Самоанализ учебно-воспитательной деятельности учителя

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ учебно - воспитательной работы

учителя МБОУ Марьяновская СОШ

Шаповаловой Ольги Алексеевны.

Будучи ещё ученицей представляла себя в роли учителя. Моя мечта сбылась. В 1993 году я поступила в Ростовский государственный университет. 2 сентября 1998 года является стартом моей педагогической деятельности.

Мое педагогическое кредо «Горжусь профессией своей, за то, что детство проживаю многократно!» Детство - самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг - это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое. Главные жители этой страны - это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимой к ошибкам других, но требовательной к самой себе.

Используемая мною рабочая программа по географии разработана на основе программы И.В. Душиной., М.Дрофа, 2011г, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ. Именно эта программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Для работы имеется просторный кабинет географии, который соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Мебель легкая, мобильная для изменения планировки в зависимости от организационных форм работы. Учебное оборудование ориентировано на разные виды восприятия (зрительное, слуховое, кинестетическое); имеются печатные, экранные, экранно-звуковые пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Класс оборудован интерактивной доской, проектором, персональными компьютерами для учащихся и отдельно для учителя. Имеется доступ к сети Интернет, принтер, сканер. Книжный фонд включает в себя справочную литературу. Имеются электронные пособия по географии, накапливаются обучающие компьютерные презентации, подготовленные учителем и учащимися.

Условия кабинета позволяют реализовывать здоровьесберегающие технологии в обучении: менять виды деятельности, осуществлять двигательный режим на уроке, размещать учащихся по остроте зрения, проводить физминутки. В нашей школе созданы все условия для того, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно и смог реализовать себя в настоящем и будущем.

Современная стратегия географического образования ориентирована, прежде всего, на формирование духовно богатой, гармонически развитой личности с четким стилем мышления, проявляющимся во владении достаточным арсеналом интеллектуальных умений и навыков.

Проблема, над которой я работаю последние три года: «Формирование положительной мотивации к изучению географии и использование ИКТ на уроках.

Цель:

формирование у обучающихся положительной мотивации для самостоятельного приобретения знаний по географии посредством использования различных источников информации, в том числе информационно - коммуникационных технологий.

Задачи:

  • формировать положительную мотивацию к изучению географии;

  • прививать навыки самостоятельной работы для использования приобретенных знаний в учебной деятельности;

  • развивать познавательные интересы посредством информационно-коммуникационных технологий.

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во-первых, самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых - спецификой учебного предмета. Процесс формирования положительного отношения к учению считаю для себя значимым и основополагающим.

Для формирования мотивации и развития учащихся использую следующие инновационные образовательные технологии:

  • Проблемный метод обучения

  • Личностно-ориентированный подход

  • Информационно-коммуникационные технологии

При изучении нового материала я использую проблемный метод обучения. Считаю, что процесс мышления берёт своё начало в проблемности познания. При проведении уроков использую достижения педагогов - новаторов и методику развивающего обучения. Проблемное обучение - это "начальная школа" творческой деятельности. Оно основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж. Дьюи (1859-1952).Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому я предлагаю цепь проблемных ситуаций в сочетании с традиционным методом изложения.

Для стимулирования положительной мотивации применяю нетрадиционные формы уроков: уроки - практикумы, уроки - зачеты, уроки - семинары, уроки - презентации, уроки - викторины.

С моей точки зрения, универсального метода преподавания не существует, одни вещи следует преподавать одним методом, а другие - другим, более подходящим. Но нельзя представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Я выделяю несколько способов использования ИКТ на уроке, приводящих к формированию положительной мотивации учения:

  • иллюстративный - для демонстрации опытов, схем, видеофрагментов различных технологий, в том числе для самоконтроля;

  • как инструмент исследования, позволяющий обучающимся самостоятельно проводить исследования и эксперименты;

  • контролирующий - для проведения тестирования с применением самопроверки

Все они являются действенным средством формирования положительной мотивации учения. На уроках географии я использую мультимедийные средства:

  • "География 6-10 классы» Библиотека электронных наглядных пособий

  • География . Наш дом - Земля. Материки, океаны, Народы, Страны 7 класс

  • География .Дидактические и развивающие игры. 6-11 классы.

  • Начальный курс географии 6 класс. Электронный учебник

  • Экономическая география России. Электронный учебник

  • Уроки географии 6-9 класс с применением информационных технологий.

