• Преподавателю
  • Другое
  • Творческий вечер на тему Гармония музыки и живописи, посвящённый 155-летию со дня рождения И. И. Левитана

Творческий вечер на тему Гармония музыки и живописи, посвящённый 155-летию со дня рождения И. И. Левитана

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МКОУ ДОД «Дмитриевская детская школа искусств им. А.М.Любимова»






Творческий вечер на тему Гармония музыки и живописи, посвящённый 155-летию со дня рождения И.И.Левитана





Творческий вечер на тему Гармония музыки и живописи, посвящённый 155-летию со дня рождения И.И.Левитана



Творческий вечер на тему Гармония музыки и живописи, посвящённый 155-летию со дня рождения И.И.Левитана



2014 г.

Творческий вечер «Гармония музыки и живописи», посвящённый 155- летию со дня рождения И.И.Левитана.

Сценарий - преподаватель теоретических дисциплин Комашко С.Д.

Подготовила и провела Комашко С.Д.

Сценарий:

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня не совсем обычный день. В этом году наша страна отмечает 155-летие со дня рождения великого русского живописца Исаака Ильича Левитана.

И наша встреча посвящена жизни и творчеству удивительного человека, воспевшего красоту русской земли во всей её глубине и величии.

Самым замечательным и драгоценным среди русских художников, внёсших в чёрствый реализм живительный дух поэзии, был Исаак Ильич Левитан. Появление его картин произвело удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в выставочные залы.

Ведущая: И.Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которая в 19 веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Полянова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав своё имя в пантеон отечественной культуры.

Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьёзного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское.

Работы русских пейзажистов того времени больше походили на копии итальянских и французских картин, в которой прежде всего ценилась ясность и эффектность художественного языка. Левитан же избегал изображать внешне эффектные места. Ему это тоже было не нужно. В самом простом деревенском мотиве он, как никто другой, умел найти то родное и бесконечно близкое, что так неотразимо действует на душу русского человека.

«Лирическая пьеса», Е.Дербенко. Исполняет ансамбль в составе Максима Бардина и Ильи Глущенко, руководитель Сердюк В.В.

Ведущая: Отец Левитана - Илья Абрамович - закончил виленское раввинское училище. Занимаясь самообразованием, самостоятельно овладел французским и немецким языками. В Ковно он преподавал эти языки.

Кроме Исаака в семье росли ещё трое детей - брат Адольф, и сёстры Тереза и Эмма. Отец Левитана, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-ых годов перевозит семью в Москву.

Осенью 1873 года 13-ти летний Исаак и его старший брат поступают в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его преподавателями стали известные русские художники: Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов.

Ведущая: В 1875 году умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Оставив по болезни работу на железной дороге, отец Левитана не мог содержать 4-х детей на заработки от репетиторства.

Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 году освободило их от оплаты за обучение «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». В 1877 г. умирает от тифа отец Левитана. Для Левитана, его брата и сестёр наступает период крайней нужды.

Даргомыжский «И скучно, и грустно» исполняет Сахарова Яна, аккомпанирует Иваныкина Дарья, класс преподавателя Дубовой Л.Н.

Ведущая: Когда художник учился в четвёртом «натурном» классе Василия Перова, то на его работы обратил внимание друг Перова, Алексей Саврасов и взял одарённого молодого человека к себе, в пейзажный класс.

В марте того же года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а 16-летний художник получает малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжать занятия».

Рассказ о картине «Берёзовая роща

Ведущая: В 1879 году после покушения Соловьёва на государя Александра II, совершённого 2 апреля, выходит царский указ, запрещающий жить евреям в «исконно русской столице». 18-летнего Левитана высылают из Москвы. «Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников» - пишет Паустовский. Весной 1885 года в 24 года Левитан окончил училище. Звания художника он не получил - ему был выдан диплом учителя чистописания.

Голодное детство, беспокойная жизнь, напряжённый труд сказались на здоровье художника - у него резко обострилась болезнь сердца.

