- Преподавателю
- Другое
- Программа группы развития детей раннего возраста (2-3 года) «Вместе с мамой» с элементами системы Монтессори
Программа группы развития детей раннего возраста (2-3 года) «Вместе с мамой» с элементами системы Монтессори
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Георгиевская Е.А. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
центр психолого - педагогической реабилитации и коррекции «Восточный»
Утверждено
на программно - методическом Совете
ГБОУ ЦППРиК "Восточный"
Программа
группы развития детей раннего возраста (2-3 года)
«Вместе с мамой» с элементами системы Монтессори
Автор-составитель: Георгиевская Е.А.
Москва 2012 г.
Программа группы развития детей раннего возраста «Вместе с мамой»
с элементами системы Монтессори
(Рассчитана на группу кратковременного пребывания детей от 2 до 3-х лет)
Пояснительная записка
У каждого ребенка существуют его базовые потребности, неудовлетворение которых может привести к социальной дезадаптации и даже к замедлению психического развития.
Знаменитый психолог А. Маслоу рассматривал эту проблему с иерархической точки зрения, назвав её "Пирамидой потребностей". Каждая ступень взаимосвязана с предыдущей и, по мнению автора, все они должны быть удовлетворены постепенно, поэтапно от низших к высшим:
1 уровень. Реализация физиологических потребностей. Потребности в питании, сне и т.д.
2 уровень. Потребность ребенка в безопасности. Чувство защищенности.
Резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и соответственно замедлению психического развития.
3 уровень. Потребность в принятии и любви. В частности потребность в безусловном принятии.
4 уровень. Потребность в уважении.
5 уровень. Базисная потребность в самоактуализации. Творчество, как смысл жизни. Построение элементарной башни - это способ заявить о себе: "Это я! Я могу! Я другой!"
Если у ребенка не удовлетворена одна из первичных потребностей, то это не позволяет перейти на следующий «вышележащий» уровень реализации. Задачей педагогов в союзе с родителями является поэтапное удовлетворение базисных потребностей ребенка и предупреждение дезадаптации ребенка в обществе.
Таким образом, можно сформулировать цель данной программы: профилактика возникновения социальной дезадаптации.
Основными задачами программы являются:
- Развитие познавательной сферы детей: сенсорное развитие, формирование мыслительных процессов, развитие представлений об окружающем мире, формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности; развитие игровых навыков; произвольного поведения;
- Социальное развитие: развитие навыков взаимодействия детей друг с другом (развитие форм общения: вербальные, невербальные; развитие способов усвоения общественного опыта)
- Физическое развитие ребенка: развитие крупной, основных движений тела, мелкой моторики;
- Развитие навыков самообслуживания;
- Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению;
- Формирование активной позиции родителей к процессу ранней социализации и адаптации.
Одним из направлений работы группы развития, является работа с родителями:
- Развивающая работа строится на единстве требований к обучению и воспитанию в группе и в семье (стратегия воспитания);
- Эффективность обучения и воспитания зависит от степени включенности родителей в образовательный процесс;
- Формы работы с родителями:
а. Обучение родителя взаимодействию с ребенком, использованию развивающих и дидактических материалов путем активного наблюдения за работой педагога;
б. Проведение лекций по интересующим темам;
в. Консультации родителей по вопросам воспитания ребёнка.
Организационные принципы группы:
-
Создание развивающей среды, которая включает в себя:
-
помещение, оборудование с учетом детских возможностей, эстетических требований
-
Монтессори-материал для детей от 8 мес. до 3 лет
-
подготовленных родителей
-
подготовленного педагога.
-
Организация свободной работы. Обеспечивающей для ребёнка
-
свободу выбора материала
-
свободу выбора места для работы с персональным материалом
-
свободу выбора партнера или партнеров
-
Соблюдение правила:
« Пользуйся всеми свободами, но не мешай другим»:
-
«В нашей группе-всем известно материал кладем на место»
по окончании работы мы возвращаем материал в первоначальное состояние. ведь придёт другой малыш и будет переживать, что здесь непорядок.-
«Мы друг другу не мешаем, если просят - помогаем!»
здесь работает (имя малыша)…давай не будем ему мешать…выбери что-нибудь другое…
обращаемся к малышу: "Ты не против, если (имя ребёнка) с тобой поработает?" -
«Мама не вмешивается в конструктивную деятельность ребёнка и не мешает ему, если он не просит о помощи».
