Почему учителям необходимо меняться?

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел 1. Почему учителям необходимо измениться?

Во всём мире, в процессе образования происходят перемены, это связано с прогрессом человечества. И мы, учителя, должны быть в курсе всех перемен. Как говорил Ы.Алтынсарин «Учитель - сердце школы», так оно и есть. Поэтому учителя должны идти в ногу со временем, должны постоянно заниматься самообразованием, меняться вместе со временем.

У каждого из нас есть свой отработанный, испытанный временем свой педагогический опыт работы. Но с каждым годом замечается необходимость переосмысления своей деятельности. В условиях быстрого развития времени, требуются новые знания. Другими стали ученики. И учитель не может быть прежним. Жизнь требует учителя новой формации. Одним из решений данной проблемы является повышение квалификации учителей. Мне посчастливилось пройти обучение по совершенно новой системе повышения квалификации учителей по программе Кембриджского Университета. После обучения мне лично пришлось пересмотреть и переосмыслить свою педагогическую практику. Прежде всего, отказаться от сложившихся устойчивых стереотипов: учитель учит ученика. Что будет, если « учитель учит ученика, а ученик при этом не учится…» Должна работать уже другая формула « ученик учится сам». Необходимо « создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся активно участвовали в учебном процессе, а не пассивно принимали информацию» ( Руководство для учителей I уровень с.106)

Задача учителя теперь - организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, научить его самостоятельно ДОБЫВАТЬ знания и ПРИМЕНЯТЬ полученные знания на практике. Забота учителя - отбирать для указанных целей такие методы, технологии обучения, которые бы не только и не столько позволяли усваивать готовые знания, сколько приобретать знания самостоятельно из разных источников, формировать собственную точку зрения, уметь её аргументировать, использовать ранее полученные знания в качестве метода для получения новых знаний. Только такое обучение можно считать развивающим.

В настоящее время практически все развитые страны осознали необходимость изменения своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса и познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов. Важность такого подхода к образованию, по-моему, очень точно выразил один видный американский бизнесмен Джон Гримас. Он заявил:" Гораздо важнее, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, новые знания, потому что именно этим им придётся заниматься всю их сознательную жизнь»[3]

В условиях глобализации образованию отводятся главные позиции. Одной из стратегических задач развития Республики Казахстан является создание системы обеспечения качества образовательной сферы, в результате чего « система образования будет сравнима с образование м в развитых странах мира» (Стратегический план развития РК до 20010 года.12/с.31).

В ходе изучения систем образования в различных странах, я выбрала страны, где образовательные системы работают достаточно продуктивно. Это европейские государства Великобритания , США, Финляндия, Япония.

В последние годы с развитием рыночной экономики страны Европы, Америки, осознавая важность образования, вступили на путь преобразования своих образовательных систем. На Западе не приветствуются тенденции «роста затрат на финансирование отживших педагогических систем» [3]

«Высокое качество образования означает перестройку в соответствии с нуждами рыночной экономики и открытого общества" [3]

В 90-ые годы многие развитые страны начали глубокие и многоплановые реформы в структуре и содержания среднего образования под лозунгом « образование в XXI веке».На основе анализа обнаружила общие тенденции, но вместе с тем образовательные системы стран имеют специфические отличия. Например, продолжительность полного среднего образования 12 лет (В Англии и Уэльсе США, Японии .) Анализ опыта организации профильного обучения за рубежом и в нашей стране показал, что система образования стран направлена на успешную социализацию учащихся ,а также на их раннюю профилизацию. При этом особое место отводится профильной дифференциации обучения. Выдвигается требование гибкости программ к склонностям и способностям учащихся.В концепции образования РК до 2015 г. отмечается:" В условиях недостаточной профилизации на старшей ступени среднего образования выпускники остаются не рынке труда невостребованными". С учетом традиций отечественной школы и принимая во внимание международный опыт, структура модели 12- летнего среднего образования предлагается вариативность и дифференциация, которые являются ведущим принципом обучения во всех странах.

Стратегия , проводимых реформ в этих странах ориентирована на создание принципиально новой системы образования, которая обеспечила бы каждому человеку реальную возможность получать и пополнять свои знания на протяжении всей жизни. Реформы в зарубежных стран в области образования решают две задачи: первая - признание высокой эффективности образовательной системы для развития страны, второе - социальные задачи( доступ к образованию, предоставление всем равных образовательных возможностей)

В Европе и Азии образовательные учреждения рассматриваются как социальная служба, а государство при этом выполняет роль главного гаранта. Такая модель основана на принципах «образование для всех и всеобщего образования». Школа выступает как общественный институт доступный всем . В Казахстане принята программа инклюзивного обучения учащихся. В данный момент в моей школе есть учащиеся , обучающиеся дома, и им организована обучение на дому. Им предоставлены все возможные условия, как обеспечение их компьютерами. Я думаю, что можно с успехом организовать дистанционное обучение.

