- Преподавателю
- Другое
- Статья на тему Методическая компетентность учителя
Статья на тему Методическая компетентность учителя
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Проскочилова Т.П. |
Дата | 30.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая компетентность учителя
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Иными словами, основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей школьников.
Что же такое компетентность? Компетентность - это способность действовать в ситуации неопределённости. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов.
Реализация потребностей современного общества в системе образования невозможна без качественной подготовки квалифицированных специалистов, прежде всего, учителей, обладающих профессиональной компетентностью. Обратимся к структуре профессиональной компетентности учителя, которая включает в себя следующие компоненты:
-
научно-теоретическая компетентность (владение знаниями, умениями, навыками, необходимыми для реализации профессиональной деятельности);
-
методическая компетентность (владение методами и способами организации педагогического процесса);
-
психолого-педагогическая компетентность (знание и учет психологических и возрастных особенностей учащихся);
-
профессиональная позиция учителя (заинтересованность в эффективности своей профессиональной деятельности).
Более детально остановимся на понятии «методическая компетентность», приобретающую в последнее время все большую актуальность в связи со стремлением вырастить поколение, способное разобраться в огромном потоке разного рода информации. Чтобы легче усвоить содержание понятия, разобьем его на отдельные составляющие. Итак, методическая компетентность - это, во-первых, вид профессиональной компетентности, во-вторых, данный вид компетентности включает в себя систему знаний, умений и навыков, необходимую для эффективного осуществления профессиональной деятельности учителя, и, наконец, третье составляющее, оптимальные сочетания методов оперирования с педагогическими объектами.
В структуре методической компетентности выделяют 4 уровня:
-
методическая информированность (образованность) - естественные и приобретенные в процессе методической подготовки свойства и качества личности, проявляющиеся в стандартных ситуациях;
-
методическая грамотность - готовность выполнять профессиональную деятельность в соответствии с принятыми стандартами и нормами;
-
методическое творчество - способность решения профессиональных задач в нестандартных ситуациях и нестандартными способами;
-
методическое искусство как высшее проявление компетентности. Однако этот уровень достигается немногими учителями и не может быть целью обучения в ВУЗе.
Для достижения более высокого уровня методической компетентности необходимо создать для учителей ряд условий:
-
современная информационная образовательная среда учебного заведения;
-
модернизация системы методической работы учебного заведения;
-
профессиональная позиция учителя.
Часто отождествляют понятия «методическая компетентность» и «методическое мастерство». И это не случайно, ведь эти понятия связаны смысловым единством и оба включают мотивационный, когнитивный, поведенческий, ценностно-смысловой и эмоционально-волевой аспекты.
Для более тщательного изучения методической компетентности учителя советуем обратиться к следующим исследованиям:
-
Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./ под ред. А. В. Хуторского.
-
Маслова И. С. Сущность и уровни методической компетентности учителя.
-
Соколова Г. А. Методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся.
Закончить свое выступление хочется словами М. Горького, который считал, что «плох тот учитель, который не учится или учится мало». И с ним трудно не согласиться, ведь профессия «учитель» подразумевает постоянное самосовершенствование и саморазвитие.