• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад на тему Оценка эффективности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры

Доклад на тему Оценка эффективности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Доклад

на тему: Оценка эффективности применения игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры












В условиях нового ФГОС важнейшая социальная задача современного общества состоит в том, чтобы вырастить поколение граждан, гармонически сочетающих в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Исключительное значение при этом играет физическое воспитание подрастающего поколения.

Перспективные задачи совершенствования физического воспитания, которое далеко не удовлетворяет общество, выражены в резолюциях и постановлениях, в которых указывается важность укрепления здоровья населения, в гармоничном развитии личности, в подготовке молодежи к труду и защите Родины, в возрастании значения физической культуры и спорта, внедрения их в повседневную жизнь. Указывается на необходимость поставить дело так, чтобы каждый человек смолоду заботился о своем физическом развитии, вел здоровый образ жизни. Организация такого воспитания и его постоянное совершенствование требует глубоких комплексных исследований места и роли физической культуры и спорта в образе жизни подрастающего поколения, так как именно в эти годы закладывается фундамент личности человека, формируются установки, навыки, устойчиво сохраняющиеся на протяжении его жизни. В этот же период складывается отношение, интерес к физкультурно-спортивным занятиям, зарождаются предпосылки физического совершенствования.

В настоящее время очень важна проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Его можно успешно реализовать, применяя различные средства, методы, приемы и способы физического воспитания, привития необходимых умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями. Педагогический процесс при этом должен строиться с учетом реальных психофизических возможностей, возрастных особенностей занимающихся, а сам процесс физического воспитания нужно строить так, чтобы он был направлен на обучение двигательным действиям, активно содействовал укреплению здоровья и гармоническому физическому развитию, развивал необходимые двигательные качества, положительно влиял на психические процессы занимающихся.

Учебно-воспитательный процесс физического воспитания должен проводиться с оптимальной моторной плотностью, динамично, с применением наиболее рациональных форм организации занятий, использованием спортивного оборудования и инвентаря, технических средств обучения. Для достижения указанной цели большое значение имеют правильный выбор и сочетание методов обучения, в частности, таких методов, как игровой и соревновательный.

Возникновение игрового и соревновательного методов можно отметить уже на ранних ступенях общественного развития. В первобытном обществе по мере совершенствования орудий производства, с развитием языка, мышления игровые элементы и танцевальные движения постепенно выделяются в самостоятельный вид деятельности, в них появляются отвлеченные формы движений, возникают новые, более сложные действия, более богатые по своему содержанию.

На ранних этапах развития общества главным фактором, оказывающим формирующее влияние на развитие подростков, являлось непосредственное их участие в жизни взрослых. Они принимают участие в праздниках, ритуалах, торжествах и отдыхе. Там, где подросток не мог принять участия в работе взрослых без особой предварительной подготовки и выучки, он «врастал» в мир взрослых через игровую деятельность.

В празднествах граждан обогащалось содержание игр, появлялась сюжетность - проверялись многие виды спортивных упражнений, носящие в основном игровой характер, формировались определенные договорные правила.

Эпоха капитализма явилась благоприятным периодом для развития теории и практики спортивно-игрового метода физического воспитания. С развитием социализма игровой и соревновательный методы становятся одними из основных в физическом воспитании.

Итак, игра и соревнование являются многообразными общественными явлениями, и их значение выходит далеко за сферу физического воспитания. Возникнув на ранних этапах истории и развиваясь вместе со всей культурой общества, игры и соревнования служат удовлетворению различных потребностей в самосознании и внешнем контактировании, духовном и физическом развитии, отдыхе и развлечении.

О воспитательном значении подвижных игр высказывались педагоги и ученые. Ян Амос Коменский высоко оценивал роль игр, «состоящих в движении», для разрешения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Епифаний Славинецкий указывал, что занятия играми должны помогать укреплению здоровья и развитию физических сил. Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци положительно оценивал подвижные игры, в которых дети чувствуют себя непринужденно. Сохраняют свое значение взгляды К.Д. Ушинского по вопросу применения народных подвижных игр в физическом воспитании учащихся. П.Ф. Лесгафт подвижные игры рассматривал в качестве одного из главных факторов физического воспитания.

Использование игрового и соревновательного методов физического воспитания должны и могут компенсировать дефицит двигательной активности подростков.

Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Соревновательный метод на уроках физической культуры используется для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. К образовательным задачам относятся: совершенствование и закрепление навыков в беге, прыжках, метаниях, а также навыков, приобретенных на занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми и лыжами.

Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.

В практике физического воспитания соревновательный метод проявляется:

1) в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, Чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.);

2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая спортивную тренировку.

Соревновательный метод позволяет:

  • стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития;

  • выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями;

  • обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

  • содействовать воспитанию волевых качеств.

Таким образом, соревновательный метод используется при решении разнообразных педагогических задач - воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем способствовать их наибольшему развитию.

