Преемственность 4-5 классы, адаптация 5-ые классы

Проблема адаптации учеников (а может быть, и родителей, и учителей) актуальна на всех этапах обучения. Но практика показывает,  что снижение успеваемости и рост проблем: учебных,  социально-эмоциональных, проблем со здоровьем особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподроскового и раннего подросткового возраста периода.  В периоде адаптации ученики испытывают трудности ра...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

«Преемственность. Адаптация.

Начальная школа- 5-й класс».

Проблема адаптации учеников (а может быть, и родителей, и учителей) актуальна на всех этапах обучения. Но практика показывает, что снижение успеваемости и рост проблем: учебных, социально-эмоциональных, проблем со здоровьем особенно заметны при переходе учащихся из начальной школы в пятый класс. Это связано не только с привыканием детей к новым условиям обучения, но и с особенностями предподроскового и раннего подросткового возраста периода.

В периоде адаптации ученики испытывают трудности различного характера: социально-эмоциональные, учебные затруднения, режимные трудности. Для наиболее эффективного

решения этих проблем разработана программа «Преемственность. Адаптация.

Начальная школа- 5-й класс».

Основной для создания данной программы послужил анализ типичных затруднений учеников 5-х классов, связанных с прохождением адаптационного периода.

Цель: предупреждение и преодоления трудностей в учебе учащихся 6-х классов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия ребенка при переходе в 5-й класс.

Задачи:

1.Обеспечить ученикам, перешедшим из начальной школы в 5-й класс, эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.

2.Помочь учителю найти правильные пути и способы работы с адаптирующимися в новых условиях обучения учениками.

3.Информировать родителей о проблемах адаптации детей и особенностях предподросткового возрастного периода. Оказывать психологическую помощь и поддержку.

4.Способствовать осуществлению преемственности в работе педагогов и специалистов ППС начальной и средней школы.

5.Повышать уровень профессиональной компетентности учителей (психолого-педагогический аспект), педагогической компетентности родителей.

Краткая характеристика предподросткового возрастного периода (10-11 лет)

Интеллектуальное развитие

-конкретно-операцинная стадия когнитивного развития

-способность к логическим рассуждениям;

- Развитие теоретически мышления (мышление в понятиях);

Мышление несколько расширилось по направлению от конкретного к возможному, но отправной точкой все же должна оставаться реальность. Ребенок испытывает затруднения, когда ему предлагают исходить в своих рассуждениях из какого-либо гипнотического или противоречащего фактам предположения.

Психическое развитие

- к концу младшего школьного возраста у ребенка должны сформироваться такие новообразования, как рефлексия, произвольность, саморегуляция;

- период кризиса самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок;

- мотивационный кризис. Смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней позиции ученика: недовольству собой, критичности в оценки результатов учебы, снижению интереса и мотивации к учебе.

Физическое развитие

- дети в этот возрастной период обладают, как правило, хорошим здоровьем. Спят 9-10 часов, хорошо засыпают, легко просыпаются;

- продолжается развитие костно-мышечной структуры тела. Однако мышцы уже достаточно хорошо развиты. Движения становятся более координированными;

- продолжается формирование сердечно-сосудистой системы. Частота сердечных сокращений достаточно устойчива;

- увеличивается скорость образования условных рефлексов, рефлексы и внимание становятся более устойчивыми.

Социальная адаптация

- кризис самооценки, негативная Я -концепция зачастую влекут за собой плохую социальную адаптацию, негативно отражаются на взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками (конфликты, агрессивность)

- дружба воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода. Основой конфликтов представляются различия в личностных характеристиках

Блоки программы.

1. Осуществление преемственности.

2. Диагностика учащихся.

3.Сопровождение учащихся.

4. Взаимодействие специалистов по сопровождению.

5.Взаимодействие с учителями и классными руководителями.

6. Этапы реализации.

1. Преемственность.


Преемственность в работе

специалистов по сопровождению.

Взаимодействие специалистов ППС с учителями.

Взаимодействие специалистов ППС с родителями.

Программы сопровождения.

Анкетирование учителей.

Выступление на родительских собраниях.

Процедура передачи документации: карты сопровождения, портфолио достижений.

Посещение уроков.

Информирование родителей.

Комплекс диагностических процедур.

Психолого-педагогический консилиум.

Помощь в выборе образовательного маршрута.

Помощь в выборе образовательного маршрута.

2. Диагностика.

а) Определение уровня готовности к переходу в 5-й класс.

Шаг 1.1. Анализ сформированности общеучебных навыков, особенностей познавательного развития.

- ГИТ

Шаг 1.2. Диагностика мотивационной сферы.

- методика изучения мотивации обучения.

Шаг 1.3. Диагностика включенности и эмоционального благополучия.

- методика ЦТО.

Шаг 1.4. Диагностика учебных достижений.

