Рабочая программа Основы исследовательской деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» предназначена для изучения освоения навыков исследовательской деятельности в профессиональных организациях, реализующих дополнительную программу среднего общего образования на базе среднего профессионального образования. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Рабочая программа

«Основы исследовательской деятельности»









Орск 2015









Рабочая программа «Основы исследовательской деятельности»

Автор-составитель:

Грецкая А.А. - преподаватель ГАПОУ «ОТТ им. А.И. Стеценко»,

высшая кв.категория, педагог доп. образования














  1. СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

12

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14


  1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы исследовательской деятельности

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности» предназначена для изучения освоения навыков исследовательской деятельности в профессиональных организациях, реализующих дополнительную программу среднего общего образования на базе среднего профессионального образования.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке квалифицированных рабочих (служащих). Опыт работы не требуется.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.

1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен

уметь:

- формулировать проблему, актуальность, методологию, цели и задачи исследования;

- проводить обзор литературы по проблеме исследования и выделять малоизученные вопросы с целью их последующего детального изучения;

- искать и находить источники для формирования теоретической базы исследовательской работы;

- выделять новизну, практическую и теоретическую значимость научного исследования;

- выполнять научно-исследовательскую работу и представлять результаты исследовательской деятельности в форме реферата, доклада, выступления на научной конференции и семинаре;

- вести дискуссию по научным проблемам, объективно реагировать на критику и обоснованно доказывать правильность полученных выводов.

знать:

  • методологию научного исследования;

  • методы научного познания;

  • инструменты и методики научного поиска;

  • правила оформления результатов исследования;

  • формы исследовательской работы;

  • методику устного выступления.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки - 144 часа,

в том числе:

обязательной теоретической учебной подготовки - 80 часа;

практической подготовки - 64 часов.


2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

144

Обязательная теоретическая подготовка (всего)

80

Практическая подготовка (всего)

64

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы исследовательской деятельности»

раздела

Наименование разделов и тем, дидактические единицы и содержание учебной деятельности студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

Наука как сфера человеческой деятельности.

Понятие «наука». История возникновения науки.

Наука и ее классификация. Роль науки в современном обществе.

Цели и задачи исследовательской деятельности студентов

6



4

2

Практическая работа по поиску и применению учебной информации:

- Составление опорного конспекта «Основные научные направления».

2

Методологические основы познания

Сущность познания и его характеристика. Гносеология как наука о познании. Основные виды познания

Формы научного знания

2


4

2

Практическая работа по поиску и применению учебной информации:

- Заполнение таблицы «Уровни научного познания».

3

Научное исследование и его сущность

Понятие о логике процесса исследования. Структура и содержание этапов исследовательского процесса

Выбор темы научного исследования. Тема, проблема, актуальность исследования.

Цели и задачи исследования. Объект и предмет исследования. Гипотеза

6


6


2


Практическая работа по поиску и применению учебной информации:

- Составление плана проведения собственного исследования.

- Выбор темы, объекта и предмета исследования, обоснование актуальности темы определение целей и задач исследования.

4

Методы научного исследования

Понятия «метод», «методология», «методика». История развития методов исследования. Методы научного познания. Принципы отбора методов исследования. Опросные методы исследования.

2



2

2

Практическая работа по поиску и применению учебной информации:

- Заполнение таблицы «Классификация методов исследования».

5

Общенаучные методы исследования

Определение понятия «мыслительная операция». Анализ. Синтез. Классификация. Индукция. Дедукция

Сравнение. Обобщение. Абстрагирование

2


4


Практическая работа по поиску и применению учебной информации:

- Составление опорного конспекта.

6

Методы наблюдения

Наблюдение как метод научного исследования. Виды наблюдения. Достоинства и недостатки метода наблюдения

2



4

2

Практическая работа по поиску и применению учебной информации:

- Составление алгоритма проведения наблюдения.

7

Метод эксперимента

Эксперимент как метод научного исследования. Виды эксперимента. Практическое значение эксперимента

2

4



2

Практическая работа по поиску и применению учебной информации:

- Составление алгоритма проведения эксперимента

- Выбор и обоснование методов исследования в соответствии с целью и задачами исследования

8

Поиск, накопление и обработка научной информации

Основные источники научной информации. Документ. Виды научных документов.

