- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка открытого занятия по бисероплетению
Методическая разработка открытого занятия по бисероплетению
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Федяева М.А. |
Дата | 26.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Центр развития творчества детей и юношества»
р.п. Варнавино Нижегородской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ПЛЕТЕНИЕ ИЗ БИСЕРА»
«В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ»
АВТОР РАЗРАБОТКИ:
Федяева Марина
Александровна-
педагог дополнительного
образования
высшей категории
р.п Варнавино
2014 г.
Каждый год в своем учреждении мы сталкиваемся с проблемой наполняемости детских объединений, поэтому у детей крайне необходимо пробудить интерес заниматься в них, и сделать это в необычной форме.
Так возникла идея проведения открытого занятия детского объединения «Плетение из бисера» в сказочной форме. За основу была взята сказка Бажова «Малахитовая шкатулка». Открытое занятие в виде заочного путешествия по общеобразовательной программе «Плетение из бисера», где каждый раздел - это остановка на пути следования.
В проведении занятия задействованы два сказочных персонажа: Сказительница и Хозяйка медной горы.
Для проведения занятия необходимо соответствующее оформление: карта путешествия, мастерская Катерины в виде сказочного терема, выставка работ воспитанников детского объединения «Плетение из бисера»; костюмы для ведущих, технические средства (ноутбук, медиапроектор, экран для показа медиаматериалов по истории бисероплетения).
После подведения итогов детям вручаются пригласительные билеты на посещение данного детского объединения.
ЦЕЛЬ: Приобщить к эстетической красоте искусства бисероплетения, пробудить желание заниматься в детском объединении "Плетение из бисера"
ЗАДАЧИ:
-
Создание положительного эмоционального настроя у детей.
-
Воспитание любви к народному творчеству, через постижение искусства бисероплетения.
-
Развитие творческой фантазии.
ОФОРМЛЕНИЕ:
- выставка работ воспитанников кружка «Плетение из бисера»
- карта - путешествие занятия (приложение №1)
- костюмы
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ: сказочные мотивы
ОБОРУДОВАНИЕ: столы для занятий, леска, бисер, компьютер для показа слайдов
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: раздаточный материал, карточка с кроссвордом
ПЛАН ЗАНЯТИЯ ХОД ПУТЕШЕСТВИЯ
-
Оргмомент
-
Основная часть
-
Подведение итогов
Старт «Красная гора»
1) «Малахитовая шкатулка» (история бисероплетения)
2) «Мастерская Катерины» (основы цветоведения)
3) «Заводская контора» (знакомство с чертежами, схемами)
4) «Фабрика по драгоценным узорным камням» (знакомство с простым способом плетения «крестик»)
«Царицын праздник» (экскурсия по выставке)
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сказительница: Когда-то давным-давно, на Годину Варнавы, красны девицы да добры молодцы пошли на реку смотреть. День-то праздничный был, и жарко - страсть, парун чистый. Так дошли они до Красной горы, да спустились к святому роднику. В овражке- то хорошо, пташки поют, радуются. От земли воспарение, дух легкий, присели на травку под сосной могучей, да призадумались, и тут ровно кто под бок толкнул, глянь к ним девица идет, коса через плечо, а на конце ленты, не то красные, не то зеленые.
Девица из себя ладная, а одежа такая, что другой на свете не найдешь. Сразу догадались они, что это сама Хозяйка медной горы пожаловала.
ВЫХОД ПЕДАГОГА В РОЛИ ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ.
Х.М.Г: Здравствуйте, давненько ко мне в гости никто не захаживал.
Сказ.: От стариков слыхали, что Хозяйка эта любит над человеком мудровать.
Х.М.Г: Видно признали меня, ну что ж посидим, поговорим. Видно настало время показать вам мое богатство.
Сказ.: И достает она малахитову шкатулку. А там, слышь - ко, всякий женский прибор: колье, бусы, браслеты и протча, что даже не у всякой богатой невесты бывает.
( Хозяйка медной горы показывает изделия из бисера,
которые лежат в шкатулке)
Х.М.Г: Прямо говорите, нравится?
ДЕТИ: Да, очень нравится!
Х.М.Г: Да, мои мастера потрудились на славу! (с хитринкой) Хотите, и вас научу?
ДЕТИ: Да, хотим!
Сказ.: Ох, не просто стать мастеровым у Хозяйки. Много препятствий чинит она. Вот, например, первое:
Из каких это каменьев самоцветных сделаны ее богатства? Кто говорит, что это слезы Хозяйки были, кто говорит, что стекло простое. Так что, ребятушки, будьте с нею очень осторожны, и очень-очень внимательны.
Тут она - протягивает ладошку, и видно, что на ней зернышки разненькие, полнехонька горсть, тут один знающий случился, поглядел сбоку на зернышки, и говорит,- « Да ведь это бисер». Вот оказывается, из чего создают мастера ее богатства.
