- Преподавателю
- Другое
- Программа по Доп. образованию LEGO-конструирование
Программа по Доп. образованию LEGO-конструирование
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лукин П.А. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Утверждаю» «Согласовываю»
Директор школы Методист МЦ СОУО
____________(Добкина М.Я.) _____________(Капранова М.Н.)
«__»_________2011г. «__»____________2011г.
Школа №1164
Савеловский район
Программа внеурочной деятельности кружка « Lego моделирование »
2012/2013
Составители: Максим Владимирович Вассерман - учитель технологии
Павел Александрович Лукин- учитель информатики
Москва 2012г
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями к структуре примерных программ внеурочной деятельности начального и общего образования стандартов второго поколения.
Данная программа структурирована в соответствии с направлениями внеурочной деятельности:
-
Научно-познавательное;
-
Проектная деятельность;
Программа разработана на учащихся начальной школы. Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Меж предметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов.
Цели программы: Пробуждение и поддержание познавательного интереса к моделированию и конструированию средствами наборов Lego.
Задачи:
-
Развитие познавательной активности
-
Развитие моторики рук
-
Развитие конструкторских способностей
-
развитие познавательного интереса к современной технике;
-
формирование умения проводить лабораторный эксперимент, строить логические умозаключения.
Собирая конструкции и модели, учащиеся постепенно знакомятся с различными видами механизмов, движения, узнают, как работают обычные в повседневной жизни вещи. При работе с конструктором у ребят отрабатываются некоторые полезные навыки:
-
развитие умения строить модели по схемам;
-
развитие конструктивного воображения при разработке индивидуальных или коллективных проектов;
-
ориентирование в пространстве;
-
проектирование технического решения идеи и реализация ее в виде функционирующей модели.
Методы обучения:
-
эвристическая беседа;
-
исследование;
-
проблемно-поисковые задания;
Ожидаемые результаты освоения программы к концу первого года обучения:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
-
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1
Вводное занятие
1
2
Конструкции и силы
4
3
Рычаги
8
4
Колеса и оси
8
5
Зубчатые передачи
7
6
Ременные передачи и блоки
8
7
Червячная передача
2
8
Электропривод
2
9
Обобщающее занятие
1
10
Знакомство с понятием «энергия»
1
11
Потенциальная энергия
3
12
Кинетическая энергия
3
13
Преобразование механической энергии в электрическую
4
14
Аккумулирование энергии
9
15
Дополнительные проекты.
6
16
Заключительное занятие
1
ИТОГО
68
Содержание образовательной программы
-
Вводное занятие. Цели, задачи, перспективы.
-
Конструкции и силы. Жесткие и гибкие конструкции. Виды сил. Уравновешенные и неуравновешенные силы.
Практика: сборка и исследование складного кресла, подъемного моста.
-
Рычаги. Конструкция и назначение рычагов. Применение рычагов в технике и быту.
Практика: сборка и исследование музыкальной ударной установки механической и с электроприводом, стеклоочистителя автомобиля механического и с электроприводом, ударной музыкальной установки. Проекты учащихся.
-
Колеса и оси. Конструкция и назначение колеса. Применение колес в технике и быту. Техническая ось. Роликовые и шариковые подшипники.
Практика: сборка и исследование тележек для перемещения легких и тяжелых грузов, колесного транспортного средства, роликового транспортера механического и с электроприводом. Проекты учащихся.
-
Зубчатые передачи. Конструкция и назначение зубчатого передаточного механизма. Применение его в технике и быту. Храповой механизм. Повышающая и понижающая передача. Многоступенчатая передача.
Практика: сборка и исследование карусели, турникета. Расчет передаточного числа. Проекты учащихся.
-
Ременные передачи и блоки. Конструкция и назначение шкивов и блоков. Их применение в технике и быту. Подвижный и неподвижный блок. Многоступенчатая ременная передача. Передача вращения между скрещивающимися осями. Повышающая и понижающая ременная передача.
Практика: сборка и исследование ленточного транспортера, подъемного крана. Расчет передаточного числа ременной передачи. Проекты учащихся.
-
Червячная передача. Конструкция и назначение червячной передачи. Применение её в технике. Кулачковый механизм.
Практика: сборка и исследование кулачкового механизма. Проекты учащихся.
-
Электропривод . Конструкция и назначение электропривода. Применение его в технике.
Практика: исследование электропривода.
-
Обобщающее занятие. Подведение итогов ознакомления с темой «Простые механизмы и конструкции».