-анализ классного журнала

- беседа с учителем начальной школы

б)Углубленная диагностика учащихся с трудностями в учебе.

Шаг 2.1. Выявление учащихся, испытывающих трудности в учебе.

- анализ классного журнала

-беседа с учителем начальной школы

Шаг 2.2. Диагностика особенностей индивидуального развития ребенка . С этой целью используется набор методик Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем в обучении 3-5 класса» (ИМАТОН):

- изучение особенностей восприятия и переработки информации

- изучение показателей мышления (понятийное, логическое, образное)

- изучение показателей памяти

в) Диагностика трудностей адаптационного периода пятиклассников.

Шаг3.1.Выявление трудностей в учебе (трудные предметы, объем домашних заданий, темп работы)

- анкетирование родителей

- наблюдение на переменах и уроках

- беседа с классным руководителем и учителями -предметниками.

Шаг3.2. Диагностика межличностных отношений.

- социометрия

- наблюдение на переменах и уроках

- беседа с классным руководителем

Шаг3.3. Определение уровня включенности, эмоционального благополучия.

- методика «Включенность и эмоциональное благополучие»

Шаг3.4. Выявление причин трудностей в обучении - углубленная индивидуальная диагностика.

3. Сопровождение учащихся в период адаптации.

Осуществление

преемственности

Диагностика


Взаимодействие

с учителями

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с

учащимися

Психологическое

обследование

Консультации по результатам диагностики, буклет «Классным руководителям 5-х классов».

Выступления на родительских

собраниях

Информирование

Учебные затруднения

Выявление поля проблем

Буклеты для родителей

по проблемам

адаптации

Диагностика

Межличностные

отношения

Разработка и реализация программ сопровождения

Консультирование

Консультирование

Изучение индивидуальных

особенностей

учащихся

Консультативное сопровождение

Родительский клуб

Программы

сопровождения

(индивидуальные и системно- ориентированные)

Включенность и

эмоциональное благополучие


4.Взаимодействие специалистов по сопровождению.

Преемственность в работе специалистов по сопровождению на этой ступени предполагает

процедуры передачи карт сопровождения (класса и индивидуальных), речевых карт .

В момент передачи психолог начальной школы подробно рассказывает о проблемах класса, а также об индивидуальных особенностях детей.

Данная процедура может иметь следующую структуру:

1.Особенности класса (межличностные отношения, особенности усвоения информации, темп, отношение к учебе, дисциплина, участие родителей в делах класса, работа по системно-ориентированным программам и т.д).

2.Индивидуальные особенности учеников (гиперактивность, учебные затруднения, социально-эмоциональные проблемы, проблемы со здоровьем).

3.Особенности семей (многодетные, семьи без мамы, разводы, семьи с низким прожиточным уровнем, не поддерживающие контакта со школой).

4.Особенности стиля работы учителя начальных классов.

5.Прогноз возможных дальнейших проблем.

5.Взаимодействие с учителями и классными руководителями

Будущие руководители 5-х классов знакомятся с выпускниками начальной школы задолго до поступления детей в 5-й класс. Учителя посещают уроки в начальной школе, знакомятся со стилем работы своих коллег, наблюдают за учениками, по возможности участвуют в выпускном вечере.

Взаимодействие службы сопровождения детей с учителями начальной школы и будущими классными руководителями 5-х классов носит информационно-совещательный характер. Сотрудники ППС организуют собеседования с учителями начальной школы, на консилиуме учителя 4-х классов сообщают следующие сведение о выпускниках:

- ученики, обучающиеся на «4» и «5»;

- хорошо успевающие школьники, нуждающиеся в ускоренном обучении;

- ученики, обучающиеся в основном на «4» и «5», имеющие одну «3»;

- школьники, развивающиеся медленно;

- ученики, не справляющиеся с программой;

- школьники, живущие в социально-уязвимых семьях;

- школьники с ослабленными здоровьем;

- ученики с элементами социальной и педагогической запущенности;

- ученики с проблемами в поведении;

- есть ли в классе лидеры;

- есть ли ребята, которых не принимают одноклассниками;

На втором этапе непосредственного сопровождения пятиклассников проводятся индивидуальные встречи с классными руководителями 5-х классов (буклет «Классным руководителям 5-х классов). Итогом такого собеседования будет план дальнейшей совместной работы.

Примерная структура психолого-педагогического совета по преемственности.

Основная цель совета: выработать совместные пути решения проблем преемственности.

Участники : административная команда (заместители директора в начальной и основной школах), сотрудники ППС (руководитель ППС, психологи, логопед), учителя начальной школы, классные руководители 5-х классов, учителя, работающие в 5-х классах.

Предварительные мероприятия:

1.Проведение диагностики учебных затруднений, мотивации, включенности и эмоционального благополучия.

2.Согласование времени и места проведения психолого-педагогического совета.

3.Подготовка вопросов для обсуждения, раздаточного материала.

