• Преподавателю
  • Другое
  • Отчет по теме самообразования: Пальчиковая гимнастика, как средство коррекции отклонений в развитии ВПД у детей и подростков

Отчет по теме самообразования: Пальчиковая гимнастика, как средство коррекции отклонений в развитии ВПД у детей и подростков

Раздел Другое
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий отчет по теме самообразования.

I. Обоснование выбора темы.

На каждом своем занятии без исключения я задействую пальчики ребенка. Поэтому выбор данной темы для работы по самообразованию стал для меня абсолютно закономерным: ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ ВПД У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ.

Тема моей работы взаимосвязана с темой, над которой работает наше отделение помощи семье и детям: СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ, так как основной целью работы специалистов отделения является создание благоприятных условий для успешной адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях. Мне же, как учителю-дефектологу, приходится работать с детьми с ОВЗ, в постоянном поиске эффективных приемов и методов, влияющих на формирование развития речи, познавательных способностей наших особенных детей, с тем, чтобы дети смогли преодолевать сложности школьного обучения и, в конечном счете, успешно социализировались в своей будущей взрослой жизни.

Пальчиковая гимнастика (ПГ) в стихах, пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но способны мгновенно переключить внимание маленького ученика с капризов, нервозности, что способствует более продуктивному течению коррекционно-развивающих занятий, повышению их результативности.

В течение всей моей работы олигофренопедагогом я использовала на занятиях разнообразный по форме и по содержанию материал ПГ, и теперь наступило время, когда я осознала необходимость систематизировать накопленное, «разложить по полочкам», создать стройную, выверенную тематически, структурированную по возрастным периодам систему - методический комплекс ПГ.

Это необходимо как для повышения эффективности моих занятий, так и для организации непрерывного развивающего воспитания ребенка с ОВЗ родителями или лицами их замещающими в домашних условиях; также, надеюсь, эта работа окажется полезной для моих коллег-коррекционников: дефектологов, логопедов и психологов.

Актуализация темы.

В центре использования упражнений ПГ находится личность ребенка с ОВЗ, его интересы и потребности. Совершенствуя посредством ПГ организацию его тонкой моторики, мы развиваем речь, выводим на более высокий уровень мыслительные операции, тренируем память и внимание. И если ребенок может осмыслить сюжет небольшого стихотворения ПГ, задать вопрос, ответить на него, или высказаться по данной теме, то это свидетельствует о коммуникативной компетенции обучающегося, наличие которой так необходимо нашим детям и которая так востребована в современном мире.

II. Одно из основных направлений работы по теме самообразования - изучение нормативных документов, научной литературы: отечественного и зарубежного опыта, методических разработок по данной теме.

Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков ещё в 1782 году писал, что натуральное побуждение к действию над вещами есть основное средство не только для того, чтобы дать им знания о вещах и их назначении, но и для всего их умственного развития. Эту мысль нужно считать впервые сформулированной идеей о «предметных действиях», которым сейчас придаётся такое большое значение в развитии психики ребёнка.

В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев».

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.

В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Действия ребёнка с предметами, как это было замечено уже давно, оказывают большое влияние на развитие функции мозга.

Очень интересным является эксперимент учёных Г. Хилдрет и Н Манн. У детей в возрасте 6 недель в доме ребёнка снималась энцефалограмма, затем у этих детей тренировали руки. Тренировка заключалась в массаже кисти и пассивных сгибаниях и разгибаниях пальцев. Через 2 месяца после начала тренировки записывалась ЭЭГ.

Оказалось, что тренировка пальцев ускоряет процесс функционального созревания мозга. Таким образом, объективно было зарегистрировано стимулирующее влияние проприоцентивных импульсов от пальцев рук на процесс созревания мозга и даже определено это количество.

Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского А.В. Запорожца Д.Б. Эльконина Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, как: физиологи И.П. Павлов В.М. Бехтерев И.М. Сеченов, исследователь детской речи - М.М. Кольцова, японские и китайские ученые - Намикоси Токудзиро и Йосиро Цуцуми ; педагоги - М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, Ю.А. Соколова и др.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев типа нашей «Сороки-белобоки» помогают найти гармонию в тандеме тело - разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

III. Работать над темой я начала летом этого года. Мною проводился мониторинг развития детей, находившихся на сопровождении в отделении помощи семье и детям и посещавшим мои занятия, было проведено сравнительное исследование состояния основных психических процессов, и в частности, речевого развития.

Гипотезой данного исследования было предположение: эффективность развития речи, основных психических процессов у детей с ЗПР и детей с различной степенью умственной отсталости (УО) определяется специально разработанным и организованным для детей этой группы комплексом ПГ.

Мною была исследована группа детей из 10 человек; был использован стандартный набор диагностических методик.

В течение полугода на каждом занятии использовались различные виды ПГ (упражнения, пальчиковый театр, продуктивные виды деятельности: лепка, аппликация, конструирование, - все вместе с разучиванием стихотворений), которые несомненно внесли немалую долю в положительную динамику.

Для анализа эффективности применяемого комплекса ПГ я сравнила данные первичной диагностики (при поступлении на сопровождение) и результаты через 6 месяцев.

Вашему вниманию представляю таблицу и диаграмму динамики развития основных речевых характеристик детей, посещавших коррекционно-развивающие занятия в течение 6 месяцев.

Библиография

  1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.

  2. Д.Б.Эльконин Детская возрастная психология.

  3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М., Академический проект, 2000.

  4. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., 1979 Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М. 1973.

  5. Кольцова М. М., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. СПб.,1997.

  6. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб., 1998.

  7. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. Изд-во «Дельта», Санкт-Петербург, 1999

  8. Жукова Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей. М, 1994.



интернет-ресурсы

dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html

detsadclub.ru/

solnushki.ru/

dohcolonoc.ru/cons/860-razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-doshkolnikov.html

psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001.htm

vunderkind.2x2forum.ru/t139-topic

Елена Данилова «Пальчиковые игры» solnushki.ru/

Гризик Т.И. «Детство и отрочество» dohcolonoc.ru/cons/860-razvitie-melkoj-motoriki-ruk-u-doshkolnikov.html

Д.Б.Эльконин Детская возрастная психология. psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001.htm

Монтессори. Материал для развития мелкой моторики. vunderkind.2x2forum.ru/t139-topic


© 2010-2022