Занятие элективного курса: Карьера. Что может помочь в ее планировании

Данное занятие элективного курса разработано в рамках авторской программы предпрофильной подготовки «Мое профессиональное самоопределение» для учащихся 9 классов, разработанной социальным педагогом совместно с педагогом-психологом.  В занятии используются как групповые, так и индивидуальные формы работы с учащимися. Ученики 9 класса рассматривают и расквывают понятия: карьера, профессиональная карьера, виды карьеры, профессионализм и профессионал. Делают выводы и обобщение, обсуждают утверждения...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие элективного курса

«Карьера. Что может помочь в ее планировании».

Здравствуйте, ребята. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему. Тема нашего занятия «Карьера. Что может помочь в ее планировании».

Как вы думаете «Зачем люди работают?»

Перед Вами на экране выведены утверждения, почему же люди работают. Для удобства работы у Вас в тетрадях лежат маленькие листочки с данными высказываниями. Объединитесь в группы по четыре человека и выберите только одно высказывание, являющееся для Вас главным. Аргументируйте свою точку зрения. (объединить в группы).

Утверждения:

  1. Люди работают, чтобы разбогатеть.

  2. Люди работают, чтобы содержать семью.

  3. Люди работают, чтобы потом хорошо отдохнуть и повеселиться.

  4. Люди работают, потому что хотят применить свои способности для общей пользы.

  5. Люди работают, потому что им нравится работать.

  6. Люди работают, потому что видят в этом смысл.

  7. Люди работают, потому что работа удовлетворяет их потребность в саморазвитии.

СП: Итак, большинство из вас считают, что люди работают, чтобы…

- А с какой целью будете работать вы? (Выслушиваются мнения учащихся).

- Какие задачи стоят перед вами в настоящее время? (Выслушав все мнения, делаю вывод).

Вывод: Необходимо успешно закончить учебу в гимназии, приобрести необходимые знания, умения, навыки для дальнейшего продолжения учебы в среднеспециальном или высшем учебном заведении и последующего роста профессиональной карьеры.

СП: Нам, прежде всего, необходимо выяснить, что такое карьера. В точном переводе с итальянского - это бег, жизненный путь. А если быть точнее, карьера- это: (мы с Вами изучали на нашем втором занятии).

  1. Продвижение в какой-либо сфере деятельности.

  2. Достижение известности, славы.

  3. Род занятий, профессия.

СП: Профессиональная карьера - вид карьеры; характеризуется тем, что конкретный человек в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии. (От выбора профессии к ее овладению, затем упрочнение профессиональных позиций, овладение мастерством, поддержка индивидуальных способностей и уход на пенсию.).

Как вы думаете, на этой профессиональной лестнице конкретно Вы занимаете какую-нибудь ступеньку?

Возраст

Этап

Краткая характеристика этапа

от 15 до 16(18) лет

Предварительный

Учеба в школе, дополнительное образование, выявление дополнительных способностей, ознакомление с разнообразными профессиями, профессиональное самоопределение

от 16(18) до 25 лет

Начало карьеры

Обучение в специальном профессиональном учебном заведении, поиски работы, поступление на работу, адаптация на новом месте

от 25 до 30 лет

Становление

Совершенствование навыков, достижение компетентности, повышение квалификации, самоутверждение

от 30 до 45 лет

Продвижение

Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков, накопление практического опыта, рост квалификации, самовыражение, достижение более высокого статуса, анализ достижений, переоценка ценностей

от 45 до 50(55) лет

Сохранение

Достижение мастерства, пик совершенствования квалификации, творческое самовыражение, подъем на новые служебные ступени, обучение молодых сотрудников, подведение итогов карьеры

от 50(55) до 55(60) лет

Завершение

Подготовка к уходу на пенсию, самовыражение, уважение, поиски, замены и обучение кандидата на свое место

после 55(60) лет

Пенсионный

Занятие новым видом деятельности в соответствии с возрастом и здоровьем

Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно как в одной, так и в разных организациях.

