Школьный театр - площадка для социализации обучающихся

Статья посвящена проблеме успешной социализации обучающихся средствами воспитательных технологий направленных на формирование активной гражданской позиции и развития лидерских качеств личности на примере работы школьного театра в современном образовательном учреждении. Основной акцент делается на роль дополнительного образования в процессе социализации ребенка младшего и среднего школьного возраста.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья посвящена проблеме успешной социализации обучающихся средствами воспитательных технологий направленных на формирование активной гражданской позиции и развития лидерских качеств личности на примере работы школьного театра в современном образовательном учреждении. Основной акцент делается на роль дополнительного образования в процессе социализации ребенка младшего и среднего школьного возраста.

Е.А.Матвеева педагог доп. образования, МАОУ СОШ № 172 Н. Новгород

Школьный театр - площадка для социализации обучающихся






Театр - новая своеобразная школа, в которой обучаются люди всех возрастов. Театр не только облагораживает идеи общества, но и показывает величие добродетели, низость порока, поощряя первую и предостерегая от второго.



М.Л.Налбандян

В современной педагогике проблема социализации детей младшего школьного возраста и среднего школьного звена постепенно выходит на первый план. Это связано с множеством факторов: меняющейся социальной ситуацией развития ребёнка, современной реформой образования, увеличением социально-педагогических проблем и др. Школа - в широком смысле этого слова - должна способствовать развитию активной гражданской позиции подрастающего поколения. Современному обществу нужны не только широко образованные, предприимчивые люди, но и люди, обладающие ярко выраженными лидерскими качествами, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, готовы к сотрудничеству, мобильны, креативны, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Если главная задача школ - дать каждому обучающемуся фундаментальные знания по всем предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла, то дополнительное образование, является средством выявления, поддержки и развития творческого потенциала учеников, оно также способствует духовно-нравственному воспитанию личности, его социализации. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. И здесь очень важен тандем образовательной школы и дополнительного образования.

Что такое театр? Это лучшее по утверждению К.С. Станиславского, средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми.

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Репетиции в театре играют огромную роль в развитии выразительной стороны речи. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, честность, смелость и т.д.). И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Школьный театр дает возможность познать идеалы добра, верности, уважения традиций, справедливости и любви. В коллективе воспитывается не только культура общения, но и уважительное отношение к историческому наследию, миру и людям.

Театр учит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений.

Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Именно через постановку спектаклей ребенок, подросток осваивает социальный опыт, осваивает общечеловеческие ценности. Огромную силу составляет нравственность, которая усваивается через репертуар театра и эстетические переживания ребенка.

Искусство театра - это синтез музыки и танца, живописи и актерского мастерства, драматургии и света, и все эти средства выразительности плодотворно работают на воспитание целостной одаренной личности.

Деятельность театрального кружка располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формирование художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы в коллективе, самовоспитания, организованности и ответственности).

Школьный театр - это волшебный мир. Ведь подготовка детского спектакля - это не только репетиции, это еще и работа над костюмами, декорациями и реквизитом. Здесь могут принимать участие дети, педагоги и родители. Вот где есть простор для творчества и фантазии.

Вот уже шестой год работает наш школьный театр «Горизонт». И первые ребята, которые занимались в кружке, закончили в прошлом году школу. Репертуар прошлых лет включал в себя драматургию И. Медведевой и Т. Шишовой (петербургских драматургов и психологов) которые разработали метод драматической психоэлевации. Этот оригинальный метод психотерапии предназначен для работы в кукольном театре. Он избавляет от страхов и повышенной застенчивости, агрессивности и упрямства, чрезмерной обидчивости и конфликтности, тиков, способствует правильно строить взаимоотношения со сверстниками и учителями, учит быть организованным, самостоятельным и ответственным. И мы стали его применять в нашем школьном театре.

Первый спектакль «Волшебный сад» показал нам удивительные вещи.

