• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад по самообразованию на тему Формирование положительной мотивации к учебной деятельности

Доклад по самообразованию на тему Формирование положительной мотивации к учебной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГКОУ «Кохомская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»









Доклад по самообразованию

на тему

«Формирование положительной мотивации

к учебной деятельности»







Подготовила

Мостовая И.М.,

учитель географии и биологии









г. Кохма

Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса к учебным занятиям и снижение общего уровня культуры учебного труда.

Ученые выяснили, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.

Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и усиливающим роль эмоций.

Целью моей работы является формирование внутренних мотивов учебной деятельности (познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебы и зависящих от содержания и форм обучения.

Работая над формированием положительной мотивации к обучению, ставлю перед собой следующие задачи:

- формировать учебно - познавательные мотивы;

- организовать учебную деятельность так, чтобы ученик занимал активное место в учебном процессе и чувствовал себя ведущим в познавательном процессе;

- активизировать познавательную деятельность во время уроков и во внеурочное время;

- продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;

- повышать уверенность в себе и развивать самостоятельность;

- формировать самосознание и адекватную самооценку;

- обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения;

- развивать рефлексию, возвращение чувства ответственности за результаты деятельности, воспитание воли.

Изучением мотивации занимались многие отечественные и зарубежные ученые, психологи и классики педагогики (Божович Л.И., Гальперин П.Я., Коломинский, Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. и др.). Знакомство с исследованиями по данной проблеме помогло мне взглянуть на неё с разных позиций. Ведь за внешне одинаковыми проявлениями отсутствия положительной мотивации к учению часто оказываются совершенно разные причины этого, и они индивидуальны для каждого ребенка. За внешне высоким уровнем отношения к учению могут скрываться мотивы только личного преуспевания, а за внешне низким - могут стоять большая требовательность к себе, критичность.

Щукина Г.И., одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

содержания учебного материала (когда ребенку просто нравится содержание данного предмета);

методов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Психолог А.К. Маркова выделяет три уровня развития познавательной мотивации школьников: широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний, который характерен для младшего школьника, учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний, соответствующий подростковому возрасту, и мотив самообразования, этот зрелый познавательный мотив должен проявляться в старшем школьном возрасте.

В педагогической литературе определяются три основных источника формирования положительных познавательных мотивов деятельности:

- содержание учебного материала;

- характер и уровень учебно-познавательной деятельности;

- отношение учителя с учащимися.

Итак, в формировании мотивации учения важную роль играет содержание учебного материала. Необходимо понимать, что содержание каждого урока, каждой темы может быть мотивировано только при выполнении следующих условий:

- учитывать характер потребностей обучающихся;

- быть доступным, но и достаточно сложным и трудным;

- опираться на прошлые знания, нести новую информацию;

- быть направлено на решение проблем познания явлений и объектов окружающего мира, овладение методами этого познания.

Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности.

Психологические исследования учебной деятельности показали: для того, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к ней, содержательная её мотивация, её нужно строить особым образом. Изучение каждого самостоятельного раздела или темы программы должно состоять из трех основных этапов, которые, исходя из их назначения, можно назвать так:

- мотивационный;

- операционально-познавательный;

- рефлексивно-оценочный.

На мотивационном этапе ученики осознают, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы, что именно они должны выполнить, чтобы успешно решить основную учебную задачу. Этот этап обычно состоит из нескольких учебных действий.

На уроке учитель рассказывает, показывает обучающимся, но вся эта информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления.

Такими приемами являются:

  • Создание учебно-проблемной ситуации, которая вводит учащихся в предмет изучения предстоящей темы программы. Она может быть создана разными способами:

а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;

б) беседой (рассказом) учителя или учащихся о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.

в) выполнение практической работы, которая завершается постановкой проблемного вопроса.

  • Формулировка основной учебной задачи, которая обычно производится как итог обсуждения проблемной ситуации.

Учебная задача показывает учащимся, на что они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Л.С. Выготский писал: «Не может возникнуть ни какой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей в ход этот процесс, дающей ему направление». Поэтому, важное условие организации учебной деятельности - подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.

  • Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению темы.

После того, как основная учебная задача стала понятна учащимся, намечается и обсуждается план предстоящей работы. Необходимо сообщить время, отпущенное на изучение темы, а также, что нужно знать и уметь для её изучения. Этим создается установка на необходимость подготовки к изучению материала

Весь этот этап изучения темы очень важен для становления мотивации учебной деятельности учащихся. Поэтому нежелательно говорить: "Сегодня мы приступаем к изучению темы...", и сразу переходить к изучению нового материала. Такая "экономия времени" отрицательно сказывается на всем характере учебной деятельности учащихся.

