• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка для обучения общеобразовательных дисциплин на тему: Инновационные методы и технологии обучения

Методическая разработка для обучения общеобразовательных дисциплин на тему: Инновационные методы и технологии обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ


ВТШ, г. Кокшетау,

преподаватель географии Азанова Г.К.


В Послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил: «Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику. Поэтому предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. [1]

Основная цель современных инновационных технологий - организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся c учетом принципа индивидуализации обучения, которая направленная на обеспечение планируемых результатов. Технология обучения предписывает учителю планировать виды и способы деятельности учащихся, предполагать их возможные затруднения, мыслительные ходы, планировать предполагаемые ответы на познавательные вопросы, т.е. видеть учебный материал глазами учащихся. Все это дает учителю возможность соотнести обучающие процедуры c возможным ходом учебной деятельности, т.е. построить сценарий учебного процесса. Главный упор в обучении сделан на умение нестандартно и логически мыслить, принимать решения, на самостоятельную работу учащихся.

Главными признаками технологий обучения являются:

  1. Четкая постановка перед учащимся учебных целей и задач, чтобы каждый из них осознавал значимость изучаемого материала;

  2. Построение последовательной поэлементной процедуры достижения поставленных целей и задач c помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности.

  3. Организация самостоятельной работы учащихся, направленной на решение проблем, учебных задач.

  4. Широкое применение различных форм тестовых заданий для проверки результатов обучения.

Применяя инновационные технологии можно рассматривать процесс обучения c новой точки зрения и осваивать психологические механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

В ходе изучения курса географии можно использовать следующие инновационные технологии или их элементы, учитывая возрастные особенности учащихся.

1. Технологии перспективно-опережающего обучения (предоставление каждому учащемуся самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины или результата).

Процесс обучения иногда строится на использовании опорных конспектов, что позволяет сэкономить время на уроке для закрепления изученного материала, углубления, опережения, для развития умений и навыков при выполнении практических и лабораторных работ.

Схемы и таблицы (опорные конспекты) позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать свои знания, развивать логическое мышление и речь учащихся.

2. Технологии исследовательского обучения (обучение учащихся основам исследовательской деятельности).

В процессе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений, высокая работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации индивида.

Исследовательская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельности.

Исследовательская работа с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

При выполнении исследовательской работы учитель формирует у учащегося:

• Мыслевыдвижение идеи (мозговой штурм);

• Презентационные: (построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности);

• Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

• Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

• Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск. [2]

3. Технологии проблемного обучения (обучение способам решения проблем, создание условий для самостоятельного выбора разрешения проблемной ситуации, создание условий для самореализации).

Проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

4. Технологии проведения коллективных творческих дел (создание условий для самореализации учащихся творчестве, исследовательской деятельности, коллективе, формирование организационных способностей у учащихся).

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы.

Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».

5. Информационные технологии (обучение работе c разными источниками информации, готовности к самообразованию).

В процессе обучения учащихся с помощью информационных технологий, они учатся работать с текстом, создавать графические объекты и базы данных, использовать электронные таблицы.

При использовании информационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве учащегося. Возникает такая ситуация, когда информационные технологии становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека. [3]

6. Дистанционное обучение (использование сетевых технологий и Интернета позволяет реализовать информационные права учащихся в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы).

Дистанционное обучение позволяет:

- снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей);

- проводить обучение большого количества человек;

- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек.

- создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).

7. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Эта модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Для учеников, привыкших к традиционной модели обучения, он означает переход от исполнения указаний к саморегулируемой учебной деятельности; от запоминания и повторения - к открытиям; от теории - к применению теории; от зависимости от учителей - к получению самостоятельности. Проекты ставят ученика в активную позицию - человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Проект это такая форма организации обучения, при которой учитель выступает в роли консультанта и помощника в поиске ресурсов, а ученику предстоит самостоятельно проводить реальные исследования, искать ответы на реальные вопросы и представлять конкретные результаты своей работы.

8. Информационно-коммуникационные технологии. Владение ИКТ сегодня является необходимым условием профессиональной компетентности учителя, которая проявляется в готовности и умении оптимально решать педагогические задачи с эффективным использованием информационно-коммуникационных технологий.

Использование ИКТ позволяют:

  • повышать уровень мотивации к учебному процессу;

  • формировать высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно усложняющуюся ситуацию при активной поддержке учителя;

  • постоянное повторение пройденного материала, систематизация знаний;

  • ведущая роль - формирование доброжелательной атмосферы в учебном процессе, создание позитивного отношения к познанию с помощью индивидуального отношения к каждому ученику.

9. Технология развития критического мышления. Данная технология позволяет создать такую обучающую среду, когда учащиеся не только исходят из своих особенностей, но и поставлены в такие обстоятельства, что вынуждены проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения; создает условия для обучения каждого учащегося в зоне его ближайшего развития, формирования коммуникативных умений и навыков, успешности и признания учащихся. Данная технология позволяет взглянуть на самого себя "изнутри" и "извне", сравнить себя с другими учащимися, оценить себя, выработать силу воли, так как, иногда действуя вопреки своим желаниям и интересам, ученик учится управлять собой, своими мыслями и разумно пользоваться речью; удовлетворяет свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании. [4]

Литература:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 17.01.2014 г.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 2006 г.

  3. Волков И.П. Педагогические технологии. - М., Просвещение, 2007 г.

  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - Школа - Пресс, 2007.

© 2010-2022