• Преподавателю
  • Другое
  • Исследовательская работа на тему «Икона «Слово плоть бысть»-святыня Дальнего Востока»

Исследовательская работа на тему «Икона «Слово плоть бысть»-святыня Дальнего Востока»

Исследовательская работа посвящена иконе «Слово плоть бысть». Тема исследовательской работы раскрыта в соответствии с целью и задачами ,сформулированными во «Введении».  Введение Наши прадеды, деды и даже наши родители долгое время не могли прикоснуться к высокому духовному миру Святой Руси, ее главному богатству – православной вере. Русский взгляд на мир веками основывался на православной идее добра, правды, любви к Богу. В жизни же современного общества много зла, лжи, лицемерия… Но есть друг...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Томичи

Икона «Слово Плоть Бысть»-

святыня Дальнего Востока.



Автор: Сидорова Екатерина

Владимировна, ученица 6 класса.

Руководитель: Мурзина Е.Н.,

учитель русского языка и литературы ;









с.Томичи 2013



СОДЕРЖАНИЕ

Введение ...............................................................................................2

Основная часть………………………………………………………...3-10

Глава 1. История иконы «Слово Плоть Бысть». . …………………3-4

Глава 2. Покровительница русских воинов, помощница матерей….4-5

Глава 3. Смысл , содержание и значение иконы…………………….5

Глава 4. Уроки для души…………………………………………….....6

Вывод …………………………………………………………………..6

Библиография …………………………………………………………..2

Приложения ………………………………………………………… …7-10

Мы должны восстановить в себе живую христианскую совесть, веру в силу добра, верное чутье к злу, чувство чести и способность к верности. Без этого Россию не возродить и величия ее не воссоздать. Именно национальная духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него.

Русский философ Иван Ильин

Введение

Наши прадеды, деды и даже наши родители долгое время не могли прикоснуться к высокому духовному миру Святой Руси, ее главному богатству - православной вере. Русский взгляд на мир веками основывался на православной идее добра, правды, любви к Богу. В жизни же современного общества много зла, лжи, лицемерия…Но есть другой мир, который можно узнать, прикоснувшись к православным святыням. Православная икона - словно окно в мир иной. На иконе не просто изображаются события, как на картине, а присутствует невидимое в видимых человеку образах.

Для Приамурья и всего Дальнего Востока великой святыней является икона «Слово плоть бысть». (Приложение 1). Как икона появилась в нашем крае? Почему она так называется? Что изображено на ней? Какой смысл, роль её в жизни людей, края? Почему икона стала святыней Дальнего Востока? На эти вопросы захотелось найти ответы. Так возник замысел исследования .

Цель исследования: Привлечь внимание к истории родного края, к православной культуре на Дальнем Востоке.

Задачи:

  1. Изучить историю иконы « Слово Плоть Бысть».

  2. Выяснить, почему икона стала святыней Дальнего Востока .

  3. Оценить отношение школьников к вере, к жизни, труду.

  4. Определить смысл, значение иконы « Слово Плоть Бысть».

Гипотеза: Мы предположили, что история иконы « Слово Плоть Бысть»- это история о великом историческом прошлом нашего края, о славных сынах Святой Руси.

Методы:

1.Изучение литературы, основных источников по теме.
2.Анкетирование учащихся 4 классов.
3.Анализ, обработка, обобщение фактического материала.

Литература:

  1. Материалы интернета.

  2. Газетный материал: « Амурский дилижанс».

  3. Н. В.Давыдова. Евангелие и древнерусская литература.М.1992г С 169-172.

  4. С. И. Ожегов. Словарь Русского языка. Москва. « Русский язык» 1986г.



Глава 1

Икона ─ слово греческое, в переводе на русский означает «образ», «изображение». На Руси иконы так и называли ─ «образа». Самый сильный, красивый, самый смысловой Образ, который являет нам церковь, - образ Божией Матери.

На иконе Пресвятая Богородица изображена в пояс, прямо. Руки Ее поддерживают стоящего впереди Ее в полный рост Богомладенца. Десница (правая рука) Его прижата к груди. Шуйца (левая рука) опущена вниз. По обеим сторонам лика Богоматери два шестикрылых Серафима. При рождении Младенца Иисуса произошло Боговоплощение, то есть Слово стало плотью, по-церковнославянски - «Слово плоть бысть». Сюжет и название иконы стали отражением евангельского повествования от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Иоанн. 1; 1, 14).

Предполагают, что икона «Слово Плоть Бысть» была создана в конце XVI- начале XVII века.