-
-
«Мы учимся сопереживать, а не переживать за ребёнка. вместе радоваться успехам и преодолевать трудности.
4.Поддержание порядка в среде.
5.Создание педагогом атмосферы доброжелательности, доверия, сотрудничества, принятие каждого ребёнка.
Рекомендации по организации работы группы.
1. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность 1,5 часа
2. Возраст детей 2-3 года (возможно от 1 г.11м, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка)
3. Количество детей в группе 10-12 человек
4. Каждого ребёнка сопровождает взрослый, который ассистирует ребёнку на занятиях и является активным участником группового занятия. Для успешной работы ассистент должен придерживаться нескольких простых правил.
-ребёнок и ассистент представляет собой единое целое, поэтому ассистент не должен во время занятий разговаривать с ребёнком, их собеседник педагог.
-если ребёнок не повторяет за педагогом жест , ассистент, взяв руки малыша в свои, делает этот же жест вместе с ним.
5. Каждое занятие соответствует постоянной структуре, внутри которой происходят изменения
6. Начало и конец занятия, а также смена видов деятельности четко определены, очевидны для ребёнка и образуют своеобразную рамку, внутри которой ребёнок чувствует себя безопасно и уверенно.
7. Переход от этапа к этапу происходит по звуковому сигналу в следующем порядке:
Ведущий звонит в колокольчик, дождавшись, пока дети не повернутся в его сторону, сообщает им о том, что будет происходить дальше.
Распределение ролей между педагогами и родителями в группе.
Успешность группы "Вместе с мамой" существенно зависит от точного распределения педагогической деятельности между Монтессори - педагогом и родителем:
Педагогическая деятельность
Деятельность Монтессори - педагога
Деятельность родителя
1.Подготовка среды
Дает рекомендации по создания развивающей среды дома
По возможности создает рекомендованную среду
2. Презентация Монтессори- материала
Проводит презентация материала для детей и родителей
Проводит повторную презентацию только своему ребенку
3. Наблюдение
За всеми детьми и родителями (точность работы, наличие проблем, выполнение правил, оценка динамики развития ребенка)
Только за своим ребенком с помощью Монтессори - педагога.
4. Анализ наблюдения
На основе анализа наблюдений составляет план коррекционной работы и прогнозирует результаты
Вместе с М. - педагогом анализирует динамику развития ребенка и его успехи
5. Стратегия развития группы
Создание психологического комфорта, введение правил группы
Принятие правил и стиля Монтессори - группы
Обучающие занятия для родителей.
Вводное:
Проводится для родителей перед началом занятий с детьми. В ходе занятий рассказывается о методе Марии Монтессори, проводится показ некоторых М. - материалов.
Ход занятия:
Очень часто педагог работает с ребенком через родителя. Педагог обозначает круг материалов, который родитель может предложить ребенку на данном занятии. Педагог проводит презентации тематического материала, тактично исправляет допущенные ошибки ребенка через родителя, анализирует допущенные ошибки и ищет адекватные методы коррекции западающей сферы.
Индивидуальное консультирование:
Дополнительно назначает встречи в следующих случаях:
- консультации по интересующим родителя вопросам, которые входят в компетенцию педагога;
- если родитель не точно проводит презентацию материалов и ему требуется дополнительная информация по используемому материалу (цели, задачи, на развитие каких функций направлено);
- если ребенок быстро продвигается и есть смысл познакомить его с новым материалом.
Психологическая атмосфера группы.
Успешность работы ребенка во многом зависит от микроклимата в группе, который создается усилиями взрослых. Необходимым условием работы группы является:
- уважение личности ребенка и личность взрослого;
- доверие профессионализму педагога;
- моделирование пространства для новой педагогической деятельности родителей.
Специально подготовленная предметная среда для детей от 2 до 3 лет.
1. Зона развития крупной моторики
2. Зона для упражнений в установлении причинно - следственных связей
3. Зона сенсорного развития
4. Зона развития мелкой моторики
5. Зона упражнений с водой
6. Зона развития продуктивных видов деятельности
7. Зона развития речи
Содержание развивающего обучения
1. Познавательное развитие.
С рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и механизмами, позволяющими реализовать эти потребности. В раннем возрасте крайне активен познавательный интерес. Большое значение в развитии познавательной активности детей раннего возраста имеет стремление не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: расчленять, соединять, конструировать, экспериментировать.
Под влияние предметной деятельности, общения и игры в раннем возрасте развиваются мышление (анализ и синтез мышление, а так же понятия часть - целое, таким образом, ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей), восприятие, память и другие познавательные процессы.
Наиболее интенсивно развивается восприятие, фундаментальный центр, обеспечивающий ориентацию ребенка в окружающем мире. Развитие восприятия связано со словом. Слово, обозначающее предмет несет в себе определенный символ, обобщенное знание, что помогает развитию и углублению восприятия различных свойств предметов (величины, формы, цвета, функции).
Соответственно, оборудование групповое пространство и содержание развивающего обучения организовано, исходя из выше перечисленных научных представлений.
Оборудование группы, способствующее познавательному развитию:
а. Зона развития речи.
Материал: Тематические стеллажи: домашние и дикие животные, овощи и фрукты, одежда, посуда, мебель. По каждому разделу подобран материал: фигурки (объемный материал), набор картинок, настенные картины, дидактические игры (тематическое лото, домино, пазлы и т.д.).
б. Зона для упражнений по установлению причинно - следственных связей и перехода от действия к деятельности.
Переход от действия к деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, то есть присвоения внешнего порядка действий и перенесение его в умственный план.
Материал: большое и малое зубчатые колеса для вращения на вертикальной плоскости; скаты для шариков, модуль для установления причинно-следственных связей.
в. Зона сенсорного развития.
Работая с материалов, ребенок развивает тонкую моторику, осваивает алгоритм деятельности, развивает мышление. Сенсорное развитие является основой интеллектуального развития.
Материал: коробочки с выдвижным шкафчиком, большим цилиндром, тонким цилиндром, с кубом, треугольной призмой, параллелепипедом, с цветными колышками, коробочка с вязаным мячиком; набор вкладок: круг, квадрат, треугольник с единичными предметами; набор вкладок с предметами разной формы; диски на вертикальном штырьке; диски на горизонтальном штырьке; шкафчик для развития запястья; коробка с цветными табличками, сортировка предметов по цвету; пирамидки; набор разновысотных цилиндров на подставке; простая цветная мозаика; мешок с предметами для ощупывания и набор таких же предметов в коробке; набор парных предметов, отличающихся по величине; сенсорные книжки, мешочки для ощупывания с разным наполнителем ( парные); матрешка - пятерка; сенсорная дорожка из разных материалов; сенсорный Монтессори - модуль.
г. Зона развития мелкой моторики.
Ребенок в возрасте с 2 - 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам. Это связанно с процессами созревания участков коры головного мозга, отвечающих за сенсо - моторное и одновременно речевое развитие. Очень важным является осознание дробности мира, ребенок осваивает сначала анализ, а потом и синтез.
Материалы: колбы с бусинками и поле с отверстиями, мозаика разного размера, шнур и фигуры разной формы для нанизывания, рамки с застежками, сортировка природного материала, широкий спектр сыпучих материалов, салфетки для складывания, Монтессори - модуль для развития мелкой моторики, тренажер для развития запястных движений рук и т.д.
2. Социальное развитие
В социальном развитии ребенка выделяют три базовых концентра, значимых для последующего развития личности: «Я сам», «Я и другие», «Я и окружающий мир». Основополагающим в процессе социализации ребенка является развитие представлений о себе. Именно с этих представлений начинается его адаптация и приобщение к окружающему миру, а так же установление отношений с другими людьми.
На начальном этапе развивающей работы важно научить ребенка фокусировать взгляд на педагоге и активно стимулировать эмоциональные и невербальные способы общения. Для этого проводятся игры: «Где Петрушка», «Куда спрятался петушок», «Найди друга», «Изучи меня» и т.д.
Так же важно помогать ребенку, формировать представления о себе. Материал: Упражнения на развитие телесной ориентации.
Особое место в этом возрасте имеют подражательные действия, как способ усвоения опыта. Для этого активно используются пальчиковые игры с речевым сопровождением: «Ежик», «Овощной салат», «Овечка», «Как на горке снег…», «Замок», « Наши пальцы на ладошке…»и т.д.
