Образовательная программа Спортивное ориентирование

Добрый день!   Вашему вниманию представляется образовательная программа дополнительного образования детей "Спортивное ориентирование". Программа направлена на удовлетворение возросших познавательных интересов учащихся, профилактику асоциального поведения, укрепление физического и психического здоровья учащихся. Отличительными особенностями данной программы является ее универсальность, т.е. способность удовлетворять запросы разных возрастных групп; ее  взаимосвязь с другими науками, с картографие...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 407

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


Принята на

педагогическом совете

ГОУ СОШ № 407

Протокол № _______

От «___»______2007г.

«Утверждаю»

Директор ГОУ СОШ № 407

_____________Власова Т.И.

«___»_____________2007 г.

«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»

Образовательная программа дополнительного образования детей

для учащихся в возрасте от 12 до 16 лет

Номинация: туристско-краеведческая


Срок реализации: 1 год


Автор-составитель:

Пелевин А.С.

педагог

дополнительного образования


Санкт-Петербург, 2007



Содержание:

Пояснительная записка………………………………………………………………….3

Учебно-тематическое планирование……………………………………………………5

Содержание программы…………………………………………………………………5

Методическое обеспечение программы……………………………………………….9

Литература……………………………………………………………………………….11




















Пояснительная записка

Спортивное ориентирование способствует всестороннему развитию личности ребенка. Оно направлено на совершенствование физических качеств человека (сила, скорость, выносливость) и интеллектуального развития (поскольку ориентирование основано на таких фундаментальных науках как математика, картография, география), а также приобретению навыков самостоятельной деятельности и мышления. В этом и заключается актуальность данной программы. Программа направлена на удовлетворение возросших познавательных интересов учащихся, профилактику асоциального поведения, укрепление физического и психического здоровья учащихся. Отличительными особенностями данной программы является ее универсальность, т.е. способность удовлетворять запросы разных возрастных групп; ее интегрированность, т.е. взаимосвязь с другими науками, с картографией, математикой. Содержание данной программы соответствует туристско-краеведческой направленности.

Целью данной программы являются создание условий для физического и интеллектуального роста, воспитание патриотизма.

К задачам относятся формирование первичных знаний и умений по ориентированию, картографии, геодезии; а также углубление знаний по математике, географии, физической культуре; развитие психофизических качеств учащихся; приобщение к здоровому образу жизни.

Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 12 до 16 лет. Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей образовательных учреждений. Время отведено на обучении составляет 144 часа, причем практические занятия составляют большую часть программы. Рекомендуемый режим занятий - 1 раз в неделю 2 часа и второй выходной месяца 8 часов. Методическое обеспечение программы основано на таких формах обучения, как лекции, экскурсии, походы, соревнования. Одним из основных методов контроля и управления обучением данной программы являются практические занятия, работа на которых может строиться как индивидуально, так и в группах. Формами подведения итогов реализации программы являются соревнования по спортивному ориентированию, топографические диктанты, выполнение маршрутной глазомерной съемки, соревнования по топографической съемке, ночные соревнования по ориентированию.

Ожидаемыми результатами изучения программы является улучшение и углубление базовых знаний, придание им прикладного характера. В результате обучения учащиеся должны знать основную терминологию, отличительные свойства карт, основные способы и правила копирования карт, способы измерения расстояний на местности и карте, действия в случае потери ориентировки, особенности ориентирования в сложном походе, основные причины возникновения аварийных ситуаций, методы маршрутной глазомерной съемки, особенности ориентирования ночью. Должны уметь определять масштаб карты, определять азимут, разрабатывать маршрут по спортивной карте, ориентироваться по местным предметам, анализировать маршрут в случае потери ориентировки, выполнять маршрутную глазомерную съемку, совершать ночные переходы.
























Учебно-тематическое планирование

Тема

Всего

Теория

Практика

1

Введение

1

1

-

2

Земля и карта

8

2

6

3

Понятие о топографической и спортивной карте

4

2

2

4

Условные знаки

7

3

4

5

Ориентирование по горизонту, азимут

6

2

4

6

Компас. Работа с компасом

6

2

4

7

Измерение расстояний

5

1

4

8

Топографическая съемка, корректировка карты

18

4

14

9

Соревнования по виду Топографическая съемка

8

2

6

10

Способы ориентирования

6

2

4

11

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

10

2

8

12

Обязанности туриста-проводника

10

2

8

13

Ориентирование в сложных условиях

12

2

10

14

Действия проводника в случае потери ориентировки

12

2

10

15

Соревнования по спортивному ориентированию

22

-

22

16

Прохождение маршрута в ночное время

8

2

6

17

Заключение

1

1

-

ИТОГО

144

34

110Содержание программы

1. Введение

Ознакомление с программой курса, ее целями и задачами.

