- Преподавателю
- Другое
- ПРОГРАММА Элективного курса Интернет: среда и средство получения знаний
ПРОГРАММА Элективного курса Интернет: среда и средство получения знаний
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фантаев Д.А. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА
Элективного курса
Интернет: среда и средство получения знаний
Автор Фантаев Д.А
Объем различных форм учебной работы;
Всего занятий 17 часов
Лекционных 3 часа
Практических 12 часов
Др. формы 2 часа
Форма контроля защита проекта
Учитель истории МОУ СОШ №8 г. Углича
Фантаев Д. А.
Углич
2012 год
Пояснительная записка
Переход к профильному обучению в старших классах определяет необходимость поиска и отбора соответствующих технологий и содержания предпрофильной подготовки учащихся. В связи с этим большое значение приобретает Интернет - как определенная среда, имеющая огромный образовательный потенциал и как технология получения универсальных и профильных знаний и умений. Поэтому считаем, целесообразным
включение элективного курса «Интернет: среда и средство получения знаний» в систему предпрофильной подготовки учащихся.
Этот курс может рассматриваться с одной стороны, как надпрофильный, т.к. в нем изучаются общие вопросы, универсальные знания и умения, которые пригодятся каждому школьнику, независимо от выбранного им профиля. С другой стороны - он решает задачи предпрофильной подготовки учащихся к углубленному изучению предметов информационно-технологического профиля.
Кроме того, в процессе изучения курса имеются большие возможности для реализации «проб выбора профиля обучения». Интернет-ресурсы позволяют составить множество самых разных проб, ориентированных практически на все профили, что позволит учащемуся уточнить и конкретизировать свои запросы на выбор профиля, а учителю отслеживать и в случае необходимости корректировать предпрофильную подготовку школьника.
Интернет представляет собой сложный феномен, которому трудно или почти невозможно дать более или менее полное определение. Наиболее часто вместо его дефиниции встречаются словосочетания: «Глобальная информационная сеть», «Всемирная паутина». Объяснением тому являются высокие темпы развития Интернета, которые значительно опережают всякое теоретическое осмысление этого явления.
На ранних стадиях развития Интернета ученые и преподаватели составляли примерно 35% общего числа его пользователей, а к 1995 г. научное сообщество при относительно небольших размерах забирало почти половину всего мирового трафика. Сегодня интернет превратился в органичную среду научно-образовательного процесса, вне которой уже не возможно представить существование науки и функционирование системы образования, профессиональное развитие исследователей и преподавателей. И хотя Россия значительно уступает другим развитым странам по масштабам использования «всемирной паутины», перспектива развития образования и науки страны связана именно с Интернетом.
Число электронных документов, полнотекстовых файлов постоянно растет, отдельные документы существуют только в электронном варианте. Каждую секунду к 1 млрд. 400 млн. Web-страниц, которые уже имеются в Интернете, добавляются, по данным NEC Research Institute, 25 новых.
Научно-образовательный сектор Интернета является одним из самых быстро развивающихся. Например, в 2002 г. создан консорциум Российских образовательных интернет-порталов, на каждом из которых представлено много информации по широкому кругу проблем, в том числе профильному обучению. Поэтому полагаем необходимым учить школьников работать в Интернете.
Представляется невозможность изучения Интернета традиционными методами и средствами. Феномен требует адекватных методов и методик. Специфика Интернета требует включенности школьников в процесс познания новой формы реальности. Восприятие возможно лишь при получении «непосредственного» опыта общения - «один на один». Позиция преподавателя при этом видоизменяется: добавляется третий участник образовательного процесса - Интернет. Каждое занятие становится неким действием, своеобразной ролевой игрой с мастером - преподавателем, устанавливающим правила игры, но не способным заранее определить ее результаты.
В рамках курса рассматриваются следующие аспекты интернет-взаимодействий:
-
Интернет как средство обучения;
-
Использование сервисов Интернет как средства обучения
-
Интернет как деятельностная обучающая среда;
-
• Интернет как среда и средство осознанного выбора профиля обучения.
Целью курса является предоставление школьникам общих представлений о природе и эволюции Интернета; показать основные правила работы в Интернете; научить пользоваться основными его возможностями в самостоятельном получении знаний, проведении исследовательской работы.
Соответственно курс состоит из двух частей: теоретической и технологической. Которые реализуются через дистанционное обучение
Задачи курса:
1. Дать общие представления о пространстве Интернета;
2. Превратить его в понятную и комфортную среду обучения;
3. Обучить основными правилами работы в Интернете;
4. Создать каждому школьнику «виртуальный портфолио» выполненных работ, «проб выбора».