  • Уроки географии 10-11 класс с применением информационных технологий.

  • Повторение и контроль знаний по географии 6-7 класс. Интерактивный дидактический материал.

  • Экология. Учебное пособие 10 -11 класс.

  • Интерактивная физическая карта мира. Полный курс основной школы.

  • Интерактивная физическая и политическая карта России. Полный курс основной школы.

Формирование мотивации к изучению географии способствует развитию таких важных качеств, как:

  • самостоятельность: не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознает свои возможности, сам делает свой выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

  • предприимчивость: ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

  • конкурентноспособность: умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Моя работа по формированию и развитию учебной мотивации позволяет обеспечивать устойчивые положительные результаты образовательного и воспитательного процесса. Уровень подготовки моих учеников соответствует требованиям государственного стандарта.

Ученик, получая знания и теоретически обоснованные способы действий, может самостоятельно вырабатывать способы решений поставленных проблем. Следует отметить, что в сохранении активности мыслительной деятельности на уроке и дома играет интерес учащегося к тому, что он делает. Одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности учащегося, является самостоятельная работа.

При этом самостоятельные работы должны преследовать следующие цели:

  1. Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения и т. д.;

  2. Развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;

  3. Поддерживание интереса к деятельности учащихся вообще;

  4. Развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижения цели, самостоятельность;

  5. Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.

Важно научить ученика приёмам выполнения домашнего задания, устно и письменно; проводить индивидуальную работу с отдельными учениками по развитию самостоятельности учащихся во внеурочное время. Самостоятельность учащихся развивается и тогда, когда им разрешается спорить, предлагать свои оригинальные решения. Для большей эффективности самостоятельной работы учащихся в процессе обучения я применяю тесты с выбором ответа и карточки-задания. В таких работах я стараюсь включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным.

При изучении географии учащиеся должны знать и понимать географические обозначения, термины, понятия. Для этого использую географические диктанты, позволяющие ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.

Учащихся следует обучать умениям и навыкам самостоятельного учебного труда, среди которых одним из основных является умение работать с учебной, справочной и периодической литературой. Для обучения учащихся внимательному и целенаправленному чтению на уроке я вначале излагаю новый материал, а затем предлагаю учащимся самостоятельно прочитать соответствующий параграф, обращая особое внимание на основные положения.

После изучения определенного раздела, темы учащимся предлагается подготовить сообщения, доклады, рефераты для выступления на уроке. К этой работе привлекают всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей и способностей. Написание докладов и рефератов - высшая ступень самостоятельной работы с книгой, так как она связана с чтением нескольких литературных источников, использование первоисточников, выборкой и систематизацией материала. Навыки, полученные учащимися в процессе самостоятельной работы, используются ими в решении поставленных перед ними задач, в работе с учебником в классе и дома.

Важным звеном процесса обучения географии является контроль знаний и умений учащихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Поэтому в учебной практике уделяю серьёзное внимание способам организации контроля, его содержанию. Для проведения текущего контроля на уроках географии я применяю различные карточки-задания. При их составлении я использую уровневую дифференциацию. Учащиеся получают право и возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, интересам, способностям.

Одним из направлений моей деятельности является формирование у учащихся умений и навыков работы с книгой. Учебник является для учащихся первой научной книгой, поэтому именно с него нужно начинать обучение основным приёмам самостоятельной работы.

Отсутствие навыков работы с книгой приводит к механическому заучиванию и поверхностному усвоению материала, быстрой утомляемости и перегрузке учащихся, снижает интерес к изучаемому предмету.

При обобщении и повторении учебного материала учащимся предлагаю следующие задания: самостоятельное повторение важнейших вопросов темы; составление диаграмм, таблиц, схем, обобщающих пройдённый материал; подготовка рефератов и докладов и т.д.

Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать у учащихся познавательную деятельность.

Чтобы детям в современной школе была интересна география, нужно или необходимо использовать на уроках и дополнительных занятиях элементы информационных технологий.

В своей работе использую и информационно-коммуникативные технологии:

1. Интерактивная доска.

Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере. Запись на интерактивной доске ведется специальным маркером. Докладчик, взяв в руки специальный маркер, может работать с изображением на экране: выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст. Сенсорные устройства улавливают прикосновения, и транслируют в соответствующие электронные сигналы, отражающие движение пишущей руки. Доска снабжена лотком с четырьмя маркерами разного цвета и ластиком. ИД автоматически реагирует, маркер какого цвета взят из лотка.

Использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски) дает ряд преимуществ как для учителей так и для учащихся, позволяющих в полной мере изложить и достаточно хорошо усвоить изучаемый материал..

Преимущества для учителя:

-позволяет учителям объяснять новый материал из центра класса.

-поощряет импровизацию и гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.

-позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

-вдохновляет учителя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

-делает занятия интересными и развивает мотивацию.

-предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.

-учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

-позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.

-учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

-отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

2. Цифровой микроскоп, к которому можно подсоединять фото- или видеокамеру посредством адаптера, позволяет анализировать полученные изображения на компьютере, сохранять и передавать результаты, а также исследовать объекты как в микроскоп, так и непосредственно на экране монитора, что очень удобно, если нет возможности поставить на каждую парту микроскоп. Кроме того цифровой микроскоп дает возможность показать непосредственно перед проведением работы на что они должны обратить внимание при рассматривании.

3. Проектор. Преимуществом использования проекторов в учебной деятельности заключается в том, что изображение может видеть каждый учащийся. Это эффективно при просмотре видеофильмов, показе презентаций, когда кабинет оснащен только одним компьютером. А также его можно применять для оформления внеклассных мероприятий

Использование ИКТ на уроках географии мне позволяет:

  • сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

  • индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разно уровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;

  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;

  • совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;

  • организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.

Использую ИКТ на разных этапах урока:

1. При изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);

2. При проверке самостоятельных работ (быстрый контроль результатов);

3. При решении задач обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);

.

На уроках географии использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес. Использую ИКТ и на уроках решения тренировочных заданий при подготовке к ГИА. Например, часто провожу уроки в форме конференций, защиты проектов, презентаций. Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются.

Широко использую ресурсы сети Интернет. Рекомендую сайты ученикам, где собран теоретический и практический материал для самостоятельной подготовки к ГИА.

Неоспорим тот факт, что весь процесс образования и воспитания должен строиться и на принципах здоровье сбережения. Сохранять и укреплять здоровье учащихся мне помогают здоровьесберегающие технологии. Как учитель, я должна на уроках создать условия для сохранения здоровья, сформировать у ученика необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому:

  • на уроках соблюдаю требования САНПиНа;

  • на уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата - в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

  • чёткая организация учебного труда для предупреждения утомляемости; при планировании урока предусматриваю смену деятельности, чередую различные виды активности: интеллектуальная - эмоциональная- двигательная;

  • использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности; предлагаемые упражнения для физминутки органически вплетаются в канву урока;

  • осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

Возможны различные виды уроков с применением информационных технологий: уроки-беседы с использованием компьютера как наглядного средства; уроки постановки и проведения исследований; уроки практической работы; уроки-зачеты; интегрированные уроки и т.д. Использование информационных технологий на уроках позволяет мне формировать и развивать познавательную мотивацию учащихся к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса. Позволяет создавать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

Результатом моей работы за прошедший год является 100% успеваемость учащихся по итогам учебного года.

Ученики школы принимают активное участие в олимпиадах по географии на уровне школы, района.

Согласно плану МО в школе ежегодно проводится неделя предметов естественно-математического цикла. Задачей проведения недели является развитие интереса учащихся к данным предметам, а также профессиональная ориентация школьников. Особенность предметной недели состоит в том, что в ее подготовке принимают участие учащиеся всех классов среднего звена школы. За неделю до начала предметной недели был вывешен план, объявлены конкурсы, в которых учащиеся могут принять участие В этот период все ученики принимают активное участие в интеллектуальных турнирах, конкурсах, в решении ребусов, кроссвордов.

Постоянно работаю над повышением уровня профессионального мастерства через участие в работе школьного и районного методического объединения учителей географии: посещаю уроки коллег, принимаю участие в районных методических объединений, конференциях, педагогических собраниях. В январе 2012 года на базе нашей школы проводила открытый урок для учителей районного методического объединения в 6 классе по теме «Озера»

Когда учитель перестаёт учиться, в нём умирает учитель. Пользуясь этим, неотъемлемым для себя принципом, регулярно прохожу курсы повышения квалификации: 2011 год Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по программе «География»144 часа, 2014 год курсы повышения квалификации Педагогического университете «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова в объеме 72 часа по программе «Информационная культура и компьютер на уроке»

Участвую в профессиональных конкурсах педагогического мастерства: 2011год районный конкурс - разработка урока географии с использованием ИКТ.

