Рабочая программа. Кружок Шахматы

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с. Андриановичи

рассмотрено на заседании Утверждено

педагогического совета приказ № 88 от 01.09.2012

протокол№12 от29.08.2012

Кружок «Шахматы»

Возраст детей 7 -12 лет.



Крутицкая

Елена Александровна

учитель математики,

2 квалификационная категория



Андриановичи, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства.

О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы. Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее».

В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер».

Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность. Направленность программы «Шахматы»:

по содержанию является физкультурно-спортивной по функциональному предназначению - досуговой, по форме организации -кружковой; по времени реализации -двухгодичной подготовки. Программа разработана на основе программы автора И. Г. Сухина федеральный курс «Шахматы школе» ", с учётом требований программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4). В двух частях. Часть вторая. М.: Просвещение, 2002, 2-е издание с. 370 - 392. )
За основу при разработке программы взяты требования школьного , городского уровня соревнований

Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат.

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности - сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Программа дополнительного образования детей направлена на: создание условий для развития ребенка; развитие мотивации к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка; интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
укрепление психического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Отличительной особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.

В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности.
Программа интегрирована с ежегодным графиком городских и школьных соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке.

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Достигается указанная цель через решение следующих задач.

Обучающие:

  • Ознакомить с историей шахмат;

  • обучить правилам игры;

  • дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

  • сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;

  • формировать навыки запоминания;

  • вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

  • Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;

  • прививать навыки самодисциплины;

  • способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.


Предметные компетенции обучающихся:

  1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

  • Участии в тренировочных играх, в городских соревнованиях по шахматам.

  • В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

Компетентностный подход выражен:

  • В проведении педагогом инструктажей.

  • В применении индивидуальных форм работы.

  • В корректировке игры.

  • В рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

  • Педагогическое наблюдение.

  • Учет результативности участия обучаемых в городских соревнованиях.

  1. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:

  • Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры.

  • Изучении специализированной литературы.

  • Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

Компетентностный подход выражен:

  • В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала.

  • В проведении бесед.

  • В применении индивидуальных и групповых форм работы.

Формами отслеживания роста предметной компетенции являются:

  • Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам.

  • Определение уровня эрудиции обучаемых.

Программа «Шахматы» направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность. В шахматное объединение принимаются учащиеся младшего и среднего школьного возраста (7 - 12 лет) на общих основаниях, продолжительность обучения 2 года. Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект Режим занятий: недельная нагрузка 34 занятия - 1 год обучения и 34 занятия - 2 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий : первое полугодие-1ч. 21 мин.,второе полугодие-1 ч.12 мин.( в соответствии с режимом работы школы)

Учебная группа состоит из 10-15 учащихся. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.

Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы:

  • структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами;

  • актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.

Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат:

  • наличие единого контингента воспитанников;

  • взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;

  • единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности, доступности, увлекательности, результативности;

  • осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;

  • обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;

  • определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста

  • система оценок достижений обучающихся.

Основные методы обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумеваю­щих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

  • На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.

  • Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении де­бютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттель­шпиля и эндшпиля.

  • При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

  • На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (само­стоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Основные формы и средства обучения:

  • Практическая игра.

  • Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

  • Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

  • Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

  • Участие в турнирах и соревнованиях.

Результаты образовательной деятельности:

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Ожидаемые результаты освоения программы Воспитанники должны:

  • иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

  • различать и называть шахматные фигуры;

  • правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

  • иметь представление об элементарных правилах игры;

  • играть малым числом фигур;

  • иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

  • владеть основными шахматными терминами;

  • правильно применять элементарные правила игры;

  • иметь представление о некоторых тактических приемах.

Формы проверки результатов освоения программы:


Соревнования, турниры

Сроки проведения

1

Внутренний турнир кружка

Сентябрь (2 год)

2

Школьный шахматный турнир (личное первенство)

Октябрь


Городской шахматный турнир (командное первенство)

Ноябрь

3

Внутренний турнир кружка

Январь

4

Школьный шахматный турнир (командное первенство )

Март

5

Итоговый внутренний турнир кружка

Май












Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы подведения итогов

Всего

в том числе

теоретических

практических

Раздел 1 Шахматная доска

3

1,5

1,5


Тема 1.1 Шахматная доска

1

0,5

0,5


Тема 1.2 Элементы шахматной доски

2

1

1

Фронтальный опрос

Раздел 2 Ходы и взятие фигур.