Несмотря на своё физическое состояние, Левитан работает много и плодотворно. В середине 1880-х годов его материальное положение улучшилось и он уезжает в Крым. Эта поездка укрепила его силы. По возвращении Левитан организует выставку пятидесяти пейзажей

Рассказ о картинах: «Март», «Весна - большая вода»,

Будашкин «Родные просторы» исполняет Данилова Н.М. концертмейстер Дубовая Л.Н.

Рассказ о картине «Золотая осень»

«Русская народная песня с вариацией» исполняет Колесникова А.

Ведущая: Особый интерес к работам Левитана был проявлен замечательным русским меценатом, собирателем русской живописи - Виктором Михайловичем Третьяковым.

Для своей знаменитой галереи он покупает работы молодого автора, где они по праву занимают достойное место среди шедевров великих русских художников. Весной 1888 года Левитан вместе со своими друзьями, художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой , отправляется на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка - Плеса, где было решено задержаться и пожить некоторое время. В итоге Левитан провёл в Плесе 3 чрезвычайно продуктивных летних сезона. Около 200-т работ, выполненных им за три лета, проведённых в Плесе, принесли Левитану широкую известность, а Плес с тех пор стал очень популярен у пейзажистов.

П.И.Чайковский. Вальс из Серенады для струнного оркестра, исполняет Данилова Н.М. и Неманежина Н., класс преподавателя Даниловой Н.М.

Рассказ о картинах «Плес», «Над вечным покоем»

Ведущая: В середине 80-х годов Левитан поселился недалеко от Бабкина, в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Кисилёвых гостили Чеховы. Левитан познакомился с Антоном Павловичем Чеховым, дружба с которым продолжалась всю жизнь.

Наиболее близким другом Левитана был писатель А.П.Чехов. Познакомились они в конце 1870 года, когда оба были бедными студентами и сразу стали близкими друзьями. Только Чехову мог доверять художник свои самые сокровенные мысли и душевные переживания.

Летом 1885 года Левитан приехал погостить в подмосковную усадьбу к Антону Павловичу и сразу попал в атмосферу веселья, шуток, сердечного тепла, которое царили в семье Чеховых.

Грибоедов «Вальс». Исполняет Иваныкина Дарья, класс преподавателя Дубовой Л.Н.

Литературно-музыкальная композиция, руководитель Комашко С.Д.олге. епановым и Софьей Кувшинниковой , и шедевров велики

Ведущая: Ранним утром художник, восхищённый красотами русской природы, уходил на этюды. И так упорно работал, что вскоре все стены маленькой комнатки, где он жил оказались его этюдами.

Левитан был неизменным и непременным участником всех деревенских увеселений Чеховых.

Однажды они устроили над художником шуточный суд. Всё это происходило в настоящей тюремной камере. Брат Чехова - Николай - изображал свидетеля - дурака, Антон Павлович - прокурора, специально для чего гримировался, одевался в шитый золотом мундир и говорил обвинительную речь, которая всех заставляла умирать от смеха.

То вдруг над дверью флигеля Левитана появлялась вывеска:

А вот и флигель Левитана

Художник милый там живёт

Встаёт он очень, очень рано.

И тотчас чай китайский пьёт

Позвав к себе собаку Весту

Даёт ей крынку молока.

И тут же, не вставая с места,

Этюд он трогает слегка.

Художник не оставался в долгу. На большом квадратном окне, перед которым стояла швейная машина - Чеховский письменный стол. Исаак Ильич наклеивал аляповато размалёванную вывеску: Доктор Чехов принимает заказы от любого плохого журнала. Исполнение аккуратное и быстрое, в день по штуке.

Всё это не мешало Левитану работать, как и Антону Павловичу писать.

Это были лучшие дни друзей, когда сама жизнь улыбалась.

Дружба с Левитаном, восхищение его работами, видимо, многое дали и Чехову как писателю и мыслителю. Как и Левитан, он готов был «душу отдать за удовольствие поглядеть на тёплое вечернее небо, на речки, лужицы, отражающие в себе томный, грустный закат» и особенно любил весну.

