• Преподавателю
  • Другое
  • Программа ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ ТУВИНСКОГО НАРОДА

Программа ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТРАДИЦИЯХ ТУВИНСКОГО НАРОДА

Исследование  особенностей воспитания тувинских детей на основе традиций и обычаев является одной из основных проблем этнографической науки. Изучение этой проблемы дает возможность проследить процесс развития народа. С развитием социально-экономических отношений и сопутствующих им изменений в общественном сознании изменяется и семья, в свою очередь отношение к воспитанию и в настоящее время у всех слоев населения нашей страны, в том числе и у тувинцев пробудился интерес к вопросам исторических к...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников «Хээлер» г. Чадана Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Принято Утверждаю

Педагогическим советом Заведующая_________/Ховалыг У.Ш/

МАДОУ «Хээлер» Приказ №

Протокол №

______ _______ 2014 г ______ _______ 2014 г



Программа

духовно-нравственного ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ на традициях тувинского народа


Срок реализации программы: 2013-2018 учебный год



















Чадан-2013-2018

ОРГАНИЗАЦИЯ духовно-нравственного ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ на традициях тувинского народа

ЧИТАТЬ СТАТЬЮ

Пояснительная записка

Познание традиций и обычаев человек получает с рождения, в семье. Именно в семье воспитывается понятие малой родины, устанавливается органическая связь с природой, воспитывается этика поведения человека. На сегодняшний день встала проблема возрождения традиций, бережного отношения к природе, разработке традиционного образования и просвещения.

Исследование особенностей воспитания тувинских детей на основе традиций и обычаев является одной из основных проблем этнографической науки. Изучение этой проблемы дает возможность проследить процесс развития народа. С развитием социально-экономических отношений и сопутствующих им изменений в общественном сознании изменяется и семья, в свою очередь отношение к воспитанию и в настоящее время у всех слоев населения нашей страны, в том числе и у тувинцев пробудился интерес к вопросам исторических корней и путей развития нации, возросла тяга к познанию утраченных за последние десятилетия - ценностей своей этнической культуры, традиций и обычаев.

Программа посвящена вопросам организации процесса духовно-нравственного воспитания в дошкольном детстве. Это программа духовно-нравственного воспитания детей 2-7 лет, основанная на использовании традиций тувинского народа ,его искусства в различных видах художественно-эстетической деятельности . В его основе лежит уважение к культуре людей других национальностей при сохранении своей культурной идентичности. Именно поэтому особое значение приобретает освоение ребенком с раннего возраста традиционной культуры и истории как своего, так и других народов, выступающего условием формирования национального самосознания, социализации ребенка в современном многонациональном обществе и инвестицию в его дальнейшее благополучие.
Материальной основой национального самосознания в период дошкольного детства является прежде всего отношение детей к родному краю, к семье и ближайшему окружению. А далее от восприятия культуры своего народа можно переходить к культуре соседних народов, затем к восприятию и пониманию культуры народов мира. При этом путь развития ребенка следует от проявления интереса, чувства симпатии к людям других национальностей в том возрасте, когда детям ещё неизвестно о существовании разных народов и культур, к усвоению первоначальных знаний о них, пробуждению дружеского отношения и уважения к ним, на основе знакомства с их традициями и обычаями. Важно опираться не только на знания, представления, а прежде всего на чувства, и как результат - умения видеть в каждом человеке, независимо от национальности, носителя общечеловеческих ценностей: добра, любви к ближнему, духовности и морали.