18

11

7


Тема 2.1 Шахматные фигуры

1

0,5

0,5








Тест

Тема 2.2 Начальная расстановка фигур

1

0,5

0,5

Тема 2.3 Пешка

3

2

1

Тема 2.4 Ладья

2

1

1

Тема 2.5 Слон

3

2

1

Тема 2.6 Ферзь

3

2

1

Тема 2.7 Конь

3

2

1

Тема 2.8 Король

2

1

1

Раздел 3 Цель шахматной партии.

8

4

4


Тема 3.1. Шах.

2

1

1

1)Решение задач

2)Тест

Тема 3.2. Мат.

2

1

1

Тема 3.3. Ничья, пат.

2

1

1

Тема 3.4. Рокировка.

2

1

1

Раздел 4 . Игра всеми фигурами из начального положения.

3

2

1


Тема 4.1 Шахматная партия

3

2

1

Наблюдение

Соревнование

Повторение

2

1

1

Индивидуальный опрос

Первый год обучения

34

19,5

14,5

Повторение

1

1

0

Раздел 1 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.

1

1

0


Тема 1.1 История шахмат

1

1

0

Фронтальный опрос

Раздел 2 ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

2

1

1


Тема 2.1 Шахматная нотация

2

1

1

Индивидуальный опрос

Раздел 3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

4

2

2


Тема 3.1 Сравнительная сила фигур.

1

0,5

0,5



Решение задач

Тема 3.2 Достижение материального перевеса

2

1

1

Тема 3.3 Защита

1

0,5

0,5

Раздел 4 . ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

5

2,5

2,5


Тема 4.1 Две ладьи против короля

1

0,5

0,5





Диагностические задания

Тема 4.2 Ферзь и ладья против короля

1

0,5

0,5

Тема 4.3. Ферзь и король против короля.

1

0,5

0,5

Тема 4.4. Ладья и король против короля

2

1

1

Раздел 5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.

4

2

2


Тема 5. 1.Мат в два хода в эндшпиле.

1

0,5

0,5




Решение задач

Тема 5.2 Мат в два хода в миттельшпиле

1

0,5

0,5

Тема 5.3 Мат в два хода в дебюте

2

1

1

Раздел 6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

15

9

6


Тема 6. 1 Матовые комбинации.

6

4

2





Решение задач

Тема 6.2 Достижению материального перевеса

5

3

2

Тема 6.3. Достижения ничьей

2

1

1

Тема 6.4. Комбинации в дебюте.

2

1

1

Повторение

2

1

1

Индивидуальный опрос.

Турнир.

Второй год обучения

34

19,5

14,5


Всего

68

39

29


Содержание курса

Первый год обучения

Учебный курс включает в себя четыре раздела. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы К концу учебного года дети должны знать: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь: ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

Раздел 1 Шахматная доска

Тема 1.1 Шахматная доска Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Практическое занятие по теме «Шахматная доска».

Дидактические игры и задания «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками(фишками, пешками ит.п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

Тема 1.2 Элементы шахматной доски

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Мероприятие «Шахматная эстафета».

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?». Педагог берёт две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) « Большая и маленькая».На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую и ставят её в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Раздел 2 Ходы и взятие фигур.

Тема 2.1. Шахматные фигуры

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая",

Тема 2.2 . Начальная расстановка фигур. Начальное положение «начальная позиция»; расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берёт две шахматные фигуры и спрашивает детей, стоят ли эти фигурки рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог, произносит, какую - нибудь фразу о начальном положении, к примеру: Ладья стоит в углу, и бросает мяч кому-то из учеников, Если утверждение, верно, то мяч следует поймать.

Тема 2.3 Пешка Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры. Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение». Практическое занятие по теме «Пешка». Мероприятие «Праздник пешки». Тема 2.4 Ладья Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции. Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Загадки шахматной шкатулки». Мероприятие «Конкурс смекалистых». Практическое занятие по теме «Ладья». Тема 2.5 Слон Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Тема 2.6 Ферзь Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Ферзь против ферзя Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Тема 2.7 Конь Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Тема 2.8 Король Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки.

Раздел 3 Цель шахматной партии.

Тема 3.1. Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха". Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".

Тема 3.2. Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход". Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

Тема 3.3. Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

Тема 3.4. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка". Дидактические игры и задания «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах чёрному королю. «Защита от шаха». Белый король должен, защитится от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат чёрному королю. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

Раздел 4 . Игра всеми фигурами из начального положения.

Тема 4 .1 Шахматная партия . Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода".

