ПРОГРАММА Элективного курса Интернет: среда и средство получения знаний

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ПРОГРАММА

Элективного курса

Интернет: среда и средство получения знаний

Автор Фантаев Д.А

Объем различных форм учебной работы;

Всего занятий 17 часов

Лекционных 3 часа

Практических 12 часов

Др. формы 2 часа

Форма контроля защита проекта

Учитель истории МОУ СОШ №8 г. Углича

Фантаев Д. А.



Углич

2012 год

Пояснительная записка

Переход к профильному обучению в старших классах определяет необходимость поиска и отбора соответствующих технологий и содержания предпрофильной подготовки учащихся. В связи с этим большое значение приобретает Интернет - как определенная среда, имеющая огромный образовательный потенциал и как технология получения универсальных и профильных знаний и умений. Поэтому считаем, целесообразным

включение элективного курса «Интернет: среда и средство получения знаний» в систему предпрофильной подготовки учащихся.

Этот курс может рассматриваться с одной стороны, как надпрофильный, т.к. в нем изучаются общие вопросы, универсальные знания и умения, которые пригодятся каждому школьнику, независимо от выбранного им профиля. С другой стороны - он решает задачи предпрофильной подготовки учащихся к углубленному изучению предметов информационно-технологического профиля.

Кроме того, в процессе изучения курса имеются большие возможности для реализации «проб выбора профиля обучения». Интернет-ресурсы позволяют составить множество самых разных проб, ориентированных практически на все профили, что позволит учащемуся уточнить и конкретизировать свои запросы на выбор профиля, а учителю отслеживать и в случае необходимости корректировать предпрофильную подготовку школьника.

Интернет представляет собой сложный феномен, которому трудно или почти невозможно дать более или менее полное определение. Наиболее часто вместо его дефиниции встречаются словосочетания: «Глобальная информационная сеть», «Всемирная паутина». Объяснением тому являются высокие темпы развития Интернета, которые значительно опережают всякое теоретическое осмысление этого явления.

На ранних стадиях развития Интернета ученые и преподаватели составляли примерно 35% общего числа его пользователей, а к 1995 г. научное сообщество при относительно небольших размерах забирало почти половину всего мирового трафика. Сегодня интернет превратился в органичную среду научно-образовательного процесса, вне которой уже не возможно представить существование науки и функционирование системы образования, профессиональное развитие исследователей и преподавателей. И хотя Россия значительно уступает другим развитым странам по масштабам использования «всемирной паутины», перспектива развития образования и науки страны связана именно с Интернетом.

Число электронных документов, полнотекстовых файлов постоянно растет, отдельные документы существуют только в электронном варианте. Каждую секунду к 1 млрд. 400 млн. Web-страниц, которые уже имеются в Интернете, добавляются, по данным NEC Research Institute, 25 новых.

Научно-образовательный сектор Интернета является одним из самых быстро развивающихся. Например, в 2002 г. создан консорциум Российских образовательных интернет-порталов, на каждом из которых представлено много информации по широкому кругу проблем, в том числе профильному обучению. Поэтому полагаем необходимым учить школьников работать в Интернете.

Представляется невозможность изучения Интернета традиционными методами и средствами. Феномен требует адекватных методов и методик. Специфика Интернета требует включенности школьников в процесс познания новой формы реальности. Восприятие возможно лишь при получении «непосредственного» опыта общения - «один на один». Позиция преподавателя при этом видоизменяется: добавляется третий участник образовательного процесса - Интернет. Каждое занятие становится неким действием, своеобразной ролевой игрой с мастером - преподавателем, устанавливающим правила игры, но не способным заранее определить ее результаты.

В рамках курса рассматриваются следующие аспекты интернет-взаимодействий:

  • Интернет как средство обучения;

  • Использование сервисов Интернет как средства обучения

  • Интернет как деятельностная обучающая среда;

  • • Интернет как среда и средство осознанного выбора профиля обучения.

Целью курса является предоставление школьникам общих представлений о природе и эволюции Интернета; показать основные правила работы в Интернете; научить пользоваться основными его возможностями в самостоятельном получении знаний, проведении исследовательской работы.

Соответственно курс состоит из двух частей: теоретической и технологической. Которые реализуются через дистанционное обучение

Задачи курса:

1. Дать общие представления о пространстве Интернета;

2. Превратить его в понятную и комфортную среду обучения;

3. Обучить основными правилами работы в Интернете;

4. Создать каждому школьнику «виртуальный портфолио» выполненных работ, «проб выбора».

Место курса в системе предпрофильной подготовки.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку школьников и по своей сути может быть надпредметным или междисциплинарным, строится на основе информатики и технологии, с использованием методов исследовательской и проектной деятельности. Представляется, что знания и навыки, полученные учениками, окажутся полезными при дальнейшем изучении предметов не только информационно-технологического профиля, но всех других и будут способствовать более осознанному выбору профиля для дальнейшего обучения.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Школьникам достаточно владеть основными программами Microsoft Office (Word, Excel), Windows, Outlook Express, иметь опыт работы в Интернете на уровне пользователя.

