: выделять главное в учебном и дополнительном материале.

Единобожие; священное писание; пророки

1 час

12.

Религиозные представления древних народов Казахстана

Знать: особенности верований древних насельников Казахстана

Понимать: влияние религиозных представлений на культуру человека

Уметь: анализировать археологические артефакты в связи с религиозными обрядами

Женское начало; номады

1 час

13

Религиозные представления государства Кангюй и древних тюрков

Знать: религию кангюйцев и древних тюрков; их общее и особенное в верованиях;

Понимать: причины сохранения пережитков древних верований в традициях казахов;

Уметь: объяснять причины распространения мировых религий в тюркской среде.

Тенгрианство; манихейство, христианство несторианского толка

1 час

14

Истоки христианства

Знать: истоки появления христианства и причины первоначальных гонений первых христиан;

Понимать: первый этап развития новой религии- «мученичество за веру»

Уметь: объяснять основные положения христианства

Кумранские рукописи; Евангелие; символ христианства; Священное писание

1 час

15

Папство: ереси, крестовые походы, инквизиция

Знать: причины раскола в христианстве и крестовых походов;

Понимать: сущность средневековой инквизиции

Уметь: показать различия в различных течениях христианства

Ересь; инквизиция, католицизм; « Миланский эдикт»

1 час

16

Протестантизм и сектанство

Знать: причины появления религиозных течений в католической церкви

Понимать: сущность сектантской религиозной идеологии

Уметь: анализировать деятельность современных сектантских течений

Кальвинизм; лютеранство; протестантизм; секта; свидетели Иеговы

1 час

17.

Язычество и православие

Знать: языческие верования славян; процесс принятия христианства на Руси

Понимать: роль монастырей в духовной жизни государства

Уметь: анализировать деятельность сектантских течений в православии; роль православия в развитии культуры

Православие; язычество; греко-византийская церковь; патриархат

1 час

18.

Ислам. Аравия и арабы в V-VII веках. Мухаммед

Знать: предпосылки возникновения ислама и пути его распространения.

Понимать: личность Мухаммеда и усилия по распространению ислама

Уметь; самостоятельно анализировать и делать логические выводы

Полигамия; хадж; зякат, намаз; доисламские верования; рамадан

2 часа

19

Коран, халифы и шариат

Знать: содержание и смысл Корана, шариата; главные мусульманские праздники;

Понимать; значение священных книг и праздников для верующих

Уметь: самостоятельно делать выводы на основе учебного материала

Сура; аят; свод исламских законов; Курбан- байрам; мусульманский мир

2 часа

20.

Ислам: ереси, наука и культура.

Знать : причины возникновения течений в исламе и их основное содержание; исламскую культуру и ее место в мировой науке, культуре.

Понимать: влияние исламской науки , искусства на современную культуру

Уметь: самостоятельно работать с дополнительной литературой и другими источниками

Первый раскол в исламе; суннизм, шиизм, миноритарные направления в исламе

2 часа

21

Суфизм и ясевизм

Знать: основы суфизма; обряды суфиев; идеи и содержание ясевизма, святые места в Казахстане

Понимать: образ жизни суфиев

Уметь: различать особенности различных течений в исламе

Суфизм; аскетизм; дервиш; демократичность и народность суфизма

1 час

22

Религиозная ситуация в современном Казахстане

Знать: современную политику РК в отношении религии; роль Президента Н.А.Назарбаева в межконфессиональном согласии; основные конфессии в Казахстане
Понимать: значение съездов мировых религий, роль религии в современном Казахстане

Уметь: работать с материалами СМИ

Ассамблея народов Казахстана,толерантность, съезды лидеров

2 часа

23

Резерв

5 часов

Итого: 34 часа

В данном академическом проекте ( календарно-тематическом плане) , рассчитанном на 34 учебных часа, предусмотрен резерв- 5 часов. Это сделано с целью предоставить право выбора и расширить творческие возможности, как учащихся ,так и педагогов

Фактический материал факультативного курса « Основы религиоведения обширен , педагог исходя из этого, может из резерва добавить количество часов на изучение той или иной темы. При этом необходимо учитывать возможности конкретного ученического коллектива и возрастные психологические особенности учащихся. Определенное количество часов из резерва можно выделить на проведение уроков по закреплению изученного материала. Резерв предусматривает проведение уроков по интерактивной методике. Это могут быть деловые игры, диспуты, уроки- путешествия, конференции и другие формы проведения современного урока.

Использованная литература:


  1. Конституция Республики Казахстан.-Астана,2009

  2. О свободе вероисповедания и религиозных объединениях. Закон РК.-Алматы «Казахстан», 2005

  3. Глобальный диалог во имя мира Выступление Президента Казахстана Н.А.Назарбаева на III Съезде лидеров мировых и традиционных религий. Газета « Казахстанская правда». 02.07.2009

  4. Религии мира. Москва. « Махаон», 2007

  5. Гаранджа В.И. Религиоведение. Пособие для студентов педагогических ВУЗов. М,1994

  6. Мухин А.А., ЗдоровецЯ.И. Религиозные конфессии и секты. М.: « Эксмо»,2005.-288с.

  7. ГрицановН.А., Смило Г.В, « Религия.Энциклопедический словарь.-Минск, Книжный двор.2007

  8. Христианство. Краткий справочник. Сост. Бегалинова К.К., Новикова Г.Н.-Алматы, Жибек жолы, 2007-32.с

  9. Казахстан.Национальная энциклопедия Алматы, Главная редакция «Қазақ энциклопедиясы». 2005.в 5 томах

  10. Дворкин А.Л.Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематическое исследования.-Н.Новгород « Христианская библиотека», 2002

  11. Акишев А.К. Искусствои мифология саков.- Алма-Ата,1984

  12. Акишев К.А., Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. Древний Отрар.-Алма-Ата,1972

  13. Гумилев Л.Н. Древние тюрки.-М., 1993

  14. Ислам и атеизм в вопросах и ответах. Сборник .- Ташкент, 1986

  15. Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции.-М.,1955

  16. Яковлев Е. Искусство и религия.- М.,1959

  17. Васильев А. История религии Востока.-2000

  18. Амброджо Донини. У истоков христианства.-М.,1989

  19. Белицкий М. Забытый мир шумеров.- М., 1989

  20. Искаков А. Казахские просветители о религии.-Алма-Ата, 1958

  21. Католицизм. Словарь атеиста. - М., 1991

© 2010-2022