- Преподавателю
- Другое
- Дополнительная образовательная программа Школьная газета
Дополнительная образовательная программа Школьная газета
Раздел | Другое |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Беспалова О.М. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Отдел образования Тальменского района
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Тальменская средняя общеобразовательная школа №1
Тальменского района Алтайского края
Согласовано:
М/О дополнительного образования
Протокол № _ от _________
Руководитель М/О Беспалова О.М.
_______________
Утверждаю:
Директор
МКОУ «Тальменская СОШ № 1»
Масловская О. И.
_______________
Дополнительная образовательная программа
кружка
«Школьная пора»
для обучающихся 12-14 лет
Срок реализации: 1 год
Автор- составитель:
Беспалова Ольга Михайловна
педагог - организатор
Тальменка
2015
-
Пояснительная записка………………………………………………………………3
-
Учебно-тематический план …………………………………………………………5
-
Содержательный компонент ………………………………………………………..6
-
Методическое обеспечение………………………………………………………….8
-
Список литературы............………………………………………………..................10
-
Приложения…………………………………………………………………………11
-
Пояснительная записка
Газета - это история мира за сутки.
Это история мира, в котором мы живем и события
которого интересуют нас больше,
чем относящиеся к прошлому,
существующему лишь в памяти.
А. Шопенгауэр
Что же такое - школьная газета?
-
Трибуна для высказывания своей точки зрения?
-
Эффективный информативный инструмент?
-
Пространство для сближения поколений? …
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.
А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.
Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания.
Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.
В России издаются тысячи наименований различной периодики. Это так называемая официальная пресса. Выходят независимые газеты и журналы. Имеют свои органы печати политические партии. С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысились возможности выпуска печатных изданий.
А нужна ли школьная газета в образовательном учреждении?
Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность для изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: отклики, отражающие важные школьные события, интервью с учителями, учениками, гостями школы, первые пробы пера и т.д.
Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.
Даная образовательная программа имеет культурологическую направленность, способствует расширению кругозора учащихся, развитию их творческих способностей, помогает выявить особо одарённых детей и реализовать их индивидуальные творческие запросы. В конечном итоге, всё это развивает ребёнка как личность, становится благодатной почвой для возникновения у него серьёзного интереса к журналистскому творчеству и началом профессиональной деятельности.
Предлагаемая программа легко согласуется с учебно-воспитательной работой
в школе, при планировании занятий позволяет учитывать календарные даты.
Цель программы:
Создание в образовательном пространстве школы условий для успешной профильной подготовки обучающихся, привитие интереса к профессии журналиста.
Задачи:
-
Образовательные: учить детей отбирать из полученного материала наиболее интересные статьи, заметки, корректировать письменный текст, озаглавливать заметки, создавать рубрики, подбирать к материалу соответствующие фотографии и картинки, оформлять печатную страницу на подготовительном этапе выпуска газеты. Совершенствовать умения самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать информацию, поступающих из различных источников и на различных носителях;
-
Воспитательные: формировать у учащихся собственную позицию в подготовке выпуска, формировать и развивать мотивацию в выпуске школьной газеты и своего активного участия в ней; развивать навыки сотрудничества в совместной работе, эстетический вкус в оформлении газеты; проявлять свои организаторские способности. Способствовать приобретению и закреплению подростками потребности иметь собственное мнение, позицию и умения формулировать и аргументировано отстаивать их.
-
Развивающие: развивать умение детей анализировать и аргументировать выбор своих статей и рубрик; способствовать развитию компетентности учащихся. Предоставить каждому ребенку возможность выбора нескольких специализаций редакционной деятельности: редактор, корреспондент, ответственный секретарь, ведущий рубрики, верстальщик, корректор, дизайнер;
Программа рассчитана: на один учебный год.
Количество часов: 70 часов
Организационные условия программа рассчитана на один учебный год (2 часа в неделю, поскольку основную часть времени занимает индивидуальная работа с участниками объединения по подготовке и оформлению творческих материалов). Для участия в объединении привлекаются дети от 12 до 14 лет (7 - 8 кл.)
При принятии в объединение особых навыков от ребят не требуется.
Занятия проходят с учётом возрастных особенностей учащихся.
-
Учебно - тематический план
№
п/п
Тема
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
-
Возникновение и развитие журналистики (12 часов)
2
История возникновения и развития журналистики.
4
8
Основные понятия и жанры журналистики (18 часов)
3.
Понятие жанра в публицистике, виды жанров.
6
12
Профессиональная готовность журналиста (4 часа)
4.
Профессиональная этика журналиста. Нормативно правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати»
3
1
Основные понятия и термины газетного дела (6 ч).
5.
Основные понятия и термины газетного дела
2
4
Литературное редактирование (8 часов)
Основные виды редактирования, требования к редактированию
2
6
Содержание и форма газеты (10 часов)
Размерные элементы: формат, объём, колонки
2
8
Задачи оформления газеты (6 часа)
Восприятие материала. Руководство вниманием читателя.
