Исследовательская работа История пионерского движения в с. Поспелиха

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию Администрации Поспелихинского района Алтайского края

МБОУ «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Районная научно-практическая конференция

«Продвижение»

Секция: история, краеведение, этнография

Направление: краеведение



История пионерского движения Поспелихинского района

Научно-исследовательская работа

Исследовательская работа История пионерского движения в с. Поспелиха

Автор: Першина Алина, МБОУ «ПСОШ №1», 8 Б класс Руководитель: Беседина Н.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ «ПСОШ №1»

Поспелиха, 2014

СОДЕРЖАНИЕ



Введение…………………………………………………………………………………..3

Глава 1

  1. История создания Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина …. 5

  2. Структура Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина………….7

  3. Символы и атрибуты Всесоюзной пионерской организации………….……….....7

Глава 2

2.1. Значение слова «Пионер» …………………………………………………………...9

2.2. Пионерское движение Поспелихинского района ………………………………..10

2.3. История дружины имени Володи Дубинина школы №1………………………...12

Заключение………………………………………………………………………………14

Список использованных источников ……………………………………….……….15

Приложения …………………………………………………………………………….16







Введение


В мае 2012 года исполнилось 90 лет Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина.

Юное поколение очень мало знает о Всесоюзной пионерской организации. Наши родители, бабушки и дедушки прошли через пионерскую организацию и большинство из них отзываются о своих пионерских годах с теплотой и полагают, что «организация подобная пионерской» была бы нужна и сейчас. Когда слушаешь «бывших пионеров», ощущаешь, с какой теплотой и ностальгией они говорят об этом, понимаешь, что пионерия была главным составляющим их школьной жизни.

С середины 90-х годов XX века в России началось активное возрождение детских общественных объединений. Сегодня детские организации самые разные, их - тысячи, и работают они по разным программам. Но есть то, что всех их объединяет - организация, из которой вышли наши отцы и деды, ее богатейший опыт, ее лучшие традиции и находки.

Пионерское движение занимало центральное положение в отечественном детском общественном движении всего XX века, а значит, нельзя допустить, чтобы огромный позитивный опыт не был творчески использован в настоящее время. Именно в этом заключается актуальность данной темы.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель: изучить историю пионерского движения в Поспелихинском районе и выявить его роль в воспитании молодого поколения.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю создания Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина.

  2. Познакомиться со структурой, символами и атрибутами Всесоюзной пионерской организации.

  3. Выявить роль пионерской организации в воспитании детей.

  4. Определить значение слова «Пионер».

  5. Исследовать историю пионерского движения в Поспелихинском районе.

  6. Исследовать историю пионерской организации Поспелихинской школы № 1.

Основные методы исследования: накопление материала, изучение литературы, опрос, анализ полученных материалов, работа с материалами школьного и районного музеев, работа с интернет-ресурсами.

Объект исследования: история развития пионерского движения Поспелихинского района.

Предмет исследования: роль пионерского движения в воспитании молодого поколения.

Тема нашей работы очень сложная, и невозможно в полной мере рассмотреть все аспекты, касающиеся данной темы, но мы остановимся на самых важных моментах.

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя исследование, мы лучше стали понимать историю возникновения и существования пионерской организации, ее роль в воспитании детей.



ГЛАВА 1

1.1. В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака. 23 января 1924 года экстренный пленум ЦК РКСМ принял постановление о переименовании всех детских коммунистических организаций страны в единую организацию юных пионеров имени В.И.Ленина. В обращении к пионерам и всем детям СССР отмечалось: «Учиться, бороться и жить, как жил и боролся Ильич, - это самое важное дело...».

В 1925-1926 годах пионерские организации стали повсеместно формироваться на базе школ. К началу 1925 года в СССР по официальным данным насчитывалось до полутора миллионов пионеров.

Пионерская организация в СССР была массовой. В пионеры, как правило, принимались дети, начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Формально приём осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-1980-х фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям.

