- Преподавателю
- Другое
- Доклад на тему: Экологическое воспитание детей с ограниченными образовательными потребностями посредством сенсорного развития
Доклад на тему: Экологическое воспитание детей с ограниченными образовательными потребностями посредством сенсорного развития
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мициева Н.Н. |
Дата | 22.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Доклад на тему
«Экологическое воспитание детей с ограниченными образовательными потребностями посредством
сенсорного развития».
Цель экологического образования детей с ОВЗ:
формирование ответственного отношения к окружающей среде, активная деятельность по изучению и охране своей местности.
Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за сохранность природы, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды. Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет школьное экологическое воспитание.
Как ребенок поведет себя в окружающем его мире? Это во многом зависит от нас, взрослых.
Основные задачи экологического воспитания являются:
- воспитание моральных, нравственных качеств личности ребёнка и его социальная адаптация в современном обществе
-сфокусировать внимание детей на проблемах экологии
-корригировать и компенсировать физические и умственные функции в процессе творческой деятельности
-воспитание у молодого поколения любви и бережного отношения к окружающей природной среде.
Работая с детьми с ограниченными образовательными потребностями стараюсь развивать познавательную активность, мышление, воображение творческие способности. Природу нужно слышать и понимать сердцем. Я хочу научить детей с ограниченными возможностями здоровья видеть вокруг себя добро и красоту. В своей работе я применяю традиционные и нетрадиционные формы. Провожу их систематически. Весь материал стараюсь распределять по принципу: "От простого к сложному". К традиционным формам отношу воспитательные занятия, которые провожу в форме игры: игра - это не только удовольствие и радость для детей, но и закрепление навыков, которыми они овладели. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными - по - своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом игра играет основную роль в развитии детей с ограниченными образовательными потребностями . Немаловажную роль в экологическом воспитании занимают экскурсии. Традиционные экскурсии проводятся в апреле месяце на природу.
Практическая работа является одной из эффективных форм работы на занятиях, при которой учащиеся непосредственно действуют с объектами природы, учатся бережному отношению к ней. Благополучно дети работают в экологической бригаде(комнатные растения). Очень большой вклад вносят в благоустройстве зеленого уголка . Труд создает особенно благоприятные условия в развитии мышления и воспитания любви к природе.
В результате систематической работы используя все методы обучения и участия в мероприятиях у обучающихся развивается гармония физической и духовной сущности, способность эмоционального самовыражения, а самое главное дети с ограниченными образовательными потребностями перестают комплексовать и благополучно адаптируются в социуме.
Полноценная социальная адаптация детей с отклонениями в развитии невозможна без формирования системы их нравственно-правового сознания и соответствующего социального поведения, включающего в себя и экологическое воспитание.
Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности воспитанников.
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он может проявить в дальнейшем.
Особенно важно это для умственно отсталых школьников, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход воспитателей при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей. Усилия педагогов должны быть направлены на укрепление здоровья, овладения новыми навыками общения и поведения в окружающем мире, дисциплинированности, упорства в достижении цели, общего развития личности.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического мировоззрения оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на тематических занятиях, праздниках, беседах, творческой и трудовой деятельности. Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводят в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое мировоззрение.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
В сущности воспитания экологического мировоззрения выявляются две стороны:
первая - экологическое сознание,
вторая - экологическое поведение.
Экологическое сознание формируется на занятиях, а экологическое поведение формируется с годами в практической деятельности.
Таким образом, определяя сущность воспитания экологического мировоззрения можно выделить, во-первых: особенности этого процесса:
1. ступенчатый характер:
-
формирование экологических представлений;
-
развитие экологического сознания и чувств;
-
формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
-
выработка навыков и привычек поведения в природе;
-
преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
2. длительность;
3. сложность;
4. активность;
во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:
-
развитие экологического сознания;
-
формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;
-
выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
-
воспитание устойчивой воли;
-
формирование значимых целей экологической деятельности.
Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.
Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности воспитанников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком, в доступной для умственно отсталых детей форме.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
-
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
-
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-
развивающих - развитие системы практических умений по улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих.
С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.
В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.
Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.
Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.
Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.
Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.
Воспитание умственно отсталых детей в условиях специальных коррекционных учреждений VIII вида, подразумевает их подготовку к жизни в естественном социальном окружении. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества: моральным, этическим, социальным, правовым.