Задача общего образования - помочь учащимся осознавать, что их будущая деятельность будет осуществляться в рамках мирового сообщества, поэтому особое значение приобретает изучение языков и развития самообразования. С новой силой зазвучала идея, что знания тогда только имеет значение, если они могут быть использованы в жизни. Сегодня в казахстанской системе образования встает вопрос о необходимости создания нового концептуального подхода к обучению. Его стратегическим ориентиром должно стать формирование личности с творческим типом мышления. За время прохождения практики в школе было заметно, что ученикам интересно добывание знаний совместными усилиями. С изменением цели и содержания образования должны меняться и методы обучения. Опираясь на настоящие данные о моей школе, могу сказать о необходимости преобразования в школе. Это обусловлено тем, что сегодняшний ученик не отвечает требованиям общества. Перед учителями стоит задача создании образовательной среды, где ученик мог бы реализовать все свои возможности. Учителя моей школы не в акцентируют внимание на активность учащихся в учебном процессе. Назрела необходимость внедрения подходов , которые бы развивали самостоятельность учащихся, могли бы высказывать свои рассуждения, умели бы делать анализ и приходить к решению. Такой подход разработан Кембриджским университетом. Обучившиеся учителя по этой Программе в настоящее время работают над внедрением этих подходов.

В отношении осмысления зарубежного опыта системы образования Финляндия представляет несомненный интерес. Высокий уровень качества образования в Финляндии подтвержден многими международными исследованиями. Система оценивания должна предавать уверенность ученикам, дать толчок прогрессу, изменить процесс в лучшую сторону. Такую форму оценивания можем с успехом применить и своей школе.

Я думаю, что однозначно на качество образования влияет форма оценивания. Начиная применять в школе формативное оценивание, учитель устанавливает обратную связь с учениками, ученики в свою очередь могут определить на каком уровне усвоили знания, с какими трудностями они сталкиваются в процессе обучения

Практически во всех странах отказались от стандартизации содержании, хотя определяют основные базовые элементы, и говорят о желательности их изучения всеми. В европейских странах в обязательную школу включены практически одни и те же предметы, но время, отводимое на их изучение, различается. В Великобритании самостоятельно определяют свыше 50 % учебного времени . В Уэльсе, Северной Ирландии - полностью.

В Великобритании существует несколько систем образования. В Англии главной задачей считается повышение стандарта достижения и развития индивидуальности, что способствует расширению возможности учащегося применять полученные знания и умения. Национальный учебный план ( Англия и Уэльс) установил, что учащиеся должны знать, чему они должны научиться и какие уровни они должны достичь. Национальный учебный план определил 4 ключевых ступени общего образования и 10 постоянных предметов. В Англии 3 предмета определены в качестве ключевых для среднего образования ( английский, математика, естествознание ) Остальные 4 предмета являются базовыми ( технологии, история, география, музыка, изобразительное искусство, физическая культура, современные иностранные языки).

Цели учебного плана и программы выступают как показатель уровня развития государства и мера ответственности учащихся. Важно отметить, что любой образовательный документ принимает свой окончательный вид в образовательном учреждении, где учителя, педагогический совет наполняют его и придают ему такую форму, которая отвечает требования региона, местности, школы и интересам и возможностям учащихся.

Учебные материалы и документы последних лет, включая цели, учебные планы, программы, учебники направлены,, прежде всего, на развитие способностей, умений и компетенций действовать и применять знания в различных ситуациях. « Из числа современных научных подходов, используемых различными мировыми системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание являются подходы, основанные на конструктивисткой теории. Данная теория базируется на утверждении о том, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия учителя, ученика и учебников( Руководство для учителей с.106)

Одной из главных направлений в реформах европейских стран является подготовка педагогических кадров и различные формы повышения профессиональной квалификации учителей. Перед учителями ставятся новые высокие требования, обеспечивающих высокий уровень знаний. « Наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты учеников оказывает повседневная работа учителя в классе, направленной на воспитание и развитие учащихся. Стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников является учитель». ( Руководство для учителя с.103)

С 2004г.в Англии активно поддерживаются функционирование сетевых сообществ, обеспечивающих более высоких результатов в школах. Анализ мирового опыта показывает, что « сетевые сообщества становятся чрезвычайно популярными, потому что способствуют и поддерживают разработку многих ключевых идей, которые реформаторы считают необходимыми для изменения и усовершенствования школьного преподавания и обучения». ( руководство для учителей. С. 151 ).Создание сетевого сообщества вполне приемлема и для моей школы. Данное профессиональное сообщество будет радикально отличаться от формально существующих МО школы.