На операционально-познавательном этапе учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают необходимыми учебными действиями. Роль этого этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит от того, будет ли учащимся понятна необходимость содержания, всех учебных действий для решения основной учебной задачи. Для решения этих задач как нельзя лучше подходит деятельностный метод обучения. Суть его состоит с том, учащиеся сами открывают каждое новое знание, обучение ведется в «зоне ближайшего развития» каждого ученика. Основным содержанием такого этапа должно быть моделирование объектов и явлений, а также изучение построенных моделей. При этом деятельность учащихся приобретает творческий, исследовательский характер.

Изучение темы завершается рефлексивно-оценочным этапом. На этом этапе учащиеся учатся анализировать собственную учебную деятельность, оценивать ее, сравнивая результаты с поставленными учебными задачами. Подведение итогов изучения пройденного раздела нужно организовать так, чтобы учащиеся могли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведет к возникновению потребностей в творчестве, в упорной самостоятельной учебе, то есть к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.

Так, полезно использовать задания типа: «Напишите основные вопросы, пройденные нами в данной теме, и рядом пометьте, как вы этот материал усвоили: хорошо, или не очень хорошо, или слабо усвоили». Для менее способных учащихся можно часть вопросов дать, а их задача отметить уровень усвоения материала.

Важно, чтобы контроль и оценка не только устанавливали уровень усвоения программного материала каждым учеником, но и использовались для побуждения его к дальнейшей работе

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу.

Обучение будет успешным, если это внутренне принято ребенком, если опирается на его потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл.

Виды мотивации:

1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности:

• «Отрицательная» - это побуждения школьника, вызванные сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.

• «Положительная» в двух формах:

- определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими);

- определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.

2. Мотивация лежащая в самой учебной деятельности:

• Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора);

• Заложеная в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей).

Мотивационная основа учебной деятельности обучающегося состоит из следующих элементов:

- сосредоточение внимания на учебной ситуации;

- осознание смысла предстоящей деятельности;

- осознанный выбор мотива;

- целеполагание;

- стремление к цели (осуществление учебных действий);

- стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий);

- самооценка процесса и результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).

Необходимо понимать общую структуру мотивации к учению:

а) Познавательная мотивация.

Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета встречается редко. Если ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается мотивация, соответствующая структуре учебной деятельности. Ребенок обогащается знаниями только тогда, когда эти знания для него что-то значат. Одна из задач школы - преподавать предметы в такой интересной и живой форме, чтобы ребенку самому захотелось изучать их и запомнить. Изучение только по книгам и при помощи бесед довольно ограничено. Предмет постигается гораздо глубже и быстрее, если его изучают в реальной обстановке.

б) Мотивация достижения успеха.

У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат, хорошую оценку. Мотивация достижения успеха, наряду с познавательными интересами, - наиболее ценный мотив, ее следует отличать от престижной мотивации.

в) Престижная мотивация.

Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если престижной мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития ученика, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов. Индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным искажают нравственную направленность личности таких детей. Если же престижная мотивация сочетается со средними способностями, глубокая неуверенность в себе, обычно не осознаваемая ребенком, наряду, с завышенным уровнем притязаний приводят к бурным реакциям в ситуациях неуспеха.

г) Мотивация избегания неудачи.

У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для обучающихся. Но и в это время отчетливо проявляется вторая тенденция - мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей.

К окончанию 6 -7 класса отстающие школьники чаще всего лишаются мотива достижения успеха и мотива получения высокой отметки (хотя продолжают рассчитывать на похвалу), а мотив избегания неуспеха приобретает значительную силу. Тревожность, страх получения плохой оценки придает учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность.

д) Компенсаторная мотивация.

У неуспевающих детей возникает и особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.

Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов-с другой.

Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.

Формирование мотивов деятельности происходит в процессе осуществления самой деятельности. Иными словами, если ученик не включен в деятельность, то соответствующих мотивов у него не возникает и не сформируется устойчивая мотивация. Чтобы мотивы возникли, укрепились и развились, ученик должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, то можно ожидать, что у него постепенно возникнут потребности и мотивы к этой деятельности.

Большую роль в формировании мотивации учения играют различные формы коллективной деятельности на уроке. Её выбор зависит от возраста учащихся, от особенностей класса и учителя.

Опыт показывает, что использование групповых форм обучения позволяет вовлечь в работу всех ребят, поскольку попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют задание, ученик, как правило, не может отказаться выполнять свою часть работы, внося лепту в общее дело. При этом важно правильно организовать работу групп. С этой целью полезно выполнять ряд действий:

Объяснить, зачем и почему они будут что-то делать все вместе и в отдельности.

Поставить конкретные цели, которые должны быть всем понятны и приняты ими.