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Дидактические игры и задания «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Второй год обучения

Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат. Учебный курс включает в себя шесть разделов: "Краткая история шахмат", "Шахматная нотация", "Ценность шахматных фигур", "Техника матования одинокого короля", "Достижение мата без жертвы материала", "Шахматная комбинация".

К концу учебного года дети должны знать: обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур. К концу учебного года дети должны уметь: записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации.

Содержание

Раздел 1 КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.

Тема 1.1 История шахмат Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Раздел 2 ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Тема 2.1 Шахматная нотация Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Дидактические игры и задания "Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: "Вертикаль "е"), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: "На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?" И т. п."Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: "Вторая горизонталь")."Назови диагональ". А здесь определяется диагональ (например: "Диагональ е1 - а5")."Какого цвета поле?" Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет."Кто быстрее". К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее."Вижу цель". Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

Раздел 3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

Тема 3.1 Сравнительная сила фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания "Кто сильнее", "Обе армии равны". Достижение материального перевеса. Дидактическое задание "Выигрыш материала" (выигрыш ферзя). Игровая практика. Тема 3.2 Достижение материального перевеса Достижение материального перевеса. Дидактическое задание "Выигрыш материала" (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика. Тема 3.3 Защита Достижение материального перевеса. Дидактическое задание "Выигрыш материала" (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактическое задание "Защита" (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.

Дидактические игры и задания "Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько очков?" "Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. "Выигрыш материала". Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. "Защита". В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

Раздел 4 . ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Тема 4.1 Две ладьи против короля. Две ладьи против короля. Дидактические задания "Шах или мат", "Мат или пат", "Мат в один ход", "На крайнюю линию", "В угол", "Ограниченный король", "Мат в два хода". Игровая практика.

Тема 4.2 Ферзь и ладья против короля. Ферзь и ладья против короля. Дидактические задания "Шах или мат", "Мат или пат", "Мат в один ход", "На крайнюю линию", "В угол", "Ограниченный король", "Мат в два хода". Игровая практика.

Тема 4.3. Ферзь и король против короля. Ферзь и король против короля. Дидактические задания "Шах или мат", "Мат или пат", "Мат в один ход", "На крайнюю линию", "В угол", "Ограниченный король", "Мат в два хода". Игровая практика.

Тема 4.4. Ладья и король против короля. Ладья и король против короля. Дидактические задания "Шах или мат", "Мат или пат", "Мат в один ход", "На крайнюю линию", "В угол", "Ограниченный король", "Мат в два хода". Игровая практика.

Дидактические, игры и задания - "Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат". Нужно определить, мат или пат на шахматной доске. "Мат в один ход". Требуется объявить мат в один ход черному королю. "На крайнюю линию". Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей. "В угол". Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле. "Ограниченный король". Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.

Раздел 5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.

Тема 5. 1.Мат в два хода в эндшпиле. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Защита от мата. Дидактическое задание "Защитись от мата". Игровая практика.

Тема 5.2 Мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Защита от мата. Дидактическое задание "Защитись от мата". Игровая практика.

Тема 5.3 Мат в два хода в дебюте Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Защита от мата. Дидактическое задание "Защитись от мата". Игровая практика.

Дидактические игры и задания "Объяви мат в два хода". В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода. "Защитись от мата". Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

Раздел 6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Тема 6. 1 Матовые комбинации. Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика. Тема завлечения. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика. Тема блокировки. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика. . Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема "рентгена". Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Дидактическое задание "Объяви мат в два хода". Игровая практика.

Тема 6.2 Достижению материального перевеса. Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактическое задание "Выигрыш материала". Игровая практика. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Дидактическое задание "Выигрыш материала". Игровая практика. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактическое задание "Выигрыш материала". Игровая практика. Тема превращения пешки. Дидактическое задание "Проведи пешку в ферзи". Игровая практика. Сочетание тактических приемов. Дидактическое задание "Выигрыш материала". Игровая практика.

Тема 6.3 Достижения ничьей Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактическое задание "Сделай ничью". Игровая практика. Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание "Сделай ничью". Игровая практика.

Тема 6.4 Комбинации в дебюте.. Типичные комбинации в дебюте. Дидактическое задание "Проведи комбинацию". Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактическое задание "Проведи комбинацию". Игровая практика

Дидактические игры и задания "Объяви мат в два хода". Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. "Сделай ничью". Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. "Выигрыш материала". Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия включают организационную теоретическую и практическую части.

Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов, пособий и иллюстраций.

Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализа сыгранных ребятами партий, разбора партий известных шахматистов; учащиеся готовят доклады по истории шахмат.