Поиск и сбор научной информации.Методы поиска информации.

Способы получения и переработки информации. Изучение научной литературы

6


4

2

Практическая работа по поиску и применению учебной информации:

- Заполнение таблицы «Виды переработки текста».

- Составление списка литературы по теме исследования

9

Форма исследовательской работы

Научная статья. Тезисы. Доклад.

Стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций).

Реферат.

Компьютерная презентация

8




6


2

Практическая работа по поиску и применению учебной информации:

- Составление понятийного словаря

- Составление тезисов по теме исследования

10

Научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования

Научная новизна как критерий научного исследования, определяющий степень преобразования, дополнения, конкретизации научных данных.

Теоретическая значимость исследования: обоснование концепций и классификаций, разработка принципов и моделей, дающих возможность идеализировать описания и объяснения эмпирических ситуаций.

Прикладной характер практической значимости исследования.

Апробация исследования

8






4

2

Практическая работа по поиску и применению учебной информации:

- Определение научной новизны собственного исследования

- Аргументация собственных суждений о теоретической значимости исследования.

11

Результаты и выводы исследования.

Анализ результатов исследования.

Интерпретация результатов исследования.

Отчет по итогам исследования. Структура отчета.

Выводы исследования. Рекомендации. Приложение

8




2

2

Практическая работа по поиску и применению учебной информации:

- Составление алгоритма оформления отчета по итогам исследования

12

Научная работа

Особенности научной работы и этика научного труда

Исследовательская работа (цель, задачи и требования к исследовательской работе).

Реферат, структура реферата. Виды рефератов. Критерии оценки реферата.

Доклад, структура доклада.

8





4

2

Практическая работа по поиску и применению учебной информации:

- Составление тезисов к докладу

13

Написание научной работы

Композиция научной работы

Рубрикация текста научной работы

Язык и стиль текста научно-исследовательской работы

Справочно-библиографическое оформление научного документа.

8





4

2

Практическая работа по поиску и применению учебной информации:

- Написание аннотации к исследовательской работе

14

Оформление исследовательской работы

Требования к оформлению исследовательской работы. Правила оформления цитат, ссылок, схем, иллюстраций, таблиц

2


4


Практическая работа по поиску и применению учебной информации:

- Оформление цитат, ссылок в соответствии с ГОСТом.


15

Презентация к исследовательской работе

Понятие «презентация». Структура презентации. Требования к составлению презентации

2


4

2

Самостоятельная работа студентов по поиску и применению учебной информации:

- Составление структуры презентации к своей исследовательской работы

16

Методика устного выступления

Понятие «публичная речь». Средства и композиция публичной речи.

Структура публичного выступления. Приемы ораторского искусства.

Виды публичной речи.Этапы подготовки устного публичного выступления

6




4


2

Практическая работа по поиску и применению учебной информации:

- Составление структуры публичного выступления.

- Составление структуры презентации к своей исследовательской работы

17

Контрольно-проверочный урок

2



Итого

80/64


Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля

и оценки результатов обучения

освоенные умения:


  • методологию научного исследования;

Оценка выполнения практического задания

  • методы научного познания;

Оценка выполнения практического задания

  • инструменты и методики научного поиска;

Оценка выполнения практического задания

  • правила оформления результатов исследования;

Оценка выполнения практического задания

  • формы исследовательской работы;

Оценка выполнения практического задания

  • методику устного выступления;

Оценка выполнения практического задания

усвоенные знания:


  • формулировать проблему, актуальность, методологию, цели и задачи исследования;

Устный и письменный опросы

Защита исследовательской работы

  • проводить обзор литературы по проблеме исследования и выделять малоизученные вопросы с целью их последующего детального изучения;

Устный и письменный опросы

Защита исследовательской работы

  • искать и находить источники для формирования теоретической базы исследовательской работы;

Устный и письменный опросы

Защита исследовательской работы

  • выделять новизну, практическую и теоретическую значимость научного исследования;

Устный и письменный опросы

Защита исследовательской работы

  • выполнять научно-исследовательскую работу и представлять результаты исследовательской деятельности в форме реферата, доклада, выступления на научной конференции и семинаре;

Устный и письменный опросы

Защита исследовательской работы

  • вести дискуссию по научным проблемам, объективно реагировать на критику и обоснованно доказывать правильность полученных выводов.