Выявить предмет деятельности.

Продумать способ решения задачи: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский методы работы.

Определить правила совместной работы и меры воздействия за их нарушение.

Такая организация учебной деятельности на уроке не только создает благоприятные условия для усвоения знаний, но и формирует учебно-познавательные мотивы, которые оказывают большое влияние на формирование мотивации.

Нельзя не коснуться значения оценки для формирования положительной мотивации учебной деятельности. Важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в усвоении учебного материала и выявление причин недостатков. Балльная отметка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место.

Еще один источник формирования мотивации лежит в отношениях учителя с учащимися. Основное направление деятельности учителя в данном случае заключается в создании атмосферы эмоционального комфорта в процессе обучения, обеспечении доброжелательных отношений в коллективе, в проявлении по отношению к учащимся педагогического оптимизма, который заключается в том, что учитель ожидает от каждого ученика высоких результатов, возлагает на учащихся надежды и верит в их способности. Но проявляя доверие к силам и возможностям учащихся, в тоже время показывает недостатки в развитии личности, а не только его достижения. И, конечно, учитель сам должен быть личностью с ярко выраженным интересом к своей деятельности, любви к педагогической профессии, тогда он может воздействовать на своих учеников и собственным примером.

Итак, путей формирования положительной мотивации учебной деятельности несколько. И для становления мотивации важно использовать не один путь, а все пути в определенной системе, потому что ни один из них не может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. А в комплексе все пути достаточно эффективное средство формирования мотивации учения у школьников.

При формировании мотивации учения нужно использовать общее положительное отношение ребенка к школе, широту его интересов, любознательность, а также непосредственность, доверчивость школьников, их веру в авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания. Однако нужно учитывать, что интересы школьников неустойчивы, сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать. Кроме того, интересы ориентируются не на способы учебной деятельности, а на результат учения, ведь именно он оценивается отметкой, а это часто не формирует интерес к преодолению трудностей в учебной работе.

В своей деятельности учителю нужно не только учитывать основные пути формирования мотивации учения, но и активно использовать различные приемы и методы стимулирования обучающихся. Условно их можно разделить на четыре группы:

- Эмоциональные (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, стимулирующее оценивание).

- Познавательные (опора на жизненный опыт, свободный выбор заданий, поиск альтернативных решений, выполнение творческих заданий, предъявление заданий «на смекалку», создание проблемных ситуаций).

- Волевые (познавательные затруднения, предъявление учебных требований, самооценка своей деятельности и коррекция, информирование об обязательных результатах обучения, рефлексия поведения).

- Социальные (создание ситуаций взаимопомощи, сотрудничества, взаимопроверка )

Для более успешного формирования мотивации необходимо вести наблюдения за развитием познавательных интересов у учащихся на уроках по нескольким критериям:

- сосредоточенность внимания, увлеченность процессом деятельности;

- стремление по собственному желанию принимать участие в обсуждении вопросов;

- стремление выяснить непонятное;

- активность в течение всего урока (поднятие руки, характер ответа);

- дополнения, исправления ответов товарищей;

- задавание вопросов учителям и товарищам;

- адекватность реакций на успех, на неудачу;

- улучшение успеваемости по предмету.

Развитие учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Для учеников очень важно сознательное усвоение знаний. Необходимо построить учебный процесс так, чтобы обучающийся с первого дня обучения видел свое продвижение вперед, нужно придать мотивам личностный смысл, чтобы школьник сумел установить связь между своим сегодняшним днем и своим будущим. Первостепенное значение в этом приобретает четкая постановка целей и осознание их учащимися. Работу по формированию внутренних мотивов начинаю с исследования мотивации учащихся путем наблюдения, проводя анкетирование, беседы с детьми и их родителями (см. Приложение №1). Между учителем и учеником должен быть установлен психологический контакт, отношения должны быть доброжелательными.

Создаю такие условия, при которых дети чувствуют, что учением можно заниматься с увлечением, получая при этом удовольствие от умственной деятельности.

Формирование внутренних мотивов веду через организацию учебной деятельности, которая существует в различных формах, приемах и методах:

- создание ситуации успеха через выполнение заданий;

- соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией;

- создание условий для возникновения проблемных ситуаций;

- подбор интересного по содержанию дидактического материала с опорой на чувственное восприятие, с использованием ИКТ;

- разнообразие самих форм обучения и воспитания - это уроки-путешествия, интегрированные уроки, интеллектуальные игры, самостоятельные работы с элементами творчества, игровые программы, экскурсии заочные и настоящие по городам России.

В своем экспериментальном исследовании использовались следующие приемы работы:

Приём «Удивляй». В юго-восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.

Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие: на следующем уроке мы познакомимся с самым длинным корнем или самым большим океаном.