Одним из эффективных средств становления духовно-нравственного облика растущего человека является художественно-эстетическое развитие ребенка, поскольку в основе как нравственного, так и эстетического лежит общий психологический механизм, связанный с сочувствием, сопереживанием в одном случае людям,
явлениям окружающей действительности и художественным образам в другом. Поэтому особенно важно в дошкольном детстве приобщать к культуре через искусство, так как дошкольники очень чувствительны к сфере эстетического, что обусловлено преобладанием работы правого полушария, отвечающего за чувства и эмоции, образное мышление. Именно поэтому любой материал, в том числе связанный с духовно-нравственным воспитанием, наиболее целесообразно вводить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ с помощью различных видов эстетической деятельности и прежде всего на основе их интеграции.
Одной из первых разновидностей культуры, с которой знакомится наши дети, является тувинская народная культура. Она воспринимается ребенком через малые фольклорные формы (сказки, песни, поговорки, народные игры, и т. п.). Они близки и понятны детям как для восприятия, так и для воплощения.
В фольклоре в полной мере отражено все богатство культурного наследия народов. Его герои выступают носителями национальных ценностей. В устном, музыкальном и декоративно-прикладном народном творчестве как нигде отразились особенности характера народа, его нравственные ценности - представления о красоте, добре, верности, храбрости, трудолюбии, самобытности национального этикета, обрядов, праздников, одежды, быта.
Тувинская народная культура, отраженная в фольклоре, помогает ребенку осознавать свою принадлежность к тому или иному сообществу, способствует присвоению ценностей своей культуры (языка, литературы, традиций), доносит в доступной форме нормы и правила социального общежития. Но только рассказы о народной культуре не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, изобразительной, театрализованной деятельности и т. п.
Все сказанное выше является теоретическим и методическим основанием предлагаемой программы воспитания дошкольников 2-7 лет на основе национального фольклора
Цель программы: формирование национального самосознания развивающейся личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное самоопределение на основе тувинских традиций.
Задачи программы:
- расширение и углубление знаний дошкольников о культуре и истории своего народа воспитание уважения к представителям других народов;
- всестороннее, глубокое и прочное овладение основами тувинской национальной культуры через приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума,
- воспитание на основе понимания и принятия самобытности культуры тувинского народа, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям, направленное на сохранение национальной культуры;
- воспитание эмоционально-положительного отношения к культурным различиям, осознания необходимости сохранения национальных культур и традиций с помощью различных видов художественной деятельности;
- формирование культуры межнациональных отношений воспитанников в полиэтническом коллективе, взаимопонимания и конструктивного взаимодействия с другими народами;
- развитие умений отражать этнокультурные особенности и традиции в разных видах детского творчества, обеспечивающие условия для самореализации личности.

Для реализации выделенных целей и задач программы нами используются разнообразные средства:
- театрализованная деятельность, объединяющая в себе: художественную литературу, игру, устное народное творчество, народную игрушку, национальную куклу, национальный костюм; музыку, живопись декоративно-прикладное искусство;
- общение с представителями различных национальностей, проживающих в регионе;
- этнические мини-музеи - народное искусство, национальная одежда, национальные кушанья и др.
Важными педагогическими условиями реализации этнокультурного содержания в воспитательно-образовательном процессе являются:
- формирование этнической осведомленности, развитие этнических чувств или эмоционально-ценностного отношения к национальным традициям, толерантного отношения личности к образу жизни различных этносов, формирование этнических норм поведения, накопление опыта эстетической творческой деятельности

- интегративный характер художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста. При этом под интеграцией понимается взаимное проникновение разных видов художественной деятельности, раскрытие внутреннего родства различных видов искусства, разнообразных художественных проявлений.
Применение этих условий позволит обеспечить функционирование дошкольного образовательного учреждения на основе принципов интеркультурной педагогики, диалога культур и обеспечить полноценное развитие детей дошкольного возраста с учетом их культурной самобытности, создать условия для комфортного пребывания каждого ребенка в мультикультурном образовательном пространстве ДОУ и социума.
Программа является интегративной и пронизывает собой следующие образовательные области дошкольного воспитания, такие как: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-личностное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
При реализации программы в системе дошкольного образования сохраняется общий принцип единства и системности российского образования, включающий нормативные требования к структуре содержанию и объему основной образовательной программы ДОУ; к соотношению ее обязательной части с частью, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям ее реализации; к результатам ее освоения.
Работа по предлагаемой программе осуществляется по четырем основным направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами, организация художественно-эстетической творчески развивающей среды на народных традициях [5].