1
5
Основы газетного дела (3 часа)
Практикум (викторина)
-
3
Резерв
2
Итого:
21
49
-
Содержательный компонент
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ (1 ч).
Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.
Возникновение и развитие журналистики (12 ч).
История возникновения и развития журналистики на Западе (в западноевропейской цивилизации). Особенности становления и назначения.
Возникновение журналистики в России. История развития российской журналистики в XVIII, XIX, XX веках. Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в России. Корифеи российской журналистики.
Развитие западной и российской журналистики на современномэтапе. Перспективы развития журналистики XXI века.
Основные понятия и жанры журналистики (18 ч).
Понятие жанра в публицистике.
Информационные жанры: хроника, информация (краткая, расширенная), заметка, зарисовка, интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), отчет (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (событийный, тематический, постановочный).
Аналитические жанры: корреспонденция, статья (пропагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театральная).
Художественно-публицистические жанры: очерк (сюжетный, описательный), фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма.
Профессиональная готовность журналиста к работе (4 ч).
Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка и готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати».
Основные понятия и термины газетного дела (6 ч).
Аббревиатура, абзац, альманах, аннотация, анфас, арабеск, архаизм, асимметричная верстка, афишка, библиография, бордюр, брошюра, буклет, варваризмы, вводка (подводка, лидер), верстка, виньетка, висячая строка, вкладка, «воздух», втяжка, выделение в тексте, выпускающий, выходные сведения, вычитка, гарнитура, гладкий набор, графа, дайджест, двойная линейка, декоративный шрифт, диктофон, дружеский шарж, еженедельник, жанр, заставка, звездочка (астерикс), издание, издатель, канцеляризмы, колонка, колонтитул, колонцифра, комикс, комментатор, коммюнике, композиция, контекст, корректор, корреспондент,красная строка, «летучка», лист, макет, много- и малотиражка, обзор печати, «открытие», «отлет», отступ, официоз, период, периодика, плагиат, подвал, полоса, поправка, послесловие, постскриптум, пресс-конференция, пресс-релиз, пресс-центр, публицистика, разверстка, разворот, рамка, редактор, редакция, редколлегия, репортаж, репортер, рецензия, розничное издание, рубрика, сигнальный экземпляр, СМИ, собкор, событийный снимок, спецвыпуск, спецкор, ссылка, статья, текстовка, тематическая подборка, технический редактор, тираж, «флаг», формат, хроника, целевая полоса, чердак, шапка, Шпигель.
Литературное редактирование (8 ч).
Основные цели редактирования. Правка-обработка. Правка-переделка. Правка-сокращение. Правка-вычитка. Идейная направленность. Четкость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Техника литературного редактирования.
Содержание и форма газеты (10 ч).
Размерные элементы: формат, объем, колонки. Большой, половинный, маленький, кратный, некратный форматы. Газетная полоса, газетная страница.
Задачи оформления газеты (6 ч).
Восприятие материала. Руководство вниманием читателя. Типподачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный. Постоянные элементы газеты: заглавие газеты, страницы номера, текстовые материалы, заголовки, иллюстрации, разделительные средства, служебные детали (колонтитул, содержание, Анонсы).
Основы газетного дела (3 часа)
Повторение теоретического материала. Практическая работа надвыпуском школьной газеты.
Резерв (2 часа)
-
Методическое обеспечение
Используются следующие методы обучения:
-
Выполнение творческих заданий (статьи, заметки, интервью, фотографии);
-
Обсуждение, анализ их содержания;
-
Тренинги и упражнения;
-
Беседы и рассказы педагога;
-
Поисковый;
-
Работа с периодичной литературой, словарями, компьютером.
Формы обучения:
-
Индивидуальная
-
Групповая или в парах
-
Выпуск готового издания
Основной вид занятий - практический
В рамках данной программы реализуются следующие педагогические принципы:
Методические принципы, необходимые в работе:
-
личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
-
коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;
-
деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах;
-
взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;
-
поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей.
Планируемые результаты:
-
регулярные выпуски газеты;
-
наличие навыков работы с информацией и текстами: сбор, анализ, обработка информации;
-
сотрудничество с разноуровневыми СМИ («Сами», районная «Тальменская жизнь») в форме публикаций лучших творческих работ учащихся;
-
размещение творческих работ в сети Интернет;
-
участие в семинарах школьных СМИ;
-
наличие коммуникативных навыков;
-
сотрудничество с поселковой и центральной районной библиотекой;
-
информационная поддержка школьного сайта;
-
творческие отчёты перед родителями о достижениях кружковцев;
-
формирование портфолио кружка по итогам года.
-
включенность юнкоров в общественную жизнь школы.
Способы отслеживания результатов:
-
проведение планерки-обсуждения редколлегией каждого выпуска газеты (до выхода и после выхода номера);
-
практическая работа, предполагающая создание ребенком конкретного продукта (рекламного листка, заметки, интервью, эссе, репортажа и т.д.);
-
групповая рефлексия по итогам каждого занятия;
-
- индивидуальные творческие достижения обучающихся.