При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких животных и определите группу животных, особенности которых будем изучать на уроке. Обоснуйте свой ответ: корова, собака, лошадь.

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Так, при закреплении и проверке знаний на уроке русского языка можно использовать игру «Иду в гости». Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен обучающимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу. В игре участвует весь класс. У детей фишки (они выбирают сами): красные - это «гости», жёлтые - это «хозяева». «Хозяева» приглашают в гости и предлагают «гостю» задание, написанное на карточке. «Хозяева» проверяют выполненное задание и ставят оценку. Затем приглашают нового «гостя». Материал для игры: карточки с заданием. Детям эта игра нравится, кроме всего прочего она приучает их к правилам этикета в гостях. Дидактическая игра помогает оживить в данном случае уроки русского языка и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у младших школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, и ребусы, привлекая красочную наглядность.

Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывают у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить учебный материал. Большинство дидактических игр заключают в себя вопрос, задание, призыв к действию, например: «Кто точнее?», «Что из чего сделано?» ,«Найди лишнее слово», «Подставив вместо чисел соответствующие буквы, расшифруй слово»,

Больший интерес школьники проявляют к той информации, которая помогает им решать жизненные проблемы. Поэтому обучение обязательно нужно связывать с практическими потребностями ученика. Введение в теорию осуществляю через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам: «Вы заблудились в лесу, как выбраться?», «Что нужно сделать, чтобы растения лучше росли?»

Проблемные задания выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано «открытие» нового знания. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации, привлекать школьников к их обсуждению и решению.

В разработанные уроки и внеклассные мероприятия стараюсь включать загадки, пословицы, которые вызывают у ребят положительный эмоциональный настрой.

Обучающиеся имеют право на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутой версии, на отстаивание своего мнения. При неправильном ответе заменяю жесткое «неправильно» на более демократичное «это твое мнение, ты так думаешь, давай послушаем других».

Полезное действие на функции организма оказывает также изменение рабочей позы во время урока. Целесообразно проводить уроки в системе «динамической смены поз», т. е. организованно переводить обучащихся из одной рабочей позы (сидя) в другую (стоя). У школьников, занимающихся в таком режиме, значительно снижен уровень напряжённости при выполнении учебных заданий. Продолжительность работы стоя может быть от 3 до 5 минут и смена поз происходит 2-3 раза в течение урока. При этом важна не только продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского организма. Для этой позы подбираются соответствующие виды учебной работы, например: игры на внимание, работа в парах, задать друг другу вопросы.

Использование названных приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках и во внеурочной деятельности благоприятный фон в большой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка.

Вспомним некоторые требованиях к современному уроку.

С позиций современной педагогической науки следует обратить внимание на следующее:

По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т. е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое.

Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) - вводить забытое понятие поурочного балла.

Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д.

Основная задача каждого учителя - не только научить, а развить мышление ребенка средствами своего предмета.

Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор обучающихся.

Результаты работы по формированию учебной мотивации не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении чтению, счету, письму. Но постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей появляется желание обучаться в школе, способность выполнять такие виды деятельности, к которым раньше не проявляли интерес.

Формирование побуждений к учебной деятельности является одной из важных проблем в школе, поскольку, как свидетельствуют психологи, именно в среднем школьном возрасте наблюдается тенденция к падению добросовестного отношения к учебе. Отсюда очень важно, чтобы ученик осознавал мотивы учебной деятельности.

Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов обучения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте, к совершению подростками правонарушений.

Можно сделать следующие выводы:

1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;

2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;

4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Источники:

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-obuchenii-kak-uslovie-0

uchportal.ru/publ/16-1-0-962

bibliofond.ru/view.aspx?id=527824

mamapapa.arh.ru/publ/metodicheskaja_kopilka_dlja_uchitelej/formirovanie_polozhitelnoj_uchebnoj_motivacii_u_mladshikh_shkolnikov/220-1-0-1758

festival.1september.ru/articles/591168/

Приложение №1



Из всех суждений надо отобрать только три,

в которых написаны особенно важные для вас мотивы обучения.


1.Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2.Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3.Хочу окончить школу и учиться дальше.

4.Хочу быть культурным и развитым человеком.

5.Хочу получать хорошие отметки.

6.Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7.Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8.Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9.Хочу быть лучшим учеником в классе.

10.Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

11.Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12.Не хочу получать плохие отметки.

13.Люблю узнавать новое.

14.Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15.Люблю думать, рассуждать на уроке.

16.Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17.Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

18.Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19.Люблю решать задачи разными способами.

20.Люблю все новое и необычное.

21.Хочу учиться только на «4» и «5».

22.Хочу добиться в будущем больших успехов.









© 2010-2022