• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад Обеспечение развития УУД наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин »

Доклад Обеспечение развития УУД наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин »

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад Обеспечение развития УУД наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин »Доклад Обеспечение развития УУД наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин »Доклад Обеспечение развития УУД наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин »Доклад Обеспечение развития УУД наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин »








Доклад

на тему:


«Обеспечение развития универсальных учебных действий

наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных

дисциплин »






Руководитель МО

учителей русского языка и литературы: Косумова З.З.




28.03.14г

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными.

Основной целью образования становится развитие личности обучающихся. Конечно, все это предполагалось и раньше. Задачей школы всегда было жизненное самоопределение молодого человека, но это отходило на второй план, терялось за требованиями к процессу обучения. В новом стандарте впервые открыто декларируется, что значимое требование к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условиям реализации - обеспечение личностного развития учащихся. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. «На выходе» из системы образования молодой человек должен уметь учиться, стремиться к реализации своего творческого потенциала.

В связи с тем, что приоритетным направлением ФГОС второго поколения является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия - в широком смысле, умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком смысле - это совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход - организация процесса обучения не только как усвоения знаний, умений, навыков, но и как процесса развития личности ребенка, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Система универсальных учебных действий позволит реализовать основные требования общества, семьи, государства, личности к образовательному процессу.







Универсальные учебные действия

универсальные учебные

действия


личностные регулятивные познавательные коммуникативные

Личностные действия обеспечивают знание моральных норм, умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения.

Следует выделять 3 вида личностных действий применительно к учебной деятельности:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • смыслообразование (т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать);

  • нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности:

  • целеполагание (постановка учебной задачи);

  • планирование (составление плана);

  • прогнозирование (предполагаемый результат);

  • контроль (сличение результата с заданным эталоном);

  • коррекция (внесение необходимых корректив);

  • оценка (осознание того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения);

  • саморегуляция (волевое усилие, преодоление препятствий).

Познавательные действия включают : общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

  • выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение информации;

  • структурирование знаний;

  • осознание и построение речевого высказывания ;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результата;

  • смысловое чтение (свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; определение основной и второстепенной информации);

  • постановка проблемы, самостоятельное создание алгоритма деятельности;

  • моделирование с помощью знаково-символических действий.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов;

  • синтез;

  • сравнение, классификация;

  • подведение под понятие;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений;

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • создание способов решения проблемы.

Коммуникативные действия обеспечивают умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. К ним относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов;

  • управление поведением партнера;

  • умение точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

УУД направлены на формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, который:

  • обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно
    добывать знания;

  • владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира);

  • привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;

-усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;

  • толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди
    таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

  • эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и
    использует их для достижения своих целей;

  • способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

Для выращивания функционально грамотной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников. Это обеспечивается целостной системой работы с учениками, как на уроках, так и вне учебного процесса.

Предмет «Русский язык», наряду с достижением предметных результатов, нацелен на личностное развитие ученика, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

Предмет «Литература» также способствует личностному развитию ученика, т.к. дает возможность для формирования первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности. Приобщение к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается через обучение правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Какие же образовательные технологии смогут обеспечить реализацию перечисленных связей УУД с учебными предметами?

Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога - коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. - познавательных.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех.

Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.

Технология формирования типа правильной читательской деятельности (технологии продуктивного чтения) обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, умения извлекать информацию из текста.

Связь универсальных учебных действий отражается в рабочих программах учителей-предметников.

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

-лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями

  1. Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

  2. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

  3. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями (личностными, регулятивными, общепознавательными и логическими; коммуникативными, знаково-символическими действиями) происходит в контексте разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

При формировании универсальных учебных действий необходимо исходить из специфики учебного предмета, учитывать его главную функцию и ведущие компоненты. Так, например, главной функцией учебного предмета «Литература» является художественное познание действительности, трансляция и присвоение социокультурного нравственного опыта, воплощенного в системе личностных смыслов. Формирование читательской позиции предполагает развитие способности учащегося воссоздавать в воображении картины жизни, нарисованные писателем, мир чувств и переживаний литературных героев, «прослеживать судьбу героя», видеть авторскую позицию и оценку, осмысливать логико-понятийную сторону произведения искусства (устанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи, отбирать материал для характеристики героев, делать выводы и обобщения), умение давать собственную самостоятельную оценку всем элементам произведения в их единстве. Очевидно, что литература как учебный предмет открывает зону ближайшего развития для широкого круга УУД - личностных, логических, регулятивных, знаково-символических и пр. Однако развитие личностных универсальных действий составляет центральную линию развития.

Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны также занять так называемые метапредметные учебные действия. Под метапредметными (т.е. «надпредметными» или «метапознавательными») действиями понимаются универсальные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, - будь то ценностно-моральный выбор в решении моральной дилеммы, определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии.

Овладение универсальными учебными действиями, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:

- со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности;

- с этапами процесса усвоения;

- с формой реализации учебной деятельности - в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.

Развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий - их уровень развития, соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития, и свойства.

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся, соответственно, выступают:

  1. соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

  2. соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

  3. сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.

Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно- личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин.

Формирование универсальных учебных действий составляет важную задачу образовательного процесса и составляет неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования. Уровень сформированности универсальных учебных действий находит отражение в Требованиях к результатам освоения содержания общего образования соответственно ступеням образовательного процесса. Развитие универсальных учебных действий составляет психологическую основу успешности усвоения учащимися предметного содержания учебных дисциплин.

К настоящему времени в практике школьного обучения работа по развитию универсальных учебных действий, как психологической составляющей образовательного процесса, осуществляется стихийным образом. Лишь незначительное число педагогов-новаторов, реализующих прогрессивные технологии образования и разделяющих тезис о приоритетности личностного развития учащегося как цели образовательного процесса, пытаются реализовать требование формирования универсальных учебных действий. Стихийный и случайный характер развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения - в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий, и как следствие школьной дезадаптации, росте девиантного поведения. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень общения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.

Общими рекомендациями по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса являются:

  1. Необходимость выделения цели формирования универсальных учебных действий как описания УУД, четкого выделения их функций в образовательном процессе, их содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно-психологическими особенностями учащихся.

  2. Определение ориентировочной основы каждого из УУД, обеспечивающей его успешное выполнение и организация ориентировки учащихся в его выполнении.

  3. Организация поэтапной отработки универсальных учебных действий, обеспечивающей переход:

-от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия,

- от сорегуляции и совместного выполнения действия и с

учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению,

основанному на саморегуляции.

  1. Определение связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной. Выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов универсальных учебных действий и создающих для них зону ближайшего развития. Определение конкретной формы универсального учебного действия применительно к предметной дисциплине, описание свойств действия. Разработка системы задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы, решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.

  2. Разработка системы рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по учебным предметам с целью обеспечения формирования конкретных видов и форм универсальных учебных действий в данной предметной дисциплине. Включение в качестве критерия экспертной оценки учебника и учебного пособия наличия рекомендаций и учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий.

  3. Разработка учебно-методических пособий, адресованных учителям с целью обеспечения формирования универсальных учебных действий. В случае необходимости проведения специальной психолого-педагогической подготовки в рамках существующих форм повышения квалификации или подготовки педагогического персонала.

Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должно учитывать цели формирования конкретных УУД


© 2010-2022