• Преподавателю
  • Другое
  • Открытый урок по экономике в 9классеЭкономическая природа олигополии, монополии, конкуренции

Открытый урок по экономике в 9классеЭкономическая природа олигополии, монополии, конкуренции

Цели урока (слайд №2).   1. Рассмотреть четыре модели рынка, различающихся по количеству фирм и типу продукции. 2. Развивать навыки работы обучающихся в группах. 3. Воспитывать чувство справедливого соперничества.   Понятия и определения:   монополия монопсония олигополия олигопсония конкуренция   Ход урока.   Проверка домашнего задания (тест – слайд №3).     Повторение материала.   Чтобы продолжить урок, необходимо разбиться на группы №1, №2, №3. В каждой группе выберем эксперта, который будет следить за ответами своих товарищей и оценивать их работу в листе учёта (слайд №4).   Для изучения нового материала необходимо чётко знать категории спроса и предложения. Каждая группа получает задание под соответствующими номерами (слайд № 5). Изучение нового материала.    
Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ п. Соколье

Елецкого района Липецкой области


Открытый урок по экономике в 9классе



Открытый урок по экономике в 9классеЭкономическая природа олигополии, монополии, конкуренции



Выполнила:

учитель экономики

Шарандина Светлана Александровна



Цели урока (слайд №2).

1. Рассмотреть четыре модели рынка, различающихся по количеству фирм и типу продукции.

2. Развивать навыки работы обучающихся в группах.

3. Воспитывать чувство справедливого соперничества.

Понятия и определения:

монополия

монопсония

олигополия

олигопсония

конкуренция

Ход урока.


  1. Проверка домашнего задания (тест - слайд №3).


  1. Неявные издержки:

А) постоянные;

Б) переменные;

В) затраты на покупку факторов производства;

Г) собственные ресурсы фирмы.

2. Бухгалтерская прибыль включает:

А) экономическую и нормальную;

Б) только нормальную;

В) только экономическую;

Г) нет верного ответа.

3. Какой из видов затрат не относится к внешним издержкам:

А) покупная стоимость сырья и материалов;

Б) стоимость рабочего времени предпринимателя;

В) арендная плата;

Г) заработная плата нанимаемых работников.

4. Экономические издержки:

А) стоимость собственных ресурсов не учитывается;

Б) учитывается альтернативная стоимость всех используемых фирмой ресурсов;

В) они меньше бухгалтерских издержек на величину непроизводственных затрат;

Г) они не включают внутренние издержки.

5. Краткосрочный период:

А) промежуток времени меньше одного года;

Б) период, в котором все факторы производства переменные;

В) время, необходимое для того, чтобы изменить выпуск продукции;

Г) период, на протяжении которого хотя бы один фактор остаётся неизменным по объёму.


  1. В краткосрочном периоде к переменным издержкам относятся:

А) заработная плата основных рабочих;

Б) выплата налога на имущество;

В) амортизационные отчисления;

Г) арендная плата.


  1. Повторение материала.

Чтобы продолжить урок, необходимо разбиться на группы №1, №2, №3. В каждой группе выберем эксперта, который будет следить за ответами своих товарищей и оценивать их работу в листе учёта (слайд №4).

Для изучения нового материала необходимо чётко знать категории спроса и предложения. Каждая группа получает задание под соответствующими номерами (слайд № 5).


  1. Изучение нового материала.


  1. Монополия, олигополия, конкуренция.

Как мы знаем, на любом рынке ситуация регулируется спросом и предложением, которые можно изобразить графически. Поэтому урок построим на изучении графиков и таблиц, которые помогут в формировании представления основных категорий урока.

Рассмотрим три ситуации на рынке.

Ситуация №1 (слайд №6).

Весь товар производится одной фирмой. В результате сложился спрос и предложение.

Равновесная цена = 100.

Равновесное количество = 50% (график №1).

Пользуясь этим положением, продавец может манипулировать ценой, снижая объём производства. Снизив производство до 30% (график №2), цены поднялись до 140.

Запись в тетрадях (слайд №7).

Ценодиктатор - производитель, который может манипулировать ценой.

Монополия - тип отраслевого рынка, на котором существует один продавец, не имеющий близкого заменителя.

Монопсония - на рынке спроса один покупатель.

Ситуация №2 (слайд №8).

Весь товар производят три фирмы. В результате сложился спрос и предложение.

Равновесная цена - 100.

Равновесное количество - 50% (график №1).

Каждый из производителей может сокращать производство, но их влияние на рынок ограничено.Даже полностью остановив производство, один производитель меняет цены только на 15% (график №2).

Запись в тетрадях (слайд №9).

Ценоискатель - производитель, чьё влияние на рынок ограничено.

Олигополия - наличие на рынке определённого товара нескольких крупных фирм, конкурирующих друг с другом.

Олигопсония - присутствие нескольких покупателей на рынке спроса.

Ситуация №3 (слайд №10).

Весь товар производится десятью фирмами. В результате сложился спрос и предложение.

Равновесная цена - 100.

Равновесное количество - 50% (график №1).

Уход с рынка одного продавца при такой конкуренции почти незаметен (график №2).

Запись в тетрадях (слайд №11).

Ценополучатель - производитель, который не влияет на ценообразование.

Конкуренция - наличие множества покупателей и продавцов.


  1. Влияние конкуренции на деятельность фирм.

Подробнее остановимся на категории «конкуренция».

Результаты любой деятельности фирмы зависят не только от её затрат, но и от типа рынка, на котором продаётся товар. При этом учитывается не только вид товара, но и условия конкуренции на данном рынке. Обычно выделяют четыре типа конкуренции (слайд №12):

  1. Рынок совершенной конкуренции.

  2. Рынок монополистической конкуренции

  3. Олигопольный рынок.

  4. Рынок монополий.

Вам будут представлены характеристики этих типов рынков (сообщения учеников, слайд №13).

Понять и запомнить различия между рынками разных типов поможет таблица №1 (слайд №14).

Вопрос: каковы возможности продавцов и покупателей на этих рынках? (Опрос обучающихся).

Вывод по таблице №1 (слайд №15), запись в тетрадях):

возможности покупателей и продавцов равны только на рынке совершенной конкуренции. На всех остальных типах рынков влияние продавцов>влияния покупателей.


  1. Закрепление.

Вам будет представлено описание рынка (слайд №16). Даётся время на обдумывание по группам, затем каждая группа даёт свою точку зрения. (Идёт обсуждение, даётся правильный ответ - слайд №17).


  1. Итоги.


  1. Вывод по уроку (слайд №18): для успешного развития экономики страны необходимо защищать конкуренцию и препятствовать развитию и появлению монопольных рынков, чтобы защищать покупателей от навязывания высоких цен.


  1. Проверка тестовых заданий (слайд №19).


  1. Итоги работы групп (выступления экспертов).


  1. Домашнее задание (слайд №20): записи в тетрадях, §41, определить тип рынка.

© 2010-2022