Место курса в системе предпрофильной подготовки.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку школьников и по своей сути может быть надпредметным или междисциплинарным, строится на основе информатики и технологии, с использованием методов исследовательской и проектной деятельности. Представляется, что знания и навыки, полученные учениками, окажутся полезными при дальнейшем изучении предметов не только информационно-технологического профиля, но всех других и будут способствовать более осознанному выбору профиля для дальнейшего обучения.
Требования к уровню освоения содержания курса.
Школьникам достаточно владеть основными программами Microsoft Office (Word, Excel), Windows, Outlook Express, иметь опыт работы в Интернете на уровне пользователя.
По окончании элективного курса ученики должны уметь эффективно пользоваться инструментами для работы в Интернет-пространстве, владеть навыками поиска и работы с веб-ресурсами, уметь анализировать объекты образовательной Интернет-среды.
Курс составлен исходя из авторской программы «Интернет: среда и средство получения знаний»1, с расширением темы тем по сервисам Интернета. Распределение часов курса по темам и видам работы. Данный элективный курс предполагает 17 тематических занятий. Дистанционный курс состоит из практических занятий, интерактивных семинаров через форум.
Формы итогового контроля. Составление аналитических описаний веб-ресурсов по выбранному профилю обучения в «виртуальный портфолио» предпрофильной подготовки. Описание возможностей дальней1шего использования интернет - сервисов.
Содержание
Тема 1. Интернет - среда развития образования
Интернет и информационное общество - эволюция понятий. Функции информации в развитии общества, культуры, образования. Способы трансляции информации. Информационные технологии. Интернет как глобальная информационно-образовательная среда: количественные и качественные характеристики. Как работает Интернет. Основные виды Интернет - коммуникаций. Конвергенция технологий.
Тема 2. Инструментарий работы в Интернет
Интерфейс, программы, ссылки, каталоги, файлы. Установка специализированных программ и сервисов, позволяющих эффективно работать в Интернет. Базы данных, порталы, архивы сайтов, классификация. Интернет сервисы классификация возможности использования. Поисковые системы. Релевантность, индексируемость и проверяемость данных.
Интернет-источники, edu.ru - головной портал Консорциума российских образовательных порталов; The Association of Internet Researchers./aoir.org.
Тема З. Образовательные веб-ресурсы и технологиивиртуального обучения
Использование накопленного инструментария (см. выше). Поиск и анализ образовательных веб-ресурсов. Составление аннотируемого каталога образовательных веб - ресурсов по выбранному профилю. Интернет - технологии обучения: участие в олимпиадах, конкурсах, подготовка выступления и участие в Интернет - конференциях и т.д. Составление «виртуального портфолио» личных достижений. Интернет-источники: edu.ru - головной портал Консорциума российских образовательных порталов; auditorium.ru: fio.ru.
Тема 3. Информационная безопасность
Принципы безопасности в Интернет. Преступные структуры в Интернет. Информационные войны. Хакерство как явление: идеология и структура. Вирусы: классификация и методы борьбы. Информационное оружие.
№
Тема занятия
Вид занятия
Интернет - среда развития образования (2 часа).
Интернет. История возникновения.
Лекция
Практикум. Интернет - информационная среда
Практикум
Инструментарий работы с интернетом. (8 часов)
Интернет - навигационная и поисковая система.
Лекция.
Браузер - инструмент работы в Интернет.
Практикум
Практикум. Поиск информации в интернет.
Практикум.
Практикум. Поиск информации в интернет.
Практикум.
Практикум. Сервисы Интернета. Почта.
Практикум.
Практикум. Сервисы Интернета. Хранение файлов. Совместное использование.
Практикум.
Практикум. Социальные сервисы интернета и образование.
Практикум.
Практикум. Сервисы телеконференций.
Практикум.
Образовательные веб-ресурсы и технологии виртуального обучения. (3 часа)
Анализ образовательных ресурсов. Аннотация. Лекция.
Лекция.
Анализ найденных образовательных ресурсов.
Практикум.
Освоение технологий интернет-коммуникаций. В образовании.
Практикум.
Информационная безопасность (2 часа)
Информационная безопасность в Интернете.
Практикум.
Информационная безопасность в Интеренете.
Практикум.
Защита работ.(2 часа)
Литература
-
Песков Д. Информационная безопасность в Интернет. Текст лекции. ip.mqimo.ru;
-
Информационная безопасность, cybercrime.report.ru;
-
Основы ведения информационной войны, lib.ru;
-
Левкин А. Информационные войны: вторжение, russ.ru;
-
Мюнклер Херфрид. Терроризм как стратегия коммуникации. deutschebotschaft-moskau.ru;
-
Программа элективного курса Интернет: среда и средство получения знаний. Н. В. Новожилова Москва 2003 г.
1 Программа элективного курса. Интернет: среда и средство получения знаний. Авторы Н. В. Навожилова, к.п.н., доцент. Москва 2003 год.