После овладения способами элементарного контакта с взрослым можно перейти к совместной деятельности. Упражнения: «Кати мяч», «Прятки», «Сделает узор» (любые упражнения и задания где требуется соблюдать очередность) и т.д.
С этого момента появляются предпосылки к ролевой игре. Теперь постепенно во взаимодействия вступают сверстники, ребенок включается в коллектив.
Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка и т.д.) так же используются для формирования взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Для реализации данной потребности в группе существует зона продуктивной деятельности. Оборудование и материалы: большой стол для коллективных работ, мольберт, цветные мелки, восковые мелки, гуашь, штампы, заготовленные формы, цветная бумага, пластилин. Особое внимание в этом виде деятельности уделяется коллективным работам, где виден небольшой вклад каждого ребенка, а результатом является вполне целостный образ предмета или явления. Примеры: панно "Осенний листопад", «Фруктовое дерево», "Нарядим елку", "Баранки для матрешек", и т.д.
Включая ребенка в коллектив и формируя у него самостоятельность, надо уделять внимание овладению навыками самообслуживания. Развитие этих навыков включается и осуществляется в любой деятельности, наша задача акцентировать на этих моментах внимание ребенка (показать алгоритм выполнения того или иного действия) и родителя.
Так же, ранний возраст соответствует сензитивному периоду восприятия порядка (порядок в окружающей среде, порядок во времени, порядок в окружающий взаимоотношениях).
Подготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни, является зона упражнений с водой.
Оборудование и материалы: клеенчатые фартуки, полотенца для рук, подносы для размещения материала, фигуры "Аква" для создания композиций, водяная мельница в тазике, набор сосудов разных форм для переливания воды, миски с резиновой грушей, миска с венчиком и жидким мылом, плавающие шарики, сито, мыльные пузыри, два кувшина для переливания, ведро и швабра для мытья пола, тряпочки для вытирания столов и т.д.
3. Физическое развитие.
Развитие движений ребенка зависит от его деятельности, мотивов побуждающих его действовать. При совершенствовании его физического развития изменяется не только характер двигательных умений, но и то, как он их приобретает. В организации общих движений участвуют:
а) Ощущение положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга;
б) Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений;
в) Зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения, преодолевать видимые препятствия;
г) Двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательных движений, которые становятся быстрыми и ловкими. Данную потребность реализуют зона развития крупной моторики и специально организованные занятия по физической культуре.
Зона развития крупной моторики в группе: результатом освоения этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, укрепление всех групп мышц и суставов.
материалы и оборудование: напольные маты, сухой бассейн, мягкие модули.
Структура комплексного занятия
1. Приход детей.
Дети собираются в двигательной зоне. Это время предназначено для адаптации к помещению и обществу детей.
2. 1 круг. Приветствие. Развитие речи.
а. Приветствие (дети по звонку колокольчика занимают места на ковре в кругу, мамы сидят за спинами детей). Задувание свечи по кругу соблюдая очередность (педагог просит обратить внимание на сидящего рядом ребенка, показать на него ручками и спросить « Кто ты?» (если не умеет говорить, то мама проговаривает за малыша), ребёнок показывая на себя ,называет свое имя « Я Маша» и задувает свечку, а все остальные после задувания свечи ребёнка проговариваем «Здравствуй Маша!» и хлопаем в ладоши.
б. Приветственное стихотворение с использованием пальчиковой гимнастики (соответствует теме занятия)
в. Основная часть.
Задачи:
- формирование невербальных средств общения и речи;
- формирование устной речи, как средства общения;
- развитие познавательных процессов.
Содержание:
- работа над словарем;
- работа над фразой;
- работа над звуковой составляющей речи;
- развитие слухового и зрительного внимания.
Оборудование: тематическое.
г. Заключительная часть.
Обобщение пройденного материала.
3. Свободная деятельность.
Педагог осуществляет показ презентации Монтессори - материала каждому ребенку и родителю.
4. 2 круг. Тематический.
Задачи:
- развитие речи и общения;
- расширение кругозора ребенка;
- стимуляция познавательных процессов;
- подготовка к изобразительной деятельности
Материал: тематический
5. Изобразительная деятельность
В этом возрасте изодеятельность является разновидностью игры, значит предусматривает наличие игровой ситуации и обыгрывание результата деятельности.
Виды изодеятельности: рисование, лепка, аппликация, нетрадиционные техники.