Определенные психофизические особенности умственно отсталых детей затрудняют процесс воспитания их социально-правового поведения. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы педагога, для понимания причин, обусловливающих успехи и неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Умственно отсталые дети характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности. Эти дети способны к развитию, но осуществляется оно замедленно, атипично, со многим отклонениями. Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений. Нарушения познавательной деятельности и личности умственно отсталого ребенка отчетливо обнаруживаются в самых различных проявлениях.
Это, прежде всего, грубые нарушения познавательного развития, низкая способность к обобщению, низкая критичность мышления, незрелость эмоций, личностная направленность на удовлетворение примитивных потребностей, повышенная внушаемость, низкая сопротивляемость отрицательному влиянию, нарушения самокритичности, нарушения в развитии воли, разнообразные нарушения поведения. Следует отметить замедленную восприимчивость умственно отсталых детей, сочетающуюся со значительным сужением объема воспринимаемой информации. Узость, ограниченность восприятия мешают умственно отсталым детям ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и нередко искаженными.
Для многих умственно отсталых детей характерно отставание в физическом развитии, патологическая замедленность или импульсивность движений, нарушение зрительно-двигательной координации, снижение мышечного тонуса, неразвитость моторики и многое другое.
Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталых детей во многом осложняют решение задач, которые ставят перед собой педагоги коррекционных учреждений. Однако наряду с недостатками, этим детям присущи и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.
Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков основным является специально организованное обучение и воспитание. Обучение таких детей направлено на формирование и развитие у них высших психических процессов - мышления, памяти, внимания, логики. В процессе воспитания умственно отсталых школьников сочетается настойчивая работа по формированию у них общественно ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление недостатков их характера и поведения.
В результате проводимой педагогической работы воспитанникам специальных коррекционных учреждений VIII вида, оказывается вполне доступной правильная оценка фактов и событий общественной жизни.
Работа по воспитанию экологического сознания у детей ведется воспитателем ежедневно, непрерывно, в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни воспитанников, режима дня. В режим дня, после школьных занятий, включены прогулки, групповое вечернее занятие, занятия детей по интересам, самоподготовка. В каждый из режимных моментов имеется возможность вводить элементы воспитания экологической направленности.
Воспитатель организует прогулку таким образом, чтобы дети провели ее с максимальной пользой: наблюдения за погодой, физический труд, подвижные игры.
Наблюдения за природой проводятся ежедневно, на дневной и вечерней прогулках. Воспитатель привлекает внимание детей к изменениям, происходящим в природе. Эти изменения могут быть:
-
долгосрочные, которые нельзя оценить в течение одного дня. Это сезонные изменения.
-
кратковременные, которые хорошо прослеживаются в течение одного дня: долгота светового дня, температурный режим, осадки.
Наблюдения должны проводиться исходя из деления природы на живую и неживую, в соответствии со временем года.
Воспитатель беседует с воспитанниками на выбранную им тему. Совершенно недостаточно просто заметить какие-либо изменения, необходимо задавать вопрос «почему», с целью добиться от воспитанников понимания происходящих процессов в природе. В ход беседы следует включать моменты коррекционной работы, носящей характер повторения знакомого материала. Воспитанникам предлагается вспомнить стихотворения о времени года, когда ведется наблюдение, поговорки, пословицы, загадки, описать красивый пейзаж, вспомнить названия перелетных и зимующих птиц, узнать птицу по голосу, вспомнить, чем питаются увиденные птицы, какую пользу они приносят, почему улетают или остаются на зиму и т.д. Данный вид работы расширяет кругозор умственно отсталых школьников, развивает память, речь, мышление, логику, закрепляет имеющиеся знания. Такие беседы требуют тщательной подготовки воспитателя и подчиняются определенным требованиям:
-
Доступность.
В группах находятся дети разного возраста, поэтому вопросы должны быть понятны каждому ребенку, в противном случае умственно отсталые дети, не обладая нужной информацией, быстро теряют интерес к беседе, отказываются принимать в ней участие, в последствии с трудом вовлекаются в подобный вид деятельности.
-
Содержание.
Цель и задача наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. Для каждого наблюдения необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления. В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивающую их взаимосвязь. В результате у детей формируются более глубокие и полные представления об окружающем мире. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановкой доступной и конкретной задачи наблюдения, использованием действий обследования как способа наблюдения, привлечением детского опыта, проговариванием результатов наблюдения, сравнением одного объекта с другим, предъявлением вопросов разной степени сложности. Наблюдение должно вызывать интерес у детей к природе, желание узнать о ней как можно больше. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).
-
Ограниченность по времени.
Одно из важных условий правильной организации беседы во время прогулки - ее непродолжительность. Беседа должна быть короткой, достаточно содержательной, интересной, разнообразной. Иначе, ежедневные нравоучения быстро наскучат воспитанникам, не принесут никакой пользы.