Я - классный руководитель 6 класса. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности.

Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности.

Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность. Провожу диагностику, по которой прослеживаю динамику развития детского коллектива. Выросли показатели удовлетворенности и сплоченности класса. Постоянно веду работу над сплочением детского коллектива. Многие учащихся моего класса занимаются в системе дополнительного образования, в различных кружках, секциях. Дети с желанием принимают участие во всех конкурсах и мероприятиях, где занимают призовые места. Имеются грамоты, дипломы, благодарности, оформлен стенд «Наши успехи». Дети моего класса принимают активное участие в олимпиадах, конкурсах. В прошлом году принимали участие в акциях: «Твори добро», «Покорми птиц», «Начнем с чистого»; конкурс рисунков «Береги природу», конкурс чтецов «Судьба России - моя судьба».

Успеваемость класса 100%.

С детьми сложились хорошие отношения. Они уважительно относятся ко мне, как классному руководителю и учителю - предметнику, делятся своими проблемами. Каждому ребенку стараюсь помочь, подхожу к их проблемам по - матерински, поэтому они доверяют мне, положительно реагируют на мои замечания и выполняют все поручения. Мне повезло, что у меня любознательные, добрые, открытые ученики, с которыми рядом я иду по жизни и решаю поставленные жизнью задачи.

Работа с родителями

Воспитательную работу в классе организую через совместную деятельность учащихся и их родителей, которые играют огромную роль в воспитании детей. В своей практике применяю следующую форму взаимодействия с родителями - сотрудничество. Работа с семьёй - одна из главных задач школы. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. Я постоянно веду работу с семьями учащихся (изучаю состав семьи, материально-бытовые условия, воспитательные возможности, психологический климат). Мои уроки и внеклассные мероприятия всегда открыты для родителей. Это помогает им увидеть результаты своего домашнего воспитания, выяснить причины успехов и неудач в учебном труде своих детей. Встречи на дому, в школе, приглашения на классные и общешкольные родительские собрания, беседы и индивидуальные консультации, совместная подготовка праздников помогают мне создать единую систему педагогического воздействия на каждого ребенка класса и добиться положительных результатов в воспитании и обучении школьников.

Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями, их активное участие в жизнедеятельности классного коллектива дают следующие результаты.
1. Сохранение контингента обучающихся в классе.
2. Отсутствие обучающихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
3. Отсутствие правонарушений среди обучающихся.
4. Досуг обучающихся организован по интересам.

Второй год являюсь внештатным инспектором по опеке и попечительству МБОУ Марьяновкая СОШ. В нашем учебном заведении учатся 5 детей, которые находятся под опекой. Два раза в год провожу обследования жилищных условий, в которых находятся дети. В сотрудничестве с опекунами решаем проблемы, возникающие в их семьях, провожу беседы, индивидуальные консультации.

Анализируя результативность своей педагогической деятельности, исходя из поставленных задач, я пришла к следующим выводам:

  1. Моя работа по формированию и развитию учебной мотивации позволяет обеспечивать устойчивые положительные результаты образовательного и воспитательного процесса.

  2. Уровень подготовки моих учеников соответствует требованиям государственного стандарта.

3. Владею современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяю их в практической профессиональной деятельности.

4. Участвую в конкурсах профессионального мастерства.

5. Веду активную и целенаправленную работу по самостоятельному приобретению новых знаний учащимися, которые способствует развитию их познавательных интересов, и как следствие, повышению учебной мотивации.

6. Совершенствую формы организации учебной деятельности.

7. Содействую творческому развитию каждого ученика.

Перспективы в работе:

1. Формировать у учащихся действенные и системные знания, умение применять их в творческих условиях.

2.Совершенствовать педагогическое мастерство через самообразовательную работу, участие в профессиональных конкурсах, распространение опыта работы на методических семинарах, конференциях, сетевых сообществах и др.

3.Продолжать освоение перспективных технологий, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся, с целью эффективного преподавания математики.

4. Развивать направление внеклассной работы по географии: участие учащихся в конкурсах, олимпиадах, выставках, соревнованиях.

Учитель географии Шаповалова Ольга Алексеевна.

23.09.2014год


© 2010-2022