- Преподавателю
- Другое
- Программа математического кружка Дети с Открытым Взглядом в Завтра для 7-8 классов школы 8 вида
Программа математического кружка Дети с Открытым Взглядом в Завтра для 7-8 классов школы 8 вида
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Багиева С.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГБС(К)ОУ школа -интернат № 111, г.о. Самара
Программа
математического кружка
«Дети с открытым взглядом в завтра».
Составила:
Багиева Светлана Валентиновна,
учитель математики,
I квалификационная категория
г.о. Самара
2015год
Пояснительная записка.
Статус документа
Программа математического кружка «Дети с открытым взглядом в завтра» находит свое применение при реализации внеурочной деятельности по математике в 5-9 классах в коррекционных классах и соответствует программе по математике М.Н.Перовой, В.В. Эк специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, сборник 1, под редакцией Воронковой В.В.
Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений VIII вида - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
При отборе математического материала учитываются индивидуальные показатели скорости и качества усвоения математических представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний в нестандартных ситуациях.
Новизна
Данная программа дает учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность; позволяет использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; способствует развитию речи учащихся, обогащению ее математической терминологией; воспитанию у учащихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбию, самостоятельности, вырабатывает навыки контроля и самоконтроля, развивает точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Цель обучения:
Развитие творческих способностей, познавательной сферы школьников,
подготовка обучающихся с особыми образовательными потребностями к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Задачи обучения:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся с особыми образовательными потребностями и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
- развивать речь учащихся, обогащать ее математической терминологией;
- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения;
- формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно - воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой - либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Данная программа школьного математического кружка для учащихся 7-8 классов рассчитана на 34 занятия.
Каждое занятие включает:
-
Рассказ на математическую тему;
-
«Золотые мысли» математиков и о математике;
-
Игру (играя, проверяем, что умеем и знаем);
-
Занимательные задачи, стихи;
-
Библиографические миниатюры;
-
Решения судоку.
-
Оригами
-
Научно - исследовательскую работу (работа над рефератами, проектами, стенгазетами по математике).
Итогом работы математического кружка будут:
-
Участие детей в конкурсах проектов по математике разного уровня: от школьного до РФ.
-
Участие детей в конкурсах рефератов по математике разного уровня: от школьного до РФ.
-
Выставка стенгазет.
-
Проведение математических вечеров, КВНов, математических боев и т.д.
Учебно - тематическое планирование.
Занятие
Срок проведения
Темы занятий
Занятие 1
1 неделя
-
Как возникло слово «математика»
-
Счет у первобытных людей.
-
Волшебные квадраты.
-
Что такое - оригами.
-
Исследовательская деятельность в математике. Рефераты, проекты по математике.
Занятие 2
2 неделя
-
Цифры у разных народов.
-
Судоку. Приемы решения судоку. Виды судоку.
-
Оригами. Гномик.
-
Выбор тем для рефератов, проектов. Обсуждение плана работы.
Занятие 3
3 неделя
-
Приемы устного счета. Интересный способ умножения.
-
Мы живем в мире больших чисел.
-
Конкурс «Кто больше знает пословиц, поговорок, загадок в которых встречаются числа?»
-
Решение судоку.
-
Оригами. Воронёнок.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 4
4 неделя
-
Биографическая миниатюра. Пифагор.
-
Игра «Перекладывание карточек».
-
Стихотворная страничка.
-
Решение судоку.
-
Оригами. Голубь.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 5
5 неделя
-
Метрическая система мер.
-
Литературная страничка. Геометрия Гулливера.
-
Геометрическая головоломка. Танграм.
-
Решение судоку.
-
Оригами. Автомобиль.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 6
-
неделя
-
Лабиринты.
-
Старинная восточная притча.
-
Как играть, чтобы не проиграть?
-
Решение судоку.
-
Оригами. Вертушка.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 7
-
неделя
-
Занимательная страничка. Один раз в день.
-
Стихотворная страничка. Арифметика.
-
Оригами. Лодка.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 8
8 неделя
-
Простые числа.
-
Задачи - шутки.
-
Игра «Буриме» с использованием чисел.
-
Оригами. Игрушка- шутка.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 9
9 неделя
-
Биографическая миниатюра. Архимед
-
Старинные меры.
-
Оригами. Двухтрубный кораблик.
-
Шуточные вопросы по геометрии.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 10
10 неделя
-
Тренировка памяти и внимания.
-
Биографическая миниатюра. Пьер Ферма.
-
Логическая задача «Обманутый хозяин».
-
Юмористическая страница.
-
Оригами. Самолет.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 11
11 неделя
-
Приемы устного счета.
-
Происхождение математических знаков.
-
Задача - сказка «Иван Царевич и Кащей Бессмертный, умевший считать только до 10».
-
Стихотворная страничка.
-
Оригами. Коробка.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 12
12 неделя
-
Биографическая миниатюра. Блез Паскаль.
-
Геометрические иллюзии.
-
Геометрическая задача - фокус «Продень монетку».
-
Оригами. Восьмиконечная звезда.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 13
13 неделя
-
Биографическая миниатюра. Рене Декарт
-
Литературная страничка. О «происхождении дробей».
-
Игра - шутка.
-
Оригами. Пилотка.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 14
14 неделя
-
Приемы устного счета. Считаем устно.
-
Биографическая миниатюра. Исаак Ньютон.
-
Стихотворная страничка.