Для пионеров в СССР были построены пионерские лагеря - места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров - дома творчества детей. Издавалась газета - «Пионерская правда».

Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье - это всесоюзные: «Артек» и «Океан», всероссийский лагерь «Орлёнок» и республиканский лагерь «Молодая гвардия».

У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница».

Пионерская организация родилась и делала свои первые шаги в атмосфере бурного строительства - страна восстанавливала силы после гражданской войны, закладывала фундамент нового общества. И пионеры старались не отставать в этой работе от коммунистов и комсомольцев. Начало 20-х годов - период невиданных в России засух и неурожаев. Помогая стране в борьбе с голодом, пионеры засевали даже в городских скверах специальные грядки, полоски, на которых выращивали овощи. Самоотверженно боролись пионеры с беспризорностью - агитировали сверстников, оставшихся без родителей и без дома, устроиться на работу, в детский дом, вступить в пионерский отряд. Трудной и важной была помощь пионеров в работе по ликвидации в стране неграмотности. Пионеры энергично боролись с антисанитарией, разъясняли населению правила гигиены.

Значительной была помощь пионеров в уборке урожая. Они участвовали в выращивании и сборе урожая зерна, картофеля, овощей и фруктов. В середине 20-х годов появились такие, ставшие традиционными, общесоюзные дела и акции пионеров, как День урожая, День охраны птиц, День леса, Праздник детской книги.

В 20-е годы возникла еще одна пионерская традиция - дружба с Красной Армией. Встречи с воинами, концерты для них, военные игры и походы, сборы средств на строительство пионерских самолетов. Пионеры работали в кружках - выполняли военные заказы: шили кисеты и наволочки, вязали носки и варежки, собирали теплые вещи в подарок воинам. Большую помощь пионеры оказали фармацевтической промышленности. 186 тысяч тонн лекарственных растений собрали пионеры за 1942-1944 годы. За труд в тылу многие пионеры и школьники были отмечены правительственными наградами. Около 20 тысяч пионеров столицы были награждены медалью «За оборону Москвы», 15249 юных ленинцев отмечены медалью «За оборону Ленинграда». Четырем из них: Марату Казею, Вале Котику, Лене Голикову и Зине Портновой посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

1.2. Структура Пионерской организации была следующей:

Звено объединяло 5 - 10 пионеров. В него входили ребята, которые увлечены одним делом, дружили друг с другом, жили в одном доме или на одной улице. Во главе звена - звеньевой, который избирается один раз в год.

Отряд - это 30 - 40 пионеров, обычно класс общеобразовательной школы, председатель совета отряда - пионер, избранный отрядом. Это самая боевая единица пионерской организации, но для этого необходимо, чтобы отряд был дружным, сплоченным пионерским коллективом. Отряды создавались в дружине, где больше двадцати пионеров. Отряд выбирает отрядную пионерскую песню и речёвку. Он вёл пионерскую летопись -дневник отрядных дел.

Дружина - пионерская организация школы, 300 - 400 пионеров, председатель совета дружины - пионервожатый или молодой педагог-комсомолец.

Районная пионерская организация - все отряды и дружины учебных заведений района, возглавляет председатель совета районной пионерской организации.

Областная пионерская организация - все отряды и дружины, районные организации области, возглавляет председатель совета областной пионерской организации.

Пионерский сбор - высший орган отряда. Он проходит не реже одного раза в месяц. На сборе принимали в организацию новых членов, давали пионерские поручения, спрашивали отчет за их выполнение, намечали новые планы. Принятое коллективно решение пионерского сбора было обязательным для всех пионеров.

1.3. Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей знамени общегосударственного флага. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Пионерский значок был вторым по значению после пионерского галстука. В центре пятиконечной звезды профиль Ленина, под ним девиз «Всегда готов!», над звездой три языка пламени.

Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие предметы, и проходили заседания совета дружины. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты. (Приложение 1)

Пионерская форма в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой - красным галстуком и пионерским значком. (Приложение 2) Непременным ритуалом считался пионерский салют - приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. Существовало торжественное обещание пионера. Обязательным для каждого пионера было соблюдение определенных законов. (Приложение 3).




