Доклад Работа ИПР над единой методической проблемой

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОТА ИПР НАД ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМОЙ КОЛЛЕДЖА: «РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ ФГОС»



Компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему.

В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни.

В связи с этим, в Концепции модернизации российского образования (принята Приказом Минобразования России от 23.07.2002г. №2866) зафиксировано Положение о том, что "Образование должно формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должно формировать ключевые компетенции, своего рода "мерило" современного качества образования".

Сегодня образование, переживает качественно новый этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов обучения. Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса позволяет говорить в первую очередь об изменении общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирования умения учиться; от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса.

Идея компетентностного подхода - один из ответов на запрос результата образования, который может рассматриваться как выход из проблемной ситуации. Нельзя сказать, что подобная работа не проводилась ранее, но освоение многих способов действий, если на него специально не обращалось внимание педагога, являлось, как правило, "побочным эффектом". Связано это, прежде всего, с тем, что традиционно обозначалась задача формирования предметных ЗУНов, поэтому и важнее всего было, чтобы ученик произвёл классификацию чего-либо, чем обучать умению классифицировать.

Сейчас, как никогда необходимо отличать ключевые компетентности как результат образования.

Для того, чтобы как-то упорядочить трактовку компетентностей, разработчики "Стратегии модернизации содержания общего образования" предлагают разграничение компетентностей по сферам, полагая, что в структуре ключевых компетентностей должны быть представлены: компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности; компетентность в сфере социально-трудовой деятельности; компетентность в бытовой сфере; компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.

Принципиальным отличием компетентностей является то, что, освоив их, обучающийся может применять этот результат образования в других видах деятельности. Знания, умения и навыки важны не как самоцель, а как средство достижения чего-то большего - компетенций. Формирование компетенций - это не смена содержания, а смена технологии обучения. В связи с этим, необходимо осваивать технологии, методы и приёмы, позволяющие как получить данный образовательный продукт, так и измерить степень его достижения.

Для решения этих задач наш колледж определил свою общую методическую проблему «Реализация компетентностного подхода к подготовке рабочих и специалистов на основе ФГОС III поколения» и работает над ней сегодня. Соответственно педагоги разработали и приняли свои методические темы, перекликающиеся с общей проблемой, способствующие её реализации.

Работа по данной теме началась с прохождения инженерно-педагогическими работниками различных курсов повышения квалификации. Всего в 2010-2011 учебном году на курсах повышения квалификации обучились 67 человек, в том числе 22 человека прошли курсы обучения по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин», 22 человека обучились на курсах по проблеме разработки основных профессиональных программ на основе ФГОС НПО/СПО, в 2011-2012 учебном году обучились 19 человек, в том числе 2 человека прошли стажировку в Германии, 6 человек обучились по проблеме разработки контрольно-измерительных материалов для оценки результатов профессионального образования в соответствии с ФГОС НПО/СПО. На базе нашего колледжа решением методического совета при Научно-методическом центре профессионального образования ГАОУ ДПО «Института развития образования Республики Татарстан» 18 января 2010 г. была открыта экспериментальная площадка по теме «Реализация модульно-компетентностного подхода к подготовке квалифицированных рабочих и специалистов в системе довузовского профессионального образования Республики Татарстан» с темой эксперимента «Реализация модульно-компетентностного подхода к подготовке рабочих по профессии «Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования» которая работает до декабря 2012 г..

С 01 сентября 2012 года колледж приступил к реализации ФГОС по профессиям Лаборант-эколог; Повар, кондитер; Аппаратчик-оператор производства неорганических веществ; Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования; Слесарь; Портной; по специальности Коммерция.

Поменялись цели образования:

- ориентация не на процесс, а на результат;

- формы и методы организации занятий - обучение приобретает системно-деятельностный характер, практическую направленность;

- пути получения знаний - самообразование, свободный доступ к информационным ресурсам;

- подходы к оценке деятельности учащихся - оформление портфолио, творческих книжек, дневников достижений; рефлексия; наблюдение за деятельностью; рейтинговая оценка;

- педагог становится союзником, помощником, он сам должен уметь общаться, выстраивать доброжелательные взаимоотношения, ставить цели, проводить анализ и самоанализ, то есть демонстрировать свое компетентное поведение;

- отношение к обучению (непрерывное образование в течение всей жизни);

- наша роль в целом - открытость, доступность;

- профессиональное и социальное самоопределение и самореализация;

- успешная адаптация в обществе;

- конкурентоспособность.

В течение учебного года был проведён тематический педсовет, тематический методический совет, методические совещания, методические объединения по внедрению современных педагогических технологий, разработке системы оценки качества, по проблемам и затруднениям проведения занятий и организации методических мероприятий в рамках компетентностного подхода.

Педагоги, имея достаточный опыт работы, все же испытывают затруднения в использовании нетрадиционных форм обучения, в мотивации обучающихся к учебной деятельности на занятиях, существует ряд проблем, над которыми необходимо работать далее.

Все педагоги научились прописывать в планировании обучающие, воспитательные и развивающие задачи, без которых формирование ключевых компетенций становится невозможным и сегодня проводится большая работа, в первую очередь по профессиям НПО со сроком обучения 1год и по специальности Коммерция, по разработке контрольно-оценочных средств и контрольно -оценочных материалов.

Сейчас, как было сказано выше, педагоги пересмотрели свои темы по самообразованию в соответствии с новой методической темой колледжа, работают над ними, и только получив законченный результат, можно будет подводить какие-либо итоги и определять другие проблемы, так как вся работа по внедрению ФГОС практически осуществляется впервые и как любая экспериментальная работа будет претерпевать изменения, дополнения, доработку. Реализация тем по самообразованию проходит по-разному: педагоги выступают с отчетами на методических объединениях, педагогических советах, разрабатывают конспекты занятий, методические рекомендации, рабочие программы, проводят открытые занятия, делятся опытом работы на городском и республиканском уровнях.

Ожидаемый результат:

- Обучающиеся овладевают ключевыми компетенциями, в основе которых находится "умение учиться", как первый шаг к самообразованию и самовоспитанию через развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности;

- Обучающиеся овладевают культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями через общение, кооперацию сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается и формирования уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

- У обучающихся будут заложены основы самостоятельности, инициативности и ответственности личности как условия ее самоактуализации: самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; формирования целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- Обучающиеся смогут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере учебной деятельности, но и внеурочной через организацию коллективных дел, внеурочных и социальных проектов, творческих и спортивных начинаний.

******************************************************************

© 2010-2022