Для развития педагогических знаний учителей и их профессиональной практики в странах Восточной Азии активно внедряется Lesson Study.Этот педагогический подход для исследования класса возник в Японии и получил широкую популярность в США и Великобритании. В настоящее время Lesson Study успешно используется, помимо Японии, в Сингапуре, Гонконге, Китае, США, Великобритании, Швеции и Канаде в целях совершенствования методики преподавания, повышения уровня знаний учащихся по ключевым предметам в начальной и средней школе, а также, в целях разработки концептуальных педагогических подходов.(Руководство для учителя.Глоссарий. ) « Lesson Study является демократическим способом улучшения практики. Группы учителей моделируют преподавание нового подхода или аспекта учебной программы с коллегами и организовывают обсуждения о проведенных исследованиях». По Программе 1 уровня учителя будут содействовать внедрению этого подхода в моей школе. Опыт работы по подходу исследования урока можно с успехом применить в школах Казахстана.

Обобщая опыт ведущих стран, можно выделить следующие основные принципы в их образовательной политике, которые приемлемы так же и для Казахстанской системы образования:

-множество выбора из образовательных траекторий для удовлетворения образовательных нужд людей в течение их жизни;

- учащиеся обучаются более эффективно, когда они активно вовлечены в учебный процесс;

- обучение может быть эффективным, в котором присутствует совместная деятельность учащегося и учителя;

-обучение должно быть приемлемым, соответствующим и допустимым в отношении ученика;

Современная система образования и вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство требует обновления и переосмысления содержания и структуры образования в нашей стране. « Современная система образования, внедрение инновационных форм и методов обучения предъявляют все более высокие требования к личности и профессиональной компетентности педагогических кадров» ( Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы). Учитель 12-летней школы должен иметь « высокий уровень эрудиции и профессиональной компетентности, высокую внутреннюю и профессиональную культуру, гибкое нестандартное мышление, хорошо развитые коммуникативные качества; уметь определять приоритетные ценности и ориентиры, адаптироваться к реалиям современной школы, принимать профессионально-грамотное решение в условиях выбора, обеспечить квалифицированное управление становлением учащихся» ( Программа РК на 2011-2020 годы). Именно такой педагог является гарантом и основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. Современный учитель находится в постоянном поиске на актуальный вопрос « чему учить школьников?» Несмотря на солидные традиции, педагогические технологии, методические приемы, применяемые многими учителями, мы учителя убеждаемся в том, что нашему образованию, чего-то явно не хватает. Как можно решить наши проблемы? Современному учителю необходимо развивать способность учащихся брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, делать выводы из анализа мышления и деятельности. Как я уже сказала в начале своего отчета, мне пришлось переосмыслить свою педагогическую деятельность, но новому посмотреть на школьную практику. Главной задачей для меня и для моих коллег стала- научить учащихся тому, как учиться.

В осуществлении этих главных задач, я думаю, что немаловажную роль играет управленческие кадры в системе образования. В западных странах к лидерство. Главное качество лидера - четкое видение цели, а основное качество управленческим кадрам проявляют большой интерес. Главной концепцией в подготовке и повышению квалификации управленческих кадров является менеджера - эффективно, с наименьшими потерями реализовать увиденную цель» (Точка зрения Гарвардской школы бизнеса)

Настоящим лидером считается тот, кто « содействует и планирует профессиональный рост и развитие учителей; реализует процесс менторинга и коучинга для всех учителей; гарантирует успешность своим ученикам» (Руководство для учителя. С 162).

Таким образом, обобщая вышеизложенное можно сделать вывод, что в нашей педагогической деятельности нужны преобразования, потому что от профессионального мастерства современного учителя , от его уровня владения инновационными технологиями, эффективными методами и формами, ориентированного на результат зависит уровень успешности наших учеников, которые смогут использовать свои знания, умения и навыки в различных жизненных ситуациях.

Использованная литература:

1. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 годы.

2.Богомолов В.И. Стратегические направления развития образования. Педагогика,С. 24.

3.Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм,2007.

4.Муканова С.Д. " Тенденции организации структуры среднего образования в зарубежных странах" 2008.11.С. 11-14." Открытая школа".

5.Руководство для учителя.С.103,106,151,162.





7


© 2010-2022