По окончании элективного курса ученики должны уметь эффективно пользоваться инструментами для работы в Интернет-пространстве, владеть навыками поиска и работы с веб-ресурсами, уметь анализировать объекты образовательной Интернет-среды.

Курс составлен исходя из авторской программы «Интернет: среда и средство получения знаний»1, с расширением темы тем по сервисам Интернета. Распределение часов курса по темам и видам работы. Данный элективный курс предполагает 17 тематических занятий. Дистанционный курс состоит из практических занятий, интерактивных семинаров через форум.

Формы итогового контроля. Составление аналитических описаний веб-ресурсов по выбранному профилю обучения в «виртуальный портфолио» предпрофильной подготовки. Описание возможностей дальней1шего использования интернет - сервисов.

Содержание

Тема 1. Интернет - среда развития образования

Интернет и информационное общество - эволюция понятий. Функции информации в развитии общества, культуры, образования. Способы трансляции информации. Информационные технологии. Интернет как глобальная информационно-образовательная среда: количественные и качественные характеристики. Как работает Интернет. Основные виды Интернет - коммуникаций. Конвергенция технологий.

Тема 2. Инструментарий работы в Интернет

Интерфейс, программы, ссылки, каталоги, файлы. Установка специализированных программ и сервисов, позволяющих эффективно работать в Интернет. Базы данных, порталы, архивы сайтов, классификация. Интернет сервисы классификация возможности использования. Поисковые системы. Релевантность, индексируемость и проверяемость данных.

Интернет-источники, edu.ru - головной портал Консорциума российских образовательных порталов; The Association of Internet Researchers./aoir.org.

Тема З. Образовательные веб-ресурсы и технологиивиртуального обучения

Использование накопленного инструментария (см. выше). Поиск и анализ образовательных веб-ресурсов. Составление аннотируемого каталога образовательных веб - ресурсов по выбранному профилю. Интернет - технологии обучения: участие в олимпиадах, конкурсах, подготовка выступления и участие в Интернет - конференциях и т.д. Составление «виртуального портфолио» личных достижений. Интернет-источники: edu.ru - головной портал Консорциума российских образовательных порталов; auditorium.ru: fio.ru.

Тема 3. Информационная безопасность

Принципы безопасности в Интернет. Преступные структуры в Интернет. Информационные войны. Хакерство как явление: идеология и структура. Вирусы: классификация и методы борьбы. Информационное оружие.

Тема занятия

Вид занятия

Интернет - среда развития образования (2 часа).

Интернет. История возникновения.

Лекция

    Практикум. Интернет - информационная среда

    Практикум

    Инструментарий работы с интернетом. (8 часов)

      Интернет - навигационная и поисковая система.

      Лекция.

        Браузер - инструмент работы в Интернет.

        Практикум

          Практикум. Поиск информации в интернет.

          Практикум.

            Практикум. Поиск информации в интернет.

            Практикум.

              Практикум. Сервисы Интернета. Почта.

              Практикум.

                Практикум. Сервисы Интернета. Хранение файлов. Совместное использование.

                Практикум.

                  Практикум. Социальные сервисы интернета и образование.

                  Практикум.

                    Практикум. Сервисы телеконференций.

                    Практикум.

                    Образовательные веб-ресурсы и технологии виртуального обучения. (3 часа)

                      Анализ образовательных ресурсов. Аннотация. Лекция.

                      Лекция.

                        Анализ найденных образовательных ресурсов.

                        Практикум.

                          Освоение технологий интернет-коммуникаций. В образовании.

                          Практикум.

                          Информационная безопасность (2 часа)

                            Информационная безопасность в Интернете.

                            Практикум.

                              Информационная безопасность в Интеренете.

                              Практикум.

                                Защита работ.(2 часа)



                                  Литература

                                  1. Песков Д. Информационная безопасность в Интернет. Текст лекции. ip.mqimo.ru;

                                  2. Информационная безопасность, cybercrime.report.ru;

                                  3. Основы ведения информационной войны, lib.ru;

                                  4. Левкин А. Информационные войны: вторжение, russ.ru;

                                  5. Мюнклер Херфрид. Терроризм как стратегия коммуникации. deutschebotschaft-moskau.ru;

                                  6. Программа элективного курса Интернет: среда и средство получения знаний. Н. В. Новожилова Москва 2003 г.

                                  1 Программа элективного курса. Интернет: среда и средство получения знаний. Авторы Н. В. Навожилова, к.п.н., доцент. Москва 2003 год.

                                  © 2010-2022