Задачи:
- Формирование положительного интереса к продуктивным вида деятельности;
- Развитие восприятия собственного следа и отношения к нему;
- Формирование исследовательских действий;
- Совершенствование мелкой моторики и зрительно - двигательной координации;
- Развитие билатеральной координации и доминантной руки;
- Стимуляция тактильной и кинестетической чувствительности.
6. Музыкальное занятие.
Круг/хоровод - пение песенок и потешек с движениями. Танцевальные упражнения. Танцевальные упражнения. ЖЕЛЕЗНОВА Е. Пример: « Где же ручки?», « Танец с погремушками», « На диване» «Паучок», «А мы скажем Маме», « 1,2,3- по квартире.», « Мы скакали», «Мы ногами», « Мы попрыгаем-лень», «Платочки», «танец с колокольчиками», «Каблучок», «Тихо- громко», «Охотники и зайцы», « Вместе с нами», « Оркестр». Танец «Гномики», танец « Снежинок», танец « Цветов».
При отборе материала для организованных игр-занятий с детьми в течение года особое внимание следует обратить на следующее:
-
. Ознакомление с окружающим:
- подбор и группировка предметов по форме, цвету, величине, назначению; указание части и целого игрушки, картинки, называние действия с предметом и материалом;
- элементарные представления о труде окружающих взрослых (мама стирает, папа читает), представления о результатах труда взрослых;
- различия и название легковой, грузовой машины, выделение частей (кабина, кузов, колесо); знание о некоторых действиях шофера (включает мотор, поворачивает руль).
-
Формирование представлений о природе. В течение года уделите внимание:
- узнаванию по внешнему виду, вкусу, названию - огурец, помидор, морковь, яблоко, апельсин;
- умению различать и называть деревья (1-2 вида), траву, цветы (на участке и в группе);
- знанию и называнию в процессе непосредственного наблюдения на картинках некоторых животных и их детенышей (собака, кошка, курица, корова, заяц, медведь, котята, цыплята); называнию частей тела животных; выделению наиболее характерных особенностей животных, умению звукоподражать им.
-
Сенсорное воспитание:
- группировка однородных предметов, резко различающихся по одному из сенсорных признаков: цвет, форма, величина;
- группировка предметов, более близких по цвету;
величине, форме;
- группировка однородных предметов двух разновидностей по одному сенсорному признаку;
- соотношение разнородных предметов, резко различающихся по одному из сенсорных признаков;
- соотношение разнородных предметов; близких по одному из сенсорных признаков;
- соотношение разнородных предметов по одному из сенсорных признаков, осуществляя выбор свойств из 2-х разновидностей;
- различение сенсорных свойств в предметах окружающей действительности;
- соотношение разнородных предметов по 2 сенсорным признакам (выбор свойств из 3-4 возможных);
- соотношение разнородных предметов по цвету, величине, форме, осуществляя выбор из 3-4 возможных;
- учет сенсорных свойств в различных видах продуктивной деятельности;
- использование знаний о сенсорных свойствах и качествах предметов в продуктивной деятельности;
-
Конструирование в течение года:
- знание разнообразных конструктивных свойств кубиков, кирпичиков, пластин;
- расположение строительного материала с плоскости для сооружения различных построек;
- создание построек, используя метод сюжетного конструирования (по общему сюжету).
-
Развитие речи в течение года:
а) воспитание звуковой культуры речи:
- говорить внятно, не торопясь, достаточно громко,
б) формирование грамматического строя речи:
- употреблять существительные, их множественное число (конец 3-го года жизни),
- согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе;
в) словарная работа:
- использовать существительные, обозначающие названия предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, растений, домашних животных;
- использование глаголов, обозначающих некоторые действия, а к концу 3-го года - прилагательные и наречия.
Развитие связной речи:
- умение отвечать на вопросы о воспринимаемом сейчас и виденном ранее;
- умение задавать вопросы педагогу, детям, родителям;
- высказывание об игрушке, изображенной на картинке, о прочитанной потешке, стишке, сказке (3 года).
-
Художественная литература в течение года:
1) чтение и рассказывание:
- понимание содержания прочитанного;
- умение следить за развитием действия в рассказе, сказке.
2) эмоциональное восприятие прочитанного:
- сопереживание событию;
- сочувствие персонажу.
