Развитие речи детей дошкольного возраста

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, т.к. только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средствами общения со взрослыми и сверстниками.Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи.   Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление реб...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов, и, при этом, даже не замечая своей колоссальной работы. У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает ребенок».

К.И.Чуковский.

Грамматика - это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Грамматика помогает облекать наши мысли в материальную оболочку, делает нашу речь организованной и понятной для окружающих.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, т.к. только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средствами общения со взрослыми и сверстниками.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи.

Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли. Недаром К.Д.Ушинский, формулируя третью цель в обучении отечественному языку, назвал грамматику логикой языка.

Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов деятельности.

В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматического строя речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других форм. Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Но вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа. Ребенок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы. Например: «Мы в зоопарке видели слон» - как и «Мне, мама купила стол».

То же наблюдается в употреблении несклоняемых имен существительных. Ребенок твердо усвоил в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, поэтому изменяет такие слова как пальто, пианино, кофе и др.

Известный лингвист Александр Николаевич Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов - овладение основами, в отношении прилагательных - словообразование (сравнительная степень).

Наиболее подробно, лингвистически грамотно, теоретически обоснованно раздел «Формирование грамматического строя речи» представлен в программе составленной О.С.Ушаковой.

Для достижения наилучших результатов в работе с детьми по формированию грамматического строя речи необходимо:

- создание благоприятных условий;

- нахождение эффективных средств и методов работы.

В своей работе над формированием грамматического строя речи у детей мы выделили следующие направления:

- предупреждение появления у детей грамматических ошибок;

- эффективное исправление ошибок, существующих в речи детей;

- содействие грамматической правильности речи окружающих взрослых;

- совершенствование синтаксической стороны речи.

В нашей группе состояние грамматической стороны речи детей неоднородное. Одни дети имеют высокий уровень владения речью (Саша А., Ника К., Клим П.), остальные - средний и низкий.

Это зависит от:

- общих психофизических закономерностей развития, т.е. от состояния нервных процессов, развития внимания, памяти, мышления (Ваня Ж.- ребенок довольно неуравновешенный, легко - возбудимый, отстает в речевом развитии; Алиса С.- очень медлительная девочка, с рассеянным вниманием);

- запаса знаний, словаря, состояния фонематического слуха и речедвигательного аппарата (Ярослава П., Платона К.);

- состояния грамматической стороны речи окружающих взрослых (например, неблагоприятное влияние речевой среды дома).

Речь окружающих может оказать как положительное, так и отрицательное влияние. В силу большой подражательности ребенок заимствует у взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать - образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Используются и такие приемы, как создание проблемных ситуаций, подсказ нужной формы, исправление ошибки, вопросы подсказывающего характера, напоминание о том, как сказать правильно и др.

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении.

Среди занятий, направленных на обучение детей грамматическим навыкам используют:

- специальные занятия, основное содержание которых- формирование грамматически правильной речи;

- как часть занятия по методике развития речи в виде грамматических игр и упражнений.

На занятиях по другим разделам программы воспитания и обучения постоянно предоставляется возможность упражнять детей в правильном употреблении грамматических форм.

В процессе развития элементарных математических представлений дети упражняются в правильном сочетании числительных и существительных; определяя величину предмета, образуя сравнительную степень прилагательного.

При ознакомлении с природой дети упражняются:

- в употреблении сравнительной и превосходной степени прилагательного (дни короче, теплее);

- в употреблении глаголов (набухают, опадают).

Чтение, рассказывание, приобщение детей к народному творчеству - также способствует развитию речи. Дети используют в своей речи живые, образные слова, обороты, договаривают, проговаривают отдельные слова, фразы. Вызвать интерес к словотворчеству помогают загадки, пословицы, считалки.

При планировании занятий важно правильно определять программное содержание. Рекомендуется отбирать те формы и те способы их образования, которые затрудняют детей.

Основным методом нашей работы является игровой, а именно, метод использования дидактических игр и упражнений, что дает возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Разнообразные дидактические упражнения с рассматриванием картинок, игрушек, служат основным средством исправления речевых ошибок.

Например, упражнение «Добавь слово» хорошо применять на употребление существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами «ик», «ок», «ичк» - У нас стол, а у куклы - столик.

Упражнение «Посчитай до пяти» - 1 платье,..., 5 платьев.

Влияние на формирование грамматического строя речи оказывают пальчиковые игры. Их очень любят дети, активно участвуя в проговаривании слов и выполнении движений, поскольку упражнения мелкой моторики руки активизируют речевые зоны головного мозга.

Формирование грамматической стороны речи - постоянный непрерывный процесс. Важнейшим условием его формирования является практика речевого общения.

Повседневная жизнь дает возможность незаметно, в естественной обстановке упражнять детей в употреблении грамматических форм, фиксировать типичные ошибки, давать образец правильной речи.

Разговаривая с детьми за завтраком, в уголке природы, на прогулке поощряем и побуждаем общение детей друг с другом, вызываем их на разговоры, незаметно для детей упражняем их в употреблении правильных грамматических форм.

В своей работе мы придерживаемся точки зрения, «…что задачи освоения грамматического строя языка не должны выступать как самоцель педагогического процесса, а подчиняться целям более высокого ранга - освоению форм общения и речи, освоению различных видов содержательной деятельности: художественно-речевой, речевой, игровой, изобразительной и т.д.».

Поэтому стараемся организовывать совместные сюжетно-ролевые игры, подвижные, музыкальные игры, игры-драматизации, инсценировки, элементы игры при изодеятельности, деятельность детей с предметами, знакомство с их свойствами и качествами, наблюдения за природными явлениями - такие виды деятельности, которые обладают широким развивающим эффектом, возбуждают в детях положительные эмоции, стимулируют игровую и речевую активность.


© 2010-2022