Х.М.Г: Искусство это не простое, история бисера уходит в далекое прошлое. Еще древние египтяне первыми научились изготовлять бисер, плести из нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками платья. Даже символы божественной власти фараонов - знаменитые усхи- ожерелья Солнца создавались не только из золота, но и из бисера.
Обратили внимание на красоту стекла и в Древней Руси. В 11 веке в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. Но только Ломоносову, великому русскому ученому удалось организовать бисерное производство, и создать виды бисера и стекляруса не имеющих иностранных аналогов.
В конце 18-19 вв. увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России.
Чего только не делали наши предки из бисера, стекляруса и бусин. Область применения этого материала оказалась очень широкой - от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца.
Старинные работы так красиво и так не похожи на то, что окружает нас сегодня. Они служат неиссякаемым источником новых идей и вдохновения. Заимствование отдельных приемов, техника исполнения, элементов орнамента придает современным вещам необычный вид.
Ну, а теперь, когда вы так хорошо выслушали меня, проверю-ка я вашу внимательность.
(разгадывание кроссворда)
см. Приложение 2.
Сказ.: Вот так и пошло дело. Об одном узнали, невольно к другому подошли. Жила еще когда-то здесь Катерина, Данилы - мастера жена. Тоже такая мастерица! Не зря же Хозяйка Медной горы вас к ее мастерской привела. Наверняка еще испытание устроить хочет.
Х.М.Г: Много нынче по моему делу мастеров развелось. Но только бисер переводят. А того не понимают, что для этого не только узор хороший требуется, но и желание, а главное видение. Цвет играет огромную роль в создании бисерных изделий, при работе с бисером, необходимо представлять закономерности взаимовлияния различных цветов, особенности их восприятия человеческим глазом. Более подробно о сочетании цветов вы узнаете, если пройдете, все испытания и поступите в мою мастерскую. А, сейчас мы немного потренируемся в подборе цветов, и узнаем ваше природное чутье.
(задание с цветом)
Детям предлагаются разноцветные полоски из которых они выбирают две наиболее подходящие по цвету друг к другу.
Сказ.: Работа эта, словно огонек в лесу: кого развеселит, кого обогреет, кого на думки наведет. В те годы ведь по мудреному учили, кто с лету берет, а кто и по чертежам. Вот потому и открыли заводскую контору, в которой заводчики мастерам разные чертежи и проекты отписывали.
Х.М.Г: Ну, что готовы ли вы к следующему моему испытанию? (раздает схемы плетения)
Посмотрите хорошенько, коли все правильно прочтете, и будете придерживаться этого чертежа, то по-настоящему узор выйдет, аккуратненько так, ладненько.
(объясняет, как правильно работать с этими схемами)
Школа по бисероплетению по тогдашнему положению не было, а мастерство завидное. Потому мое обучение проходит согласно принципу: от простого к сложному. От таких чертежей до солидных проектов, которые впоследствии реализуются на большой фабрике по драгоценным и узорным камням. Вот уж где мастера первостатейные. Но и вы ведь не лыком шиты. Справитесь и со следующим моим заданием.
(плетут по схеме)
см. Приложение 3
Сказ.: Что угодно говорите, а моды не бисер не прошла. Лучшие работы как диковины показывают, да не кому-нибудь, а самой царице в угоду.
Своим указом Хозяйка медной горы по этому случаю проводит большой Царицын праздник.
(подводит к выставке)
Х.М.Г: Брильянтами, да изумрудами и другими дорогими камнями царицу не удивишь, коли у ней таких камней полнехонек сундук набит, а камни самого высокого сорту. А вот бисерными изделиями, да с узором, проймешь. Да вы сами в этом убедитесь, когда пройдетесь по моей кладовой, где все такие богатства собраны.
(экскурсия по выставке)
Ну, вот и все. Препятствия мои вы с честью выполнили, не испугались. Мне как раз таких мастеровых да толковых надо. Приходите, я еще вас и не тому научу. А куда, так это в моей памятке сказано.
Сказ.: Вот она какая - Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретится - горе, а доброму - успехов да радости!
В КОНЦЕ ЗАНЯТИЯ ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ РАЗДАЕТ ПРИГЛАШЕНИЯ В СВОЮ МАСТЕРСКУЮ.
Приложение 2.
КРОССВОРД ПО ТЕМЕ "ИСТОРИЯ БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ".
5
1
4
3
2
-
Где впервые научились изготовлять бисер? /Египет/
-
В каком городе Древней Руси появились первые мастерские по изготовлению бисера? /Киев/
-
Какому великому русскому ученому удалось организовать бисерное производство? /Ломоносов/
-
Самое большое полотно предназначенное для украшения стен царского дворца? /гобелен/
-
Что придает современным вещам необычный колорит? /орнамент/.