-
Оригами. Пилотка из газеты.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 15
-
неделя
-
Математические мотивы в художественной литературе.
-
Игра «Попробуй сосчитай».
-
Задачи в стихах.
-
Математическая шутка.
-
Оригами. Клнверт.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 16
16 неделя
-
Интересные свойства чисел.
-
Биографическая миниатюра. Л.Ф. Магницкий.
-
Задача - сказка «Бездельник и черт».
-
Поэтическая страничка.
-
Оригами. Подушечка.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 17
17 неделя
-
Приемы устного счета. Еще один способ сложения многозначных чисел.
-
Биографическая миниатюра. Карл Фридрих Гаусс.
-
Юмористическая страничка.
-
Стихотворная страничка.
-
Оригами. Яхта.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 18
18 неделя
-
Приемы устного счета. Умножение на 9,99,999.
-
Биографическая миниатюра. Леонард Эйлер.
-
Задача, приписываемая Л.Эйлеру.
-
Как играть, чтобы не проиграть?
-
Стихотворная страничка.
-
Оригами. Истребитель.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 19
19 неделя
-
Приемы устного счета. Некоторые особые случаи счета.
-
Математические мотивы у Дж.Свифта.
-
Стихотворная страничка.
-
Феномены. Эти непостижимые «живые компьютеры»
-
Математические фокусы.
-
Оригами. Анемон.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 20
20 неделя
-
Биографическая миниатюра. Н.И. Лобачевский
-
Поэтическая страничка. Поэзия уравнений.
-
Из истории интересных чисел. Число π.
-
Оригами. Гриб.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 21
21 неделя
-
Приемы устного счета.
-
Биографическая миниатюра. П.Л. Чебышев.
-
Простые числа.
-
Число Шахерезады.
-
Оригами. Елочка в лесу.
-
Поэтическая страничка.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 22
22 неделя
-
Приемы устного счета. Мгновенное умножение.
-
Возраст и математика.
-
Задачи со спичками.
-
Математические софизмы.
-
Задачи в стихах.
-
Оригами. Тюльпан.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 23
23 неделя
-
Приемы устного счета. Признаки делимости на 2, 3, 5.
-
Биографическая миниатюра.
М.В. Остроградский.
-
Поэтическая страничка.
-
Игра «Кубики».
-
Оригами. Квакающая лягушка.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 24
24 неделя
-
Приемы устного счета. Умножение крестиком.
-
Распространение десятичных дробей.
-
Биографическая миниатюра. Эварист Галуа.
-
Оригами. Такса.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 25
25неделя
-
Устный счет в сказках.
-
Биографическая миниатюра. С.В. Ковалевская.
-
Геометрическая задача - стихотворение.
-
Оригами. Кобра из модулей.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 26
26 неделя
-
Приемы устного счета.
-
Биографическая миниатюра. Норберт Винер.
-
Поэтическая страничка.
-
Оригами. Кобра из модулей.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 27
27 неделя
-
Приемы устного счета.
-
Премия Дж.Филдса.
-
Решение примера с картины художника.
-
Оригами. Кобра из модулей.
-
Юмористическая страничка.
-
Стихотворная страничка.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 28
28 неделя
-
Приемы устного счета. Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел.
-
Из истории математики. Проценты в прошлом и настоящем.
-
Математический кроссворд.
-
Биографическая миниатюра. Л.Д.Ландау.
-
Оригами. Кобра из модулей.
-
Юмористическая страничка.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 29
29 неделя
-
Биографическая миниатюра. М.В. Келдыш.
-
Задачи в стихах.
-
Юмористическая страничка.
Результат получен лакеем.
-
Решение судоку.
-
Оригами. Кобра из модулей.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 30
30неделя
-
Биографическая миниатюра. М.В. Ломоносов
-
Юмористическая страничка.
-
Решение судоку.
-
Оригами. Лебедь из модулей.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 31
31 неделя
-
Биографическая миниатюра. Мухаммед Аль- Хорезми.
-
Стихотворная страничка.
-
Оригами. Лебедь из модулей.
-
Решение судоку.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 32
32 неделя
-
Приемы устного счета.
-
Задачи Древнего Востока.
-
Проценты в окружающем мире.
-
Решение судоку.
-
Оригами. Лебедь из модулей.
-
Работа над рефератами, проектами.
Занятие 33
33 неделя
-
Приемы устного счета.
-
Вокруг часов.
-
Оригами. Лебедь из модулей.
-
Решение судоку.
-
Выступление с рефератами, проектами.
Занятие 34
34 неделя
-
Подведение итогов работы кружка за год. Награждение кружковцев.
-
Оригами. Лебедь из модулей.
-
Конкурс «Тот из вас нам всех милее, кто считает всех быстрее».
Литература:
Акимова С. « Занимательная математика». - СПб.: Тригон, 1997.
Андронов И.К. «Арифметика натуральных чисел». _ М.: Учпедгиз, 1954.
Афонькин С.Ю., Фрибус Е.А. «Рожденственское оригами». - М.: Аким, 1994
Белл Э.Т. «Творцы математики». М.:Просвещение,1979
Балк М.Б., Балк Г.Д. «Математика после уроков». М.: Просвещение, 1971
Шейнина О.С., Соловьева Г.М. «Занятия школьного кружка» - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2002
Альхова З.Н., Макеева А.В. «Внеклассная работа по математике» - Саратов: «Лицей» , 2003