В начале XVII века икона «Слово Плоть Бысть» находилась в Забайкалье в Киренском Свято - Троицком монастыре, основанном иеромонахом Гермогеном.

В 1665- 1666 гг забайкальские казаки отправились на восток, в Албазинский острог. Без духовной помощи они не мыслили оказаться в неизведанном краю. Поэтому с ними прибыл иеромонах Гермоген. Батюшка привёз иконы, среди которых оказалась и чудотворная, и передал её албазинским казакам. (Приложение 2) Иеромонах Гермоген основал Спасский монастырь, где и поместил образ «Слово Плоть Бысть».

Пресвятая Богородица приняла под свой Небесный покров новую российскую окраину.

Албазинская икона Божией Матери "Слово плоть бысть" - свое название получила от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) , основанной в 1650 г знаменитым русским землепроходцем атаманом Ерофеем Хабаровым на месте городка даурского князя Албазы.

Албазинская икона вернулась на Амур в 1868 г - в город Благовещенск, в собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1868 году архиепископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, вернув Амурскому краю его славную святыню. (Приложение 3)

Осенью 1895г указом Святейшего Синода был учрежден общеепархиаль -ный праздник в честь святой Албазинской иконы Божией Матери (ежегодно отмечается 9 марта (22 марта - по новому стилю).

В 1924 г Благовещенский Кафедральный собор сгорел. Албазинскую икону Божией Матери перенесли в Ильинскую часовню. В 1938 г , когда её закрыли, Чудотворная святыня Приамурья хранилась в областном краеведческом музее

В 1991 г икона была возвращена Русской Православной Церкви и крестным ходом перенесена в Благовещенский храм. Очевидцы вспоминают, что в морозный ноябрьский день остались живыми и надолго сохранились цветы, украшавшие лик Богоматери на святой иконе; когда же икону занесли в храм, то из уголков глаз Божией Матери появились слёзы.

В 2002 г икону отправили на реставрацию в "Софрино". Подмосковные специалисты восстановили потертый красочный слой, убрали царапины и трещины, нанесли новый лаковый слой.

В 2003 г Абазинская святыня была перенесена в новый кафедральный собор Благовещенска, что на Рёлочном. (Приложение 4)

Таким образом, история чудотворной иконы неразрывно связана с освоением русскими Дальнего Востока. Именно православное духовенство явилось основоположником и носителем духовной крепости и духовной культуры первопроходцев.

Глава 2.

Более 300 лет охраняет амурские рубежи России чудотворная Албазинская икона Божией Матери. Православный народ чтит ее как Покровительницу русских воинов.

Незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от жестоких врагов. Чудотворная икона вместе с защитниками русской крепости противостояла врагам. В июне 1684 г маньчжурское правительство Цинской империи приказало уничтожить посевы на полях русских, чтобы голод прогнал казаков. Приказ не выполнили: по рассказам китайцев, маньчжуров не допустила к Амуру красивая Белая Женщина на белом коне, которая « топтала» ряды вооружённых маньчжур.

После нескольких безуспешных набегов 10 июля 1685г они подошли к Албазину с 15-тысячной армией и окружили крепость. В ней находилось 450 русских воинов с 3 пушками. Первый штурм был отбит. Тогда китайцы со всех сторон обложили деревянные стены острога дровами, хворостом и подожгли. Дальнейшая оборона стала невозможной. Со знамёнами и святынями, среди которых была чудотворная Албазинская икона, гарнизон покинул крепость. Но Божия Матерь не оставила Своим заступничеством избранного Ею града. Разведчики донесли, что китайцы вдруг "наспех, днем и ночью" стали отступать от Албазина, не успев уничтожить засеянных русских полей. Чудесным вмешательством Небесная Покровительница изгнала врагов и сохранила хлеб, которого хватило потом восстановленному городу на несколько зимовок. 20 августа 1685 г русские уже вновь были в Албазине.

Прошел год, крепость снова была осаждена китайцами. Началась героическая пятимесячная оборона Албазина - "Албазинское сидение". Трижды - в июле, сентябре, октябре - штурмовали деревянные укрепления. Огненные стрелы и раскаленные ядра градом летели на город. Бой был такой, что ни города, ни его защитников не видно было в дыму и в огне. И все три раза незримый Покров Богородицы ограждал албазинцев от жестоких врагов. К декабрю 1686 г, когда китайцы, признав свое бессилие, сняли осаду Албазина, в городе из 826 его защитников оставалось 150 человек.

