Дополнительная образовательная программа Школьная газета

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отдел образования Тальменского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тальменская средняя общеобразовательная школа №1

Тальменского района Алтайского края



Согласовано:

М/О дополнительного образования

Протокол № _ от _________

Руководитель М/О Беспалова О.М.

_______________

Утверждаю:

Директор

МКОУ «Тальменская СОШ № 1»

Масловская О. И.

_______________

















Дополнительная образовательная программа

кружка

«Школьная пора»









для обучающихся 12-14 лет

Срок реализации: 1 год

Автор- составитель:

Беспалова Ольга Михайловна

педагог - организатор

Тальменка

2015



  1. Пояснительная записка………………………………………………………………3

  2. Учебно-тематический план …………………………………………………………5

  3. Содержательный компонент ………………………………………………………..6

  4. Методическое обеспечение………………………………………………………….8

  5. Список литературы............………………………………………………..................10

  6. Приложения…………………………………………………………………………11













  1. Пояснительная записка

Газета - это история мира за сутки.

Это история мира, в котором мы живем и события

которого интересуют нас больше,

чем относящиеся к прошлому,

существующему лишь в памяти.


А. Шопенгауэр


Что же такое - школьная газета?

  • Трибуна для высказывания своей точки зрения?

  • Эффективный информативный инструмент?

  • Пространство для сближения поколений?

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.
А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.

Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания.

Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе.

В России издаются тысячи наименований различной периодики. Это так называемая официальная пресса. Выходят независимые газеты и журналы. Имеют свои органы печати политические партии. С внедрением информационных технологий в различные сферы общественной жизни повысились возможности выпуска печатных изданий.
А нужна ли школьная газета в образовательном учреждении?
Конечно, нужна. Школа не должна отставать от современности. К тому же появление персональных компьютеров дает возможность для изготовления эстетичных, компактных, удобных для чтения информационных изданий, содержащих сведения различного характера: отклики, отражающие важные школьные события, интервью с учителями, учениками, гостями школы, первые пробы пера и т.д.
Привлечение детей к издательскому делу способствует самореализации, развитию коммуникативности, творческих способностей ребят.

Даная образовательная программа имеет культурологическую направленность, способствует расширению кругозора учащихся, развитию их творческих способностей, помогает выявить особо одарённых детей и реализовать их индивидуальные творческие запросы. В конечном итоге, всё это развивает ребёнка как личность, становится благодатной почвой для возникновения у него серьёзного интереса к журналистскому творчеству и началом профессиональной деятельности.

Предлагаемая программа легко согласуется с учебно-воспитательной работой

в школе, при планировании занятий позволяет учитывать календарные даты.

Цель программы:

Создание в образовательном пространстве школы условий для успешной профильной подготовки обучающихся, привитие интереса к профессии журналиста.

Задачи:

  • Образовательные: учить детей отбирать из полученного материала наиболее интересные статьи, заметки, корректировать письменный текст, озаглавливать заметки, создавать рубрики, подбирать к материалу соответствующие фотографии и картинки, оформлять печатную страницу на подготовительном этапе выпуска газеты. Совершенствовать умения самостоятельно получать, анализировать, систе­матизировать, творчески перерабатывать информацию, поступающих из различных источников и на различных носителях;


  • Воспитательные: формировать у учащихся собственную позицию в подготовке выпуска, формировать и развивать мотивацию в выпуске школьной газеты и своего активного участия в ней; развивать навыки сотрудничества в совместной работе, эстетический вкус в оформлении газеты; проявлять свои организаторские способности. Способствовать приобретению и закреплению подростками потребности иметь собственное мнение, позицию и умения формулировать и аргументировано от­стаивать их.


  • Развивающие: развивать умение детей анализировать и аргументировать выбор своих статей и рубрик; способствовать развитию компетентности учащихся. Предоставить каждому ребенку возможность выбора нескольких специали­заций редакционной деятельности: редактор, корреспондент, ответственный секре­тарь, ведущий рубрики, верстальщик, корректор, дизайнер;

Программа рассчитана: на один учебный год.