Глава 2

2.1. Значение слова «Пионер» в словарях.

Современный энциклопедический словарь

ПИОНЕР (от франц. pionnier - первопроходец, зачинатель) - 1) человек, первым проникший в неисследованную область, прокладывающий новые пути в какой-либо сфере деятельности; 2) Член пионерской организации.

Словарь русских синонимов

ПИОНЕР - первый, первооткрыватель, начинатель, новатор, зачинатель, открыватель, инициатор, землепроходец, юный ленинец, застрельщик, вписал новую страницу, сказал новое слово, пролагатель новых путей, первопроходец, начинательница, первопроходец.

Толковый словарь русского языка

ПИОНЕР - 1)Член детской коммунистической организации; 2)Человек, который положил начало чему - ни будь новому в области науки, культуры.

В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

ПИОНЕР м. франц.- воин для земляных работ; пионеры, как и саперы, принадлежат к инженерам: их обязанность - пролагать дороги. Есть и конные пионеры. Пионерный заступ.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского язык»

ПИОНЕР - 1) Человек, который одним из первых пришёл и поселился в новой неисследованной стране, местности; 2) Человек, который положил начало чему-то новому в области науки, культуры, естествознания; 3) Член детской организации в СССР и ряда детских организаций в некоторых других странах.

Д.Н. Ушаков «Большой толковый словарь современного русского языка»

ПИОНЕР, пионера, муж. (франц. pionnier) - 1) Солдат военно-инженерных войск в Германии, Франции и в старое время (до начала 19 века) в России; 2) Человек, впервые проникнувший в новую, неисследованную страну с девственной природой, приспосабливающий ее для культурной жизни и поселяющийся в ней (первоначально о переселенцах в Северную Америку); 3)Человек, совершающий первые шаги в какой-нибудь новой, неразработанной, до того не существовавшей области культуры, общественной жизни, прокладывающий новые пути. «Среди нас имеются пионеры нового дела в народном хозяйстве, бойцы стахановского движения» Сталин. Пионеры естествознания. Пионеры радиотелеграфии. Пионеры рабочего движения; 4) Член детской коммунистической организации (включающей детей от 10 до 16 лет.).

2.2. История пионерской организации неразрывно связана с историей страны, поселка, школы.

На Алтае первый пионерский отряд организовали комсомольцы г.Барнаула в 1923 г. в интернате при школе «коммунистического интернационала». Отряд назвали «красные дьяволята», в который вошло 50 человек. В то время шел фильм «Красные дьяволята». Детей поразила героическая судьба мальчишек - разведчиков. В их честь они и назвали свой отряд.

Одним из первых на территории Поспелихинского района были созданы детские и молодёжные организации: в Николаевской школе (1926 г.), в Клепечихинской школе (1928 г.), в Хлеборобской школе (1929 г.), школе посёлка 12 лет октября (1929 г.), школе №1 (1933 г.).

В 1934 году отряд пионеров школы посёлка 12 лет октября стала носить имя Павла Морозова. В 1937 году октябрятами, пионерами и комсомольцами этой школы был выдвинут лозунг: «Озеленим наш посёлок». С 1932 по 1941 год старшей вожатой в этой школе работала Клавдия Антонова (очевидцы тех событий запомнили только её имя и отчество). В начале войны она провела свой последний сбор, на котором сказала: «Девочки и мальчики, я ухожу, а вы остаётесь… Помните фронт и тыл едины…». Клавдия Антоновна была по образованию медицинской сестрой. Она считала, что её знания на фронте нужнее. Больше от неё известий не было.

