Методическая разработка профессиональная подготовка обучающихся с ОВЗ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Реализация прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного не только общего, но и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Моя задача как преподавателя специальных дисциплин - создать условия для активной и самостоятельной деятельности обучающихся на основе положительной мотивации к позитивной деятельности. Для этого необходимо добиться формирования и развития интереса к выбранной профессии, как положительное оценочное отношение к конкретной профессии (не секрет, что среди поступивших не только ребята, мечтающие освоить данную профессию, но и случайные люди).

Учитывая особенности обучаемости детей с ОВЗ, я опираюсь на следующие дидактические принципы:

  • воспитывающая и развивающая направленность обучения,

  • научность и доступность,

  • систематичность и последовательность обучения,

  • связь обучения с жизнью,

  • наглядности,

  • постепенности,

  • индивидуализации,

  • деятельностного подхода,

  • социально-адаптирующей направленности

  • а также более дифференцированное, развернутое по этапам, «пошаговое» обучение.

Я считаю, что при работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья наиболее эффективно применять технологии личностно-ориентированного подхода, так как:

  • учитывается уровень обученности каждого обучающегося,

  • уделяется первостепенное внимание развитию индивидуальных способностей обучающихся,

  • расширяется дифференцированное обучение в соответствии запросами и склонностями обучающихся.


Большую роль, в повышении учебной активности обучающихся имеют компьютерные и игровые технологии, самостоятельная работа обучающихся, проблемное обучение.

Я думаю, что все согласятся со мной, что нет новых и нет устаревших технологий. Надо находить и использовать оптимальные для каждой профессии, для каждого ребенка технологии.

Мой опыт показывает, что наиболее эффективны такие образовательные технологии, как игровые, проблемное обучение, компьютерные технологии.

Для того чтобы урок стал интересным, наполненным и содержательным я использую игровые технологии. Обучающиеся лучше запоминают сложную терминологию в процессе игры «кроссворд». Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Составляю и предлагаю кроссворды с учётом уровня знаний и умственного развития обучающихся. Очень хороший результат даёт задание обучающимся составить кроссворд самим. В этом случае они не только подбирают слова для заполнения клеток, но и дают их правильное определение, характеристику понятия.

В процессе накопления учебного материала усложняется и игра. Она становится ролевой. Перед учащимися ставится задача не просто правильно назвать термины, но и применять их в контексте, рассказывая о последовательности выполнения задания.

Так, например, слабым обучающимся выдаются карточки-задания, в которых отражена конкретная задача.

Пример. Обучающемуся достается карточка с заданием типа:

Вы пришли устраиваться на работу. Бригадир дает задание: выложить столбы сечением 2х2 кирпича для забора с металлическими пролетами.

Обучающемуся со средним уровнем подготовленности поручается роль бригадира и в его карточке-задании перечислены те термины, которые должен будет употребить в речи при беседе с будущим работником.

Для «сильного» обучающегося дается задание повышенной сложности. Он должен внимательно прослушать диалог бригадира и будущего работника и выявить все ошибки, которые они допустили в разговоре.

Таким образом, процесс усвоения материала происходит от простого к сложному, обучающиеся привыкают использовать профессиональную лексику, мысленно представлять способы кладки по описанию. Обучающие игры являются методом педагогической технологии формирования технического, творческого мышления и направлены на развитие у обучающихся различных структур: восприятия, ощущения, памяти, мышления.

При проведении терминологических диктантов, тестов, дополнений высказываний, тестов на выполнение алгоритмических действий на этапе контроля я работаю с консультантами. Обучающийся, правильно выполнивший задание первым, собирает работы остальных обучающихся и проверяет, оценивая. Критерии оценок оговариваются заранее.

Урок - это часть учебного процесса, ограниченная определенным отрезком времени, с четко выраженной целью, проводимая группой обучающихся. Каждую дидактическую задачу, решаемую на конкретном уроке, я реализую при выполнении практического задания.

Выполнение практических заданий организую в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем подготовленности обучающихся:

- самостоятельно;

- в парах;

- остальные - вместе со мной.