-
Знакомство с понятием «энергия». Понятие энергии. Виды энергии. Способность энергии переходить из одного вида в другой. Закон сохранения энергии.
-
Потенциальная энергия. Работа. Энергия. Единицы измерения энергии. Использование лебедки и редуктора для подъема груза.
Практика: сборка и исследование подъемника и редуктора. Определение зависимости числа оборотов от передаточного отношения редуктора.
-
Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от потенциальной. График зависимости кинематических величин. Влияние сопротивления воздуха и силы трения на движение.
Практика: сборка автомобиля и сборка и исследование его движения от наклона плоскости; исследование зависимости кинематических величин от внешних воздействий.
-
Преобразование механической энергии в электрическую. Генератор. Мотор. Производство электроэнергии.
Практика: исследование перехода электрической энергии в механическую и наоборот. Исследование эффективности процесса преобразования энергии.
-
Аккумулирование энергии. Аккумулирование энергии в резиновой ленте. Энергосистемы.
Практика: сборка и исследование накопителя энергии с резиновой лентой. Калибровка измерительного устройства. Аккумулирование кинетической энергии. Аккумулирование электрической энергии. Оценка количества аккумулированной энергии
-
Дополнительные проекты. Практика: сравнительные исследования резиновых лент. Исследование затраты энергии на освещение. Исследование затраты энергии на подъем груза. Исследование затраты энергии на подъем по наклонной плоскости.
-
Заключительное занятие. Выступления учащихся перед классом с наиболее яркими проектными работами.
Календарно тематическое планирование кружка «Lego-моделирование» на 2012-2013 год.
Тип урока
Тема занятия
Дата
1
Вводное занятие
05.09.12
Конструкции и силы
2
Виды конструкций.
12.09.12
3
Пр1
Жесткие формы
19.09.12
4
Пр2
Складное кресло
26.09.12
5
Пр3
Подъемный мост
03.10.12
Рычаги
6
Конструкция и назначение рычагов. Применение рычагов в технике и быту.
10.10.12
7
Пр4
Рычаги для подъема грузов
17.10.12
8
Пр5
Музыкальная ударная установка
24.10.12
9
Пр6
Музыкальная ударная установка с электроприводом
31.10.12
10
Пр7
Стеклоочистители лобового стекла автомобиля
07.11.12
11
Пр8
Стеклоочистители с электроприводом
14.11.12
12
Проекты учащихся
21.11.12
13
Проекты учащихся
28.11.12
Колеса и оси
14
Конструкция и назначение колеса. Применение колес в технике и быту
05.12.12
15
Пр9
Колеса и оси для перемещения предметов
12.12.12
16
ВОРОТ: колеса и оси для поднятия тяжелых грузов
19.12.12
17
Пр10
Колесное транспортное средство
26.12.12
18
Пр11
Транспортное средство с электроприводом
09.01.13
19
Колеса и маховики. Ролики.
16.01.12
20
Пр12
Роликовый транспортер
23.01.13
21
Пр13
Роликовый транспортер электроприводом
30.01.13
22
Проекты
06.02.13
23
Проекты
13.02.13
Зубчатые передачи
24
Зубчатые передачи
20.02.13
25
Пр14
Зубчатые передачи
27.02.13
26
Повышающая и понижающая передача
06.03.13
27
Пр15
Карусель
13.03.13
28
Пр16
Карусель с электроприводом
20.03.13
29
Пр17
Турникет
27.03.13
30
Проекты
03.04.13
31
Проекты
10.04.13
Ременные передачи и блоки
32
Пр18
Шкивы для изменения направления вращения
17.04.13
33
Пр19
Изменение направления и скорости вращения
34
Ленточный транспортер
24.04.13
35
Пр20
Ленточный транспортер с электроприводом
01.05.13
36
Пр21
Подъемный кран
15.05.13
37
Пр22
Подъемный кран с электроприводом
22.05.13
38
Проекты
29.05.13
Всего 38 занятий .
Список литературы:
1 Книга для учителя. «Машины, механизмы и конструкции». Москва. ИНТ. 2005 г.
2 Книга для учителя. «Энергия, работа и мощность». Москва. ИНТ. 2005 г.
3 Книга для учащихся. «Машины, механизмы и конструкции». Москва. ИНТ. 2005 г.
4 Книга для учащихся. «Энергия, работа и мощность». Москва. ИНТ. 2005 г.
5 Интернет - ресурсы