В качестве примера предлагается следующая карта работы с полем проблем преемственности. В левой части все участники совета описывают существующие на их взгляд проблем, часть которых уже предложена. В правой части записываются возможные пути решения этих проблем. При этом аналогичная карта помещается на доску и заполняется в течение всего мероприятия.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

(В. Ключевской)

Уча, учимся. (Сенека.)

Поле проблем

  1. Учет возрастных особенностей.

  2. Единство требований:

  • Организационных моментов;

  • Критериев оценок;

  • Оформление тетрадей.

  1. знакомства с учениками (бейджи).

Пути решенияХод психолого-педагогического совета:

1.Вступительное слово представителей администрации, которым отводится особая роль в этом мероприятии: обеспечение эмоционально-комфортной среды, предупреждение конфликтных ситуаций. Следует избегать обвинительных позиций в адрес друг друга, повышенного тона и т.п. Совет должен проходить в спокойной, доверительной обстановке.

Работа с картой «Поле проблем». Инструкция по заполнению карты.

2.Выступление психолога 5-х классов о выявленных в ходе диагностики проблемах. Комментарий и дополнения участников. Заполнение карты.

3.Выступление заместителя директора по УВР ( начальной школа). Комментарий и дополнения участников. Заполнение карты.

Совместная разработка плана действий.

6.Этапы реализации программы «Преемственность. Адаптация. Начальная школа- 5-й класс».

1.Этап подготовки к переходу в 5 класс.

Знакомство с будущими пятиклассниками.

Сроки

Участники

Мероприятия

Март-апрель

Классные руководители будущих 5 классов, психолог, логопед.

1.Знакомство с учащимися 4 классов. 2.Знакомство со стилем работы учителей начальной школы.

3.Знакомство с учебными результатами, личностными достижениями учащихся.

4.Установление контакта с детьми.

Март

Заместитель директора по УВР (начальная школа), сотрудники ППС, учителя начальной школы.

1.Собрание для родителей будущих пятиклассников.

Буклет «Родителям будущих пятиклассников».

Апрель

Будущие учителя 5-х классов, руководители МО.

1 .Посещение уроков в начальной школе.

2.Совместная работа по определению качества знаний учащихся по основным предметам.

Апрель

Психолог начальной школы.

1.Диагностика уровня готовности к переходу из начальной школы в пятый класс.

Апрель-май

Учитель 4 класса, психолог начальной школы.

1.Подготовка психолого-педагогической характеристики класса.

2. Анализ индивидуальных программ сопровождения.

Апрель-май.

Сотрудники ППС, учителя начальных классов.

1.Встреча с родителями выпускников начальной школы, психологические советы и рекомендации по летнему отдыху учащихся, режиму дня, здоровью.

«Буклет родителям будущих пятиклассников»

2.Процедура передачи документов по сопровождению (карта класса, логопедические документы).

3. Психолого-педагогический консилиум.

2.Сопровождение учащихся пятых классов.

Сентябрь

Учителя начальных классов (бывших 4-х классов), классные руководители 5-х классов.

1.Посещение уроков в своих бывших классах.

2.Обсуждение с учителями и классными руководителями посещенных уроков.

3. Наблюдение за детьми во время перемены.

4.Встреча с учащимися, анализ из их первых впечатлений о средней школе.

5.Встреча с родителями.

6.Советы классным руководителям 5-х классов.

Сентябрь

Психолог 5-х классов

1.Знакомство с учащимися.

2.Посещение уроков, наблюдение на перемене.

Анализ первых впечатлений учителей- предметников и классного руководителя.

Сентябрь-октябрь

Заместитель директора по УВР, члены ППС.

1.Проведение родительских собраний в 5-х классах на тему «Особенности предподросткового периода»

2.Знакомство родителей с учителями 5-х классов, с новыми требованиями, с особенностями учебных программ.

Октябрь-ноябрь

Психолог и логопед

1.Диагностика учебных затруднений.

2.Диагностика особенностей мотивационной сферы учащихся 5-х классов.

3. Диагностика межличностных отношений.

4.Диагностика включенности и эмоционального благополучия.

5.Логопедическое обследование.

Ноябрь

Заместители директора по УВР (начальная школа, 5 классы), психологи начальной школы и 5-х классов, учителя классные руководители, руководители МО.

1.Психолого-педагогический консилиум:

-обсуждение результатов диагностики, анализ трудностей,

-выявление поля проблем и путей их решения,

-разработка и реализация плана сопровождения (как всего класса, так и отдельных учеников).

3. Подведение итогов.

Сроки

Участники

Мероприятия

Март-апрель

Заместитель директора по УВР, члены ППС, психолог 5-х классов, классный руководитель.

1.Психолого-педагогический консилиум «Итоги и перспективы».

-Анализ эффективности индивидуально-ориентированных программ.

-Анализ эффективности системно-ориентированных программ.







© 2010-2022