• Преподавателю
  • Другое
  • Представление музейной коллекции в интернете на примере Орловских областных государственных музеев

Представление музейной коллекции в интернете на примере Орловских областных государственных музеев

Проблема представления музейной коллекции в интернете находится сегодня на пути реализации как в мире, так и в нашей стране. Актуальность исследования настоящей темы связана с огромным развитием высоких технологий в информационном пространстве, и, как следствие, развитием массовых коммуникаций. Все это, призванное на благо культуры, искусства, эстетики и духовного развития, значительно облегчает диалог между объектом культурной ценности и конечным его потребителем - зрителем. Глобальная сеть ста...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему: «Представление музейной коллекции в интернете на примере Орловских областных государственных музеев»

студентки группы 412 Демичевой Виктории Игоревны

Проблема представления музейной коллекции в интернете находится сегодня на пути реализации как в мире, так и в нашей стране. Актуальность исследования настоящей темы связана с огромным развитием высоких технологий в информационном пространстве, и, как следствие, развитием массовых коммуникаций. Все это, призванное на благо культуры, искусства, эстетики и духовного развития, значительно облегчает диалог между объектом культурной ценности и конечным его потребителем - зрителем. Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни в целом и жизни учреждений культуры в частности, поэтому музеи постепенно включаются в этот новый для них процесс. Компьютер становится рабочим инструментом музейных работников и способствует стремительному освоению виртуального пространства. В последнее время во Всемирной паутине появляется все больше и больше сайтов, представляющих в Интернет музеи из всех российских регионов, поэтому, уже можно говорить о существовании параллельной жизни российских музеев в виртуальном мире.

Сегодня наблюдается отход от зеркального отображения жизни реальной, приобретающий все более самостоятельный характер. В пространстве Интернет не только обмениваются информацией, здесь проводятся межмузейные конференции, ведутся дискуссии, идет разработка и координация проектных заданий, создаются партнерские сетевые альянсы и так далее. Меняется и характер музейного представительства в Интернет.[2] Музеи не отказываются от использования сайта как инструмента PR-продвижения организации, но организационная структура этих сайтов все больше усложняется. Идет активное освоение интерактивных форм. Большую привлекательность придают музейным сайтам использование игровых элементов (анимация, пазлы), для более объемного представления о музее, сайты включают, архитектурные развертки, интерактивные планы этажей, трехмерную графику. "Виртуальные экскурсии" - еще один дополнительный способ сделать посещение веб-сайта музея выгодно отличающимся от посещения реального музея, предложив пользователю уникальное путешествие (зачастую лишь только виртуальное), например, экскурсию по фондам.[3]

Уже давно как в традиционных, так и в электронных публикациях можно встретить упоминания о «Виртуальных экспозициях и выставках». Данная тема остается малоизученной и недостаточно раскрытой по некоторым причинам. Во-первых, это конечно связано с развитием техники и, в частности, сравнительно недавним появлением русскоязычной части Интернет, а ведь именно Интернет дает жизнь большинству проектов, касающихся «виртуальных коллекций» (виртуальных выставок, экспозиций, экскурсий, музеев и так далее). Во-вторых, советский музей был в некотором роде вещью в себе. Призванный проводить государственную идеологию, музей ориентировался не столько на показ и просветительскую деятельность, сколько на хранение, комплектование и изучение коллекций. Музеи оказались совершенно не готовыми к рынку, тем более что зарождающейся в России рыночной экономике было не до них. Развитие музейной коммуникации не могло рывком подняться на качественно новый уровень. Музеям потребовались годы, чтобы от выбивания денег из бюджета, иностранных благотворителей или меценатства начать зарабатывать.[4] Такое явление как «виртуальные выставки» появилось в нашем обиходе совсем недавно, и уместным было бы считать, что данная тема нуждается в дальнейшей разработке.

На основе исследований сайтов Орловских государственных музеев, таких как: «Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева» и «Государственный мемориальный и природный музей-заповедник И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» можно прийти к выводу, что форма показа коллекций сделана по большей части в виде презентации. На данное время этого уже недостаточно для поддержания интереса потребителя-зрителя.

На вопрос о виртуальной выставке хочется сказать, что это не существующая и не существовавшая в реальном пространстве выставка, созданная специально для представления в Интернете. Тем не менее, в разделе «Виртуальные выставки» создатели сайта обычно размещают:

- материалы по завершенным реальным выставкам;

- сокращенные мультимедиа-каталоги, сопровождавшие завершившиеся реальные выставки;

- материалы, подготовленные исключительно для этого раздела;

- материалы по текущей выставке, завершенным выставкам и публикации электронных образов музейных коллекций, структурированные тематически и сопровожденные достаточно обширным комментарием.

На наш взгляд до недавнего времени «виртуальные выставки» на сайтах отечественных музеев представляли собой электронные публикации, к сожалению не всегда учитывающие требования и стандарты, которые принято соблюдать в традиционных публикациях.[1] Их появления было связано с желанием представить музейные коллекции в новом пространстве и привлечь к ним внимание потенциальных посетителей, и проблемы названия на этот момент не возникало. Очевидно, что сложившийся образ «виртуальных выставок» имеет свои причины, одной из которых является отсутствие ясных и обоснованных целей их разработки. Ведь по своей сути виртуальные выставки - это не фотографии музейных предметов, а их электронные копии в 3D формате. Необходимо время для теоретического осмысления новых возможностей, предоставляемых информационными технологиями. Необходимы кадры, которые смогут правильно транслировать теорию в мир виртуальный и реальный.





Список использованных источников

  1. Лебедев А.В. Музейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт. // Тезисы доклада на II конференции «АДИТ-1998»

  2. Максимова Т.Е. Виртуальные музеи: функция сохранения культурного наследия // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013.

  3. Нургалеева Л.В. Виртуальный музей: новая коммуникационная модель // Информационные технологии и их использование в исследованиях источников по проблемам ментальности евро-азиатских сообществ: Мат-лывсерос. науч. конф. (г. Томск, 20-23 мая 2003 г.)

  4. Черненко В.В. Виртуальные выставки на сайтах отечественных музеев. //Тезисы доклада «АДИТ-2008».

© 2010-2022