• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. «Во саду ли, во огороде выросла картошка»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. «Во саду ли, во огороде выросла картошка»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. «Во саду ли, во огороде выросла картошка» «Картошка, картошечка, урожай богатый, Вкусную картошку любят все ребята.» Цель: Закреплять у детей  исторические сведения о картофеле. Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.  Обогащать и систематизировать знания детей о картофеле. Развив...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

«Во саду ли, во огороде выросла картошка»

«Картошка, картошечка, урожай богатый,
Вкусную картошку любят все ребята.»

Цель:

Закреплять у детей исторические сведения о картофеле. Дать представление о происхождении картофеля, приёмах его возделывания. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.
Обогащать и систематизировать знания детей о картофеле. Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память. Воспитывать у детей интерес и уважение к народным традициям.

Словарная работа:

Активизировать и обогащать словарный запас детей ( клубни, крахмал, рассыпчатая) .

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказывать помощь при самостоятельной постановке опытов.

Оборудование:

  • Клубни картофеля разных сортов.

  • Карточки, схематически изображающие этапы работы по посадке клубней для рассады.

  • Терка.

  • Крахмал, мука, лупы.

  • Накрахмаленная салфетка.

  • Кисель.

  • Полотенце для каждого ребёнка.

Предварительная работа:

  1. Подбор и систематизация материала.

  2. Подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок.

  3. Изготовление картофельных куколок.

  4. Конкурс детского рисунка "Мисс Картофелина

  5. "Эта забавная картошка" (сказка)

  6. Проведение прогулок-наблюдений на огород.

  7. Разработка конспекта занятия.

Методы и приемы:

Вопросы к детям; использование дидактических пособий, наглядного материала, опытов; использование стихотворных форм, загадок;

Физминутка - игра; релаксация; игровая ситуация;

Ход занятия.

Организационный момент.
Представьте себе, что вы выглянули в окно, а солнышко очень ярко светит. Вы сощурились, солнышко за тучку спряталось - лицо у вас спокойное. Опять солнышко выглянуло - поднесите руку ко лбу, посмотрите на солнышко из-под руки, улыбнитесь солнышку, а потом друг другу. Давайте подарим друг другу наши улыбки, чтобы создать хорошеенастроение. А чтобы много узнать надо быть внимательными, не кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки. Договорились? Вот и замечательно.

Воспитатель .

Друзья, мы пригласили вас,

Чтобы рассказать сейчас

О чуде-пище не простой,

Которая , так вкусно кормит нас!

Как вы думаете, о чём у нас пойдёт рассказ? (о картошке)

Правильно о картошке.

В некотором царстве,

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне-

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь о том,

Как пришёл картофель в дом!

О всех свойствах, об уходе.

О работе в огороде.

О поделках, вкусной пище….

Многое должны узнать

И уже пора начать.

Ребята, это стихотворение я прочитала вам не зря, сегодня мы
будем говорить о картофеле.

Воспитатель:

Весной, когда природа ещё не полностью проснулась, в маленькой семенной картофелине зарождается жизнь. Хрупкий росток уже готов к тому, чтобы начать развиваться в согретой майским солнцем земле. Заботливые руки человека всё лето ухаживают за кустиком: рыхлят землю, окучивают его, пропалывают сорную траву. А ещё человеку помогает дождик. Как он помогает?

Дети рассказывают потешку о дождике .

Дождик, лей, лей, лей,

Крупных капель не жалей!

Помоги немножко

Вырастить картошку!

Воспитатель

Раньше картошку в России не выращивали. Картошка росла только в Америке. Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «золотые яблоки». Люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая. Давайте вспомним, кто завёз картофель в Россию? (Пётр I) Как его использовали, в качестве чего? (цветки картофеля использовали в качестве украшения: нашивали на шляпы, платья; делали бусы, браслеты).
Однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с корнями и бросили в костёр, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная. С тех пор в России все едят картошку и называют её вторым хлебом.

Игра с мячом «Отгадай загадку»

Пришло время отгадывать загадки.

Вот соль тебе,

Вот хлеб и ложка -

Сварилась к ужину …….. (картошка)

Что копали из земли,

Жарили, варили.

Что в золе мы испекли

Ели и хвали?

И зелён и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом картошка

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

Это чудо плод

Её едим мы круглый год.

Пюре, супы, салат, окрошка -

Везде присутствует картошка.

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали.

А когда копать пошли,

Сразу десять вдруг нашли.

Воспитатель :

А какие пословицы и поговорки о картофеле вы знаете?

Дети говорят пословицы и поговорки:

  • Картошка да каша - еда наша.

  • Картошку копать, не руками махать.

  • Ели да берёза - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда.

  • Без труда картошка не родится никогда.

  • Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

Воспитатель:

А теперь физминутка :

Попрошу всех встать,

Что скажу, то повторять:

Руки вверх и подтянулись,

Наклонились разогнулись,

Вдох и выдох- улыбнитесь,

Потихонечку садитесь.

Воспитатель и дети переходят к столику, где находиться фото отчёт с огорода , дети рассматривают фото и вспоминают, как сажали её, окучивали, пололи, и выкапывали клубни картофеля . Дети рассказывают о последовательности посадки клубня картофеля для выращивания рассады с опорой на схематические рисунки.

Пусть грязны мои ладошки,

Я привык уже к труду…

И вкуснее нет картошки,

Что посадишь сам в гряду!

Рассказы детей.