2. Земля и карта

Форма и размеры Земли. Выдающиеся географические объекты. Географическая и топографическая карты. Общее представление о картографической проекции. Система прямоугольных координат.

Практические занятия

Определение географических и прямоугольных координат точек на топографической карте.

3. Понятие о топографической и спортивной карте

Определение роли топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов.

Масштаб. Виды масштаба. Понятие о генерализации.

Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути.

Географические и прямоугольные координаты. Определение координат точки на карте.

Назначение спортивной карты, ее отличие от топографической. Масштабы спортивной карты. Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.

Практические занятия

Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния по карте.

4. Условные знаки

Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.

Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Горизонтали основные, утолщенные и полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы воды.

Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Практические занятия

Изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, минисоревнования.

5. Ориентирование по горизонту, азимут.

Основные направления на стороны горизонта. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Определение азимута, его отличие от простого угла. Азимут истинный и магнитный.

Практические занятия

Построение на бумаге заданный азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное измерение азимутов на карте. Построение тренировочных азимутальных треугольников.

6. Компас, работа с компасом.

Компас, типы компасов. Устройство компаса Адрианова. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом.

Ориентир, что может им служить. Движение по азимуту, его применение.

Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек Адрианова и жидкостным.

Практические занятия

Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки. Движение по азимуту. 7. Измерение расстояний

Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг. Таблица перевода шагов в метры. Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определения расстояния по времени движения.

Практические занятия

Измерение своего среднего шага, построение графиков перевода шагов в метры при разных условиях ходьбы. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром и ниткой. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.

8. Топографическая съемка, корректировка карты.

Маршрутная глазомерная съемка. Методы маршрутной глазомерной съемки. Корректировка спортивной карты.

Практические занятия

Выполнение маршрутной глазомерной съемки. Корректировка участка карты на местности.

9. Соревнования по виду Топографическая съемка.

Виды соревнований по топографической съемке. Выбор места проведения. Подготовка полигона. Маршрутная и площадная глазомерная съемка, способ проведения съемки. Камеральная работа.

Практические занятия

Участие в подготовке полигона для съемки. Участие в соревнованиях по топографической съемке.

10. Способы ориентирования

Ориентирование с помощью карты в походе. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте. Сходные ситуации. Оценка скорости движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организация разведки в походе, опрос местных жителей.

Практические занятия

Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных ситуаций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде.

Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте, с подробным описанием ориентиров, составлением графика. Составление абрисов отдельных участков.

11. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

Суточное движение Солнца по небосводу. Полярная звезда, ее нахождение. Приближенно определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью. Использование звуковой пеленгации, источников света в ночное время.

Практические занятия

Упражнения по определенному азимута движения по тени от солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по солнцу, луне, полярной звезде. Определение точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий восстановления местонахождения.

12. Обязанности туриста-проводника

Кто такой турист-проводник. Его роль в походе.

Подбор и хранение картографического материала. Изучение района похода. Составление графика движения. Маршрутно-глазомерная съемка и протокол движения.

Практические занятия

Подбор картографического материала к походу, разработка маршрута. Уточнение карты движения.

13. Ориентирование в сложных условиях

Особенности ориентирования в сложном походе. Предварительный подбор картографического материала. Разведка, маркировка пути. Движение при потере видимости. Глазомер в горах.

Практические занятия

Прохождение маршрута с использованием крупномасштабных карт, азимутальных участков.

14. Действия проводника в случае потери ориентировки

Особенности и сложности ориентирования в тундре, тайге, пустыне, горах.

Особенности ориентирования в ночное время.

Качественные характеристики компасов, их выбор для работы. Приборы для измерения расстояний.

Основные причины потери ориентировки и возникновения аварийных ситуаций.

Действия проводника в походе при потере ориентировки. Способы определения точек стояния на карте (привязка).

Практические занятия

Работа с картами различных масштабов. Упражнения на местности, способствующие восстановлению ориентировки. Движение в походе в условиях плохой видимости.

  1. Соревнования по ориентированию

Подготовка к соревнованиям.

Практические занятия

Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию, разбор результатов, анализ путей движения.