Когда над садом горел месяц, жаркие споры о литературе, музыкальные вечера, улыбки молодых и ласковых женщин, были заслуженной славой. Друзья были счастливы.

«Русский хоровод» исполняет хореографический ансамбль «Магия» руководитель Трофимова А.А.

Ведущая: Согласно замечательной традиции русских художников посещать европейские страны с целью изучения европейской школы живописи, в 1889 году Исаак Ильич уезжает во Францию и Италию.

Природа этих стран производит сильное впечатление на Левитана и он оставляет нам в наследие ряд своих европейских работ, которые по праву считаются лучшими среди работ русских художников.

П.И. Чайковский «Неаполитанский танец» исполняет ансамбль в составе Неманежиной Надежды и Шумяковой Полины класс преподавателя Даниловой Н.М.

Ведущая: Подобно своим учителям Перову и Саврасову, Левитан принадлежал к типу художников, для которых условием полноценного творчества была возможность вполне знать и душевно почувствовать внутреннюю жизнь, придающую смысл и значение внешним образам, что относится и к жизни природы, её ритмам, её душе, с которой связан дух художника. Не случайно Левитан, оказываясь на Западе, и высоко отзываясь о европейской культуре и удобствах быта, вскоре начинал тосковать по любимой русской природе.

Вариации на тему песни «Светит месяц» исполняет инструментальное трио в составе Ливенцевой А., Семыкиной А., Сахаровой Я. Руководитель Васютина И.В.

Ведущая: Так он писал Апполинарию Васнецову из Ниццы: «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящей пейзажист».

И не только природа Италии заворожила Левитана. Глубокий и яркий след свой оставила итальянская музыка. Радостные светлые мелодии итальянских голосов сменялись нежными грустными звуками мандолины.

Когда солнце склонялось под вечер к горизонту, особенно проникновенно звучали инструменты уличных музыкантов.

Бетховен. Сонатина. Исполняет ансамбль в составе Сахаровой Я. И Ливенцевой А.

Ведущая: С течением времени творчество художника становится широко известно. Его картины экспонируются в лучших залах России и Европы. Широчайшую известность приобрели полотна: «У омута», «Вечерний звон», «Тихая обитель».

Рассказ о картинах: «У омута», «Вечерний звон»

Бах-Тухманов, слова Энтина «Живая музыка» исполняет ансамбль «Ровесник» руководитель Широченкова Е.П.

Ведущая: Созерцая произведения Левитана мы понимаем что сила влияния его пейзажей на зрителя заключается не в роскоши буйной природы. Ярких цветах, эффектных колоритах.

Левитан настоящий истинный философ и каждое его произведение раскрывает нам глубины жизни с её надеждами и печалями, радостями и скорбями. В 1892 году Левитан как «некрещёный еврей» был вынужден покинуть Москву (выселение в 24 часа подверглись все евреи) и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем хлопоты друзей увенчались успехом, и художнику позволили вернуться.

К этому периоду относится его полотно «Владимирка», где изображена дорога, по которой осуждённых гнали в Сибирь.

Рассказ о картине «Владимирка»

Андреев «Песня и чардаш» исполняет Данилова Н.М. концертмейстер Васютина И.В.

Ведущая: в 1898 г. Левитану присвоили звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором когда-то учился сам.

Художник мечтал создать «Дом пейзажей» большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты.

Один из учеников вспоминал: « Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком. Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник, под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые».

К сожалению, болезнь сердца без времени обрывает жизнь великого русского живописца.

Но его картины навсегда остались настоящими жемчужинами в сокровищнице русской и мировой культуры.

Сводный хор.

Слова Плещеева, музыка Мусоргского «Вечерняя песня».

П.И. Чайковский. Хор «Пойду ль. Выйду ль, я» руководитель Широченкова Е.П. концертмейстер Васютина И.В.

Ведущая: Дорогие друзья, наша встреча подошла к концу. До новых встреч.


© 2010-2022