Количество часов: 70 часов

Организационные условия программа рассчитана на один учебный год (2 часа в неделю, поскольку основную часть времени занимает индивидуальная работа с участниками объединения по подготовке и оформлению творческих материалов). Для участия в объединении привлекаются дети от 12 до 14 лет (7 - 8 кл.)

При принятии в объединение особых навыков от ребят не требуется.

Занятия проходят с учётом возрастных особенностей учащихся.

  1. Учебно - тематический план


п/п

Тема

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

-

Возникновение и развитие журналистики (12 часов)

2

История возникновения и развития журналистики.

4

8

Основные понятия и жанры журналистики (18 часов)

3.

Понятие жанра в публицистике, виды жанров.

6

12

Профессиональная готовность журналиста (4 часа)

4.

Профессиональная этика журналиста. Нормативно правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати»

3

1

Основные понятия и термины газетного дела (6 ч).

5.

Основные понятия и термины газетного дела

2

4

Литературное редактирование (8 часов)

    Основные виды редактирования, требования к редактированию

    2

    6

    Содержание и форма газеты (10 часов)

      Размерные элементы: формат, объём, колонки

      2

      8

      Задачи оформления газеты (6 часа)

        Восприятие материала. Руководство вниманием читателя.

        1

        5

        Основы газетного дела (3 часа)

          Практикум (викторина)

          -

          3

            Резерв

            2

              Итого:

              21

              49

















              1. Содержательный компонент

              Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ (1 ч).

              Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.

              Возникновение и развитие журналистики (12 ч).

              История возникновения и развития журналистики на Западе (в западноевропейской цивилизации). Особенности становле­ния и назначения.

              Возникновение журналистики в России. История развития российской журналистики в XVIII, XIX, XX веках. Особенности становления и назначения печатных периодических изданий в России. Корифеи российской журналистики.

              Развитие западной и российской журналистики на современномэтапе. Перспективы развития журналистики XXI века.

              Основные понятия и жанры журналистики (18 ч).

              Понятие жанра в публицистике.

              Информационные жанры: хроника, информация (крат­кая, расширенная), заметка, зарисовка, интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), отчет (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (со­бытийный, тематический, постановочный).

              Аналитические жанры: корреспонденция, статья (про­пагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театральная).

              Художественно-публицистические жанры: очерк (сю­жетный, описательный), фельетон, памфлет, пародия, эпи­грамма.

              Профессиональная готовность журналиста к работе (4 ч).

              Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка и готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати».

              Основные понятия и термины газетного дела (6 ч).

              Аббревиатура, абзац, альманах, аннотация, анфас, ара­беск, архаизм, асимметричная верстка, афишка, библиография, бордюр, брошюра, буклет, варваризмы, вводка (подводка, ли­дер), верстка, виньетка, висячая строка, вкладка, «воздух», втяжка, выделение в тексте, выпускающий, выходные сведе­ния, вычитка, гарнитура, гладкий набор, графа, дайджест, двойная линейка, декоративный шрифт, диктофон, дружеский шарж, еженедельник, жанр, заставка, звездочка (астерикс), издание, издатель, канцеляризмы, колонка, колонтитул, колон­цифра, комикс, комментатор, коммюнике, композиция, кон­текст, корректор, корреспондент,красная строка, «летучка», лист, макет, много- и малотиражка, обзор печати, «откры­тие», «отлет», отступ, официоз, период, периодика, плагиат, подвал, полоса, поправка, послесловие, постскриптум, пресс-конференция, пресс-релиз, пресс-центр, публицистика, развер­стка, разворот, рамка, редактор, редакция, редколлегия, репортаж, репортер, рецензия, розничное издание, рубрика, сигнальный экземпляр, СМИ, собкор, событийный снимок, спец­выпуск, спецкор, ссылка, статья, текстовка, тематическая подборка, технический редактор, тираж, «флаг», формат, хроника, целевая полоса, чердак, шапка, Шпигель.

              Литературное редактирование (8 ч).

              Основные цели редактирования. Правка-обработка. Прав­ка-переделка. Правка-сокращение. Правка-вычитка. Идейная направленность. Четкость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Техника литературного редактирования.