С целью активизации мышления в процессе выполнения практических заданий я задаю вопросы проблемного характера:

- сравните…;

- что произойдет, если…;

- объясните, почему…;

- если не исправить …, то что получится…

Вопросы такого характера побуждают обучающихся к самоконтролю, самостоятельной работе над ошибками. В результате легче усваивается логическая связь между нарушением технологии и методами устранения дефектов.

Применение плакатов, инструкционных карт, инструкционно-технологических карт в учебном процессе позволяет экономить время на уроке, быстро подавать необходимую информацию. Учебные плакаты дают возможность организовать коллективную работу с группой, обсуждение их содержания всеми обучающимися.

В сочетании с плакатом инструкционные и инструкционно-технологические карты, а также макеты кирпичей являются эффективным средством обучения при изучении натуральных объектов, т.к. помогают теснее увязать абстрактные представления с конкретными понятиями.

В процессе работы с инструкционной и инструкционно-технологической картами у обучающихся появляется большая возможность проявить индивидуальные особенности, а у меня - оказать конкретную помощь каждому их них.

Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают мне излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Компьютерные технологии должны быть взаимосвязаны с другими средствами обучения, применяемыми при изучении данного вопроса программы. При этом динамика объектов и событий на экране существенно влияет на раскрытие и усвоение изучаемых процессов или явлений, помогает сделать содержание более наглядными, упорядочивая факты и выделяя главные аспекты.

При просмотре учебных фильмов (видеороликов) обучающиеся рассматривают объект в разных ракурсах и планах, сопоставляя увиденное и устанавливая взаимосвязь отдельных элементов с общей структурой предмета изучения. Учебные фильмы характеризуются прежде всего тем, что передаваемая ими информация динамична, объекты, явления и процессы показываются в движении, развитии. Учебный кинофильм позволяет глубже выявить сущность происходящих процессов и установить причинно-следственные связи между ними, показывать не только внешние признаки объекта, ни и его внутреннюю структуру, проникать в глубину происходящих процессов. Видеоролики рекомендуется применять по четко определенной теме, требующей для демонстрации не более 10 мин.

При проведении промежуточной аттестации я использую тестовую оболочку «KRAB2». Тест в программе KRAB2 - это файл вопросов и ответов на них. Автоматизированный контроль дает обучающемуся психологический комфорт и самостоятельность при выборе ответов, гарантирует объективность. После решения теста обучающийся на экране монитора видит свою оценку. Если были допущены ошибки, то он может просмотреть эти вопросы.

С моей точки зрения применение упорядоченной взаимосвязи образовательных технологий позволяет быстро организовывать связь «преподаватель - обучающийся». Снимает рутинные проблемы, позволяет перейти от вещания к творческой дискуссии с обучающимися, совместным исследованиям, новым формам обучения, в целом - к более творческой работе.

С точки зрения обучающихся значительно увеличивается скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливается практическая ценность, развивается интерес к изучению предмета, повышается самооценка, в целом - повышается качество образования.

Применение упорядоченной взаимосвязи образовательных технологий позволяет значительно увеличить качество усвоения учебного материала, повысить интерес к профессии, самооценку обучающегося и на протяжении трёх последних лет даёт такой результат.


Год

Дисциплина «Технология каменных работ»

2013 г.

48,4 %

2014 г.

52,8 %

2015 г.

59,9 %

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика - М.: Просвещение, - 2002. - с. 351-352

  2. Волков Н.Н. Пути повышения эффективности уроков, по специальным предметам в средних профтехучилищах - М.: Феникс, - 2000. - с. 280.

  3. Петровский А.В. Общая психология - М.: Просвещение, - 1996. - с. 211

  4. Журнал «Педагогический вестник» №-8, 1995 г. ст. М. Поршнова «Нестандартные уроки».

  5. [Электронный ресурс] - Режим доступа: vio.uchim.info/Vio_97/cd_site/articles/art_1_5.htm.



© 2010-2022