Мы делали ямки, и все по очереди выкладывали туда по одной картофелине, потом ямки засыпали землёй. Всё лето на грядке были зелёные кустики. Мы их поливали, пололи, и окучивали. А осенью мы выкопали картошку. Когда куст выкопали, вместо одной картошки там оказалось несколько.

Воспитатель:

Вы очень интересно рассказали всё, что узнали про картошку. Что должен делать человек, чтобы вырастить хороший урожай картофеля? (Вскопать землю, посадить картошку, окучивать, удобрять, бороться с вредителями, поливать, потом выкопать картошку).

А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его.

Даю некоторое время для рассматривания, потом задаю вопросы.

Какого он цвета? Катя( Миша, Никита)? А какой он формы, Юля( Алёша, Дима)? Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней. Это - как у людей, все мы отличаемся друг от друга. У Кати волосы светлые, а у Полины тёмные. Дима высокий, а Алёша пониже. Так и картофельные клубни отличаются друг от друга.

Картофель какой на ощупь, Миша (Саша, Юля) Что есть у картофеля, Полина (Лиля, Геля)? Правильно есть выемки.

Клубни также отличаются по вкусу и по цвету: есть розовые, белые, жёлтые. А теперь рассмотрим зелёный клубень. Может это тоже особый сорт? Нет, такой позеленевший картофель ни в коем случае нельзя использовать для приготовления блюд - он ядовит и опасен!

А теперь будем играть в игру

«Собери урожай»

Встаньте свободно, картофель положите на поднос. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель, делаем наклон вперёд.

Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро вырастает. Поднимите руки, тянитесь вверх - показываете как растёт картофельный куст.

Ветер сильный дует- качайте вытянутыми в стороны руками.

И грохочет гром- потопаем ногами.

А картофелю это нипочём.

Снова в синем небе солнышко сияет, и картофель снова быстро вырастает- тянемся- потянемся вверх.

Картофель вырос пора собирать урожай - делаем наклоны, убирая картофель.

Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.

А теперь пройдём в нашу лабораторию ,занимайте свои места за столом, только тихо. В нашей лаборатории не шумят и ничего не трогают руками без разрешения . Действительно, картофель - это такой овощ, из которого можно творить чудеса. И эти чудеса рядом с нами, только к ним мы привыкаем и совсем не замечаем. Картофель -очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд. Его жарят, варят, пекут. Кто знает какие - нибудь блюда из картофеля? /ответы/ Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство.
Например, если простудился - надо подышать над паром сваренной картошки - и станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги - вот такой удивительный овощ!

Воспитатель.

Вот она душечка-голубушка. Картофель известен всем, но мне кажется, что вы об этом овоще не все знаете. Например, знаете ли вы из чего состоит картофель? А почему сваренный картофель рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нём содержится крахмал. Что содержится в картофеле, Юля, Полина? А как вы думаете для чего нужен крахмал? Правильно крахмал а для чего нужен крахмал, для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.

«Что общего между киселём и белой салфеткой?»
Воспитатель показывает ребятам накрахмаленную белую салфетку и прозрачный стакан с киселём.

Воспитатель.

Давайте попробуем на вкус - что у нас в стакане? Это кисель, который делают из картофельного крахмала. Именно о крахмале и пойдёт речь. Оказывается, без него мама не сможет ни вкусный кисель сварить, ни накрахмалить белую салфетку или простыню. Кто из ребят пил кисель? А кто видел крахмал? Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать? Давайте попробуем. Натираем картофелину на тёрке, кладём в марлю и отжимаем сок в тёмную керамическую тарелку. (Выполняет воспитатель и дети, по желанию). Через некоторое время рассматриваем загустевший сок - появился крахмал.

Опытно - экспериментальная деятельность:

Натертую картофельную кашицу размешать в воде и отстоять. Результат: вода стала беловатой, мутной;

Воспитатель: Знаете что это? Это крахмал или картофельная мука. Если белое вещество высушить, то оно станет сухим, как мука.

Сравнение пшеничной муки и крахмала зрительно и на ощупь. Результат: крахмал хрустит, а мука, из которой пекут хлеб мягкая, пушистая, не скрипит.

Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сухого крахмала, раствора в банке, сравнить с реакцией йода на другие овощи (огурец), на хлеб, на простую и накрахмаленную ткань. Результат: там где есть крахмал, йод меняет цвет.

Воспитатель: Знаете ли вы, для чего нам нужен крахмал? Заваривать кисель, варить соусы и подливы, крахмалить белье. Посмотрите накрахмаленное белье красиво и свежо выглядит, хрустит.

(сравнить на ощупь две салфетки)

Воспитатель: Что можете сказать? Отличаются или нет?

Воспитатель: Итак, мы с вами сделали открытие и узнали из чего состоит картофель - из крахмала.

Далее дети собираются вместе и сообща делают выводы о свойствах крахмала: крахмал растворяется в воде, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет.

Итог занятия.
Воспитатель.

Ребята, сегодня на занятии вы много нового узнали о таком обычном и привычном для нас растении как картошка, о том как надо выращивать картошку как заботиться о ней, что картошку можно не только употреблять в пищу, но из неё также получают крахмал. Теперь своими знаниями и умениями вы сможете удивить своих родных и друзей. . Спасибо вам за активную работу.

А сейчас мы поиграем.

Подвижная игра «Огородник»

- Ах, картошка, ты, картошка.

Кормишь ты честной народ!

Если есть картошка в доме,

Будешь сытым целый год!

(Дети становятся в круг, в центре - огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там?» - «Огородник» - «Зачем пришёл?» - «За картошкой». Водящий на кого - нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребёнок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребёнка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз.)



© 2010-2022