• Преподавателю
  • Другое
  • Научный прект. Тема: «Памятники природы» «Воровская балка» в рамках работы «Теректа заповедная»

Научный прект. Тема: «Памятники природы» «Воровская балка» в рамках работы «Теректа заповедная»

Научный прект. Тема: «Памятники природы»  «Воровская балка» в рамках работы  «Теректа заповедная»  Цель проекта: - Спасение и сохранение редких видов растений, занесенных в Красную Книгу уникального природного ландшафта «Воровской балки» - Популяризация в молодёжной среде практической природоохранной, эколого-просветительской деятельности, распространение в доступном виде информации о принципах рационального природопользования, о современном состоянии в охране окружающей среды, содействие проп...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Памятники природы»

«Воровская балка»

в рамках работы «Теректа заповедная»

Цель проекта:

- Спасение и сохранение редких видов растений, занесенных в Красную Книгу уникального природного ландшафта «Воровской балки»

- Популяризация в молодёжной среде практической природоохранной, эколого-просветительской деятельности, распространение в доступном виде информации о принципах рационального природопользования, о современном состоянии в охране окружающей среды, содействие пропаганде экологически грамотного поведения людей в природе.

Задачи проекта:

-Создание системы мониторинга за естественной динамикой растительного мира

-Широкая пропаганда охраны природы заповедного уголка природы среди населения
- Провести на территории природоохранные и эколого-просветительские мероприятия способствующие развитию экологической культуры населения;
- Привлечь учащихся к участию в решении локальных экологических проблем; проведение акций :Акция «Моя особо охраняемая природная территория» ;Акция «Экологические знания каждому!»
Акция «Защитим редкие растения»; Акция «Посади свое дерево»!
- Привлечь внимание прессы, населения и власти к экологическим проблемам.

Подготовка материалов бук лета

Актуальность проекта:

Мы живем в удивительном крае, который природа щедро одарила огромными богатствами. На нас лежит огромная ответственность за сохранение и рачительное отношение к тому, что досталось нам от Природы. Эта ответственность начинается с малого ответственности за чистоту и красоту вокруг себя и своего дома. С этого начинается формирование личности и осознанная выработка нравственной позиции: "Если не я, то кто же? "Будущим поколениям , тоже нужны чистый воздух, чистая вода и прекрасная природа родного края. Решать экологические проблемы лишь административными мерами и техническими способами невозможно. Необходимо активное участие в этом процессе каждого жителя, причем участие осознанное и добровольное.

Особенности проекта:

-Уникальность природного объекта

- Расположение природного памятника в «Урочище Амангельды»

-Богатый флористический состав. Редкие виды растений

-«Воровская балка» - единственное место в «Урочище Амангельды», где самой природой собран редкий флористический состав.

Преимущество:

-Район исследования является уникальным уголком из- за своей необычности рельефа, флоры, фауны, что дает возможность проводить:

- Научно-исследовательскую работу - Районные и областные семинары и конференции , экспедиции

- Научные слеты - Научно-практические занятия

Введение

Воровская балка. Тип памятника - ботанический лесной.

Балка Воровская находится в 12 км от п.Федоровка, районного центра Теректинского района, на левом берегу р.Урал, в 3 км выше аула Кабыл-Тобе , где еще с ледникового периода образовался уникальный природный уголок - урочище Амангельды, который включает овраги и балки, расположенные от п.Кабыл-Тобе до Сауркиного яра. Для науки урочище было открыто в 1950 году проф. Д.М. Штейнбергом.

Особенность данного ландшафта в том, что все балки, начиная от ботанического заказника «Дубрава» располагаются в 1 км друг от друга.

Площадь Воровской балки около 15 га. Тип памятника - ботанический (лесной). Склон оврага покрыт осинниками, а верхняя часть степными кустарниками: таволга, бобовник, вишня степная, папоротник орляк, щитовник мужской, папоротник страусопер который является эндемиком Западного Казахстана. Есть две версии названия балки. Первая версия основывается на том, что местное население воровали животных и через брод переводили с правого берега на левый, и прятали в густых зарослях балки. Вторая версия предполагает то, что переселенцы пилили лес, прятали балки и перевозили затем в поселок. Обе версии подтверждают однозначность того, что балку назвали «Воровской». В Воровской балке наблюдается минерализация воды.

Обоснование проблемы.

Особенности данного ландшафта в том, что березово-осиновые колки вместе с, балками, с бобровыми плотинами, змеиными горками, «пьяным лесом» и Уралом создают неповторимый по красоте ландшафт

Уникальность данного места заключается в том, что здесь произрастают такие северные виды кустарников как лещина, бересклет, кизильник и некоторые другие (здесь проходит южная граница их ареала). Здесь нашли убежище более 30 редких и исчезающих видов растений. Например, 4 вида папоротника: орляк, щитовник мужской, папоротник болотный и страусник. Будто сама природа создала этот уголок как назидание потомкам: «Изучайте природу, растение, берегите их!»

Но в настоящее время этот уникальный природный уголок под сильнейшим прессингом экологических факторов, находится на грани гибели.