Работа с детьми.
В работе по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста очень важна продуманная организация образовательной деятельности. Это поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы и будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.
В качестве средства, которое будет стимулировать желание ребенка познавать культуру своего народа предлагается использовать малые фольклорные формы: сказки, поговорки, пословицы, а также произведения народного декоративно-прикладного искусства.

Для систематизации знаний детей о тувинском народе, их культуре, особенностях их деятельности, педагогам следует максимально использовать:
- культурное пространство города (в том числе посещение музеев, выставок, экскурсии и др.);
- предметно-развивающую среду, отражающую национальную особенность региона;
- знакомство с устным и декоративно-прикладным народным творчеством, художественной литературой тувинского народа, их живописью, музыкой и предметами быта; народными играми, народными игрушками и национальными куклами, национальным костюмом;
- расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия нашей страны через организацию национальных праздников; празднование знаменательных дат в истории разных стран и народов;
- расширение круга общения с детьми и взрослыми - представителями разных национальностей;
Кроме этого в практику работы с детьми мы включаем: организацию выставок и мини-музеев; приобщение детей к истории, языку, литературе своего этносоциума; совместную творческую деятельность культурного содержания детей и взрослых.
Работа по духовно-нравственному воспитанию предполагает прежде всего погружение ребёнка в атмосферу народного творчества, накопление впечатлений, которые могут стать основой сотрудничества, общения со сверстниками и взрослыми, самостоятельного творчества в различных видах деятельности. В предварительную работу в этом направлении необходимо включать чтение сказок, с последующей беседой по их содержанию и организацией на интегрированной основе следующих видов деятельности: театрализованная деятельность: этюды на создание выразительных образов; музыкально-ритмическая деятельность: разучивание тувинских и русских народных подвижных игр; разучивание пословиц, поговорок, закличек и т. д.; сюжетно-ролевые, дидактические и настольные игры с поликультурным содержанием.
Одним из компонентов работы по духовно-нравственному воспитанию может быть изобразительная деятельность, где детям даётся возможность отразить свои впечатления об услышанном и увиденном в рисунке, раскрыть собственные мысли и чувства, творческие замыслы.
Использование устного народного творчества тувинцев способствует формированию самостоятельности мысли, закладывает основы мировоззрения, опирающегося на национальные особенности, лежащие в основе становления национального самосознания, а также развитию у детей творческого начала, воображения, логического мышления, правильного звукопроизношения, связной речи, оказывает огромное духовно-нравственное влияние.
Знакомство с народными играми обеспечивает процесс этно- и духовно-нравственного воспитания, способствует приобретению знаний о национальных особенностей разных народов, способствует развитию двигательной активности детей, умению сотрудничать друг с другом.
Приобщение детей к народным традициям целесообразно проводить также в форме народного праздника (Шагаа, Наадым,Оваа дагыыры), являющегося настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать их непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Организация образовательно-воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию

1. Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с историей своей семьи и получают первоначальные представления о традициях и культуре своего народа. На этом этапе дается представление о его семейных традициях и особенностях, через привлечение семейного и жизненного опыта самого ребенка и при участии родителей; создаются условия для отражения имеющихся представлений детей в разнообразных видах художественной деятельности, воспитывается открытость и доброжелательность в общении с детьми и взрослыми разных национальностей, которые посещают детский сад.
2. Детям средней группы прививается устойчивый интерес к познанию истории, традиций и культуры, своего народа. С этой целью привлекаются сотрудники детского сада как источники знаний (повар -кухня своего народа, инструктор по физкультуре - игры своего народа, музыкальный руководитель - танцы песни, сказки своего народа, педагог по изодеятельности - декоративно-прикладное искусство своего народа).
3. У детей старшего дошкольного возраста формируется уважительное отношение к культуре и традициям других народов через эмоциональное проживание дошкольниками с помощью различных видов художественной деятельности в ходе восприятия и переживания культурно-исторических сведений. По мере восприятия детьми этих сведений и развития чувства эстетического наслаждения, у них повышается уровень и прочность знаний, выступающих базовой основой становления культурной идентичности.
На данном этапе детей также знакомят с природой, климатом изучаемой местности, стран изучаемых народов; даются представления об особенностях, укладе жизни человека в конкретных природных условиях, продолжают знакомить с внешним видом, жилищем, одеждой, бытом и жизненным укладом людей той или иной национальности, с традиционными занятиями данного народа.
Работа с родителями.
В решении поставленных задач большое значение имеют взгляды, установки родителей, их позиция по отношению к этно- и духовно-нравственному воспитанию, и понимание его сущности и необходимости.
Предлагаемая программа предусматривает разработку и реализацию комплекса мероприятий по повышению социальной роли семьи в духовно-нравственном воспитании детей.
Это значит, что родителей необходимо привлечь в союзники педагогам, поскольку именно семья, является источником обычаев и традиций, хранителем национальных ценностей, дает ребенку незаменимый и крайне важный опыт взаимодействия с людьми. В семье он учится общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение других людей, терпеливо и бережно относиться к своим родным и близким.
В освоении опыта конструктивного общения и взаимодействия большое значение имеет также личный пример родителей и родственников. Родители и близкие ребенка являются своеобразным транслятором особенностей этнического сознания, системы взглядов, особенностей поведения и быта народа, представителями которого они являются.