              Содержание и форма газеты (10 ч).

              Размерные элементы: формат, объем, колонки. Большой, половинный, маленький, кратный, некратный форматы. Газет­ная полоса, газетная страница.

              Задачи оформления газеты (6 ч).

              Восприятие материала. Руководство вниманием читателя. Типподачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный. Постоянные элементы газеты: заглавие газеты, страницы номера, текстовые материалы, заголовки, иллюстрации, разделитель­ные средства, служебные детали (колонтитул, содержание, Анонсы).

              Основы газетного дела (3 часа)

              Повторение теоретического материала. Практическая работа надвыпуском школьной газеты.

              Резерв (2 часа)









              1. Методическое обеспечение

              Используются следующие методы обучения:

              1. Выполнение творческих заданий (статьи, заметки, интервью, фотографии);

              2. Обсуждение, анализ их содержания;

              3. Тренинги и упражнения;

              4. Беседы и рассказы педагога;

              5. Поисковый;

              6. Работа с периодичной литературой, словарями, компьютером.

              Формы обучения:

              1. Индивидуальная

              2. Групповая или в парах

              3. Выпуск готового издания

              Основной вид занятий - практический

              В рамках данной программы реализуются следующие педагогические принципы:

              Методические принципы, необходимые в работе:

              • личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;

              • коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;

              • деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах;

              • взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;

              • поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей.

              Планируемые результаты:

              • регулярные выпуски газеты;

              • наличие навыков работы с информацией и текстами: сбор, анализ, обработка информации;

              • сотрудничество с разноуровневыми СМИ («Сами», районная «Тальменская жизнь») в форме публикаций лучших творческих работ учащихся;

              • размещение творческих работ в сети Интернет;

              • участие в семинарах школьных СМИ;

              • наличие коммуникативных навыков;

              • сотрудничество с поселковой и центральной районной библиотекой;

              • информационная поддержка школьного сайта;

              • творческие отчёты перед родителями о достижениях кружковцев;

              • формирование портфолио кружка по итогам года.

              • включенность юнкоров в общественную жизнь школы.

              Способы отслеживания результатов:

              • проведение планерки-обсуждения редколлегией каждого выпуска газеты (до выхода и после выхода номера);

              • практическая работа, предполагающая создание ребенком конкретного про­дукта (рекламного листка, заметки, интервью, эссе, репортажа и т.д.);

              • групповая рефлексия по итогам каждого занятия;

              • - индивидуальные творческие достижения обучающихся.

              Материально - техническое обеспечение

              Занятия должны проходить в просторном, светлом и регулярно проветриваемом помещении.

              В комнате для занятий необходимо наличие достаточного количества стульев и столов.

              Во время занятий не является обязательным наличие специальной формы, однако учащиеся должны приходить в повседневной школьной одежде.

              Для проведения занятий необходимы: газетные периодические издания для прочтения предлагаемых для анализа статей (газеты, журналы), диктофон, цветная бумага, клей, бумага для записей, ватманы, краски и кисточки, ручки и карандаши и т.п. для оформления газеты, компьютер, принтер, точка доступа в интернет.











              1. Список использованной литературы

              1. Программа кружка: «Использование компьютерной графики в создании школьных СМИ» Учитель информатики Юровская Е.А.

              2. Занятия в системе дополнительного образования детей. В.Н. Иванченко Издательство «Учитель» 2007

              3. Организация дополнительного образования в школе. Авт.сост. Н.А. Белибихина, Л.А. Королева. Изд. Волгоград. 2009 г.

              4. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия. Сост. Л.И. Трепетунова и др.- Волгоград: Учитель, 2005. Статья «Оформительская работа» с.211-232

              5. Статья «Как создать современную школьную газету» Сокиной Л.А. учителя информатики школы № 31.

              6. Детско - юношеская газета «Сами». Г. Барнаул.







































              Календарно-тематическое планирование

              Кол-во час

              Темы занятий

              Кол-во час.

              Теория

              практика

              примечание

              1

              1.1

              Вводное занятие

              1

              1


              1. Возникновение и развитие журналистики (12 часов)

              2.

