Консультация для родителей Развитие воображения у детей дошкольного опыта

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Психологи, педагоги начальных классов уделяют большое внимание развитию воображению у детей. Этому посвящается специальные уроки и занятия. Игры и этюды для развития воображения часто вводятся как элемент занятий в разные виды детской деятельности. Творческая личность невозможна без хорошо развитого воображения. Благодаря ему человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы реальности, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением , он может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире.
Воображение является основой наглядно - образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без практических действий .
В младшем и среднем дошкольном возрасте преобладает воссоздающее воображение, которое представляет собой создание образов, описываемых в стихах, сказках, рассказах взрослого. Особенности этих образов зависят от опыта ребенка, информации, накопившейся в его памяти, и уровня понимания того, что он слышит от взрослых, видит на картинках. Дошкольники верят в образы, возникающие в воображении, почти как в реальные явления. Однако возникающие образы разрознены, не объединяются в целостную картинку, зависят от изменяющихся внешних условий, которые каждый раз служат поводом для появления новых.

В старшем дошкольном возрасте активное воображение ребенка приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее опережать. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач.
В воображении возникает замысел в формате наглядной модели, схемы воображаемого предмета, явления, события и последующее ее дополнение деталями, придание ей конкретности, отличающей результаты воображения от мыслительной деятельности.
Приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребенка значительно полнее и точнее, чем раньше, воспроизводит действительность. Ребенок перестает путать действительное и вымышленное, реальное и фантастическое.
Воображение старшего дошкольника может приближаться к творческому воображению взрослого. Однако это творчество "для себя", к нему не предъявляется требование реализуемости, продуктивности. Основа активного воображения старшего дошкольника - сюжетно - ролевая и режиссерская игры. Рождаясь в игре , активное воображение переносится в другие виды деятельности - рисование, конструирование, сочинительство. Можно отметить оригинальность детских замыслов и результатов детского творчества.
Психологической и педагогической литературы по развитию воображения у дошкольников не так много.
Практика показала, что развитие активного воображения у дошкольников хорошо осуществляется с помощью подобранных этюдов, игры - путешествий, игры - импровизаций, психогимнастик. Многократно использовать материал по развитию воображения, включение его в каждодневную жизнь детей вызывает у них неизменный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять прелагаемый взрослым образ новыми деталями.
Эффективность развития воображения повышается , если педагог более детально описывает то , что должны представить и изобразить дети. Например, ребенок быстро принимает игру взрослого, который, "надев" ему на голову воображаемую шапочку, начинает спрашивает , не спадает ли она, впору, не колется, завязаны ли ленточки и так далее. Замечание "Что ты сыплешь мимо тазика!" - заставляет ребенка включиться полностью в воображаемый процесс.
Сравните два варианта вербального сопровождения действий взрослым:
- Дети, сейчас я надену вам на головы шапочки, на которых есть бубенчики. Позвените ими. Как весело они звенят!
- Дети, у меня есть волшебные колпачки, которые могут превратить вас в гномиков. Сейчас я каждому подарю такой колпачок.
У Саши колпачок - синего цвета, с вытянутым хвостиком, из мягкой фланельки, с желтыми цветами. На кончике хвостика - колокольчик. .А звенит он так: "Динь - дон, динь - дон".Голосок у него низкий. Попробуй, Саша, спеть вместе с колокольчиком!
Игры предоставляют прекрасную возможность для обогащения словарного запаса, когда действие ребенка педагог сопровождает описанием предметов, явлений, подбирая образные , точные выражения.
" Налей , Ваня, в тесто молока. Лей понемногу, чтобы тесто хорошо размешалось. Молоко теплое, белое, жирное, как сливки. Тесто сразу стало пышным, мягким"
Очень важно взрослому самому в воображении детально видеть то , что он описывает детям , тогда и они увидят.
Для развития воображения можно использовать занятия психогимнастики или ее отдельные элементы.
Игры можно разделить на четыре раздела.
Первый раздел игры - путешествия.Можно использовать разнообразный познавательный и речевой материал (стихи, песни) . Разнообразная деятельность не утомляет детей, яркие образы вызывают интерес. Игры - путешествия можно проводить в любом месте, где есть пространство.Они не требуют специальной подготовки, так как допускают бесконечную импровизацию с учетом знаний детей.
Важное условие - играть только до тех пор, пока детям интересно и их внимание сконцентрировано. Закончить игру можно в любом месте, а в следующий раз продолжить.
Игры - путешествия закрепляют знания детей о разных существах, временах года, явлений неживой природы, такие понятия , как "деревня", "город", "транспорт"; развивают интерес к сказкам, мультикам и т. п.
Второй раздел этюды на развитие воображения.
Также в них можно использовать речевой и познавательный материал .Этюды дают взрослому представление , как можно вербально наполнить этюд, развивая воображение детей. Взрослый активизирует воображение детей, побуждает их к общению, речевому сопровождению своих действий. Дети то украшают елку, то выпекают торт, то шьют куклам платья и т. п.
Нельзя долго описывать ситуацию, импровизировать без действий.
Третий раздел игры - беседы.Игры развивают память, мышление ,любовь к природе, диалогическую речь, учат быть внимательными.
В процессе беседы необходимо придумывать вместе с детьми ситуации, фантазировать.
Игры можно проводить индивидуально или с группой детей, на занятиях или вне их.
В четвертый раздел можно включить игры - импровизации. Эти игры можно использовать на всех видах занятий. Вхождению в образ помогает музыка. Взрослый только описывает ситуацию, но ничего не показывает, чтобы дети не подражали, а сами искали образ , проявляя свою творческую индивидуальность.Игры способствуют развитию пластики,чувства ритма , музыкальногго слуха, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявлять себя через самовыражение.
Пятый раздел мини - этюды.Чаще используются для того, чтобы собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Объекты изображения очень просты, доступны. Воссоздающее

Воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику.
Первоначально проводятся игры по подражанию, затем дети начинают фантазировать сами.


Консультация
на тему:

"Развитие речи и развитие
воображения".


© 2010-2022