Играли его ученики тогда 7 класса. Класс был трудный. В кружок ходили десять человек, восемь из них были мальчишки. Ходили с удовольствием, не пропуская и вечерние репетиции. Однажды слышу шум в коридоре. Выхожу и вижу картину. Мама Ромы В. держит в руках ремень и кричит на всю школу : « Ты что в школу пропускаешь, двоек нахватал, а на кружок прибежал? Я тебя больше в театральный не пущу!» Рома пустился по ступенькам бегом… Я говорю маме : « Вот вы его в кружок не пустили, ищите его теперь на улице или по подъездам…». «Да у нас отца нет, с бабкой его воспитываем, а у меня еще дочка, я на 2 работах работаю…»- рассказывает она. Знакомая ситуация, не правда ли? Конечно, были потом беседы у меня и с мальчишкой, и с мамой, и с учителем. Рома играл у нас в спектаклях, играл с удовольствием. И я видела, что он преображается, он становиться другим, уходит постепенно его почти враждебная настроенность против сверстников. А когда в школе уже через год состоялся конкурс «Один в один»-он был просто душой компании и занял 1 место! Почувствовать ситуацию успеха - вот что оказалось необходимо мальчишке. Сейчас он учится в техникуме, иногда заходит в школу. Веселый, жизнерадостный парень.

Еще один его одноклассник Максим Т.Как-то репетируем к исторической конференции с Максим , обсуждаем роль царя Ивана Грозного.«Как же ты, Максим, царя играешь, если два по истории, а ?»- говорю ему. Молчит. Потом вызывают меня на педсовет и говорят, вот у тех детей, которые стали ходить на театральный кружок, значительно повысилась успеваемость по гуманитарным предметам.

Другой его одноклассник Саша Ж. Несколько лет занимался у нас в «Горизонте». Все школьные мероприятия проходили с его участием. Затем в 11 классе стал заниматься в профессиональном самодеятельном коллективе. В прошлом году поступал в театральное училище в Санкт-Петербурге. Не поступил. Но в этом году опять хочет пробовать. Я желаю ему удачи.

Был у нас в репертуаре спектакль «Кот Леопольд». С этим спектаклем связаны приятные воспоминания. Во-первых мы участвовали в четвертом областном конкурсе «Театр - страна настоящего» и среди 62 коллективов Нижегородской области прошли в финал( десять коллективов ) и вошли в троку лучших в своей возрастной группе. А самое главное - это наш первый спектакль, с которым мы стали гастролировать по ближайшим садам и комбинатам. Но об этом поподробнее.

Моя первая профессия - актриса театра музыкальной комедии. И конечно же, работая в театре я много гастролировала по стране. Придя в школу, мне пришла мысль, и я ее предложила ребятам: «Ребята, пойдем с вами в садик к детям на гастроли?» Юные актеры с удовольствием откликнулись. Сначала я волновалась, все ли получится, но мои волнения были рассеяны после первого показа спектакля. Вы бы видели, как принимают нас в садиках. Мы даже завели книгу отзывов. Вот некоторые отзывы из них : « Спасибо большое! Мы всегда рады видеть театр «Горизонт» у нас в гостях! Ждем с нетерпением новых премьер. Удачи! Воспитатели группы «Ягодка». Ряд спектаклей «Заюшкина избушка», «Кошкин дом», «Приключения Буратино», «Бычок -смоляной бочок» - были показаны для дошколят у нас в школе.

Как -то выступала в НИРО с темой : «Театрализованная деятельность в начальной школе» . Меня одна коллега спрашивает «И вы бесплатно ходите по садам?» «Да, - отвечаю,- мы волонтеры». Дети, которые участвуют в благотворительных спектаклях и концертах, получают большой жизненный опыт, учатся терпимому и милосердному поведению. А ребята, которые начинали наши районные гастроли, заканчивают в этом году школу. Сережа Р., Катя В., Настя Б. - уже подрабатывают аниматорами на различных площадках Н. Новгорода.

Нельзя сказать, что у нас все проходит гладко. Вот, например, случай с Настей З.

У нас запланирован выход в садик. Спектакль «Кошка и фонарь». Исполнители спектакля - учащиеся пятого класса. Все пришли, взяли декорации, костюмы, а Насти, все нет и нет. Звоню, не отвечает. Волнуемся, идем в садик, может она уже там? Там ее нет, но зато полный зал ребятишек, ждут спектакль. Выходим из положения. Я играю роль ведущего. А девочка-ведущая - роль кошки. После спектакля обсуждаем с детьми ситуацию. Тема - ответственность, спасение премьеры и др. Конечно, вы скажете, дети, что с них спросишь? А нет. Это был для них еще один урок. Они видели глаза дошкольников, которые ждали спектакль, это для них было важнее, чем тысячи моих упреков и претензий. Затем был разговор и с Настей З., но знаете, юные актеры сами нашли слова для Анастасии. И как тут не вспомнить слова знаменитой русской актрисы: М.Ермоловой «Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека».

