- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа по дисциплине Процессы и аппараты
Рабочая программа по дисциплине Процессы и аппараты
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пирогова Г.Н. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. СЫЗРАНи»
Утверждаю
Заместитель директора
по учебно-производственной работе
(руководитель технического профиля)
__________________В.В.Колосов
«______» ________________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа учебной дисциплины
ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ
Профессиональный цикл
Основной профессиональной образовательной программы по специальности
240134 Переработка нефти и газа
Сызрань, 2014 г.
ОДОБРЕНО
Предметной (цикловой) комиссией
________________________ цикла
Председатель ___________ В.В.Мокеева
Протокол № ____ от «_____» __________ 2014 г.
Составитель: Пирогова Г.Н., преподаватель Процессов и аппаратов, технического профиля ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: _______________Барабанова Л.Н., методист технического профиля ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»
Содержательная экспертиза: ______________Копылкова Л.П., заведующий отделом по учебной работе технического профиля ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»
Внешняя экспертиза:
Содержательная экспертиза: ________________Макаров А.К., главный инженер ОАО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» НК «Роснефть»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240134 специальности, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от « 17 » ноября 2009 года № 611.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утверждёнными И. М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009 года
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы по специальности 240134 Переработка нефти и газа, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов
стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
3-6
2. Структура и содержание учебной дисциплины
7-11
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
12-13
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
14
5. Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу
15
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Теоретические основы химической технологии
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани» по специальности СПО 240134 Переработка нефти и газа, разработанной в соответствии с ФГОС третьего поколения.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении программ в дополнительном профессиональном образовании, в повышении квалификации и профессиональной переподготовке по специальности СПО 240113 Химическая технология органических веществ.
Рабочая программа составляется для очной формы обучения.
-
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл.
-
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Базовая часть:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
читать, выбирать, изображать и описывать технологические схемы;
-
выполнять материальные и энергетические расчёты процессов и аппаратов;
-
выполнять расчёты характеристик и параметров конкретного вида оборудования;
-
обосновывать выбор конструкции оборудования для конкретного производства;
-
обосновывать целесообразность выбранных технологических схем;
-
осуществлять подбор стандартного оборудования по каталогам и ГОСТам;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
классификацию и физико-химические основы процессов химической технологии;
-
характеристики основных процессов химической технологии: гидромеханических, механических, тепловых, массообменных;
-
методику расчёта материального и теплового балансов процессов и аппаратов;
-
методы расчета и принципы выбора основного и вспомогательного технологического оборудования;
-
типичные технологические системы химических производств и их аппаратурное оформление;
-
основные типы, устройство и принцип действия основных машин и аппаратов химических производств;
-
принципы выбора аппаратов с различными конструктивными особенностями.
Вариативная часть: - не предусмотрена.
Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 240134 Переработка нефти и газа и овладению профессиональными компетенциями (ПК):
ПК 1.1. Контролировать эффективность работы оборудования.
ПК 1.2. Обеспечивать безопасную эксплуатацию оборудования и коммуникаций при ведении технологического процесса.
ПК 1.3. Подготавливать оборудование к проведению ремонтных работ различного характера.
ПК 2.1. Контролировать и регулировать технологический режим с использованием средств автоматизации и результатов анализов.
ПК 2.2. Контролировать качество сырья, получаемых продуктов.
ПК 2.3. Контролировать расход сырья, продукции, реагентов, катализаторов, топливно-энергетических ресурсов.
ПК 3.1. Анализировать причины отказа, повреждения технических устройств и принимать меры по их устранению.
ПК 3.2. Анализировать причины отклонения от режима технологического процесса и принимать меры по их устранению.
ПК 3.3. Разрабатывать меры по предупреждению инцидентов на технологическом блоке.
ПК 4.1. Организовывать работу коллектива и поддерживать профессиональные отношения со смежными подразделениями.
ПК 4.2. Обеспечивать выполнение производственного задания по объему производства и качеству продукта.
ПК 4.3. Обеспечивать соблюдение правил охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности.
В процессе освоения дисциплины у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 165 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 55 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной деятельности
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
165
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
110
в том числе:
лабораторные занятия
4
практические занятия
28
контрольные работы
не предусмотрено
курсовая работа (проект)
30
самостоятельная работа обучающегося (всего)
55
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
20
домашняя работа
35
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
Дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Процессы и аппараты
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.
Объём
часов
Уровень
освоения
Раздел 1.
Гидромеханические процессы и аппараты
33
Тема 1.1.
Общие вопросы прикладной гидромеханики.
