- Преподавателю
- Другое
- Доклад по теме «Толерантность спасет мир»
Доклад по теме «Толерантность спасет мир»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шомшина О.Р. |
Дата | 06.10.2013 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ТОЛЕРАНТНОСТЬ СПАСЕТ МИР
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НА БАЗЕ МБОУ УСТЬ-ЭЛЕГЕСТИНСКОЙ СОШ).
Шомшина О.Р. - педагог - психолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Усть-Элегестинская средняя общеобразовательная школа
муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва
Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове «мы» - сто тысяч "я"!» - так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная в нашей стране песня. Далее, если вспомнить, в песне следует описание «большеглазых, озорных, черных, белых и цветных, рыжих и веселых», которые, несмотря на разность внешних данных, интересов и увлечений, взглядов и убеждений, довольно неплохо уживались в одной стране. Но так поется в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «город», «семья», «школа», «класс».
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей, культур, миров, социальных слоёв…, поэтому надо уметь уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде, к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Работа по формированию толерантности у учащихся на базе МБОУ Усть-Элегестинской СОШ ведется с 2007 года. За все это время в школе замечена положительная динамика данного качества (Рис 1).
Рисунок 1.
Прежде всего, передо мной стояла цель формирования толерантных отношений между участниками образовательного процесса.
За 7 лет было апробировано и внедрено в активное использование 3 программы по формированию толерантности: «Формирование толерантности у учащихся 1-4 классов»; Программа по формированию толерантности у учащихся пришкольного лагеря «Пришкольный лагерь «Салгал» - территория толерантности»; Программа по формированию толерантности «Школа - территория толерантности». Создан творческий проект «Толерантность спасет мир» и др.
Особо хочется отметить наиболее эффективные методы работы с учащимися. Это, прежде всего, экскурсии, релаксации, КТД, тренинги, просмотры фильмов с обсуждением.
Восхождение на гору:
Релаксация «Высота» Тренинг «Я частичка вселенной»
КТД «Вместе - веселее» КТД «Осенний калейдоскоп»
Защита творческого проекта
«Толерантность спасет мир»
КТД «Толерантность это касается каждого»
В настоящее время готовится курс для учителей «Толерантность к самому себе».
Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Толерантность - глобальная проблема всего общества. На слуху проявления национализма (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав); дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе); расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие); фашизм; осквернение религиозных или культурных символ
В МБОУ Усть-Элегестинской СОШ участники образовательного процесса, все больше приходят к пониманию того, что бескомпромиссность и непримиримость должна уступить место более высоким ценностям - умению находить взаимоприемлемые решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.
Список использованной литературы
1. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.
2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. Взгляд - поиск - решение., М., 2002.
3. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Росто-на-Дону, 2002.
4. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно-методических статей, М., 2002.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, М., 2000.
6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, М., 2002.
7. Фопель К. Энергия паузы, М., 2002.ний (теория и практика). Сборник научно-методических статей, М., 2002.