-
Эмоциональный оттенок.
Во время проведения беседы воспитателю необходимо вызвать эмоциональный отклик в душе воспитанника. Дети должны высказать свое отношение к увиденному - сломанному дереву, разбросанному мусору, сорванному и брошенному букету цветов, подожженной траве, красивому пейзажу, распустившемуся цветку, пению птиц.
Во время прогулки, экскурсии, беседуя с детьми в неформальной обстановке, педагог прививает им основные понятия и правила поведения в природе, обосновывая и объясняя их, подтверждая конкретными примерами. Основные правила:
-
Не ломай ветви деревьев и кустарников.
-
Не повреждай кору деревьев.
-
Не рви в лесу, в поле цветы.
-
Не сбивай грибы, даже ядовитые.
-
Не лови насекомых.
-
Не разоряй гнезда птиц.
Этих правил много, но, учитывая имеющиеся недостатки мыслительной деятельности воспитанников, актуально убрать из формулировок частицу «не». Педагогам рекомендуется так составлять предложения, чтобы присутствовала положительная мотивация:
-
Береги ветки деревьев и кустарников.
-
Охраняй кору деревьев от повреждений.
-
Цветы красивы только в поле, в букетах они быстро вянут.
-
Береги гнезда птиц от разорения.
Такие беседы призваны сформировать у воспитанников понимание своего места в природе, влияния на нее, как положительного, так и отрицательного, способах уменьшить, исправить негативное воздействие и принести как можно большую пользу, развить понимание процессов, происходящих в природе, воспитать любовь к своему краю, бережное отношение к природе, носят коррекционный характер.
Физический труд во время прогулок также призван решать вопросы экологического воспитания, формирования общепринятых норм поведения и гражданской позиции. Это ежедневная уборка прилегающей территории от бумажного и другого мусора, сезонные работы - очистка территории от снега, утепление клумб и грядок снегом, сбор скошенной травы. Это и облагораживание территории: разбивка клумб, прополка цветов, уход за растениями. Такой вид работы призван сформировать у умственно отсталых детей потребность соблюдать чистоту, трудолюбие.
Групповое вечернее занятие проводится ежедневно в соответствии с тематическим планированием и планом воспитательной работы. На групповом занятии проводится работа по воспитанию экологической культуры у умственно отсталых детей с применением методов и форм работы, описанных выше. Воспитатель проводит работу, опираясь на сохранные функции детей, одновременно корригируя имеющиеся недостатки психической деятельности. Работая в данном направлении, воспитателю очень важно применять индивидуальный подход к воспитанникам.
Большое значение для воспитания экологической культуры имеют такие мероприятия, как субботники по уборке территории школы-интерната, леса, памятника погибшим землякам; встречи с интересными людьми; тематические экскурсии; ролевые игры; разнообразные конкурсы; экскурсии в природу, работы на пришкольном участке, озеленение во дворе и прилегающей территории; различные тематические праздники.
Одной из наиболее крупных форм работы воспитателей является проведение тематических праздников экологической направленности: праздник «Осенний хоровод», беседа «Экологическая тревога», игра «День птиц».
Цели и задачи проведения тематических праздников:
-
Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение, чувство ответственности за состояние окружающей среды.
-
Корригировать процесс становления личности, формировать духовные запросы личности каждого воспитанника.
-
Способствовать усвоению норм социального общения и опыта воспитанников.
-
Вырабатывать ответственное отношение к порученному делу.
-
Развивать и корригировать мышление, внимание, память учащихся; формировать основные приемы умственной деятельности; развивать речь, словарный запас и кругозор школьников;
-
Вырабатывать навыки самостоятельной работы (в доступных пределах);
Достижение этих целей может быть осложнено факторами, которые упоминались выше, но при правильном подходе и хорошем мотивационном стимуле можно добиться оптимальных результатов и избежать проявления отрицательных наслоений в личности ребенка.
Воспитание социально-правового (экологического) поведения умственно отсталых детей может быть успешным только в том случае, если поведение окружающих не вступает в противоречие с нравственными нормами. В условиях жизни детей в школе-интернате, при известной степени изолированности воспитанников от окружающего мира, личный пример взрослых, учитывая склонность детей к подражанию, является одним из наиболее действенных условий формирования социального поведения.
Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному кризису. В результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места человечеству грозит деградация и вымирание. В связи с этим остро встал вопрос об экологическом воспитании подрастающего поколения. Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, педагог может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Данная работа должна проводиться с использованием всевозможных доступных форм, методов, приемов воспитания и воздействия на формирующуюся личность. Начинать воспитание целесообразно как можно раньше, с дошкольного или раннего школьного возраста, используя естественную любознательность детей и интерес к новому, неизвестному.