3) Чтение наизусть коротких потешек.
-
Изобразительная деятельность.
Рисование:
- изображение предметов и явлений окружающего при помощи штрихов, мазков, прямых и замкнутых линий;
- изображение предметов округлой формы;
- расположение изображения на всем листе бумаги;
- умение рисовать фломастерами, цветными карандашами, красками, ограничивая движения краем листа, придерживая лист бумаги рукой, располагая изображение на всем листе бумаги;
- умение правильно держать карандаш и кисть;
- умение пользоваться кистью (набирать краску, хорошо насыщать, отжимать воду, осушать кисть о салфетку);
- умение пользоваться двумя красками;
Лепка:
- умение лепить несложные предметы цилиндрической, округлой, листообразной формы;
- умение понимать, что они изображают конкретные предметы;
- умение лепить простые предметы округлой формы;
- умение преобразовывать цилиндрические формы путем соединения их концов;
- умение лепить предметы дискообразной формы (III, IV кварталы);
- лепить предметы из 2-х частей;
- правильно пользоваться глиной, пластилином;
- владение элементарными навыками лепки:
а) отрывание комочка глины;
б) раскатывание прямыми и круговыми движениями рук;
в) соединение концов цилиндрических форм и части предметов;
г) сплющивание, деление углублений на поверхности формы;
Аппликация:
1) раскладывание на фланелеграфе готовых форм контрастных цветов;
2) раскладывание на фланелеграфе и листе бумаги готовых форм (рядом, выше, ниже)
3) составление на листе бумаги простейших изображений предметов из 2-3 частей .
Музыка:
1) умение слушать песни и пьесы разного характера, понимание, о чем поется в песнях;
2) умение петь совместно с взрослым;
3) умение передавать в движениях характер музыки, ее ритм, двигаться в соответствии с текстом песни.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во занятий
Общее кол-во занятий
по данному блоку
1.
Блок. Знакомство с помещение и его зонами.
( в течение года)
7
7
2
Блок. « Я и мое тело»
7
7
3
Блок. « Я и мир вокруг меня» (всего 22 занятия)
-Игрушки
-Одежда
-Посуда
-Транспорт
-Мебель
-Семья
-Профессии
-Продукты
- Природные явления
5
3
3
3
1
1
1
1
4
23
4
Блок. « Я и мир вокруг меня» (домашние и дикие животные)+ 1 заключительное
Домашние животные
Дикие животные
Птицы
5
5
2
12
5
Блок. « Я и мир вокруг меня» (овощи, фрукты)+1 заключительное
Овощи
Фрукты
1
2
2
5
6
Тематический блок (подготовка к праздникам, изготовление украшений на занятиях по изодеятельности, дни проведения праздников).
10
10
Итого кол-во занятий
64
Список используемой литературы:
-
В.Г.Дмитреева «Методика раннего развития» - М.:Эксмо,2010.
-
Г.И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 лет» - М.:2010.
-
Е.О.Смирнова , В.М.Холмогорова «Игры и занятия с детьми 1-3 лет»-М.: 2008.
-
Л.Н.Галигузова «Развитие игровой деятельности» - М.:2008.
-
Т.А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» -М.: 2010.
-
Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика» - М.2009.
-
Д.Н.Колдина «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет» - М.:Мозайка-синтез, 2009.
-
О.Г.Жукова « Планирование и конспекты занятий по изодеятельности» -М.: Айрис-2008г.
-
Е.Н.Янушко « Аппликация с детьми раннего возраста» М.: Мозайка - Синтез.2009.
-
Ю.Л. Катина « Развивающие занятия для самых маленьких» - Спб.: 2009.
-
И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность в детском саду - ранний возраст» - М.: 2009.
-
Т.В. Кирюшкина « Программа работы по системе М. Монтессори кружка
«Умелые ручки» для детей 2-6 лет».- Спб.:2009.
-
А.С.Роньжина « Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. Книголюб.: 2003.
-
Е.А. Янушко «Развитие речи у детей раннего возраста» - М.: Мозайка-синтез.2010.
-
Н.В. Рыжова « Развитие речи в детском саду» -Владимир.:2008.
-
Л.Ю. Климанова « Вместе с мамой» программа группы для детей от 8 месяцев до 3 лет» работающей с использованием Монтессори - материала.