Практические занятия также разнообразны по своей форме - это и сеансы одновременной игры с руководителем, конкурсы по решению задач, этюдов, игровые занятия, турниры. Результаты работы определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерии успешности определяются результатом участия учащихся объединения в соревнованиях различного ранга.

Учебно-тематический материал по теории и практике шахмат излагается в развитии, частями. Связь между учебно-тематическими и практическими вопросами прослеживается через анализ собственных партий юного шахматиста. Каждую партию он не просто играет, а переживает.

Методический анализ: самостоятельное комментирование или с тренером - основной путь совершенствования. Учить на практических партиях воспитанника - это значит решать его реальные проблемные ситуации.

На уровне аналитической работы происходит:

• процесс взаимного обогащения - тренер учит и учится сам от ученика;
• понимание того, что нужно сейчас ученику (конкретно) в плане продвижения вперед.
При этом необходимо учитывать индивидуальный темп развития, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику. Юных шахматистов надо учить одному и тому же. Но по-разному. Такой подход обеспечивает овладение важнейшими практическими навыками: умение объективно оценивать позицию, быстро и точно рассчитывать варианты, намечать наиболее целесообразный план игры.
Методика обучения (формы, приёмы) - постоянно разнообразные.

Метод упражнения.

Подобранные упражнения представляют собой процесс анализа, решения или разыгрывания тематических позиций, которые могут быть как:

• точные - теоретические;
• типичные - классификация по стратегическим или тактическим признакам;
• фрагменты из партий - различное игровое содержание;
• этюды - аналитические, художественные.
Моделирование тестовых упражнений направлено на развитие:
• оперативной памяти;
• оперативного мышления;
• функции внимания;
• восприятия;
• оценочной функции.
Формы и методы реализации программы:

  • Уроки;

  • групповые занятия;

  • индивидуальные занятия;

  • игровая деятельность;

  • конкурсы решения;

  • турнирная практика;

  • разбор партий;

  • работа с компьютером.

Средства реализации программы:

  • учебно-тематические планы;

  • методические указания и методическое обеспечение программы;

  • сборники задач;

  • шахматная литература.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


На занятиях используются:

  • таблицы к различным турнирам;

  • раздаточные материалы для тренинга;

  • вопросники к контрольным занятиям и викторинам;

  • словарь шахматных терминов;

  • комплекты шахматных фигур с досками


ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ


Формы контроля

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений, решений задач . Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.



Оценка результатов деятельности

  1. Входной контроль - Проводится в начальном этапе изучения шахматной игры в виде - опроса, тестирования, карточек - задний и пр.

  2. Промежуточный контроль - проводится примерно после прохождения 1\ 2 части учебной программы. Проводятся в виде: контрольных практических заданий, блиц - турниров, тестирование, соревнования.

  3. Итоговый контроль - Проводится при завершении изучения содержания программы. Проводятся в виде шахматных турниров с проведением различной формы.
















Список литературы

  1. Весела, И. Шахматный букварь [текст] / И. Весела, И. Веселы. - М.: Просвещение, 1983;

  2. Гришин, В. Г. Шахматная азбука [текст] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. - М.: Детская литература, 1980;

  3. Зак, В. Г. Я играю в шахматы [текст] / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. - Л.: Детская литература, 1985;

  4. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст] / А. Е. Карпов. - М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;

  5. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст] / А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. - М.: Русский шахматный дом, 2005;

  6. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст] / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. - СПб.: Литера, 2005;

  7. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. - СПб.: Питер, 2009;

  8. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст] / Н. М. Петрушина - Ростов н/Д Феникс, 2006;

  9. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек [текст] / И. Г. Сухин. - Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;

  10. Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. - М.: Педагогика, 1991;

  11. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И. Г. Сухин. - Ростов н/Д: Феникс, 2004;

  12. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. - М.: Астрель; АСТ, 2000;

  13. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И. Г. Сухин - Обнинск Духовное возрождение, 1998;

  14. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. - Обнинск: Духовное возрождение, 1999;

  15. Хенкин, В.Л. Шахматы для начинаючих [текст] / Виктор Хенкин. - М.: Астрель: АСТ, 2008;

  16. Шахматы, - школе [текст] / сост. Б. С. Гершунский, А. Н. Костьев. - М.: Педагогика, 1991.

Интернет-ресурсы

  1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: chess-master.net/articles/3.html;

  2. Шахматы: [сайт] URL: shahmatik.ru/;

  3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: webchess.ru/ebook/.




Кружок

«Шахматы»

Руководитель:

Крутицкая Е. А.


© 2010-2022