Материально - техническое обеспечение
Занятия должны проходить в просторном, светлом и регулярно проветриваемом помещении.
В комнате для занятий необходимо наличие достаточного количества стульев и столов.
Во время занятий не является обязательным наличие специальной формы, однако учащиеся должны приходить в повседневной школьной одежде.
Для проведения занятий необходимы: газетные периодические издания для прочтения предлагаемых для анализа статей (газеты, журналы), диктофон, цветная бумага, клей, бумага для записей, ватманы, краски и кисточки, ручки и карандаши и т.п. для оформления газеты, компьютер, принтер, точка доступа в интернет.
-
Список использованной литературы
1. Программа кружка: «Использование компьютерной графики в создании школьных СМИ» Учитель информатики Юровская Е.А.
2. Занятия в системе дополнительного образования детей. В.Н. Иванченко Издательство «Учитель» 2007
3. Организация дополнительного образования в школе. Авт.сост. Н.А. Белибихина, Л.А. Королева. Изд. Волгоград. 2009 г.
4. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия. Сост. Л.И. Трепетунова и др.- Волгоград: Учитель, 2005. Статья «Оформительская работа» с.211-232
5. Статья «Как создать современную школьную газету» Сокиной Л.А. учителя информатики школы № 31.
6. Детско - юношеская газета «Сами». Г. Барнаул.
Календарно-тематическое планирование
Кол-во час
Темы занятий
Кол-во час.
Теория
практика
примечание
1
1.1
Вводное занятие
1
1
-
Возникновение и развитие журналистики (12 часов)
2.
1.2-1.3
История возникновения и развития журналистики.
2
2
3.
1.4-1.5
Особенности становления и назначения журналистики
2
1
1
4.
1.6-1.7
Возникновение журналистики в России.
2
1
1
5.
1.8.-1.9
Корифеи российской журналистики.
2
1
1
6.
1.10-1.11
Развитие западной и российской журналистики на современном этапе.
2
1
1
7
1.12-1.13
Перспективы развития журналистики 21 века
2
2
-
Основные понятия и жанры журналистики (18 часов)
8
2.14
Понятие жанра в публицистике.
1
1
9
2.15
Виды жанров.
1
1
10
2.16-2.17
Информационные жанры
2
1
1
11
2.18-2.19
Хроника. Информация. Заметка. Зарисовка.
2
2
12
2.20
Обозрение. Репортаж.
1
1
13
2.21-2.22
Аналитические жанры
2
1
1
14
2.23
Статья
1
1
15
2.24
Обзор. Рецензия
1
1
16
2.25
Художественно - публистические жанры
1
1
1
17
2.26
Очерк. Фельетон.
1
1
18
2.27
Пародия. Эпиграмма.
1
1
19
2.28
Практическая работа по теме информационные жанры.
1
1
20
2.29
Практическое занятие по теме аналитические жанры
1
1
21
2.30
Практическая работа по теме: Художественно- публицистические жанры
1
1
22
2.31
Практикум по теме: Основные понятия и жанры журналистики
1
1
-
Профессиональная готовность журналиста (4 часа)
23
3.32-
Профессиональная этика журналиста.
1
1
24
3.33
Психологическая подготовка и готовность к работе
1
1
25
3.34
Нормативно правовая база работы журналистики.
1
1
26
3.35
Закон РФ «О печати»
1
1
-
Основные понятия и термины газетного дела (6 часов)
27
4.364.37
Основные понятия газетного дела
2
1
1
28
4.384.39
Термины газетного дела
2
1
1
29
4.40
4.41
Понятия и термины газетного дела
2
2
-
Литературное редактирование (8 часов)
30
5.42
5.43
Основные виды редактирования.
2
1
1
31
5.44
5.45
Требования к редактированию
2
1
1
32
5.46
Литературное редактирование
1
1
33
5.47
Основные цели редактирования. Правка - обработка.
1
1
34
5.48
Чёткость формулировок.
1
1
35
5.49
Газетная полоса, газетная страница
1
1
-
Содержание и форма газеты (10 часов)
36
6.50
6.51
Размерные элементы: формат, объём, колонки
2
1
1
37
6.526.53
Размерные элементы.
2
1
1
38
6.54-6.55
Формат, объём, колонки.
2
2
39
6.56-6.57
Форматы.
2
2
40
6.58-6.59
Газетная полоса, газетная страница.
2
2
-
Задачи оформления газеты (6 часа)
41
7.60-7.61
Восприятие материала.
2
1
1
42
7.62
Руководство вниманием читателя.
1
1
43
7.63
Тип подачи материала.
1
1
44
7.64-7.65
Постоянные элементы газеты.
2
2
-
Основы газетного дела (3 часа)
45
8.66
Практикум по выпуску газеты
1
1
46
8.67
Оформление выпуска газеты
1
1
47
8.68
Портфолио «Как это было!»
1
1
48
8.69
8.70
Резерв
2
2
Итого:
70
19
49