              1.2-1.3

              История возникновения и развития журналистики.

              2

              2

              3.

              1.4-1.5

              Особенности становления и назначения журналистики

              2

              1

              1

              4.

              1.6-1.7

              Возникновение журналистики в России.

              2

              1

              1

              5.

              1.8.-1.9

              Корифеи российской журналистики.

              2

              1

              1

              6.

              1.10-1.11

              Развитие западной и российской журналистики на современном этапе.

              2

              1

              1

              7

              1.12-1.13

              Перспективы развития журналистики 21 века

              2

              2


              1. Основные понятия и жанры журналистики (18 часов)

              8

              2.14

              Понятие жанра в публицистике.

              1

              1

              9

              2.15

              Виды жанров.

              1

              1

              10

              2.16-2.17

              Информационные жанры

              2

              1

              1

              11

              2.18-2.19

              Хроника. Информация. Заметка. Зарисовка.

              2

              2

              12

              2.20

              Обозрение. Репортаж.

              1

              1

              13

              2.21-2.22

              Аналитические жанры

              2

              1

              1

              14

              2.23

              Статья

              1

              1

              15

              2.24

              Обзор. Рецензия

              1

              1

              16

              2.25

              Художественно - публистические жанры

              1

              1

              1

              17

              2.26

              Очерк. Фельетон.

              1

              1

              18

              2.27

              Пародия. Эпиграмма.

              1

              1

              19

              2.28

              Практическая работа по теме информационные жанры.

              1

              1

              20

              2.29

              Практическое занятие по теме аналитические жанры

              1

              1

              21

              2.30

              Практическая работа по теме: Художественно- публицистические жанры

              1

              1

              22

              2.31

              Практикум по теме: Основные понятия и жанры журналистики

              1

              1


              1. Профессиональная готовность журналиста (4 часа)

              23

              3.32-

              Профессиональная этика журналиста.

              1

              1

              24

              3.33

              Психологическая подготовка и готовность к работе

              1

              1

              25

              3.34

              Нормативно правовая база работы журналистики.

              1

              1

              26

              3.35

              Закон РФ «О печати»

              1

              1


              1. Основные понятия и термины газетного дела (6 часов)

              27

              4.364.37

              Основные понятия газетного дела

              2

              1

              1

              28

              4.384.39

              Термины газетного дела

              2

              1

              1

              29

              4.40

              4.41

              Понятия и термины газетного дела

              2

              2


              1. Литературное редактирование (8 часов)

              30

              5.42

              5.43

              Основные виды редактирования.

              2

              1

              1

              31

              5.44

              5.45

              Требования к редактированию

              2

              1

              1

              32

              5.46

              Литературное редактирование

              1

              1

              33

              5.47

              Основные цели редактирования. Правка - обработка.

              1

              1

              34

              5.48

              Чёткость формулировок.

              1

              1

              35

              5.49

              Газетная полоса, газетная страница

              1

              1


              1. Содержание и форма газеты (10 часов)

              36

              6.50

              6.51

              Размерные элементы: формат, объём, колонки

              2

              1

              1

              37

              6.526.53

              Размерные элементы.

              2

              1

              1

              38

              6.54-6.55

              Формат, объём, колонки.

              2

              2

              39

              6.56-6.57

              Форматы.

              2

              2

              40

              6.58-6.59

              Газетная полоса, газетная страница.

              2

              2


              1. Задачи оформления газеты (6 часа)

              41

              7.60-7.61

              Восприятие материала.

              2

              1

              1

              42

              7.62

              Руководство вниманием читателя.

              1

              1

              43

              7.63

              Тип подачи материала.

              1

              1

              44

              7.64-7.65

              Постоянные элементы газеты.

              2

              2


              1. Основы газетного дела (3 часа)

              45

              8.66

              Практикум по выпуску газеты

              1

              1

              46

              8.67

              Оформление выпуска газеты

              1

              1

              47

              8.68

              Портфолио «Как это было!»

              1

              1

              48

              8.69

              8.70

              Резерв

              2

              2

              Итого:

              70

              19

              49










              © 2010-2022