Какие же основные проблемы влияют на природный ланшафт «Воровской балки»?

Проблема №1. Из-за красоты ландшафта, уникальности растительного мира данный уголок посещает от 800-1200 и более человек в год. Среди посещающих большинство - это неорганизованные туристы. Сбор цветов, лекарственных трав, костровища, бытовой мусор (пластиковые бутылки, полиэтиленовые мешочки и др.) засоряют и пагубно влияют наприроду.

Проблема №2.Близкое расположение поселков:Кабыл-Тобе и Джамбул.Люди, живущие в поселке занимаются натуральным хозяйством, подворьем. Скот беспризорно бродит и выбивает растительный мир и почвенный покров, создавая тем самым условия для водной эрозии.

Проблема №3. В «Воровской балке» 2011 году был пожар , который охватил территорию всего урочища-выгорело более 60% площади леса , в том числе и «пьяный лес» с уникальными березками, кустарниковые и редкие растения.В всязи с этим на протяжение трех лет наблюдается слабое восстановление видового состава и, редкие виды вытесняется сорными растениями, такими как заросли лопуха, циклохены из семейства амброзиевых, клена и др. Ассоциация этих растений в 2009 году составляла порядка 10-15% площади леса. В 2013 г. зарастание увеличилось на 30-35%. Вытесняются: ландыш майский, папоротники, лещина, маршанция и др. редкие растения занесенные в Красную книгу.

Необходимо срочно предпринять меры по спасению биоценоза данной территории.

Акция «Экологические знания каждому!»
Цель акции: Расспространение кружковцами -эколагами информации о состоянием окружающей среды в данной территории; выявление локальных экологических проблем.

Результаты:

-Были проведена конференция в рамках «День экологических знаний» по эколого-просветительской деятельности. Откликнулись на наше предложение и работники библиотеки. В библиотеке были подобраны и оформлены фотовыставки книг по проблемам экологии, охраны окружающей среды, прошли встречи со школьниками первой и второй школы района.

-При поддержке отдела внутренней политики при районном акимате был проведен выездной учебный семинар в «воровской балке» с целью просветительской работы, где были привлечены представители молодежи района и молодежных организаций

Акция «Моя особо охраняемая природная территория»
Цели акции:
- Знакомство широких масс населения с проблемой сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;

Результаты:

В ходе проведения данной акции кружковцы-экологи занимались выявлением и описанием природных объектов, которые представляют научную, эстетическую, рекреационную ценности.
Учащимися проведена большая работа по изучению природного объекта. Провели обследования: изучению почв в районе балки,было заложено три почвенных профиля ,водных объектов(родника ,ручья.Определили лабораторным методом минерализацию воды,Геоботанические и фенологические исследования.

Акция «Защитим редкие растения»
Цель акции: Изучение видового состава растений Красной книги Теректинского района ,учет и организация мест произрастания видов- краснокнижников.

Акция «Посади свое дерево»!

В пределах балки участниками кружка были высажены пихта и ель Также провели подсадку березки в местах выгоревшей рощи.Вдоль дороги по балке высажена абрикосовая аллея.К зоне прилегающей к балке в пойме Урала провели акцию по посадке черенков ивы.

Также неоднократно проводим акцию по уборке мусора.

Результаты:

На протяжении нескольких лет мы изучаем и исследуем воровскую балку пршли к выводу:

Видовой состав растений разнообразен и зависит от типа леса, почвы и
климатических условий.Много индемиков.Флористический состав отличается от близкорасполагающейся Ахмадеевской балки и балки Каинсай,которые располагаюся в километре друг от друга.

В систематическом отношении выявлено 7 видов раннецветущих
растений, занесённых в Красную книгу.

Выявленные виды необходимо взять под охрану: первоцвет
весенний, ландыш майский, медуница, адонис весенний (горицвет), фиалка, гусиный лук.

Исследуемая территория испытывает антропогенную нагрузку. Были обнаружены следы отрицательного воздействия человека на природу: следы кострищ, завалы сухих деревьев, свалки мусора.

Участники кружка организовали трудовые десанты, собрали мусор и вынесли с территории в специально предусмотренное место.

Провели мероприятия, пропагандирующие бережное отношение к ранневесенним растениям своего края.
Рекомендации:
1создание отрядов волонтеров, способных проводить целенаправленную работу: распространение листовок, проведение тематических акций, создание наблюдательных постов по охране объектов, очистка территории
2 Издание брошюры, обобщающей эффективный опыт экологического просвещения.
3Проведение тематических акций «Сохраним реку памятники природы - сбережем свое здоровье!»

4.Организация наблюдательных постов

5.Очистка от мусора территории

6.Обращение к представителям общественных организаций

7.Выпуск буклетов по данной теме.

8.Опубликование проекта на школьном сайте.
Что мы можем вместе:
Организовать в школе при научном обществе школьников «Клуб юных экологов»;

Провести тематические акции на темы

Провести конкурс рисунков и плакатов на тему: «Сохраним природу»;

Создать отряд волонтеров - желающих сохранить природные уголки района;
Двигаться к цели «Сохраним природу края - сбережем свое здоровье

© 2010-2022