Содержание учебного материала
6
2
2
2
1. Классификация и физико - химические основы в химической технологии основных процессов и аппаратов. Новейшие достижения и перспективы развития в области процессов и аппаратов химической технологии
2. Реальные и идеальные жидкости. Уравнение Бернулли. Основные критерии гидродинамического подобия
3. Гидродинамические режимы вязкой жидкости. Гидродинамические сопротивления трубопроводов и аппаратов.
Лабораторные работы
1. Определение гидравлического сопротивления трубопроводов
2
Практические занятия
1. Определение расхода, скорости движения жидкости, гидростатического давления
2
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа студентов
1. Расчет динамической вязкости и полного гидравлического сопротивления сети.
2. Составление отчетов по лабораторным и практическим работам.
3
Тема 1.2.
Перемещение жидкостей и газов
Содержание учебного материала
4
1. Трубопроводы, их устройство, соединение труб и арматуры. Классификация гидравлических машин. Основные параметры и конструкции гидравлических машин.
2. Насосы динамического типа. Характеристика и подбор насосов
2
2
Лабораторные работы
1. Снятия характеристик центробежного насоса.
2
Практические занятия
1. Расчёт трубопроводов, подбор диаметра по ГОСТу.
2. Расчёт параметров работы гидравлической машины, подбор насосов и компрессоров по каталогам.
4
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа студентов
1. Насосы объёмного типа. Поршневые компрессоры и вакуум - насосы. Их производительность и область применения. Центробежные машины: вентиляторы, турбогазодувки, турбокомпрессоры и их основные характеристики (создание компьютерной презентации).
2
Тема 1.3.
Разделение жидких и газовых гетерогенных систем
Содержание учебного материала
6
1. Принцип выбора методов разделения. Материальный баланс.
2. Разделение в поле сил тяжести, конструкции отстойников для жидких и газовых смесей. Разделение в поле сил давления; фильтрование жидких и газовых систем, фильтры.
3. Осаждение в электрическом поле, электрофильтры. Разделение газовых неоднородных систем путём мокрой очистки, скрубберы.
2
2
2
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа студентов
1. Расчёт и выбор циклона и фильтра.
2
Раздел 2.
Тепловые процессы и аппараты
46
Тема 2.1.
Основы теплопередачи
Содержание учебного материала
8
1. Теплоотдача и теплопередача. Температурное поле, тепловой поток, тепловой баланс.
2. Механизмы передачи теплоты. Теплопроводность, коэффициент теплопроводности, уравнение теплопроводности.
3. Естественная и вынужденная конвекция, конвективный перенос теплоты. Уравнение теплоотдачи, коэффициент теплоотдачи.
4. Лучеиспускание, законы Стефана-Больцмана и Кирхгофа. Теплопередача: основное уравнение теплопередачи, коэффициент теплопередачи.
2
2
2
2
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
1. Составление теплового баланса, определение расхода теплоносителей.
2. Теплопередача через плоскую и цилиндрическую стенку.
4
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа студентов
1. Составление отчетов по практическим работам
6
Тема 2.2.
Источники энергии: теплообменная аппаратура
Содержание учебного материала
6
1. Теплообменная аппаратура. Выбор теплообменной аппаратуры.
2. Технологические печи: назначение, типы, классификация. Понятие о процессе горения.
3. Конструкция трубчатых печей. Конструктивные особенности трубчатых печей.
2
2
2
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
1. Тепловой расчет теплообменного аппарата, выбор аппарата по ГОСТам.
2. Составить материальный и тепловой баланс печи.
3. Определить элементарный состав топлива.
4. Определить КПД печи.
10
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа студентов
1. Источники энергии. Конструкции теплообменных аппаратов, их сравнительная характеристика и выбор (создание компьютерной презентации).
2. Охлаждающие агенты и способы охлаждения (реферат)
12
Раздел 3.
Массообменные процессы и аппараты
36
Тема 3.1.
Основы массопередачи.
Содержание учебного материала
6
1. Общая характеристика массообменных процессов и их применение.
2. Процессы массопередачи. Материальный баланс и уравнение рабочей линии процесса.
3. Абсорбция и десорбция
2
2
2
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
1. Составить материальный баланс ректификационной колонны.
2. Определить основные размеры массообменного аппарата.
8
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа студентов
1. Расчёт средней движущей силы; построение рабочей линии и линии равновесия.
2. Типовые конструкции адсорберов периодического и непрерывного действия.
6
Тема 3.2.
Дистилляция и ректификация
Содержание учебного материала
4
1. Назначение процессов дистилляции и ректификации. Графическое и аналитическое выражение условий равновесия между паром и жидкостью.
2 Материальный баланс простой перегонки, определение среднего состава дистиллята. Ректификация.
2
2
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
не предусмотрено
Самостоятельная работа студентов
1. Расчёт ректификационных аппаратов.
4
Тема 3.3.
Химические процессы и аппараты.
Содержание учебного материала
7
1 Основы ведения химических процессов.
2. Реакторные устройства.
3. Определение материального баланса реактора.
4. Определение теплового баланса реактора.
2
Лабораторные работы
не предусмотрено
Практические занятия
не предусмотрено
Контрольные работы
1.Дифференциальный зачет
1
Самостоятельная работа студентов
не предусмотрено
Тематика курсового проекта:
1.Расчет теплообменной аппаратуры различных типов.
2.Расчет нагревательных и реакционно-нагревательных печей.
3.Расчет колонн различного технологического назначения.
4.Расчет реакторов каталитического риформинга.
5.Расчет реакторов гидроочистки.
6.Расчет реакторов и регенераторов каталитического крекинга.
7.Расчет сепараторов.
30
Самостоятельная работа студентов над курсовой работой (проектом).
20
Всего:
165
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
-
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
-
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета - спецтехнологии; лаборатории - Процессы и аппараты.
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству мест обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
заводские технологические схемы установок и аппаратуры:
Технические средства обучения:
- Дистилляционная колонна
- Многофункциональный реактор
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы).
Основные источники:
Для преподавателей
-
Дытнерский Ю.И. Основные процессы и аппараты химической технологии. Учебное пособие для ВУЗов, М.: Альянс, 2010
-
Д. А. Баранов, А. М. Кутепов Процессы и аппараты Москва Академия из.,. 2007г.
-
Процессы и аппараты химической промышленности. Под общ. Ред. Романкова П.Г., Л: Химия 1989г.
-
Романкова П.Г., Курочкина М. И. Примеры и задачи по курсу Процессы и аппараты химической промышленности. Учебное пособие для техникумов Л: Химия 1985г.
Для обучающихся
-
Туренко А.А. Введение в технологию нефтепереработки: пособие для операторов нефтеперерабатывающих установок - Сызрань, ООО «Полиграфия», 2006.
-
Молоканов Ю.К. Процессы и аппараты нефтегазопереработки: Учебное пособие для ВУЗов - М.: Химия, 1980
Дополнительные источники:
Для преподавателей
-
Молоканов Ю.К. Процессы и аппараты нефтегазопереработки: Учебное пособие для ВУЗов - М.: Химия, 1980
-
Адельсон С.В. Процессы и аппараты нефтепереработки и нефтехимии: Учебное пособие для ВУЗов, М.: Гостоптехиздат, 1963
-
Касаткин А.Г. «Основные процессы и аппараты химической технологии» М: Химия 1973г.
-
Павлов К.Ф., Романков П.Г., Носков А.А. Приемы и задачи по курсу «Процессы и аппараты химической технологии» Л: Химия 1976г.
Интернет ресурсы:
-
htt//mirknig.com/knigi/apparatura/1181266619
-
obshhij-kurs-processov-ximjcheskoj.html
Для обучающихся
-
Касаткин А.Г. «Основные процессы и аппараты химической технологии» М: Химия 1973г.
-
Павлов К.Ф., Романков П.Г., Носков А.А. Приемы и задачи по курсу «Процессы и аппараты химической технологии» Л: Химия 1976г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения
-
читать, выбирать, изображать и описывать технологические схемы;
-
выполнять материальные и энергетические расчёты процессов и аппаратов;
практические занятия
-
выполнять расчёты характеристик и параметров конкретного вида оборудования;
самостоятельная работа
-
обосновывать выбор конструкции оборудования для конкретного производства;
лабораторные работы
-
обосновывать целесообразность выбранных технологических схем;
самостоятельная работа
-
осуществлять подбор стандартного оборудования по каталогам и ГОСТам;
практические занятия
Знания
-
классификацию и физико-химические основы процессов химической технологии;
-
характеристики основных процессов химической технологии: гидромеханических, механических, тепловых, массообменных;
дифференцированный зачет
-
методику расчёта материального и теплового балансов процессов и аппаратов;
практические занятия
-
методы расчета и принципы выбора основного и вспомогательного технологического оборудования;
защита курсового проекта
-
типичные технологические системы химических производств и их аппаратурное оформление;
лабораторные работы
-
основные типы, устройство и принцип действия основных машин и аппаратов химических производств;
самостоятельная работа
-
принципы выбора аппаратов с различными конструктивными особенностями.
практические занятия
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,
ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением;
БЫЛО
СТАЛО
Основание:
Подпись лица, внёсшего изменения