Целями работы ДОУ с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию являются:
- осознание важности и необходимости осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников всеми членами семьи;
- осуществление единства воспитательных воздействий семьи и ДОУ на детей;
- формирование личностной заинтересованности родителей в проводимой в дошкольном учреждении работе по духовно-нравственному воспитанию; развитие у всех членов семьи стремления участвовать в возрождении и поддержании народных обычаев и традиций.
Помощь родителей педагогам ДОУ для достижения целей духовно-нравственного воспитания детей является чрезвычайно значимой и необходимой частью воспитательно-образовательного процесса. Очень важно, чтобы они активно участвовали в жизни детского сада, в организации досуговой деятельности, праздников, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм, инициативу.
Формы работы с семьями. Начальным этапом в работе коллектива ДОУ является изучение традиций и уклада семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. С этой целью организуется выпуск семейных газет, выставки и конкурсы совместных поделок родителей и детей, отражающих национальные традиции их семьи, использование семейных фотоальбомов в воспитательно-образовательном процессе и режимных моментах, фотовыставки, фоторепортажи из групп, проектная деятельность, семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.
Эти мероприятия способствуют сплочению семьи и детско-родительского коллектива групп, так как в процесс вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей. При этом также приобретаются и закрепляются знания детей о национальных традициях, обычаях своих семей, о родном крае, появляется принятие, понимание и на его основе уважение людей других национальностей.
Важно знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в регионе, что будет способствовать воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.
В результате такой работы, большинство детей к 4 годам начинает осознавать свою национальную принадлежность, ценность национального наследия.
Проводятся также семинары и психолого-педагогические тренинги для родителей, направленные на повышение их информированности в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
Работа с педагогами.
Этнокультурная функция образования ориентирована на подготовку такого педагога, нравственным принципом которого является ценностное и уважительное отношение к своему народу, также к другим культурам и народам. В задачу педагога в контексте данной проблемы входит способность реализовывать воспитательный и развивающий потенциал национальных традиций и обычаев в поликультурном воспитании дошкольников; умение воспитывать у детей интерес, уважение и любовь как к родной культуре, так и к культурам других народов и научиться осознавать себя как носителя этой культуры.
Воспитатель выступает посредником между ребенком и культурой и призван транслировать культурные ценности дошкольникам, воспитывать толерантность к представителям разных национальностей. Однако педагог не сможет привить им любовь к различным национальным культурам, с которыми они соприкасаются, без ознакомления с их особенностями. Именно поэтому очень важно проводить с педагогами специальную работу в этом направлении.
Задачи работы с педагогами по организации процесса духовно-нравственного воспитания дошкольников: формирование этно- и поликультурной компетентности педагога, реализующего программу духовно-нравственного воспитания; углубление профессионального сознания с учетом особенностей воспитательно-образовательной деятельности; развитие способности к преодолению различных барьеров в восприятии, принятии и понимании воспитанника и т. д.
Эти задачи реализуются через систему семинаров, психолого-педагогических тренингов, тематических педсоветов и т. п. следует отметить, что эффективность работы в данном направлении во многом зависит от самого педагога, его нравственной культуры и профессиональной этики.
Организация художественно-эстетической развивающей этнокультурной среды
Личность ребенка формируется под воздействием не только специально созданных условий, но и окружающей среды, являющейся источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Среда, которая окружает ребенка, не только социальная, но также этническая.
Этнокультурная среда предполагает:
- единство социальных и природных средств обеспечения предметно-пространственного окружения, и разнообразной деятельности ребенка;
- использование произведений декоративно-прикладного искусства, макетов народных жилищ, создание мини-музеев народного костюма и национальной куклы, народного быта и т. п.;
- расширение образовательного пространства через сотрудничество ДОУ с различными социокультурными объектами: театрами, музеями, картинными галереями, библиотеками и т. д.;
- организацию кружков, художественных мастерских, литературно-музыкальных гостиных, на базе которых осуществляется взаимодействие всех участников образовательного духовно-нравственного процесса.
В результате создаются благоприятные условия для самореализации представителя любой культуры, обеспечивается адекватное восприятие ребенком своей национальности и формируется позитивное отношение к представителям других народностей [9].
Для организации этно- и поликультурной образовательной среды необходимо создавать соответствующее предметно-пространственное окружение, способствующее формированию у детей представления о человеке в истории и культуре:
- подборки книг и открыток, игр и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов;
- уголок краеведения с образцами народного быта;
- образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых);
- художественная литература (сказки и легенды тувинского народа и мира ).
В дошкольном учреждении целесообразно оборудовать мини-музей «Русская изба», а в каждой группе создавать народные уголки, с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами народов.
Таким образом, воспитательно-образовательный процесс ДОУ на основе этно- и духовно-нравственного содержания необходимо организовывать во всех направлениях становления и развития ребенка-дошкольника.