Продолжать войну с богдыханом ( императором) не было сил. В августе 1690 г казаки ушли из Албазина. Ни крепость, ни ее святыня не достались врагу: укрепления были срыты и уничтожены, икона была перенесена в Сретенск( Читинская область).

В 1900 г Богородица через свою икону вновь чудесно явила Себя защитникам русских рубежей... Летом 1900 г, во время "Боксерского" восстания в Китае, китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. 19 дней враг стоял перед беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. Китайцы часто видели, как по левому берегу Амура, а иногда и над всем городом ходила « шибки белая Женщина», внушая неодолимый страх и лишая снаряды губительной силы. Город чудом уцелел, а стен кафедрального собора на берегу Амура не царапнула ни одна пуля, раненых и убитых были единицы.

Чудеса укрепляли веру амурчан. Почитание и любовь к святыне с годами всё больше усиливалась в народе. Так освящалась земля Приамурская.

Православный народ чтит икону не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей. Верующие молятся за матерей во время их чревоношения и родов, просят исцеления от болезней.

Глава 3.

В 4 классе ведётся курс« Основы религиозных культур и светской этики».

Был проведен социологический опрос (18 респондентов). 50% уч-ся уважают родителей, взрослых, интересуются своими корнями. 80% написали о своем стремлении помогать людям. 68% опрошенных любят трудиться. 44% верят « в хорошее, в любовь, доброту, в свои силы», ни во что не верят- 32%, 24% - верят в темные силы, дьявола. 100% школьников и их родителей не верят в Бога.

Таким образом, школьники искренне выразили свое отношение к людям, жизни, труду, вере. К сожалению, не все заботливые, милосердные, трудолюбивые. Мы думаем, что епархия совместно с Министерством образования и науки Амурской области раскроют в каждом ребёнке образ Божий, просветят молодое поколение.

Глава 4.

Икона имеет целью вывести сознание в мир духовный, показать « тайные и сверхъестественные зрелища»: Пресвятая Богородица своим покровом, словно птица крыльями, укрывает от печалей и невзгод матерей и их детей, своим незримым покровом защищает землю, дарит надежду и веру, исцеляет , исправляет… Её Образ - один из всех священных изображений, через которые является человеку великая сила Божия- благодать.

Икона Божией Матери есть совершенный образ обОженного человека. Смысл её - показывать светлый и добрый мир, почитать Бога. И православная вера спасёт. Слово станет плотью, дабы сделать человека сопричастным Божеству…

Заключение.

Изучив, проанализировав, обобщив приведенную выше информацию, мы пришли к выводам:

  1. История иконы - это история о великом историческом прошлом нашего края, о славных сынах Святой Руси. История чудотворной иконы неразрывно связана с освоением русскими Дальнего Востока, с зарождением Православия.

  2. Православный народ чтит святыню не только как Покровительницу русских воинов, но и как Помощницу матерей.

  3. Нужно знать свою историю, уважать, хранить память о славных предках, традиции.

  4. Нужно жить с верой, строить нашу жизнь на основе высокой духовности, добра и справедливости.













Приложение 1.

Икона Пресвятой Богородицы "Слово плоть бысть" (Албазинскаая)

Исследовательская работа на тему «Икона «Слово плоть бысть»-святыня Дальнего Востока»



Исследовательская работа на тему «Икона «Слово плоть бысть»-святыня Дальнего Востока»

Приложение 2.







XVII век

Исследовательская работа на тему «Икона «Слово плоть бысть»-святыня Дальнего Востока»

Иеромонах Гермоген передает чудотворную икону албазинским казакам.





Приложение 3.



XIX век

Исследовательская работа на тему «Икона «Слово плоть бысть»-святыня Дальнего Востока»

Митрополит Иннокентий и архиепископ Вениамин



Сердце человека , как и поле , не может оставаться навсегда без растений. Если в нём не будут сеять добрых растений , в нём непременно вырастут худые…

Просветитель Дальнего Востока святитель Иннокентий ( Вениаминов) , митрополит Московский







Приложение 4.

XX век

Исследовательская работа на тему «Икона «Слово плоть бысть»-святыня Дальнего Востока»

Чудотворная икона в кафедральном соборе



Каждую пятницу в 7.00 в Благовещенском кафедральном соборе перед Албазинской иконой Божией Матери совершается молебен с чтением акафиста, чином водоосвящения и елеосвящения. Несколько раз в год у чудотворного образа освящается чабрец, "богородичная трава", отвар которого пьют для укрепления здоровья и улучшения самочувствия.





© 2010-2022