В колледже можно провести достаточное количество мероприятий:

  • осенний кросс;

- турнир по баскетболу;

  • «мини-футбол на снегу»;

  • турнир по волейболу;

  • турнир по настольному теннису и т.д

Таким образом, соревновательный метод используется при решении разнообразных педагогических задач - воспитании физических, волевых и моральных качеств, совершенствовании умений, навыков и способностей рационально использовать их в усложненных условиях. Сравнительно с другими он позволяет предъявить наиболее высокие требования к функциональным возможностям организма и тем самым способствовать их наибольшему развитию. В силу вышеназванных особенностей при правильной организации соревновательный метод способствует проявлению положительных эмоций и дает возможность в полной мере реализовать двигательные потребности занимающихся, что создает удовлетворенность у них данными занятиями.

Значение игры как многообразного общественного явления выходит далеко за сферу физического воспитания и даже воспитания в целом.

Одна из главнейших функций игры - педагогическая: игра издавна является одним из основных средств и методов воспитания в широком смысле слова.

В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Игровой метод широко используется в процессе физического воспитания как метод организации двигательной деятельности в форме подвижной или спортивной игры.

Игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, хоккеем, бадминтоном, а может быть применён на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т.д. Игровой метод является методом комплексного совершенствования физических и психических способностей человека. С его помощью решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Этот метод характеризуется наличием взаимной обусловленности поведения занимающихся эмоциональностью, что содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и т.п.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры, т. е. то, что отличает ее в методическом отношении от других методов воспитания.

Игровой метод не позволяет вполне строго предусмотреть заранее как состав, так и степень их влияния на занимающихся. Игровой метод в силу всех присущих ему особенностей используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений. Кроме этого можно назвать и ограниченную возможность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключают возможность точно регулировать нагрузку как по направленности, так и по степени воздействия.

Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного совершенствования движений при их первоначальном разучивании, используется для совершенствования физических качеств, потому что в игровом методе присутствуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, быстроты, выносливости.

Эффективность игрового метода в повышении двигательной активности и достижения удовлетворённостью уроками физической культуры высока. Эффективность игрового метода состоит в том, что он помогает сформировать у подростков способность применять изученное упражнение в условиях ограниченного времени и эмоционального напряжения. Включение в эстафеты нескольких изученных двигательных действий, когда одно вызывает затруднение выполнения другого, позволяет приблизить обучение к действиям жизненных ситуаций. Так, например, совершенствуют метание в цель после бега, а ловлю и передачу мяча - во время передвижения по кругу. Эти и подобные ситуации помогают моделировать естественные условия выполнения упражнений и прочно усваивать учебный материал. Высокий эмоциональный накал, разнообразие решаемых в играх двигательных задач способствует не только формированию и закреплению устойчивого интереса к занятиям физической культурой, но и стимулирует их двигательную активность.

.В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межличностные отношения типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, а также типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления.

Игровой метод ориентирован на обучение без принуждения, что немаловажно в физическом воспитании учащихся. Его характерная особенность - обязательное присутствие соревновательной деятельности двух противоборствующих сторон, что требует от обучающихся проявления максимальных психологических и физических усилий, стремления обучающихся добиться победы при соблюдении оговоренных правил игры. .

Чтобы повысить заинтересованность учащихся в качественном выполнении порядковых и строевых упражнений, можно дать задание на их выполнение в игровой обстановке. Для этого лучше группу разделить на отдельные команды и провести игру-соревнование на лучшее выполнение этих упражнений, а учащиеся при этом оценивают друг друга.

Многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем подростка. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у обучающихся.

Эффективность применения игрового метода, в силу всех присущих ему особенностей, в том, что он вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение подростка к занятиям физическими упражнениями, делает их радостными и желанными.

На современном этапе, на общем фоне неблагополучия здоровья населения особую актуальность представляет сохранение, укрепление и формирование здоровья подрастающего поколения.

Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию.

Эффективное повышение уровня физической подготовленности и формирование физических способностей, приобретение различных двигательных навыков указывают на более широкое применение в процессе занятий физической культурой игрового и соревновательного методов.

Реализация принципов обучения осуществляется путем проявления в процессе физического воспитания разнообразных методов и методических приемов. Применяемые в практике работы методы и приемы должны обеспечивать воспитывающий характер обучения, соответствовать поставленной задаче, особенностям учебного материала, уровню подготовленности обучающихся, условиям проведения занятий. Применение игрового и соревновательного методов позволяет комплексно развивать двигательные качества в их взаимосвязи, а также сочетать этот процесс с формированием двигательных навыков. Соревновательный метод обладает такой же способностью создавать положительный эмоциональный фон и положительное отношение к занятиям физическими упражнениями так же, как игровой метод.

Соревновательный и игровой методы дают возможность полностью раскрывать функциональные и психические возможности обучающихся и выводить их на новый уровень подготовленности. При правильном использовании этих методов раскрываются широкие возможности для воспитания чувства коллективизма, инициативы, настойчивости, выдержки, сознательной дисциплины.



© 2010-2022