• Преподавателю
  • Другое
  • Статья Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время

Статья Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация исследовательской деятельности учащихся

на уроках и во внеурочное время

В современных условиях необходимо развивать навыки коллективного творчества, научно-исследовательскую деятельность учащихся. Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь, способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся.

Проводя исследовательскую работу с учащимися важно научить их использовать не только знания по химии и биологии, но и опыт, накопленный в области других естественно-научных дисциплин.

Эффективная форма исследовательской деятельности учеников - эколого-валеологический мониторинг. Мониторинг - комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных факторов.

В течение 10 лет в нашей школе работает клуб по интересам «Край, в котором ты живешь». В период этого времени членами клуба изучались природные комплексы нашей местности: родники, реки, овраги, луга, леса, озера. Учащиеся также занимались сбором материалов о происхождении географических названий этих природных комплексов. Были изучены места произрастания растений, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан.

Участвовали во всероссийском конкурсе «Я гражданин России». Во время исследовательской работы с учащимися исследовали мониторинг школы. В ходе экологического мониторинга мы занимались изучением состояние водоемов и состава воды родников Бетсемяс, Габденур, Ошмес Ныр. Целью изучения нашей работы является научить учащихся оценивать состояние окружающей среды, ближайшего природного окружения школьного двора и здания школы, сформировать умения и навыки необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды, мотивировать необходимость деятельности по благоустройству школьных кабинетов и пришкольной территории и в целом села. С учащимися были изучены состав воды, история происхождения географических названий и сегодняшнее состояние родников нашей местности. Провели физико-химический анализ питьевой воды. Во время исследования определяли жесткость воды, наличие хлорид и сульфат ионов. В ходе работы выяснилось, что вода нашей местности является пригодной для питья, но в ней отсутствует полезный для организма - химический элемент - иод, который приводит к заболеванию щитовидной железы.

А также изучали влияние выхлопных газов автомобилей, на органы дыхания. В условиях большого количества автотранспорта и его отрицательного влияния на состояние окружающей среды необходимы фитонцидные растения. На придорожной полосе имеется лесопосадка, где насчитывается 2032 деревьев. Лесопосадка находится в противоположной стороне от школы. Поэтому важной задачей остается посадить фитонцидные деревья возле дороги на стороне школы.

Исследовательскую работу ведем на пришкольном участке. На учебно-опытном участке проводим различные опыты, как изучения сортов картофеля, выращивание моркови без прореживания. Целью нашей работы является обеспечение учащихся экологически чистыми продуктами в течении учебного года. Силами учащихся мы вырастили экологически чистые продукты. Получили отличный урожай картофеля, моркови, столовой свеклы, кабачков, томатов. Полностью обеспечили школу продуктами на весь учебный год.

Участвовали в Республиканском конкурсе «Моя малая Родина» с исследовательской работой «Фабрика здоровья», в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», III Республиканском конкурсе имени Каюма Насыйри, целью которой является изучение медоносных лекарственных растений, их влияния на укрепление здоровья человека. За четыре года исследования мы изучали жизнедеятельность пчел, разнообразие медоносных растений их влияние на вкус и качества меда и изучали влияния меда, прополиса, перги, пчелиного яда, маточного молочка на здоровье человека.

Основываясь на эту работу, мы составили бизнес-план, который очень помогает начать работу начинающему пчеловоду. С этим бизнес-планом участвовали VIII Республиканском конкурсе «Слет школьных бизнес компаний»

Лесное хозяйство - важнейшая отрасль народного хозяйства. В современных условиях выросла не только народное хозяйство но и социальная значимость лесоведения в связи задачами охраны окружающей среды, в том числе и ее важнейшей составной части-леса, который становится все более близким к человеку, особенно в условиях урбанизации. Исходя из этого мы изучали влияние на лес рекреационной нагрузки, рубок ухода, лесных пожаров, выпаса скота в лесу. задачами нашей работы являются:

1)изучение биологических особенностей травяно-кустарникового покрова;

2)изучение ступени нарушенности лесных растительных сообществ по мере увеличения притока посетителей;

3)изучение основных причин угнетения и гибели лесных растений;

4)исследование влияния выпаса скота и хозяйственной деятельности человека на видовое разнообразия растения.

Научно-исследовательская работа учащихся очень эффективна в системе современного обучения, так как организация исследования обеспечивает достижение самого высокого уровня развивающего обучения, создаёт условия для самореализации учащихся и развития их творческих способностей.


© 2010-2022