Пионеры, комсомольцы нашего района в годы ВОВ помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлом, работали на уборке урожая, заготавливали кизяки и солому, полынь, чтобы отапливать школу, работали на прополки пшеницы, зимой делали снегозадержание вручную. Занятия пионеров: смотры песни и строя, сбор макулатуры и металлолома, пионеры туристическими тропами (отправлялись в поездки по городам героям), тимуровское движение (в 40 году вышла книга А.Гайдара «Тимур и его команда», после чего создаются отряды, помощь ветеранам и инвалидам), операция «Орден в твоем доме», дружина юных пожарных, военно-спортивная игра «Зарница», клубы иностранной дружбы (переписка). В 1974 году, пионеры дружины именем Г.С. Титова Хлеборобской школы приняли участие во всесоюзной трудовой операции «Чукотка», в ходе которой весь собранные металлолом был отправлен на пионерскую плавку для возведения Дворца пионеров в городе Анадырь.

Выпускались пионерские издания: «Пионерская правда» (Приложение 4), её выписывали все пионеры; журналы «Пионер» и «Костёр». Начиная с 60-х годов, у лучших пионеров и комсомольцев нашего района появилась возможность побывать во Всесоюзном пионерском лагере «Артек», «Орлёнок», с 1985 года в лагере «Океан». В Поспелихинском районе за р. Алей был пионерский лагерь «Орлёнок» (возглавлял Н.Кравчук).

Послевоенные годы жизнь налаживалась. Пионеры выпускали много стенных и рукописных газет, журналов, изготавливали стенды для оформления школы. Отрядам и дружинам нашего района присваивались имена: Зои Космодемьянской, Володи Дубинина, Олега Кошевого, Александра Матросова и т.д. После первого полёта человека в космос в нашем районе пионерским отрядам стали активно присваиваться имена: Юрия Гагарина Г.С. Титова, В.Н. Терешкова.

Более 20 лет Соболева В.В. была старшей пионерской вожатой района.

В 1991году с распадом СССР практически во всех школах прекратили своё существование октябрятские, пионерские организации. Пионерские организации удалось сохранить в Красноярской и Котляровской школах.

На современном этапе детское движение не прекращает работу, но в ней появилось новое содержание. Другие детские организации начинали возрождаться в 1996-1997 годах. Руководит этой работой координатор детского движения, Пономарёва Л.Г. А начиналось все с того, что на р. Локтёвка в палаточном лагере встретились активы всех школ по инициативе ЦДТ Лидер-клуба «Рассвет», который до сегодняшнего дня является штабом районной детско-юношеской общественной организации Поспилихинского района «Звёздная страна», рождением которой считают 19 апреля 1997 года. Все организации называются по-разному: «Радуга», «Искра», «Мечтатели», «Надежда» и др. У каждой свой устав и свидетельство. Дети занимаются всё той же работой, только в ногу со временем на новом уровне.

2.3. В Поспелихинском районе первая пионерская дружина имени Володи Дубинина, была создана в 1933г., в школе №1. Девиз: «Мир, труд» - наш девиз. Наша цель - коммунизм!». Гимн - «Взвейтесь кострами, синие ночи». (Приложение 5) Дружина имела своё отрядное знамя. Отряд делился на звенья, у каждого пионера было своё поручение, 1 раз в месяц проходили сборы, где шел прием в пионеры и шли отчёты. Между отрядами велась борьба за звание правофлангового отряда. Символы и атрибуты пионерии: красное пионерское знамя - это пионерская святыня, символ чести и сплоченности. Под знаменем пионеры дают торжественное обещание, клятву. За знамя отвечал знаменосец - самый лучшей ученик в школе и ассистенты. Вынос знамени сопровождался барабанной дробью и горном.

Первыми пионерами и вожатыми были Богачева Анна, Вихарев Юрий, Вихарев Владимир, Уржумов Анатолий,Ревякина Ксения, Короваев Александр и другие. В школе в годы ВОВ располагался госпиталь. Вместе со взрослыми пионеры нашей школы оказывали неоценимую помощь раненым. Евсеева Елена Александдровна работала старшей пионерской вожатой. Вот, что она вспоминаает: «Пионеры ежедневно ходили в госпиталь. Они распределили палаты между собой. Писали письма раненых домой, устраивали концерты. Самыми активными были пионеры Лена Кузнецова, Нина Колесова. Письма писали на старых газетах чернилами из разведенной сажи, из сока красной свеклы. Ребята собирали теплые вещи для фронта». В клубе пионеры часто выступали с концертами перед рабочими. Участвовали во всесоюзной пятилетке трудовых дел.

Пионерская дружина имени В.Дубинина была правофланговой. В честь 60-летия Всесоюзной пионерской организации награждена юбилейной лентой «Правофланговая дружина»





Заключение

Подводя итоги исследования, мы пришли к выводу, что пионерия - это очень сильная организация, объединявшая миллионы детей по все стране. Пионеры внесли немалый вклад в развитие страны. Мы считаем, что пионерское движение - это светлая страница истории нашей страны. Кто же это такой пионер? "Пионер"- это не просто слово, обозначающее принадлежность к организации, не способ самоутвердиться и подняться над всеми остальными, а состояние души, при котором человек живёт по священным законам Чести, Совести и Правды. Стало понятно, что пионерская организация играла и играет существенную роль в формировании активной жизненной позиции каждого человека.

Пионерская организация сплачивала школьников, и девиз: «Один за всех, и все за одного» соответствовал действительности. Много полезных дел на счету у пионерии: тимуровская работа, походы по местам боевой, трудовой и революционной славы, помощь родному колхозу в уборке урожая, интернациональная дружба, спортивные соревнования в пионерском многоборье, пионерские слёты и многое другое. Наверное, поэтому наивысший патриотизм молодёжи относится к советскому периоду времени. Примеры тому - подвиги пионеров и комсомольцев в годы Великой Отечественной войны, поднятие целины. Не было проблемы наркомания, молодёжь воспитывалась нравственно, гуманно по отношению друг к другу. Разве мог юноша того времени отказаться идти в армию?! Отказ от армии считался большим позором. Хочется, чтобы и мои сверстники выросли патриотами своей Родины, учась у старшего поколения всем тем ценностям, которые прививала пионерия.

Мы думаем, главное для детской организации - научить подростка жить именно в обществе, в коллективе, чтобы в дальнейшем он не потерялся как личность. Именно на этом построены идеи Пионерии: нужно, чтобы радость приносили не только общие успехи, но и постепенный рост каждого, его вклад в общее дело.

Список использованных источников



  1. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», М.: Русский язык, 1999.

  2. Материалы районного музея.

  3. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю., «Толковый словарь русского языка», М.: Азбуковник, 1999.

  4. «Словарь русских синонимов» под ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.

  5. Современный энциклопедический словарь. Изд. "Большая Российская Энциклопедия", 1997 г.

  6. Ушаков Д. Н., «Большой толковый словарь современного русского языка», М.: Альта - Принт, 2007.

  7. Экспонаты музея «История школы».

  8. rian.ru/spravka/20070519/65737726.html

  9. 76-82.ru/school_pioneer/

  10. webmechta.com/poznay-mir/391-pioneri

  11. «infovolga.ru/school/pioner/pioneri_geroi/sov_soiza.htm

  12. ru.wikipedia.org/wiki/Всесоюзная_пионерская_организация_имени_В._И._Ленина



Приложение 1

Атрибуты пионерской организации

Галстук Значок

Исследовательская работа История пионерского движения в с. ПоспелихаИсследовательская работа История пионерского движения в с. Поспелиха

Знамя, горн, барабан



Исследовательская работа История пионерского движения в с. Поспелиха

Приложение 2

Школьная форма 1960-1985 г.г.


Исследовательская работа История пионерского движения в с. ПоспелихаИсследовательская работа История пионерского движения в с. Поспелиха

Для мальчиков:

синий костюм, алый

галстук (в торжественных

случаях - белая рубашка, пилотка)

Для девочек:

коричневое платье, фартук, алый галстук (в торжественных случаях - белый фартук, пилотка)


Приложение 3

Пионерский салют


Исследовательская работа История пионерского движения в с. Поспелиха

Законы пионеровИсследовательская работа История пионерского движения в с. Поспелиха

Исследовательская работа История пионерского движения в с. Поспелиха


Торжественное обещание пионера Советского Союза: «Я, (фамилия, имя), вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить и беречь свою Родину, жить, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, как требуют Законы пионеров Советского Союза».


Торжественное обещание





Приложение 4

Экземпляр «Пионерской правды» 1967 года


Исследовательская работа История пионерского движения в с. Поспелиха

Приложение 5


Гимном пионерской организации считается «Марш юных пионеров» - советская пионерская песня, написанная в 1922 году двумя комсомольцами - пианистом Сергеем Кайдан-Дешкиным и поэтом Александром Жаровым:

Взвейтесь кострами, синие ночи!
Мы пионеры - дети рабочих.
Близится эра светлых годов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!"

Радостным шагом с песней веселой
Мы выступаем за комсомолом.
Близится эра светлых годов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!"

Грянем мы дружно песнь удалую
За пионеров семью мировую,
Будем примером борьбы и трудов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!"

Мы поднимаем алое знамя.
Дети рабочих, смело за нами!
Близится эра светлых годов.
Клич пионера: "Всегда будь готов!"


Из воспоминаний

Фамильцевой Зинаиды Пантелеевны,

учителя - ветерана ПСОШ №3



«Я в 1937 году пошла в 1 класс. Приняли в пионеры меня в 1339 году. Повязали на шею красный галстук в день рождения пионерской организации 19 мая. Галстук для нас был святыней. У галстука три конца - это означало преемственность трёх поколений: пионеров, комсомольцев, коммунистов. На галстуке мы носили специальный зажим, на котором были три языка от пламени костра… Не все ребята могли ходить в школу, так как не в чем было идти. Не было обуви и одежды, особенно сложно было зимой. Приходилось ходить и уговаривать. Помню, как сама пошла беседовать с мальчиком, который был значительно старше меня. Парнишка сидел на русской печке, одежда на нем вся из заплаток, сам босой… Сама очень смущалась, но всё же убеждала его, что нужно идти в школу. Потом уже через несколько лет парнишка тот мне спасибо сказал… В нашей организации председателем совета отряда был Афанасьев Иван. Очень ответственный, серьёзный и все его слушали. Помню, что участвовали мы в художественной самодеятельности: пели в хоре, строили спортивные пирамиды как гимнасты. Старшая вожатая всегда была рядом. Не помню, чтобы учителя контролировали нашу работу, мы сами чувствовали большую ответственность. Нельзя было подвести своих товарищей… Ещё помню, что оказывали помощь старикам: дрова кололи, порядок в доме наводили, огород помогали посадить и убрать. Работали в колхозах, убирали урожай до поздней осени, на быках и коровах возили зерно на элеватор.

В 1940 году перешла в основную школу. Год был очень трудным. Мне исполнилось 14 лет, и я вступила в комсомол. Работа посерьёзней. Шефствовали над пионерами, заготавливали топливо для школы (мальчишки старших классов ездили в лес за дровами). Кроме того, организовывали боевые отряды. Стояли на посту у дверей школы по ночам с учебной винтовкой, охраняли. Комсомольцы проходили курс молодого бойца, курс медсестёр, изучали азбуку Морзе. Всё, что решит комитет комсомола, то и выполняли. Во время войны в школе №1 был госпиталь, мы ходили туда с концертами, помогали писать письма раненым солдатам…»



Из телеграммы учителей и учеников Поспелихинской школы

7 ноября 1922 года

«7 ноября, празднуя пятилетие пролетарской революции, мы, учащиеся и учащие села Поспелиха Рубцовского уезда Алтайской губернии в количестве 150 человек, шлём горячий привет из далёкой Сибири дорогому вождю Владимиру Ильичу Ленину. Мы молодёжь, твёрдо и крепко будем держать в своих руках красное знамя труда, защищая его своей жизнью от посягательства капитализма …»


Из воспоминаний

Шаталовой Александры Пантелеевны

«В те послевоенные годы у нас, пионеров, воспитывали ответственность за порученное дело. Как бы ни было трудно, а справиться с поручение ты должен, ведь ты давал клятву, когда вступал в пионеры. Мы помогали более младшим пионерам в учебе. Если кто-то отставал, занимался слабо, то над ним брали шефство, оставались после уроков, объясняли ему материал, а не давали просто списывать, как это сейчас делают ученик. Помогали колхозникам осень собирать урожай, после уроков шли в поле, собирали колоски, помогали убирать овощи. Ходили часто в лес, пели песни у костра и никогда не ныли, что трудно, что нет времени. Часто ходили отрядами, пели песни, были дружными».

Из воспоминаний

Саблиной Татьяны Михайловны

«В те далекие годы, когда я носила красный галстук, было замечательно то, что нас учили жить самостоятельно, не по указке. В школе вместе с комсомольской организацией действовала комиссия «ЧП» - чрезвычайные происшествия. Эту комиссию боялись больше, чем директора и завуча. Начиная с 4-го класса, как только нас приняли в пионеры, мы стали активными участниками этой комиссии. В классе считалось почетным носить красную повязку на рукаве с буквами «ЧП».

На комиссии, по заявлению членов класса, а не учителей, разбирали опаздывающих, прогульщиков (их в то время было много), двоечников, грубиянов и т.д. Эта комиссия давала рекомендации пионерской организации.

На совете дружины (я все пионерские годы была членом Совета дружины) всегда присутствовали комсомольские вожаки. Они рассказывали нам о трудностях школы, о проблемах, которые нужно решать срочно. И мы, девчонки и мальчишки, решали их с такой решимостью!

Мы ходили к ученикам, которые болели, помогали им, чтобы они не отстали в учебе. Мы организовывали тимуровские команды - не по классам, а по месту жительства. Эти тимуровцы ставили концерты для жителей своей улицы, следили за чистотой улицы, помогали пожилым людям. В классе мы тоже старались помогать друг другу. Я помню, как мы дружно помогали в течение месяца семье Юры Добрынина. У него заболела мама, папа был в командировке, а у Юры была младшая сестренка - ей было всего три месяца. На улице - весна, дел много.

Настоящим праздником для пионерии была организованная сдача макулатуры и металлолома. Какой был дух соревнования!

Триумфом все работы был слет пионерской организации всего района - 19 мая. Весь день был занят с 9 часов утра до позднего вечера: спортивные соревнования, концерты художественной самодеятельности, обмен опытом в проведении интересных дел. А вечеров - большой костер и награждения. Самые, самые лучшие получали грамоты, подарки. А сколько песен было спето у этого костра, сколько новых друзей - заряд на весь следующий пионерский год!»

Из воспоминаний

Пьянкова Василия Андреевича

«В пионеры вступил в 1928 году. Когда вступал, пионерской организации в районе у нас еще не было. Были только пионерские отряды. Когда принимали в пионеры, галстуки не повязывали, а пристегивали значки. Сборов было много, на них мы решали наболевшие вопросы. Была очень большая сплоченность между ребятами. На сборы собирались по цепочке (один заходил за другим и т.д.). Если кого-то не было, то после сбора спешили к товарищу и сообщали ему обо всем, что было на сборе. Пионеры того времени были очень ответственные. Ездили на поля собирать хлеб, убивали саранчу, помогали на фермах, пасли коров. Учились сами и учили неграмотных. Был организован пункт всеобуча. За отличную учебу и работу нас награждали путевками в лагеря. Везде, где было труднее всего, там и были пионеры.

Нашим ребятам хотел бы пожелать сплоченности, любви и преданности к своей Родине, к своему делу».





Исследовательская работа История пионерского движения в с. Поспелиха

Заседание совета дружины. Ведет Ирина Гришина.

Исследовательская работа История пионерского движения в с. Поспелиха

Прием в пионеры. Мусихина, Наумова.



Исследовательская работа История пионерского движения в с. Поспелиха

Пионерский отряд

26


© 2010-2022