СП: Выделяют два вида карьеры:

Горизонтальную: расширение и усложнение задач в рамках занимаемой должности, т.е. повышение мастерства (оно останется с вами всегда).

Вертикальную: подъем на более высокую ступень, т.е. продвижение по служебной лестнице (но нужно помнить, что такая карьера может рухнуть в один день).

Вертикальная и горизонтальная карьера - это два равноправных способа жизни в профессии и в обществе в целом, они существуют вместе и не исключают, а взаимно дополняют друг друга. Сделать карьеру - значит добиться престижного положения в обществе и высокого дохода, который в несколько раз превосходит средние показатели.

Давайте наглядно разберем пример горизонтальной и вертикальной карьеры на примере профессии учитель.

Вывод: Итак, давайте сделаем вывод, что же такое карьера? Карьера - это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного продвижения, стремление к намеченному статусу, к определенной должности.

Игра:

Сейчас вашему вниманию будет представлена цепочка существительных, назовите мне, чей трудовой день перед вами: будильник - завтрак - автобус - звонок - урок - двоечники - вопрос - ответ - тройка - звонок - учительская - звонок - урок - отличники - звонок - электронный журнал - автобус - дом -ужин - кровать.

Предлагаю Вам снова объединиться в четверки и описать трудовой день специалистов разных профессий. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо вы представляете себе их работу. Бухгалтер, продавец, страховой агент, кассир, врач-педиатр, археолог, телеграфист, крановщик, фотограф, журналист, адвокат.

СП: А какими качествами, по вашему мнению, должен обладать профессионал?

Профессионал:

  1. Обладает специальными знаниями и навыками в своей предметной области.

  2. Владеет информацией, умеет ее собирать, структурировать и правильно использовать.

  3. Знает своих коллег, завоевывает себе соответствующую репутацию, поддерживает хорошие отношения с коллегами, работодателями.

  4. Умеет организовывать работу других и свой труд.

  5. Владеет искусством делового общения, хорошо знает особенности и правила этикета в своей профессиональной среде.

Профессионализм - обладание человеком набором личностных характеристик, необходимых для успешного выполнения работы.

Давайте в тетрадях самостоятельно определим, какими чертами характера вы уже обладаете, чтобы стать профессионалом в своей будущей профессии (в течение пяти минут необходимо заполнить таблицу):

Мои положительные черты характера, необходимые для успешного овладения профессией:

Что нужно изменить в себе. Мои отрицательные черты:

Какими приемами и методами я собираюсь достичь намеченной цели:

Вывод: для успешного овладения карьерой недостаточно иметь определенные профессиональные знания, умения и навыки, а необходимо обладать определенными чертами характера, которые будут способствовать успешному карьерному росту. Это и уверенность в себе, и решительность, и коммуникабельность и другие.

Каждый строящий карьеру, если он строго оценивает себя, может отметить, что ему для избранного дела недостает каких-то знаний, способностей, каких-то качеств. Однако одной строгой самооценки недостаточно. Необходимо заниматься самовоспитанием.

Самовоспитание - это сознательная, продолжительная, систематическая работа человека над собой в целях формирования и укрепления ценных личных качеств и преодоления недостатков.

Чтобы добиться успехов в планировании необходимых личностных качеств, необходима настойчивость. Ее необходимо сделать своим девизом. Только так можно добиться успеха в профессиональной карьере.

Подведем итоги:

1.Какие же качества необходимы человеку для успешной карьеры?

2.Что делать, если человек не обладает необходимыми качествами для успешной карьеры?

Напутствие: (слайд)

Идите настойчиво к намеченной цели, воспитывайте волю и самодисциплину.

Дерзайте. И помните, что самовоспитание - тяжелейшая из работ, но приносящая громадный успех в будущей карьере.




Философская притча

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.

В конце спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?

Ответили: да, полна.

Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.

Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.

Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок.

Студенты смеялись.

- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это ваша жизнь. Камни - это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети - всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек - это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок - это всё остальное, мелочи.

Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. Также и в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное - это только песок.

Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода?

Профессор улыбнулся.

- Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья.





© 2010-2022