Непосредственное восприятие ребенком театрального искусства, нередко определяют духовный облик школьника на всю жизнь. Школьный театр через приобщение к лучшим образцам литературного творчества помогает формированию патриотических чувств, гражданской ответственности, нравственных ценностей детей и подростков. Каждый год ребята к празднику победы готовят мини спектакли. Это и «Василий Теркин», и патриотические стихи, в этом году отрывок «Блокада Ленинграда». На репетиции я видела искренние глаза юных актеров и даже слезы…

Наблюдая за воспитанниками во время создания спектакля, проводя диагностику на развитие творческих способностей детей, на общение в коллективе можно отметить, что социальная активность, социальное творчество, взаимодействия личности и коллектива серьезно влияют на развитие лидерских качеств детей и подростков. Ребята, занимающиеся в кружке более уверены, раскрепощены, и конечно, же среди них есть лидеры, ведущие за собой.

Школьный театр ценен еще и потому, что способен активно подтолкнуть к работе самостоятельное мышление ребенка, включить ребенка в социальные отношения. Школьные подмостки способствуют тому, чтобы юный человек не просто запоминал и затем автоматически воспроизводил знания, но и успешно усваивал социальный опыт, а затем воспроизводил его в своей деятельности - блистал эрудицией, хорошей памятью, умением выразительно читать стихи и произносить монологи, умел общаться со сверстниками и взрослыми. Иными словами, воспитанник становится личностью, приобретая необходимые знания, умения, навыки, т.е. возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми.

Конечно же ни одно районное мероприятие не проходит без участия кружковцев. Будь то «Светофорчик» , «Птица года», агитбригада «Скажи наркотикам нет», конкурс стихов на английском языке и др. Но самое главное это не дипломы и грамоты, а общение детей в процессе подготовки к мероприятиям.

В прошлом году наша школа учувствовала в конкурсе летних оздоровительных лагерей. В основу программы была положена театрализованная деятельность. Программа лагерной смены строилась на принципе добровольного вовлечения в игру. На протяжении всей смены велась активная подготовка к театральному фестивалю. Дети сами выбирали роли, изготавливали элементы костюмов и декораций, в чем им активно помогали вожатые и воспитатели. Каждый отряд подготовил свою инсценировку.

1 отряд «Как старик корову продавал» - автор С. Михалков

2 отряд - «Бычок - смоляной бочок» автор О. Емельянова

3 отряд «Кошка и фонарь» - Лариса и Александр Измайловы

4 отряд - « Мешок яблок» - автор О. Емельянова

5 отряд - «Колодец» по мотивам басни Эзопа

На театральных занятиях во время лагерной смены дети познакомились с театральной терминологией, правилами поведения в театре. Для развития речевого аппарата с детьми проводилась дыхательная, артикуляционная, голосовая гимнастика, разучивались скороговорки. Дети познакомились с элементами театральной техники: работа над мимикой, пластикой жестами.

В конце смены был проведен заключительное мероприятие «Мы любим театр», где был показал фестивальный спектакль «Кошкин дом»

В этом областном конкурсе наша школа заняла 1 место.

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Театрализованная деятельность в школе есть один из способов успешной социализации обучающихся.

2. Детский театр в школе имеет огромное воспитательное значение, так как в процессе создания спектаклей средствами воспитательных технологий формируется активная гражданская позиция и развиваются лидерские качеств

Участие в творческих постановках способствует не только духовно-нравственному развитию школьников, но и помогает им адаптироваться в социуме, формирует у детей активную жизненную позицию, а также воспитывает ответственность за свои слова и поступки.

Опыт данной творческой деятельности может быть рекомендован при использовании пространства школ для проведения кружковой деятельности, в приобщении к ценностям, господствующим в обществе, не только для развития, но и для адаптации к жизни в социуме.






Школьный театр - площадка для социализации обучающихся


Школьный театр - площадка для социализации обучающихся

Школьный театр - площадка для социализации обучающихся

Школьный театр - площадка для социализации обучающихся

Школьный театр - площадка для социализации обучающихся

Школьный театр - площадка для социализации обучающихся



© 2010-2022