• Преподавателю
  • Другое
  • Использование различных технологий организационного, обучающего и информационного характера для реализации компетентностного подхода

Использование различных технологий организационного, обучающего и информационного характера для реализации компетентностного подхода

Статья "Использование различных технологий организационного, обучающего и информационного характера для реализации компетентностного подхода" подготовлена для участия в заочной региональной научно-практической конференции "Инновационная практика профессиональных образовательных организаций в условиях ФГОС"
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОРГАНИЗАЦИОННОГО, ОБУЧАЮЩЕГО И ИНФОРМАЦИОННОГО ХАРАКТЕРА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

О.О. Бочаева

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных и информационных технологий», e-mail: [email protected]


Компетентностный подход получил распространение относительно недавно в результате поиска новых путей по модернизации российского образования. Обращение к этому понятию связано с желанием определить изменения в образовании , необходимость в которых возникает из-за перемен, происходящих в обществе.

В настоящее время появляется множество научно-теоретических и научно-методических работ, посвященных анализу сущности этого подхода и проблемам формирования ключевых компетенций. Понятийный аппарат, который характеризует компетентностный подход в образовании, еще не до конца устоялся. Но, тем не менее, уже есть возможность для того, чтобы выделить некоторые характерные его черты.

Компетентностный подход - это комплекс общих принципов, которые необходимы для того чтобы определить цели образования, организовать образовательный процесс и оценить его результаты.

Принципы компетентностного подхода: 1) весь смысл образования состоит в том, чтобы развить у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности, используя социальный опыт, в который включен и собственный опыт учеников; 2) содержанием образования является адаптированный дидактически социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других проблем; 3) смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования у учеников опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования.

Таким образом, можно сказать, что способность действовать в ситуациях неопределенности - это и есть компетентность.

Компетентностное образование обусловлено повышенными требованиями общества к личностным и профессиональным качествам специалиста, повышением социальной ценности и самооценки. В таком обществе формируется устойчивый и долговременный запрос на личность яркую и свободную, инициативную и профессиональную. В связи с этим образование должно быть нацелено не на формирование личности с заранее заданными свойствами, качествами и уровнем подготовленности, а на создание условий для полноценного развития творческого потенциала человека, на реализацию его потребностей, выражающихся в формировании и проявлении его компетенций и компетентностей.

Для реализации компетентностного подхода к подготовке специалистов в системе СПО следует выделить три группы компетенций - наиболее важных и значимых - и соответствующих технологий, позволяющих их сформировать.

  1. Компетенции, относящиеся к профессиональной деятельности человека (технологии, реализующие познавательную деятельность: постановка и решение познавательных задач, создание и разрешение проблемных ситуаций, исследовательская деятельность, проектирование, моделирование; информационно-коммуникативные технологии: приём, обработка и анализ информации, интернет-технологии, компьютерная грамотность ).

  2. Компетенции, относящиеся к самому человеку как к личности (здоровьесберегающие технологии; технологии ценностно-смысловой ориентации в мире, а также гражданственности и саморазвития).

  3. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы, т.е. компетенции общения (технология бесконфликтного общения).

Практическая реализация компетентностного подхода в ГБПОУ ВО «Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники» осуществляется, в первую очередь, путём соблюдения актуальных требований к разработке основных общеобразовательных программ, а именно, программы проектируются на основе отбора задач, направленных на анализ компетентностей, наиболее востребованных со стороны будущей среды трудоустройства и будущих работодателей.

Фундаментом реализации компетентностного направления в ГБПОУ ВО «БТПИТ» является также практико- ориентированный и личностно - ориентированный подходы в образовании, которые способствуют достижению широкого спектра образовательных и развивающих целей, таких как, например, обеспечение преемственности между школьным и средним профессиональным образованием, создание условий для проектирования индивидуальных образовательных траекторий.

Педагогический коллектив ГБПОУ ВО «БТПИТ» активно внедряет и успешно использует различные современные инновационные технологии, формируя тем самым необходимые компетенции будущих специалистов. Наиболее актуальной из них является информационно-коммуникативные технологии в предметном обучении. ИКТ применяются при организации учебных практик, лабораторных занятий, а также стандартных уроков комбинированного типа. Помимо этого БТПИТ стремится к расширению сферы применения ИКТ, например, в 2015 г. техникум принял участие во Всероссийском проекте «Карьерный компас»: несколько преподавателей прошли обучение в компании ООО "МГ Систем" по дополнительной профессиональной программе "Совершенствование форм организации учебной деятельности с помощью бизнес-симуляторов" , что дало возможность студентам техникума в течение 2015-2016 уч.года бесплатно пользоваться предоставленной компанией версией экономической онлайн-игры.

На мой взгляд, существенным вкладом в решение задачи компетентностного подхода является организация в ГБПОУ ВО «БТПИТ» учебного центра, реализующего обучение студентов техникума по программам дополнительного образования. Работа в данном направлении позволяет расширить профессиональный и личный кругозор, помогает студенту увидеть собственные перспективы, устраняет недостаток знаний по специальности, а также позволяет освоить приобрести знания по смежным специальностям.

Несомненно, реализации компетентностного подхода в ГБПОУ ВО «БТПИТ» является активная направленность коллектива студентов и педагогов на освоение научно-исследовательской и проектной деятельности. Исследовательская работа ведётся студентами всех специальностей под руководством преподавателей-предметником. А проектная деятельность реализуется не только в пределах техникума, но и на региональном уровне - студенты БТПИТ принимают активное участие в конкурсах социально значимых проектов в различных номинациях.

Участие студентов под руководством педагогов в различных олимпиадах и конкурсах всероссийского и международного уровней также способствует формированию компетентности студентов, которая так необходима для развития и совершенствования личности в современных условиях.

Итак, переосмысление цели и результата подготовки современного специалиста в системе СПО требует оптимизации способов и технологий организации образовательного процесса , которые должны обеспечивать компетентностный подход, являющийся главным фактором, способствующим подготовке компетентных, творческих и высококвалифицированных специалистов.

Литература.

  1. syl.ru/article/173512/new_kompetentnostnyiy-podhod-kompetentnostnyiy-podhod-v-professionalnom-obrazovanii

  2. nsportal.ru

  3. Электронный журнал "РОНО"

  4. cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kompetentnostnogo-podhoda-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya

© 2010-2022