Проблема экологического воспитания обретает новые характеристики и, соответственно, новые подходы к ее решению.
Результат работы складывается из комплексного труда педагогов специальных (коррекционных) учреждений, работников дополнительного образования, родителей и просто неравнодушных людей. Для достижения поставленных целей необходима система экологического воспитания, учитывающая особенности умственно отсталых детей, их склонностей, поведения и характера.
Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть и даже попробовать на вкус. Но часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Существует много путей по воспитанию детей особой заботы, их адаптации к жизни. В практике своей работы я использую нетрадиционную методику экологического воспитания в сочетании с изобразительной деятельностью.
Изобразительная деятельность создает положительную мотивацию, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, создает ситуацию успеха и, что немаловажно, доставляет детям радость.
На занятиях дети рисуют не только кисточками, но и различными предметами окружающего пространства: овощами, трубочками для коктейля, используют в аппликации бересту, осенние листья и другие природные материалы. Использую различные техники рисования, привлекая внимание ребят к окружающим объектам и явлениям природы.
Один из способов - рисование мандаринами. На бумагу выливаем краску разного цвета и начинаем катать фрукты в разных направлениях. Получаются странные узоры, которые сопоставляются с окружающим миром («облако», «радуга», «речка», «листопад»). Сам процесс вызывает у мальчиков много положительных эмоций, развивает воображение, учит видеть прекрасное в обыденном.
Монотипия - эффективная и интересная техника живописи, которая дает простор для фантазии. Ребенок наносит краску на бумагу, затем накрывает другим листом и прижимает. Яркие пятна краски приобретают различные очертания, и возникают образы, понятные только ребенку. Остается дорисовать недостающие элементы. В таких рисунках нет категорий «правильно - неправильно», нет эталонов. Предшествуют такому виду работы игровые упражнения во время прогулок (например, «На что похожи облака?», «Каким разным бывает закат?»).
Особое удовольствие у детей вызывает метод пальцевой живописи, когда, намазав ступню, пальцы, ладонь краской, ребенок оставляет свои отпечатки на бумаге. Такое рисование служит профилактикой и коррекцией тревожности, страхов, подавленности.
Очень нравится детям техника письма «по-мокрому», она заключается в том, чтобы научить ребенка сделать бумагу влажной и нанести нужную краску, направляя ее движение. Обычно я применяю эту технику в рисовании по впечатлению после экскурсии в лес, после наблюдения природы во время дождя, тумана. В этом случае тоже успешны все дети, так как нет никаких ограничений и неправильной работы быть не может.
С удовольствием осваивают воспитанники технику«набрызга». В работе мы используем зубные щетки. Опускаем щетку в краску и пальцем распыляем ее на лист, на котором выложен трафарет осенних листьев, фигурок животных, цветов. В таких изображениях присутствует больше свободы самовыражения, дети чувствуют успех, у них формируется положительное отношение к окружающему миру, понимание его неповторимости и красоты, возникает потребность бережного отношения к природе.
Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее новыми впечатлениями. Для этого мы с детьми во время прогулок и походов замечаем красоту леса, рассматриваем и фотографируем объекты природы, наблюдаем за явлениями природы, воспринимаем ее звуки, то есть как можно больше общаемся с ней, затем свои впечатления ребята выражают при помощи красок. Экологическое воспитание дает широкие возможности для развития познавательной и духовной сферы ребенка.
Перечень литературы:
1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005. - 240 с.
2.Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.
3.Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. - 72с.: ил.
4.Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 5.Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н.Н. Луконина, Л.Е. Чадова. - М.: Айрис- пресс, 2002. - 240с.: ил. - (Внимание, дети
6.Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с
Экологические игры
1.Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12. Классификация игр, тематика игр, методические рекомендации, распределение игр по дидактической задаче.
2.Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52. Проведение занятий с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ дает возможность превратить изучение темы в увлекательное «мыслительное конструирование».
3.Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41. Примеры дидактических игр из трех групп: для обогащения экологических представлений, для воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе, для приобщения к экологически ориентированной деятельности…
4.Константинова, Т.В. Творческая игра на занятиях по экологии в ДОУ // Начальная школа: плюс до и после. - 2006. - № 1. - С.46-48. Творческая игра «На лесной полянке»
5.Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. - 2002. -№ 10. - С.40-49. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. В статье даны примеры дидактических игр.
6.Чебан, М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой.