Занятие по теме Шахматная нотация

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Занятие по теме Шахматная нотацияЗанятие по теме Шахматная нотацияТема занятия: Шахматная нотация.

Цель занятия: Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций

Задачи занятия:

Обучающие:

научить правильно, записывать шахматную партию разными способами;

научить правильно по записи, расставлять шахматную позицию;

научить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись шахматной позиции.

Развивающие:

развивать логическое мышление;

развивать шахматный кругозор;

развивать мотивацию с целью создания ситуации успеха.

Воспитывающие:

формировать у учащихся настойчивость, любознательность, уверенность в своих силах, трудолюбие, коммуникативные качества.

Формирование видов универсальных учебных действий:

Личностные:

самооценка

мотивация к предмету

Познавательные:

работа с учебными диаграммами

использование схем (запись партии)

выполнение логических операций - сравнение, классификация, обобщение.

Регулятивные:

управление своей деятельностью,

самостоятельность

умение делать выводы

Коммуникативные:

навыки сотрудничества.

Возрастная группа: обучающихся 2-4 классов (второй год обучения)

Оборудование:

шахматы, компьютер, электронная презентация урока.

Ход урока.

Этап урока

Содержание урока

1.Мотивация к учебной деятельности

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! (Организация внимания и участия обучающихся). У нас с вами сегодня необычное занятие! И оно должно получиться у нас с вами очень и очень интересным! Вы познакомитесь с шахматным языком.

2. Погружение в тему урока. Выяснение целей, ожиданий.

1.Отгадайте ребус

Занятие по теме Шахматная нотацияЗанятие по теме Шахматная нотация

- Какой шахматный термин зашифрован в ребусе?

-Правильно, это термин НОТАЦИЯ.

-Кто знает, что обозначает этот термин?

-Какая же цель сегодня стоит перед нами? (Узнать, что обозначает термин «Шахматная нотация»)

2.Актуализация знаний.

-Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье. Подумайте, как можно помочь мальчику.

В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти - доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим игру?» - спросил Петя.

-Можно ли помочь Пете? Как?

-Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А поможет Пете знание шахматной нотации.

Шахматная нотация - система условных обозначений, применяемых для записи шахматной партии или положения фигур на доске.

3.Формулирование темы урока и постановка целей

- Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»?

-Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на шахматной доске.

-Какие цели стоят перед нами?

3.Изучение нового материала.

1.Эвристическая беседа «Шахматный город»

Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами - горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура.

Занятие по теме Шахматная нотация

Король живёт на улице «b» в доме № 7.
Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4.
Ладья живёт на улице «е» в доме № 5.
Слон живёт на улице «f» в доме № 8.
Конь живёт на улице «g» в доме № 2.

Теперь запишем покороче - на шахматном языке. Приняты такие сокращения:
Кр - Король
С - Слон
Ф - Ферзь
К - Конь
Л - Ладья
п. - пешкаЗанятие по теме Шахматная нотация

Король и конь начинаются с одной буквы «К», но в коРРРоле хорошо звучит буква «Р»!

Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 - позиция на доске записана. Теперь сами запишите положение фигур.

  1. Игра «Шахматный почтальон»

- Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам. Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до нужного дома. Там ставьте фигуру.

(Учитель называет «адреса» фигур, дети расставляют их на шахматной доске)

-Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали.

4.Физминутка

4. Физминутка .

Мы стоим на «d4». Представили!

Если называют поле «d5» - то делаем шаг вперед

Если «d3» - шаг назад

Если «с4» - приседание

Если «е4» - подпрыгнуть

Повторить еще раз в другом порядке

5. Изучаем правила шахматной нотации

Правила шахматной нотации

Для чего надо научиться записывать позицию? Шахматная партия часто продолжается достаточно много ходов. На одном занятие ты можешь не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему-то не хочет сдаваться. Что делать?

Необходимо записать позицию своих и чужих фигур, и при этом надо не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться.

Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать ТРИ важных правила:

  1. Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо записать положение и своих, и чужих фигур - вдруг противник специально «забудет» свою тетрадь.

  2. Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король - ферзь - ладья - слон - конь - пешки.

  3. Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h».

Давайте попробуем записать эту позицию - она из недоигранной юными шахматистами партии.

Занятие по теме Шахматная нотация

Начинаем с белых:
Крс1, Фf2, Лe1 (первой мы записали именно эту ладью - она по алфавиту ближе к вертикали «а»), Лh1, Ke4 (этот конь ближе к первой горизонтали), Ke6.
С фигурами, кажется, всё. Что дальше?
Не забудь про пешки, они хоть и маленькие, но тебе пригодятся:
пп. (буквы «пп.» пишем лишь раз): a3, b2, c2, c5, g3.

Чёрные фигуры запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с нашей записью.
Чёрные: Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Cg4, Cg7;
пп. b7, c6, f7, g6, h7.

Несколько полезных советов:
Снимай только записанные фигуры! Записал короля, снял его с доски, затем ферзя, дальше... пока на доске не останется фигур.
Если занятие близится к концу, то оставь пять минут на запись отложенной партии.

Проверь себя.

- Какого цвета поле c2? Ребята, покажите квадрат такого цвета, какого цвета поле с2. Белого или черного?

- Правильно с2 - белого цвета.

- Какого цвета поле b4? (b4 - черного цвета)

- Какого цвета поле а2? (а2 - белого цвета)

- Какого цвета поле е5? (е5 - черного цвета)

Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки:

  1. путаем Короля и Коня (забываем писать маленькую «р» у короля. Пишем «К» вместо «Кр»);

  2. забываем последовательность и записываем все фигуры в разнобой;

  3. ленимся записать позицию соперника.

Обязательно укажи имена и фамилии противников - кто с кем играл. Не расстраивайся, если у вас с противником не совпадает запись отложенной партии. Восстановить позицию можно и по ходам!

5.Практическая работа

1. Дидактическая игра «Дождик»

- А сейчас мы будем играть в другую игру. Представим, что пошёл сильный дождь и смыл записанную позицию в нашей книжке. Запись исчезла, но фигуры на шахматной доске стоят. Необходимо восстановить запись позиции в тетрадке.

- На экране вы видите шахматную доску с расстановленными фигурами.

Занятие по теме Шахматная нотация

Запишите в своих тетрадях шахматную нотацию и поработайте в парах. Проверьте работу своего соседа по парте.

-А теперь сверьте ваши работы с записью на экране

Белые

Черные

  1. Ке1

  1. Kb2

  1. Лс3

  1. Лa1

  1. Лd8

  1. Лс2

  1. Сd3

  1. пa2

  1. Cg7

    1. пf5

      6. Играем в шахматы

      А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если не успеете доиграть, запишите положение своих фигур, чтобы потом продолжить игру.

      7. Рефлексия

      Продолжите:

      Я узнал…

      Я научился…

      - Удалось ли нам достичь поставленные цели?

      - Что помогло вам в достижение успеха?


      © 2010-2022