  1. Прохождение маршрута в ночное время

Снаряжение для прохождения маршрута. Правила работы с фонарями. Особенности ориентирования в ночное время. Методика поиска выхода на линейные ориентиры. Особенности движения ночью по азимуту. Особенности движения группы ночью. Ночные соревнования по ориентированию.

Практические занятия

Совершение ночных переходов. Участие в ночных соревнованиях по ориентированию.

  1. Заключение

Подведение итогов работы.




Методическое обеспечение программы

Сводная таблица форм обучения и форм подведения итогов программы по темам

ТЕМА

ФОРМА ЗАНЯТИЯ

ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

Введение

Беседа

-

Земля и карта

Лекция, упражнения по определению масштаба

Участие в соревнования по виду «Топографическая съемка»

Понятие о топокарте и спортивной карте

Лекция, работа с картами различного масштаба,

Условные знаки

Работа на местности, упражнения на запоминание знаков. Топографический диктант

Ориентирование по горизонту

Лекция, практическая работа по построению азимутов

Компас, работа с компасом

Метод «обратной связи». Упражнения на засечки.

Измерение расстояний

Метод «обратной связи». Измерение своего шага, оценка пройденного расстояния

Топографическая съемка, корректировка карты

Лекция, копирование карт, работа на местности

Соревнования по виду Топографическая съемка

Участие в подготовке полигона для съемки

Способы ориентирования

Беседа. Занятия по практическому построению маршрута

Участие в соревнованиях по виду «Ориентирование»

Ориентирование по местным предметам

Работа на местности

Обязанности туриста проводника

Беседа. Разработка маршрута похода

Ориентирование в сложных условиях

Беседа. Работа на местности.

Действия проводника в случае потери ориентировки.

Беседа. Практическая отработка действий в случае потери ориентировки

Соревнования по ориентированию

Беседа, подготовка к соревнованию

Прохождение маршрута в ночное время

Беседа, совершение ночных переходов

Заключение

Беседа

-

При реализации программы рекомендуется использовать следующее оборудование:

  • оборудование для организации полевых лагерей (палатки, костровое, тенты и др.);

  • геодезическое оборудование (компас, нивелир, курвиметр и др.);

  • специальное альпинистское снаряжение (веревки, страховочные системы, карабины, крючья, блок-ролики, зажимы и др.);

  • аптека первой медицинской помощи, перевязочные материалы;

  • и некоторые другие виды снаряжения и оборудования.

Учебно-методический комплекс включает в себя:

  • дидактические наглядные пособия (картины, рисунки, карты, чертежи, модели, фотографии и др.)

  • информационный и справочный материал

  • тематические пособия

  • научная литература

  • задания для самостоятельной работы по образцу

  • конспекты занятий и др.















Литература

Для педагогов

  1. Захаров П.П. Инструктору альпинизма. - М.: Физкультура и спорт,1988

  2. Казанцев А.А. Организация и проведение соревнований школьников по спортивному ориентированию на местности - М., 1985

  3. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. - М., 1995

  4. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М., 1997

  5. Магомедов Л.М., Сафонова М.В. Система подготовки младших школьников в начальный период обучения спортивному ориентированию. - М., 1978

  6. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» - М.: Владос, 2003

  7. Методика врачебно-педагогического контроля в туризме. - М., 1990

  8. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. - М., 1997

  9. Туристская игротека / Под ред. Ю.С. Константинова - М.: Владос, 2000

  10. Туризм и спортивное ориентирование Учебник./Сост. В.И. Ганопольский. - М.,1987

  11. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. - М., 1990

  12. Усков А. С. Практика туристских путешествий. - СПб.: Геос, 1999

  13. Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. - М., 1996

Для воспитанников

  1. Алешин В.М.. Серебреников А.В. Туристская топография - М., 19985

  2. Антропов К., Расторгуев М. Узлы - М., 1994

  3. Куприна Л.Е. Азбука туриста-эколога. - М.,1991

  4. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл. Учеб. для общ.-обр. учр./Литвинов Е.Н. и др. - М.: Издательство АСТ,1999

  5. Туристская игротека / Под ред. Ю.С. Константинова - М.: Владос, 2000

  6. Усыскин Г.С. В классе, в парке, в лесу - М., 1996

  7. Уховский Ф.С. Уроки ориентирования. - М., 1996

  8. Шибаев Ю.А. Умеете ли ориентироваться в пространстве и времени? Умеете ли предсказывать погоду? Программированные задания. - М., 1996

  9. Энциклопедия туриста. - М., 1993





© 2010-2022