Устный и письменный опросы

Защита исследовательской работы






Организация образовательного пространства для реализации рабочей программы «Основы исследовательской деятельности»



Наименование специализированных аудиторий,

кабинетов, лабораторий и пр. с перечнем основного оборудования

Кабинет права

I. УМК преподавателя

1. Нормативный блок

1.1. Конституция РФ

1.1. ФЗ «Об образовании в РФ»

1.2 Рабочие учебные планы по дисциплине

1.3 Рабочая программа учебной дисциплины

1.4 Инструкции по охране труда

2. Теоретический блок

2.1. Авторские учебные пособия

2.2. Электронные учебники (приобретенные)

2.3. Электронные учебные пособия

2.4. Планы теоретических занятий.

2.6. Презентации к урокам

3. Информационный блок

3.1 Учебные справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и др.

3.2 Список литературы (основная, дополнительная, нормативно-правовые акты, Интернет-источники).

3.2.1 Основная литература

Бережнова Е.В, Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учеб. для студ. сред. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007.

Герцог Г.А. Учимся проводить исследование: методология, методика, техника: Учебное пособие. Челябинск: ЧИРПО, 2003. 136 с.

Исследовательская деятельность студентов. Учебное пособие / Под ред. Сальниковой Т.П. М.: Сфера, 2005.

3.2.2 Дополнительная литература

Самостоятельные исследования обучающихся: метод. рекомендации / сост: С.Н.Юревич, Л.А. Летучева. - Магнитогорск: МаГУ, 2013. - 40.с.

Далингер В.А. Самостоятельная деятельность учащихся - основа развивающего обучения //Математика в школе. 1994. №6. С. 17-21.

Исследовательская деятельность студентов. Учебное пособие / Под ред. Сальниковой Т.П. М.: Сфера, 2005.

Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. М.: Академия, 2001. 216 с.

Кожекина Т.В. Технология выполнения и оформления учебно-исследовательской работы: Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива, 2009. 168 с.

Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. 272 с.

Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. М.: ДАЕ, 2000. 120 с.

Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. СПб.: Михаил Сизов, 2002. 320 с.

Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991. 288с.

4. Практический блок

4.1 Планы теоретических занятий с указаниями по выполнению практических заданий.

5. Методический блок

5.1 Методические рекомендации «Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Учебное занятие: целеполагание, формы, методы, средства обучения и контроля»

5.2 Методические рекомендации «Контрольно-измерительные материалы как необходимое условие реализации основных профессиональных образовательных программ»

5.3 Методические рекомендации «Организация и методика проведения практических и лабораторных работ»

5.4 Рекомендации по подготовке к защите доклада

5.5 Указания по выполнению практических заданий по дисциплине.

6. Блок контроля

6.1 Перечень контрольно-оценочных заданий по дисциплине.

6.2 Перечень практических заданий.

6.3 Перечень заданий внеаудиторной самостоятельной работы.

II. Оснащение кабинета

1.1. Оборудование кабинета

1.1.1 Автоматизированное рабочее место преподавателя: компьютер, терминальное оборудование для ЭВМ, устройство ввода-вывода информации, средства архивного хранения больших объемов информации, монитор, системный блок, клавиатура, мышь, проектор, экран, колонки

1.1.2 Программные комплексы: операционная система Windows, программы пакета MS Office

1.1.5 Доска классная.

1.1.6 Шкаф комбинированный для размещения и хранения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, личного инструмента, технической литературы.

1.1.7 Средства для влажной уборки кабинета.

2.1 Учебная мебель и инвентарь

2.1.1 Стол преподавателя - 1 шт.

2.1.2 Стул преподавателя - 1 шт.

2.1.3 Стол ученический - 15 шт.

2.1.4 Стул ученический - 30 шт.



© 2010-2022