В предлагаемой нами программе описанная система работы реализуется в таких ее блоках как «Тувинские сказки» (театр) , «Благопожелания» (социально-педагогическая работа с детьми, родителями и педагогами), «Утренние жаворонки» (танцевальный кружок), «Лепка глиной» (изостудия), «Кружок сюжетно-ролевой игры «Сайзанак». При этом вся работа в рамках деятельности студий предполагает тесное взаимодействие и сотрудничество педагогического коллектива ДОУ с родителями.
Освоение культурного наследия дошкольниками на основе национального фольклора, который выступает источником предметного наполнения духовно-нравственного содержания образования в предлагаемой Программе духовно-нравственного воспитания дошкольников 2-7 лет «Хээлер», включает три взаимосвязанных компонента, которые могут выступать в качестве критериев, целевых ориентиров результативности ее освоения.
Когнитивный компонент, показателем которого является этническая осведомленность (информационно-познавательная сфера). Эмоциональный компонент, показателем которого является развитость этнических чувств, отношений личности (эмоционально-ценностная сфера). Поведенческий компонент - сформированность этнических норм поведения, опыт эстетической творческой деятельности, сформированность способов, умений и навыков ее осуществления, самовыражения и самореализации на основе духовно-нравственного содержания (деятельностно-практическая сфера).
Обобщая отметим, что комплексный характер Программы духовно-нравственного воспитания создает основу для формирования позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной, воспроизводя формы социальной и культурной жизни многонационального народа России в различных видах художественно-эстетической деятельности на основе фольклора. В результате ребенок не только участвует в межкультурном диалоге, но и лучше понимает собственную культуру в тесной взаимосвязи с другими культурами России и мира, усваивает систему норм и правил межнационального общения, что создает основу для формирования у ребенка позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной.
Литература:

  1. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности в образовательных учреждениях Республики Тыва. - Кызыл: Издательско-полиграфический отдел «Билиг», 2011.

  2. Курбатский Г.Н. Тувинские праздники.

  3. Кенин-Лопсан М.Б. "Традиционная культура тувинцев". Кызыл, 2006





Начало формы



© 2010-2022